Тема урока: Водород. Химический элемент и простое вещество.
Физические и химические свойства.
Место урока: «Неорганическая химия» 8 класс.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, закрепление).
Цели урока:
Образовательная: познакомиться с водородом, его физическими и химическими свойствами, нахождением в природе.
Развивающая: развитие умений самостоятельного приобретения знаний, используя различные источники информации, определение выводов, формирования творческой деятельности.
Воспитательная: формирование активности познавательной деятельности через установление межпредметных связей, воспитание культуры делового обучения.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, использование ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
— презентация учителя и учащихся;
— технологическая карта, кроссворд учащимся;
— тесты (для закрепления).
Ход урока.
I. Организационный. Создание эмоционального фона, формирование мотивации.
«Взгляни на звезды, много звезд
В безмолвии ночном.
Горит, блестит кругом луна
На небе голубом». Баратынский Слайд № 1
Учитель: О чем идет речь в стихотворении? Учащиеся: о звездах (луне).
Учитель: Их количество во Вселенной огромно. Как Вы считаете, какой химический элемент занимает первое место по распространенности во Вселенной? Чтобы ответить на этот вопрос, решите кроссворд, отгадайте ключевое слово, оно поможет сформулировать тему урока. Слайд № 2
Ключевое слово: водород. Слайд № 3
Учитель: Что Вы хотите знать о водороде?
(нахождение в природе, свойства водорода) Слайд № 4
II. Изучение нового материала.
Тема урока: Водород. Химический элемент и простое вещество.
Физические и химические свойства.
Цель урока: сравнить понятия «химический элемент», «простое вещество»;
изучить физические и химические свойства водорода. Слайд № 5
(работа учащихся с технологической картой)
Задание № 1. Заполните пропуски. Вывод. Слайд № 6,7,8
(дополнительный материал – Солнце, звезды Слайд № 9,10)
Содержание в атмосфере, в природе (вода, метан) Слайд № 11,12,13
Задание № 2. Определите массовую долю (%) водорода в соединениях:
а) метан б) вода. Сделайте вывод: какое соединение богаче водородом?
Слайд № 14
В состав: каменный уголь, горные породы, минералы. В земной коре: на каждые 100 атомов других элементов приходится 10 атомов водорода. Слайд № 15,16
Задание 3. Заполните таблицу (водород – химический элемент: химический знак, Аr, валентность, история открытия – Кавендиш,
Лавуазье) Слайд №17, 18, 19, 20
Задание 4. Заполните таблицу (водород – простое вещество: химическая формула, Мr, физические свойства) Слайд № 21, 22
опыт № 1 (мультимедиа) слайд № 23
Вопрос (тест): В каком предложении говорится о водороде как о простом веществе, а в каком – как о химическом элементе? (водород входит в состав воды; водород самый легкий газ).
Водород. Химические свойства. Взаимодействие с простыми веществами:
а) неметаллами — О2, S, Cl2, N2, Р, С; б) металлами – К, Nа, Li, Са, Ва.
(слайд № 24, опыт 2 (мультимедиа) – слайд № 25,
гремучий газ – слайд № 26, опыт 3 (мультимедиа) – слайд № 27,
опыт № 4 (мультимедиа) – слайд № 28).
Ответы (уравнения химических реакций) Слайд № 29, 30
500 С
Взаимодействие со сложными веществами: оксидами металлов (CuO, FеО (+500 С), Fе2О3). (слайд № 31, опыт 5 (мультимедиа) – слайд № 32)
Ответ (уравнение химической реакции) Слайд № 33
III. Рефлексия. Подведение итогов (что выучили на уроке?) Слайд № 34
Составление пятистишия.
(1. Водород.
2. Легкий, бесцветный.
3. Взаимодействует, восстанавливает, горит.
4. Водород – самый распространенный во Вселенной.
5. Восстановитель). Слайд № 35
Тестовые задания (1, 2, 3, 4 вариант). Домашнее задание: параграфы – 30, 31, 31. стр. 86. № 5, 6; стр. 88. № 8 (а, б, г), № 7. Творческое задание: рассказ, сказку, эссе, стихотворение, кроссворд о водороде; нарисовать рисунок).
Творческое задание «Почему Водород называют топливом будущего?».