Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда
Конспект урока по химии
в 8 классе
«Обобщение сведений о типах химических реакций»
подготовила
учитель химии
Матвеева Людмила Владимировна
Волгоград 2011
Тема: Обобщение сведений о типах химических реакций (слайд 1)
Цель: закрепить знания учащихся об основных типах химических реакций, совершенствовать навыки решения уравнений реакций различных типов, умения определять тип реакции исходя из уравнения реакции.
Учащиеся должны знать: определение понятия химическая реакция, классификацию химических реакций по различным признакам, признаки химических реакций, условия протекания химических реакций. (слайд 2)
Учащиеся должны уметь: определять тип предложенных реакций, решать уравнения реакций, давать характеристику предложенным реакциям. (слайд 3)
Оборудование: компьютер, проектор, слайды.
Ход и содержание урока.
Оргмомент. Цели и задачи урока.
Актуализация ранее полученных знаний.
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием химические реакции, признаками реакций, условиями протекания реакций и основными типами реакций. Сегодня на уроке мы должны систематизировать полученные знания и определить, насколько хорошо нами усвоены данная тема, можем ли мы применить полученные знания при решении практических задач.
Прежде всего, вернемся к основополагающим понятиям данной темы. (слайд 4)
Вспомните:
определение химической реакции
признаки химических реакций
условия протекания реакций
определение химического уравнения.
Предполагаемые ответы:
Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называют химическими явлениями или химическими реакциями.
Признаки химических реакций:
— образование осадка,
— изменение цвета,
— образование газа,
— появление запаха,
— свечение,
— образование тепла и т. д.
3) Условия протекания реакций:
— наличие веществ,
— возможность взаимодействия веществ,
— соприкосновение веществ,
— соблюдение оптимальных условий проведения реакции.
4) Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.
Определите, какие схемы из предложенных ниже, можно назвать химическими уравнениями: (слайд 5)
H2 + Cl2 → HCl
2Ca + O2 → 2CaO
Cu (OH)2→ CuO + H2O
Zn + HCl → ZnCl2 + H2
Почему?
Предполагаемый ответ:
2Ca + O2 → 2CaO
Так как количество атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения одинаково.
Составьте уравнения химических реакций по следующим схемам: (слайд 6)
Li + N2 → Li3N
AgNO3 + Cu → Cu (NO3)2 + Ag
H2SO4 + BaCl2 → BaSO4 + HCl
KNO3 → KNO2 + O2
Два ученика работают у доски.
Предполагаемые ответы:
6 Li + N2 = 2Li3N
2AgNO3 + Cu = Cu (NO3)2 + 2Ag
H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl
2KNO3 = 2KNO2 + O2
Определите по предложенным схемам определите основные типы химических реакций (слайд 6)
А + ВС → АС + В
СВА → С + В + А
АД + СВ → АВ + СД
АС + Д → СДА
Дайте определение каждого типа реакций.
Предполагаемые ответы:
1) А + ВС → АС + В реакция замещения
Реакции замещения – это такие реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.
2) СВА → С + В + А реакция разложения
Реакции разложения – это такие реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более новых веществ.
3) АД + СВ → АВ + СД реакция обмена
Реакции обмена – это такие реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.
4) АС + Д → СДА реакция соединения
Реакции соединения – это такие реакции, в результате которых из одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество.
Обобщение сведений о классификации химических реакций.
Но при изучении данной темы, мы знакомились еще и с другими типами реакций. Сегодня мы создадим единую схему классификации химических реакций. На основании данной схемы можем дать характеристику каждой химической реакции.
По тепловому эффекту (слайд 8)
↓ ↓
Экзотермические Эндотермические
↓ ↓
с выделением тепла с поглощением тепла
(А + Д → С + Q) (В + С → Д — Q)
4P + 3O2 → 2P2O3 + Q CaCO3 → CaO + CO2 – Q
По направлению протекания реакции (слайд 9)
↓ ↓
Необратимые Обратимые
Условия необратимости:
а) образование осадка
б) выделение газа
в) образование воды
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 ↑ 2SO2 + O2 ↔ 2SO3
По участию катализатора (слайд 10)
↓ ↓
Каталитические Некаталитические
(с участием катализатора) (без катализатора)
Fe
N2 + 3H2 ↔ 2 NH3 C + O2 = CO2
По числу и составу участвующих веществ (слайд 11)
↓ ↓ ↓ ↓
Соединение Разложение Замещение Обмен
2SO2 + O2 = 2SO3 CuO + Zn = ZnO + Cu
2Ag2O = 4Ag + O2 KOH + HCl = KCl + H2O
Выполнение упражнений.
Зная основные признаки, по которым классифицируют химические реакции. Можно дать характеристику каждой отдельной реакции по ее уравнению.
Образец характеристики реакции (слайд 12)
4P + 3O2 = 2P2O3 + Q
— экзотермическая
— необратимая
— некаталитическая
— соединения
Задание. Дайте характеристику каждой из предложенных реакций, по ее уравнению. (слайд 13)
Учащиеся поочередно работают у доски. Те, кто самостоятельно выполнит все задания, могут дать работу на проверку. (слайд 13)
1) Al + Cr2O3 → Al2O3 + Cr + Q
kt
2) KClO3 → KCl + O2 – Q
3) N2 + O2 ↔ NO – Q
4) NaOH + H2SO4 → Na2SO4 + H2O + Q
kt
5) C2H4 + H2 ↔ C2H6 + Q
6) SiO2 + C → Si + CO – Q
7) Ba (OH)2 + H3PO4 → Ba3(PO4)2 + H2O + Q
Предполагаемые ответы:
2Al + Cr2O3 = Al2O3 + 2Cr + Q
— экзотермическая
— необратимая
— некаталитическая
— замещения
kt
2) 2KClO3 = 2KCl + 3O2 – Q
— эндотермическая
— необратимая
— каталитическая
— разложения
3) N2 + O2 ↔ 2NO – Q
— эндотермическая
— обратимая
— некаталитическая
— соединения
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O + Q
— экзотермическая
— необратимая
— некаталитическая
— обмена
kt
5) C2H4 + H2 ↔ C2H6 + Q
— экзотермическая
— обратимая
— каталитическая
— соединения
6) SiO2 + 2C = Si + 2CO – Q
— эндотермическая
— необратимая
— некаталитическая
— замещения
7) 3Ba (OH)2 + 2H3PO4 = Ba3(PO4)2 + 6H2O + Q
— экзотермическая
— необратимая
— некаталитическая
— обмена
Домашнее задание: (слайд 14)
Повторить § 25 – 32
Упр. 3,4 стр. 168
Использованная литература:
Изучаем химию в 8 классе. Дидактические материалы.- Габриелян О.С., Смирнова Т.В. – М.: Блик плюс, 2004
Химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 11-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2006. – 267 с.
Разработка урока авторская.