МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Белгородской обл. Белгородского р-на»
Конспект урока по химии
в 9 классе
(программа и УМК О.С.Габриелян основная школа)
«Понятие о предельных одноатомных спиртах.
Трехатомный спирт – глицерин»
Подготовила:
учитель химии
Евко Надежда Владимировна
Дубовое 2010г.
Конспект урока по теме
«Понятие о предельных одноатомных спиртах.
Трехатомный спирт – глицерин»
Евко НадеждаВладимировна
учитель химии
1квалификационной категории
МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа с УИОП»
Цель урока: Создать условия для формирования у школьников представления об производных углеводородов – спиртами, номенклатурой, классификацией, физическими и химическими свойствами.
Задачи урока: Познакомить учащихся с производными углеводородов — спиртами, ввести понятие “функциональная группа”, ознакомить с их составом, первоначальными понятиями классификации, физическими и химическими свойствами.
Обеспечить развитие познавательной активности учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать логическое мышление, умение самостоятельно формулировать выводы.
Создать условия для возникновения у учащихся желания беречь своё здоровье, соблюдать технику безопасности, проводить антиалкогольную пропаганду.
Оборудование для учителя: виртуальная лаборатория, компьютер, проектор, презентация подготовленная учителем,
Оборудование для учащихся: малая химическая лаборатория, набор для сборки шаростержневых молекул. «Ведомость успеха учащегося», тексты лабораторных опытов, лист «Рефлексии»
Реактивы: глицерин, этанол, вода медная проволочка, гидроксид меди-2 свежеприготовленный, спиртовка, спички.
Тип урока. Изучение нового учебного материала, первичное закрепление с мультимедийным сопровождением.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка выполнения домашнего задания.
Актуализация и учет ранее изученного материала.
(опрос учащихся по вопросам слайд-2)
Вопросы: Какие соединения называются органическими?
На какие группы делятся изученные углеводороды?
Какие углеводороды называют предельными?
Какие углеводороды называют непредельными? Почему?
Какие классы органических веществ нам уже знакомы?
(индивидуальная работа с заданием №1 в ведомости успеха учащегося)
Ф.И._____________________________________________
Верно ли утверждение? | «да» | «нет» | |
| Углерод в органических соединениях всегда проявляет валентность-4 | «да» | «нет» |
| Общая формула для алканов: СnН2n+2 | «да» | «нет» |
| Общая формулу для алкенов: СnН2n—2 | «да» | «нет» |
| Ряд органических веществ сходных по составу, строению, свойствам, но отличающихся на СН2 группу – изомеры | «да» | «нет» |
| Качественный и количественный состав органического соединения показывает молекулярная формула | «да» | «нет» |
| Метану соответствует формула: СН4 | «да» | «нет» |
| Гексану соответствует формула: С5Н12 | «да» | «нет» |
| Бутену соответствует формула: С4Н10 | «да» | «нет» |
| Группа атомов СН2 – гомологическая разность | «да» | «нет» |
| Радикал СН3— называется метил | «да» | «нет» |
(взаимопроверка, проверка слайд-3)
Изучение нового материала. I.
(учитель) Всюду в нашей жизни мы встречаемся с органической химией: мы едим продукты химической промышленности, мы одеваемся непосредственно в ее результаты. Сколько еще вокруг всего того, что нам дает органическая химия: кроме одежды, обуви, еды, органическая химия дает нам жизнь. Да, — жизнь! Ведь, благодаря именно этой химии мы можем проводить сложные операции (наркоз), лечить ангину и просто ставить уколы, где в качестве антисептика мы выбираем этиловый спирт. Слово спирты́ — это (устар. алкоголи). Слово «алкоголь» — происходит из арабского языка الكحل (al-kuḥl) и означает «порошкообразная сурьма». В русский язык слово пришло через нем. Alkohol. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с представителями класса одноатомных спиртов. С их характерными свойствами, областями применения.
Формулировка темы, цели, плана урока совместно с учащимися
Каждый класс веществ отличается наличием каких-либо атомов. Например, в неорганической химии: кислоты – наличием иона водорода Н+, основания – наличием гидроксо группы ОН—. Чем же отличаются спирты от других органических соединений? также и в органической химии производные углеводородов отличаются друг от друга различными атомами – функциональной группой. (запись определения в тетрадь) Функциональная группа — совокупность атомов, определяющая характерные химические свойства данного класса веществ. Если заменить атом водорода в углеродной цепи на какую-либо функциональную группу, получаются производные углеводородов. Наличие определённой функциональной группы определяет принадлежность соединений к определённому классу органических веществ. (Демонстрация слайда 4 с видами функциональных групп органических веществ).
Выполнение задания по составлению формул спиртов (слайд 5) Ученики делают вывод, что для спиртов характерна гидроксогруппа – ОН
Вывод общей формулы для спиртов и формулировка определения учащимися «спирты»
Объяснение правила номенклатуры спиртов (демонстрация слайда 6)
(индивидуальная работа с заданием №2 в ведомости успеха учащегося)
(проверка выполнения через проектор(слайд 7))
Классификация спиртов:
(сообщение учителя (слайы 8,9,10))
1. По числу гидроксильных групп: одноатомные (одна группа -ОН),
многоатомные (две и более групп -ОН)
2. По строению радикалов:
предельные (например, СH3 — CH2–OH)
непредельные, (CH2=CH–CH2–OH)
ароматические (C6H5 — CH2–OH)
Составление шаростержневых моделей молекул веществ Задание 1 группа — метанола, 2 группа — этанола. (один из учеников в это же время составляет шаростержневые модели молекул всех предложенных веществ с помощью виртуальной лаборатории «конструктор молекул» затем проверяем правильность составления моделей)
Совместно с учениками выявляем зависимость состава спиртов с физическими и химическими свойствами (образование водородных связей между молекулами спиртов)
Вывод учащихся: между молекулами спиртов образуются водородные связи, они должны хорошо растворяться в воде
Физкульт минутка
Сделанный ранее вывод проверяем лабораторными опытами
III. (Инструктаж учащихся по технике безопасности с химическими веществами)
Выполнение лабораторных опытов по группам
Группа 1 по тексту л.р.(приложение 2)
Лабораторный опыт №1 Физические свойства этилового спирта
Цель: исследовать физические свойства этилового спирта
Оборудование: этиловый спирт, вода, чёрно-белый экран, пробирка.
Группа 2 по тексту л.р.
Лабораторный опыт №1 Физические свойства глицерина
Цель: исследовать физические свойства глицерина
Оборудование: глицерин, вода, чёрно-белый экран, пробирка.
(заполнить таблицу)
Физические и химические свойства многоатомных спиртов
Агрегатное состояние | цвет | запах | Растворимость в воде | Относительная плотность | Температура кипения | Воздействие на организм | |
Метанол | жидкость | Б/ц | Запах алкоголя | Хорошо растворим | 0,7917
| 64,7 | Очень ядовит |
1 Группа этанол |
|
|
|
|
|
|
|
2 Группа глицерин |
|
|
|
|
|
|
|
Проверка заполнения таблицы >(слайд 11)
Анализ лабораторной работы вывод учащихся: Хорошая растворимость спиртов доказывает наличие водородных связей
Выполнение лабораторных опытов №2 по группам, (приложение 2) Группа№1 Химические свойства этилового спирта
Цель: исследовать химические свойства этилового спирта
Оборудование: этиловый спирт, спиртовка, спички, медная проволока, пробирка.
Группа №2 Химические свойства глицерина
Цель: исследовать химические свойства глицерина
Оборудование: глицерин, раствор гидроксида натрия, сульфат меди (П) пробирки.
Ход работы:
Что делал | Что наблюдал | вывод | |
1 Группа этанол |
|
|
|
2 Группа глицерин |
|
|
|
Проверка выполнения работы (слайд 12) Выводы учащихся
Применение спиртов (работа с учебником)заполнение схемы:
Применение этанола
проверка заполнения схемы (слайд 13)
Блиц-опрос учащихся (Вредное воздействие спиртов на человеческий организм человека )
Закрепление и применения изученного:
(индивидуальная работа с заданием №3 в ведомости успеха учащегося)
Задание №3.
1. Назвать вещества и класс, к которому они принадлежат:
1 вариант 2 вариант:
Название соединения | формула | Название соединения | |
а) С10Н22; | | а) С4Н8; | |
б) С2Н4 | | б) С2Н5ОН; | |
в) С3Н7ОН; | | в) С7Н16; | |
г) СН3ОН; | | г) С4Н9ОН | |
2.Выполните задание:
1 вариант: 2 вариант:
Закончить предложение: Реактивом на глицерин является: | |
|
|
*3. Написать уравнения реакций по схеме СН4—>СН3CL—>C2H6 | *3. Написать уравнения реакций по схеме С2Н6—>С2Н4—>СО2 |
1. | 1. |
2. | 2. |
(проверка выполнения через проектор(слайд 14))
(сбор заполненных ведомостей успеха учащихся и их оценка)
Рефлексия: «оцени свою работу на уроке»
(отметь свои ответы)
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
7.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно
Домашнее задание: П 36 упр. 1, 5
творческая работа по теме “Спирты” (составить презентацию).
Литература:
1. Габриелян, О. С. Химия. 9 класс. учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2005.
2. Габриелян, О. С. Химия 9 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2006.
3. Степин, Б. Д., Аликберова, Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.
4. Ширшина, Н. В. Химия для гуманитариев. – Волгоград: Учитель, 2004.
5. CD Виртуальная лаборатория
6. http: // www.shkola.edu.ru.
7. http: // school-collection.edu.ru