Иванова Анна Владимировна
ГБОУ СОШ №1909 ЮВАО г. Москвы
Учитель химии
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ»
Цель: Закрепить знания об особенностях электронного строения металлов, химических свойствах на примере щелочных металлов; закрепить умение составлять электронный баланс, уравнения реакций в ионном виде.
Оборудование: кристаллизатор, фильтровальная бумага, ножницы, пинцет, таблица «Периодическая система», учебник Рудзитис «Химия 9»
Реактивы: литий, натрий, вода, фенолфталеин.
План урока:
Фронтальный опрос- особенности металлов;
Новая тема:
Положение в ПС щелочных металлов;
Особенности строения атомов щелочных металлов;
Физические свойства щелочных металлов;
Особенности химических свойств;
Соединения щелочных металлов и их свойства.
Заключение.
Ход урока.
Фронтальный опрос.
— Каких элементов больше- металлов или неметаллов?
-Где расположены металлы в периодической системе?
-Каковы особенности строения атомов, простых веществ металлов?
-Какие химические свойства характерны для металлов? Почему?
Назовите Самые типичные металлы, Самые «металличные». (учащиеся называют элементы первой А-группы)
Новая тема.
Учитель объявляет тему, сообщает задачи, цели урока)
-Где эти элементы расположены в периодической системе? (записать)
-Исходя из положения элементов в ПС, скажите, что общего в строении их атомов? (на внешнем энергетическом уровне – 1электрон, это S-элементы)
Задание. Составить схемы строения, электронные формулы для Li, Na, K.
( 3-ое учащихся выполняют задание на доске, остальные в тетради).
Демонстрация опыта. Физические свойства щелочных металлов.
Учитель обращает внимание на условия хранения металлов- в жестяных банках, литий- в вазелине, так как это лёгкий металл, натрий и другие металлы- в керосине.
Пинцетом учитель достает кусочки лития и магния и промакивает их фильтровальной бумагой. Затем делает срез металлов, демонстрируя характерные для металлов свойства- пластичность, металлический блеск.
-Какие физические свойства характерны для щелочных металлов? (Учащиеся перечисляют, записывают).
-Как вы думаете, почему эти вещества хранятся в таких условиях? (Вещества ОЧЕНЬ активны).
Самостоятельная работа с учебником. Задание. Выписать из учебника схему взаимодействия щелочных металлов с другими веществами. Используя схему, составить уравнения химических реакций.
I вариант для Li;
II вариант для Na.
Для уравнений реакций с кислородом и водой составить электронный баланс. (Двое человек выполняют задание у доски на оценку, остальные- в тетрадях. В конце- взаимная проверка в паре)
-Какой из щелочных металлов будет активнее взаимодействовать с другими веществами? Почему?
Демонстрация опыта. В 2 кристаллизатора налить воду, добавить в один- приготовленный ранее кусочек лития, а в другой- кусочек натрия.
-Что наблюдаете?
-Какой газ выделился?
-Почему эти металлы называют щелочными? (При взаимодействии с водой образуются щелочи).
Демонстрация опыта. К полученным растворам добавить фенолфталеиновый.
-Что наблюдаете?
-Что такое Щелочи?
-Какие свойства характерны для щелочей? (взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, растворимыми солями, если образуется осадок).
Задание. Написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:
Гидроксид натрия и серная кислота;
гидроксид лития и углекислый газ;
гидроксид калия и хлорид цинка.
Итак,
Первой группы элементы
Одинаково валентны,
Легкоплавки и мягки,
Серебристы, как снежки.
Только с ними не зевай-
К ним воды не наливай!
Не послушаешь совета
И поплатишься за это!
Не услышишь мой призыв-
Грянет в классе страшный взрыв!
И тогда ты, наш дружок,
Испытаешь страшный шок!
Потому что двойку сразу
Ты получишь за урок.
После такого стихотворения уместно огласить оценки за урок
Стихотворение из газеты «Химия» 1998г., №13, Конкурс «Я иду на урок».