Предмет – химия.
Класс – 8.
Тема урока: «Соли в свете теории электролитической диссоциации, их свойства».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: традиционный.
Цели урока: дать понятие о солях как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по составу, охарактеризовать общие свойства солей в свете ионных представлений.
Образовательные задачи: спрогнозировать свойства солей как электролитов, рассмотреть качественные реакции на катионы и анионы солей.
Развивающие:
развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи);
развивать интеллектуальные умения (развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, умение прогнозировать, наблюдать, доказывать, устанавливать причинно – следственные связи;
развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание);
развивать практические навыки в проведении лабораторных опытов.
Воспитательные задачи: учить работать самостоятельно, уметь сравнивать, делать выводы.
Оборудование к уроку: учебник, мультимедийный проектор, ПК, растворы: NaCl, K2SO4, BaSO4, AlCl3, Al2(SO4)3, NaHCO3, AlOHCl2., NaOH, FeSO4, , CuSO4,. KCl, LiCl, KMnO4, K2 Cr2O7. Пробирки, спиртовки, спички, нихромовая проволока.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка цели данного занятия.
Сообщение учителя: « Здравствуйте ребята! На сегодняшнем уроке мы должны дать понятие о солях как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по составу, охарактеризовать общие свойства солей в свете ионных представлений».
Определение задачи данного этапа.
Создание рабочей атмосферы. Нацелить учащихся на разрешение вопросов, поставленных в ходе формулирования цели занятия.
Сообщение учителя: «Для достижения данной цели нам необходимо будет попробовать спрогнозировать химические свойства солей и рассмотреть качественные реакции на катионы и анионы солей».
Методом организации работы учащихся на данном этапе является вводная беседа.
Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний.
1. Целями данного этапа являются: подготовить учащихся к восприятию нового материала; повышение интереса учащихся к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала; включение учащихся в интересную для них форму работы. Задачами данного этапа являются: сформулировать тему урока. дать определение солям как электролитам; рассмотреть классификацию солей и их диссоциацию в водных растворах; рассмотреть значение поваренной соли для организма человека.
2. Методами, способствующие решению поставленных целей и задач являются: фронтальная беседа по вопросам, самостоятельная работа учащихся и выполнение упражнений.
1).Через проектор учащимся предлагаю запись:
Na+ ; SO42– ; Cl–; Ba2+; Al3+ .
Ребята, прежде чем сообщить Вам тему урока, прошу посмотреть на запись и ответить, что Вы видите в данной записи. Ответы запишите в тетрадь.
Организую самопроверку. Через проектор показываю правильные ответы и критерии оценки.
Ионы, катионы, анионы, простые ионы, сложные ионы
химический элемент в виде свободных ионов.
«5» — 6 правильных ответов;
«4» — 5,4 правильных ответов;
«3» — 3 правильных ответа;
«2» — 2 правильных ответа.
Один из желающих учащихся анализирует задание:
ионы – потому, что данные частицы имеют заряд;
катионы – ионы с положительным зарядом,
анионы – ионы отрицательным зарядом, и т.д.
2). Предлагаю учащимся из задания 1выписать:
— катионы ; — анионы –
Вопрос: Формулы, каких веществ можно составить из данных катионов и анионов?(соли).
Это и есть тема нашего урока. Соли… продолжите тему исходя из данных записей. Учащиеся легко продолжают – с точки зрения электролитической диссоциации, или соли как электролиты.
3. Критерием достижения целей и задач данного этапа являются 100% положительные ответы учащихся на поставленные вопросы в ходе беседы и выполнения заданий. В случае достижения 100% положительных ответов учащихся на поставленные вопросы в ходе беседы и выполнения заданий переходим к следующему этапу занятия.
4. В противном случая необходимо повторить следующее:
1. Определение солей как сложных неорганических соединений.
2. Понятие об ионах и их классификацию (Слайд «Типы ионов» из темы «Теория ЭД»).
5. Для организации совместной деятельности с учащимися использую следующие методы: фронтальная беседа, самостоятельная работа учащихся.
6. Методами мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе этапа является поощрение учащихся с помощью похвалы. Обратить внимание на правильные ответы слабоуспевающих учащихся, создавая для них ситуацию успеха.
III. Изучение нового материала.
1. Постановка конкретной учебной цели и задач перед учащимися.
Сообщение учителя: «Далее мы должны рассмотреть особенности протекания химических реакций с участием солей, для этого мы должны углубить знания о классификации солей и их диссоциации, а также рассмотреть качественные реакции на катионы и анионы солей».
2. Методами и формами изложения нового учебного материала являются: исследователский, фронтальная беседа, индивидуальная и групповая работа.
1-ый этап. Классификация солей и их диссоциация.
1). Учитель: Назовите самую популярную в повседневной жизни соль (поваренная соль или хлорид натрия). Именно она дала название целому многочисленному классу веществ. Соль сыграла исключительную роль в человеческой истории и неспроста в вечную латынь вошла емкая и многозначительная фраза: «Cum grano salis» — «в этом вся соль». О поваренной соли можно говорить не один урок. Она имеет историю, популярность и громаднейшее значение в нашей жизни. В организме человека содержатся не только ионы Na+, которые поддерживают жизненно необходимый водно-солевой баланс и ионы Cl— способствующие
образованию соляной кислоты в желудке. Почти вся периодическая система представлена в человеческом организме.
2). Фронтально повторяем, что такое электролитическая диссоциация. В каких случаях она возможна. Предлагаю учащимся, пользуясь таблицей растворимости записать диссоциацию солей:
NaCl, K2SO4, BaSO4, AlCl3, Al2(SO4)3, NaHCO3, AlOHCl2.,
дать объяснение записям, попробовать сформулировать определение солей с точки зрения ТЭД.
Один из учащихся записывает на доске, остальные – в тетрадях.
Провожу индивидуальную диагностико – коррекционную работу (прохожу по классу и обращаю внимание на записи, которые учащиеся делают в тетрадях и корректирую их работу).
Учащиеся отмечают, что BaSO4 на ионы не распадается, а веществ
NaHCO3, AlOHCl2 в таблице растворимости нет.
Организую работу с учебником. Ознакомление с основными и кислыми солями и их диссоциацией.
3). Подвожу итоги первого этапа через диалог с классом:
1.Что мы называем солями с точки зрения ТЭД?
2.Объясните алгоритм записи диссоциации растворов средних солей содержащих в формуле индексы.
3.Как диссоциируют кислые соли?
4.Как диссоциируют основные соли?
По ходу диалога провожу коррекцию и мотивацию.
2-ой этап. Химические свойства солей:
1 свойство: взаимодействие с солями.
1). Предлагаю учащимся выбрать из набора реактивов растворы: FeSO4, Al2(SO4)3 , CuSO4,.
Пользуясь таблицей растворимости, выясните, являются ли выданные растворы электролитами? (работают с таблицей растворимости)
2.Что общего в составе данных солей? (ион SO42–)
3.Предложите способ определения этой группы солей (по иону SO42–)
4.Какими реактивами можно воспользоваться, чтобы определить наличие сульфат иона в растворе ( растворами содержащими Ba2+ ,Sr2+, Pb2+).
4.Докажите практически, что все соли сульфаты
5. Запишите краткие ионные уравнения и сделайте вывод.
Учащиеся выполняют опыт, записывают ионные уравнения (один учащий на доске, остальные в тетрадях) и формулируют выводы :
А) Растворы солей можно определять по аниону, для этого нужно подобрать реактив с катионом способным осадить определяемый анион.
Б) Реактивом могут быть растворимые соли.
В) Растворы солей реагируют с растворами солей, если в результате образуется осадок.
2 свойство. Взаимодействие со щелочами.
1.Чем отличаются по составу выданные вам растворы (разные катионы)
2. Найдите в таблице растворимости один реактив, которым можно распознать все три соли (реактив содержащий ион OH–, щелочь)
3.Что образуется при взаимодействии соли со щелочью? (новая соль и нерастворимое основание).
Возьмите с набора раствор NaOH. Спрашиваю правила техники безопасности, которые нужно соблюдать при работе со щелочами. Предлагаю провести опыт по распознаванию выданных растворов и записать краткие ионные уравнения.
Проверяю выполненное задание – три сильных ученика записывают результаты на доске и комментируют. По ходу провожу коррекцию с теми, у кого при оформлении допущенны ошибки.
Используя приобретенные в ходе эксперимента знания, дайте визуальную характеристику солям (разные по цвету, окраску солям придают ионы Fe2+, Сu2+)
Предлагаю учащимся сделать выводы по второй части эксперимента.
А) растворы солей можно определить по цвету катиона, катионы Cu2+ придают раствору синий цвет, катионы Fe2+ — желтоватый.
Б) некоторые катионы можно обнаружить, осаждая их гидроксид ионами, при этом получаются осадки различных цветов:
Cu(OH)2 – голубой, Fe(OH)2 – болотный, Al (OH)3 – белый, желеобразный.
В) растворы соли реагируют со щелочами с образованием новой соли и нерастворимого основания.
3 свойство. Взаимодействие с кислотами.
1. Возьмите из набора карбонат кальция и раствор карбоната натри.
2. Являются ли они электролитами ( кроме карбоната кальция, так как не растворим).
3. Предложите способ определения этих солей (по катиону)
4. С помощью какого реактива.
Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель поясняет, что это ионы водорода.
5. Докажите это опытным путём. Составьте уравнения реакций (двое учащихся у доски, остальные в тетрадях).
6. Когда в домашних условиях можно использовать подобную реакцию (гашение соды уксусом, так как уксусная кислота также относится к классу кислот).
Предлагаю учащимся сделать выводы по третьей части эксперимента:
А ) Реактивом на карбонат – ионы являются ионы водорода, входящие в состав кислот;
Б ) С кислотами могут реагировать как растворимые, так и нерастворимые соли.
3. Организацию индивидуальной и групповой деятельности учащихся провожу с использованием диагностико – коррекционной работы в ходе фронтальной беседы, исследовательской и самостоятельной работы учащихся.
4. Критерием определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу является индивидуальная диагностико – коррекционная работа, которая проводится в ходе всего этапа занятия и позволяет отслеживать объём выполняемой работы учащимися в своих тетрадях.
5. Методом, стимулирующим учебную активность учащихся является исследовательский характер учебно – познавательной деятельности учащихся, который позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь пробуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
IV. Первичное осмысление и закрепление материала на практике.
Сообщение учителя: «А теперь на конкретных примерах отработаем навыки распознавания солей и составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства солей. Для этого вам необходимо выполнить небольшую самостоятельную работу в форме тестирования. По окончании проделанной работы, вы сможете проверить свои результаты и получить необходимые консультации».
Методом и формой проведения данного этапа является самостоятельная работа учащихся в форме тестирования, фронтальная беседа.
Тестирование, проверка и корректировка.
Критерием, позволяющим определить степень усвоения учащимися нового материала является блиц-проверка с последующей корректировкой.
В случае достижения 100% положительных ответов учащихся на вопросы теста, в ходе беседы и выполнения заданий переходим к следующему этапу занятия.
В противном случая необходимо повторить следующее:
1. Определение солей как электролитов.
2. Обратить внимание учащихся на признаки реакций ионного обмена, протекающих до конца.
V. Подведение итогов.
1. Для мотивирования учебной активности учащихся в ходе самостоятельной работы даю разноуровневое домашнее задание.
2. Определение результатов, которые достигли учащиеся в ходе занятия, провожу в соответствии с критериями «ЗУН» по предмету.
9