Интегрированный урок по теме:
«Обобщение сведений по теме: «Углеводы». 10класс.
учитель химии МОУ СОШ № 79 г. Уфы: Тайгильдина Татьяна Семеновна
Цель:
Образовательные: отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс углеводов; обобщить сведения о зависимости свойств углеводов от их строения; уметь применять различные методы решения расчетных задач, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.
Развивающие: формирование умений сравнивать, обобщать свойства изученных явлений и процессов. Выполнять опыты по распознаванию углеводов среди других органических соединений; развитие логического мышления, зрительной памяти, потребности к самообразованию, совершенствование химической речи, навыков по исследованию химических веществ, развитие творческой деятельности учащихся.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, уверенности в себе, воспитание культуры общения.
Оборудование: компьютер, дидактические карточки, лабораторное оборудование и
химические реактивы для опытов.
Урок рассчитан на 2 часа, класс разделен на 3 группы.
Ход урока:
Учитель: Ребята сегодня мы проводим необычный урок, посвященный одним из важнейших органических веществ на Земле, входящих в состав любой живой клетки. Это углеводы! Изучая биологию, мы могли убедиться, что если бы исчезли углеводы. То исчезла бы жизнь на земле. Мы знаем, что углеводы образуются в растениях в процессе фотосинтеза. Обратите внимание, на высказывание, записанное на доске (см. слайд №1). Таким веществом, в котором запасена энергия солнца, являются в первую очередь углеводы. Зеленым листом ежегодно производятся миллиарды тонн углеводов. Это во многом раз больше, чем каких-либо других химических соединений на Земле. Мы знаем, что живые организмы могут жить, лишь потребляя в виде пищи ту энергию, которую растения получили от Солнца и заключили в органические соединения.
Начнем урок. План урока таков: (см. слайд №1)
Классификация углеводов.
Работа с карточками по группам (глюкоза, крахмал, углеводы).
Практическая работа.
Графический диктант.
Решение задач.
Подведение итогов.
Учитель: : (см. слайд №2) Посмотрите ребята на экран. Определите, какую тему хотели обобщить этими рисунками? Расскажите значение каждого рисунка. ( учащиеся отвечают). Правильно. Это тема углеводы. Запишите тему урока в тетрадях.
-Ребята, скажите, какова классификация углеводов и какие представителей классов вы знаете? (учащиеся отвечают).
— Молодцы (см. на экран, слайды — комментируют сами учащиеся)
Учитель: Поработаем в группах и вспомним конкретно некоторые признаки следующих углеводов: глюкозы (I ряд), крахмал (II ряд), целлюлозы (III ряд).
Заполняем карточки, лежащие на столах в течение 7 минут, а затем каждая группа защищает свой ответ.
После прослушивания сообщений про крахмал, глюкозу и целлюлозу, ребята вспоминают опыт: «Образование крахмала на свету» из курса биологии (показывает ученик, который заранее подготовил).
Опыт: Одним из важнейших углеводов является крахмал, который образуется в листьях в процессе фотосинтеза с помощью солнечного света. Для того чтобы провести данный опыт мы взяли растение пеларгонию, поместили её в тёмное место на пять дней, для того, чтобы в листьях не проходил фотосинтез. Затем один из листьев плотно прикрыли с обоих, сторон плотной чёрной бумагой. Перед этим на той бумаге, которая прикрывала сверху лист, вырезали треугольник. После этого выставили растение на яркий солнечный свет на сутки. И сейчас мы вам покажем, как можно получить “ фотографию” без фотопленки.
Возьмём лист, прикрытый бумагой, срежем с растения, уберём бумагу.
Лист опустим в кипящий спирт. Лист обесцветится. Вынем лист из колбы и опустим в стаканчик с раствором йода. То место на листе, которое было прикрыто бумагой останется светлым, а там, где был треугольник, появится фиолетовая окраска. Таким образом, мы показали, что крахмал образуется в листьях на свету в процессе фотосинтеза.
Учитель: Мы с вами увидели, что крахмал образуется в процессе фотосинтеза. Так же мы можем выяснить, что под действием ферментов распадается до глюкозы (другой учащийся показывает заранее подготовленный опыт).
Ребята, давайте вспомним, в каких продуктах питания больше всего содержится углеводов? (Больше всего углеводов содержится в продуктах растительного происхождения). Какова судьба углеводов в пищеварительной системе человека? Что произойдет с хлебом, если его долго жевать во рту. В пищеварительной системе сложные углеводы под действием ферментов слюны превращаются в глюкозу, поэтому хлеб становится сладким. Крахмал состоит из глюкозы.
Учитель: Ну а теперь практически докажем выше сказанное. Все записи осуществляем в тетрадях для практических работ (на столах лежат карточки-инструктажи для проведения практических работ). Все уравнения реакции по практической работе записываются на доске.
Инструкция к практической работе: (см. слайд №5)
Провести реакцию между аммиачным раствором серебра и глюкозой
Провести реакцию между глюкозой и гидроксидом меди(II).
Провести реакцию между сахарозой и гидроксидом меди(II).
Провести качественную реакцию на крахмал с йодом.
Учитель: Свои знания и умения выявим в графическом диктанте, который вы сейчас напишете. Листочки подписываем, т. к. вы их сдадите.
Диктант с самопроверкой
Графический диктант:
Смысл задания ─ оценить (+ или -), подходит ли данное утверждение к конкретному углеводу(задания распределяются по рядам).
Это моносахарид.
Хорошо растворимое вещество.
Это дисахарид.
Образует коллоид в горячей воде.
Волокнистое вещество.
Это полисахарид.
Порошкообразное вещество.
Вступает в реакцию этерификации.
Дает реакцию «серебряного зеркала».
Используется для получения волокна.
С гидроксидом меди образует ярко-синий раствор.
Подвергается гидролизу.
Не растворяется в воде и органических растворителях.
Вступает в реакцию брожения.
Легкоплавкое вещество.
Не имеет точки плавления.
Используется в качестве топлива.
Применяется в кондитерском деле.
Используется для изготовления зеркал.
Применяют для получения пластмасс.
После завершения написания диктанта, учащиеся проверяют работы друг друга. Ответы высвечиваются на экране (см. слайд №7,8), выставляют оценки.
Учитель: Вторую половину урока просвещаем решению задач с объяснениями у доски.
Задача №1:
При молочнокислом брожении 200 кг. глюкозы получили 150 кг молочной кислоты. Какова массовая доля выхода молочной кислоты от теоретически возможного.
Задача №2: :
В процессе фотосинтеза зеленые растения нашей планеты ежегодно поглощают 200 млрд. т. углекислого газа. Какой объем кислорода выделяется в атмосферу при этом?
Учитель: Записываем домашнее задание §23-24 прочитать, стр.211 вопрос 2.
Учитель: Мы многое успели сделать за эти два урока. Давайте подведем итоги (отвечают устно на вопросы).
— Каковы основные функции углеводов?
— Как называется процесс расщепления углеводов в клетке при дыхании?
— Для чего необходим фотосинтез?
— Высокомолекулярные углеводы?
Учитель: Кто же стал лидером в знаниях по теме: «Углеводы» (перечисляет оценки).
Урок закончен. Всем спасибо. До свидания.
5