Конспект урока «Углеводы» 10 Класс

Интегрированный урок по теме:

«Обобщение сведений по теме: «Углеводы». 10класс.

учитель химии МОУ СОШ № 79 г. Уфы: Тайгильдина Татьяна Семеновна

Цель:

  1. Образовательные: отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс углеводов; обобщить сведения о зависимости свойств углеводов от их строения; уметь применять различные методы решения расчетных задач, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.

  2. Развивающие: формирование умений сравнивать, обобщать свойства изученных явлений и процессов. Выполнять опыты по распознаванию углеводов среди других органических соединений; развитие логического мышления, зрительной памяти, потребности к самообразованию, совершенствование химической речи, навыков по исследованию химических веществ, развитие творческой деятельности учащихся.

  3. Воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, уверенности в себе, воспитание культуры общения.



Оборудование: компьютер, дидактические карточки, лабораторное оборудование и

химические реактивы для опытов.



Урок рассчитан на 2 часа, класс разделен на 3 группы.

Ход урока:

Учитель: Ребята сегодня мы проводим необычный урок, посвященный одним из важнейших органических веществ на Земле, входящих в состав любой живой клетки. Это углеводы! Изучая биологию, мы могли убедиться, что если бы исчезли углеводы. То исчезла бы жизнь на земле. Мы знаем, что углеводы образуются в растениях в процессе фотосинтеза. Обратите внимание, на высказывание, записанное на доске (см. слайд №1). Таким веществом, в котором запасена энергия солнца, являются в первую очередь углеводы. Зеленым листом ежегодно производятся миллиарды тонн углеводов. Это во многом раз больше, чем каких-либо других химических соединений на Земле. Мы знаем, что живые организмы могут жить, лишь потребляя в виде пищи ту энергию, которую растения получили от Солнца и заключили в органические соединения.

Начнем урок. План урока таков: (см. слайд №1)

  1. Классификация углеводов.

  2. Работа с карточками по группам (глюкоза, крахмал, углеводы).

  3. Практическая работа.

  4. Графический диктант.

  5. Решение задач.

  6. Подведение итогов.

Учитель: : (см. слайд №2) Посмотрите ребята на экран. Определите, какую тему хотели обобщить этими рисунками? Расскажите значение каждого рисунка. ( учащиеся отвечают). Правильно. Это тема углеводы. Запишите тему урока в тетрадях.

-Ребята, скажите, какова классификация углеводов и какие представителей классов вы знаете? (учащиеся отвечают).

— Молодцы (см. на экран, слайды — комментируют сами учащиеся)

Учитель: Поработаем в группах и вспомним конкретно некоторые признаки следующих углеводов: глюкозы (I ряд), крахмал (II ряд), целлюлозы (III ряд).

Заполняем карточки, лежащие на столах в течение 7 минут, а затем каждая группа защищает свой ответ.



После прослушивания сообщений про крахмал, глюкозу и целлюлозу, ребята вспоминают опыт: «Образование крахмала на свету» из курса биологии (показывает ученик, который заранее подготовил).

Опыт: Одним из важнейших углеводов является крахмал, который образуется в листьях в процессе фотосинтеза с помощью солнечного света. Для того чтобы провести данный опыт мы взяли растение пеларгонию, поместили её в тёмное место на пять дней, для того, чтобы в листьях не проходил фотосинтез. Затем один из листьев плотно прикрыли с обоих, сторон плотной чёрной бумагой. Перед этим на той бумаге, которая прикрывала сверху лист, вырезали треугольник. После этого выставили растение на яркий солнечный свет на сутки. И сейчас мы вам покажем, как можно получить “ фотографию” без фотопленки.

Возьмём лист, прикрытый бумагой, срежем с растения, уберём бумагу.

Лист опустим в кипящий спирт. Лист обесцветится. Вынем лист из колбы и опустим в стаканчик с раствором йода. То место на листе, которое было прикрыто бумагой останется светлым, а там, где был треугольник, появится фиолетовая окраска. Таким образом, мы показали, что крахмал образуется в листьях на свету в процессе фотосинтеза.



Учитель: Мы с вами увидели, что крахмал образуется в процессе фотосинтеза. Так же мы можем выяснить, что под действием ферментов распадается до глюкозы (другой учащийся показывает заранее подготовленный опыт).

Ребята, давайте вспомним, в каких продуктах питания больше всего содержится углеводов? (Больше всего углеводов содержится в продуктах растительного происхождения). Какова судьба углеводов в пищеварительной системе человека? Что произойдет с хлебом, если его долго жевать во рту. В пищеварительной системе сложные углеводы под действием ферментов слюны превращаются в глюкозу, поэтому хлеб становится сладким. Крахмал состоит из глюкозы.

Учитель: Ну а теперь практически докажем выше сказанное. Все записи осуществляем в тетрадях для практических работ (на столах лежат карточки-инструктажи для проведения практических работ). Все уравнения реакции по практической работе записываются на доске.

Инструкция к практической работе: (см. слайд №5)

  1. Провести реакцию между аммиачным раствором серебра и глюкозой

  2. Провести реакцию между глюкозой и гидроксидом меди(II).

  3. Провести реакцию между сахарозой и гидроксидом меди(II).

  4. Провести качественную реакцию на крахмал с йодом.

Учитель: Свои знания и умения выявим в графическом диктанте, который вы сейчас напишете. Листочки подписываем, т. к. вы их сдадите.

Диктант с самопроверкой

Графический диктант:
Смысл задания ─ оценить (+ или -), подходит ли данное утверждение к конкретному углеводу(задания распределяются по рядам).

      1. Это моносахарид.

      2. Хорошо растворимое вещество.

      3. Это дисахарид.

      4. Образует коллоид в горячей воде.

      5. Волокнистое вещество.

      6. Это полисахарид.

      7. Порошкообразное вещество.

      8. Вступает в реакцию этерификации.

      9. Дает реакцию «серебряного зеркала».

      10. Используется для получения волокна.

      11. С гидроксидом меди образует ярко-синий раствор.

      12. Подвергается гидролизу.

      13. Не растворяется в воде и органических растворителях.

      14. Вступает в реакцию брожения.

      15. Легкоплавкое вещество.

      16. Не имеет точки плавления.

      17. Используется в качестве топлива.

      18. Применяется в кондитерском деле.

      19. Используется для изготовления зеркал.

      20. Применяют для получения пластмасс.



После завершения написания диктанта, учащиеся проверяют работы друг друга. Ответы высвечиваются на экране (см. слайд №7,8), выставляют оценки.



Учитель: Вторую половину урока просвещаем решению задач с объяснениями у доски.

Задача №1:

При молочнокислом брожении 200 кг. глюкозы получили 150 кг молочной кислоты. Какова массовая доля выхода молочной кислоты от теоретически возможного.





Задача №2: :

В процессе фотосинтеза зеленые растения нашей планеты ежегодно поглощают 200 млрд. т. углекислого газа. Какой объем кислорода выделяется в атмосферу при этом?

Учитель: Записываем домашнее задание §23-24 прочитать, стр.211 вопрос 2.

Учитель: Мы многое успели сделать за эти два урока. Давайте подведем итоги (отвечают устно на вопросы).

— Каковы основные функции углеводов?

— Как называется процесс расщепления углеводов в клетке при дыхании?

— Для чего необходим фотосинтез?

— Высокомолекулярные углеводы?

Учитель: Кто же стал лидером в знаниях по теме: «Углеводы» (перечисляет оценки).

Урок закончен. Всем спасибо. До свидания.

5


Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса на тему «Физические и химические явления. Химические реакции»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: