Материалы к проведению внеклассных мероприятий по химии для учащихся 8-ых классов


Материалы к проведению внеклассных мероприятий по химии

для учащихся 8-ых классов


I. Химические элементы

1. Вася и Петя очень любили химию, а Коля ее терпеть не мог. Поэтому Коля никогда не понимал содержания записок, которыми обменивались Вася и Петя. Дело в том, что они передавали записки через Колю, а он из любопытства всегда в них заглядывал.

Попытайтесь расшифровать одну фразу из такой записки. Ключ к расшифровке вы найдете в периодической таблице Д. И. Менделеева.

ErTiSnTi PblNeTiEuAu PoRbSnHEuLil BCTeLiEuHgSnH I BrSnHgOsDylNi.


2. Однажды собрались на Олимпе за праздничным столом 13 богов и героев: Нептун, Афина Паллада, Зевс, Гелиос, Уран, Афродита, Тантал, Ни-оба, Геракл, Прометей, Церера, Аполлон и Плутон. К сожалению, мест оказалось только девять, поэтому зашел спор о том, кому где сидеть. Боги сами не смогли решить эту проблему и попросили Васю и Петю рассудить их. Любовь к химии помогла ребятам быстро выявить четверых лишних и вежливо попросить их прийти в следующий раз.

Попробуйте повторить подвиг ребят: используя таблицу Менделеева, объясните ушедшим и очень расстроенным богам, почему именно они оказались лишними:



3. Вася и Петя в поисках новых химических элементов прилетели на планету, находящуюся в другой галактике. Местный житель, узнав о цели их путешествия, сказал, что на их планете действительно есть неизвестный землянам химический элемент, расположенный между водородом и актинием (если перевести названия на язык землян). Но Вася и Петя ему не поверили. Как вы думаете, почему?











4. Практически вся масса атома (99.95%) сосредоточена в его ядре.

В то же время ядро очень маленькое — его диаметр примерно

в 100 тысяч раз (105) меньше диаметра атома. Следовательно,

объем ядра в раз меньше объема атома.

Если бы вещество состояло не из атомов, а из атомных ядер его плотность была бы во столько же раз больше. Поэтому если плотность обычного вещества принять равной 1 г/см3, то плотность ядерного вещества составит

г/см3 = кг/см3 = т/см3.

Масса тепловоза равна примерно 100 т. Тогда один наперсток (1 см3)
ядерного вещества имел бы массу, как у
тепловозов!

(Предполагают, что такая плотность у нейтронных звезд.)


II.Моль – единица измерения количества вещества

1.

Ах, лето красное,

Любил бы я тебя,

Когда б не зной,

Свежие документы:  Урок по теме: "Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм"

Да пыль, да комары, да мухи.

А.С.Пушкин



В походе мальчики первого звена убили в своей палатке одну моль и одного комара, а мальчики второго звена убили один моль комаров. На что была бы похожа палатка второго звена после побоища, если бы комары вели себя как молекулы газа?

Произведите расчёт массы убитых вторым звеном комаров, приняв массу одного комара за 0,01г.

Ответ:

6*1023 *0,01 (г) = 6*1021(г) = 6*1015(т)

Палатку второго звена после побоища не было бы видно. Впрочем, не видно было бы и всю страну, в которой происходил этот поход, — всё было бы завалено комарами. Число Авагадро – это невообразимо большое число!

2. Мы убедились, что постоянная Авогадро — очень большое число. Следующий забавный случай позволит вам представить, насколько в действительности оно велико.

Как-то Вася, находясь в Петербурге, синтезировал новый краситель и решил сообщить об этом Пете (который гостил у бабушки во Владивостоке) весьма необычным образом. Он вылил краситель из стакана в Неву (краситель был безвредным и не загрязнил реку). Река перенесла его в Финский залив, откуда он попал в Балтийское море, и через некоторое время краситель равномерно распределился по всем морям и океанам, до самого их дна. Сможет ли Петя «поймать» хотя бы одну молекулу этого красителя, если зачерпнет стакан воды из Тихого океана? Давайте посчитаем.

Пусть молярная масса красителя равна 200 г/моль, а в стакане его было 100 г,


или ____________ моль, или

молекул.


Масса воды во всех морях и океанах составляет примерно 1,4 млрд (1,4 • 109) т,

или ____г.

Значит, каждый грамм морской или океанской воды будет в среднем содержать ________молекул красителя, а в стакане (200 г воды) этих молекул будет________


3. «Лимонад»


Масса лимонада – 200 г

1 глоток – 1 моль

Вопрос: сколько молекул лимонада выпил каждый?


4. Для съёмок фильма на киностудии соорудили аэростат объёмом 50 м3. Для заполнения аэростата спонсоры дали гелия сколько хочешь. Сможет ли этот аэростат поднять в воздух артиста массой 70 кг с его любимым котом Васькой массой 3 кг, без которого он не согласен сниматься?


Подсказка: подъёмная сила равна разнице между массой воздуха и гелия в объёме 50 м3.


5. Воздушные шарики наполнены разными газами:

Свежие документы:  Урок по теме: "Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение"

аммиак, кислород, сернистый газ, водород, гелий, углекислый газ, метан, азот.

Напишите на шариках формулы тех газов, какими они заполнены.




III. Мысленный эксперимент

1. На чашу весов поместили стеклянный флакон с раствором кислоты. К горлышку флакона плотно привязали резиновый шарик, внутри которого предварительно поместили гранулы цинка. Флакон с кислотой, шариком и цинком уравновесили с помощью гирь, как показано на рисунке.


Затем цинк из шарика высыпали во флакон с кислотой.

В результате химической реакции цинка с кислотой выделился газ водород, который раздул шарик. Изменится ли положение равновесия?

2. В цилиндр с поршнем поместили смесь двух газов; общее давление этих газов равно атмосферному давлению, поэтому поршень находится в положении равновесия.

Как изменится объем газов и соответственно положение поршня при проведении следующих химических реакций (после выравнивания температур газовой смеси и окружающего воздуха):

а) реакция 1 объема водорода с 1 объемом хлора с образованием хлороводорода Н2 + Cl2 = 2HCI

б) реакция 2 объемов водорода с 1 объемом кислорода с образованием паров воды 2Н2 + О2 = 2Н2О (реакцию проводили при температуре окружающего воздуха выше 100 °С)

в) реакция 3 объемов водорода с 1 объемом кислорода с полной конденсацией паров воды (объемом жидкой воды по сравнению с объемами газов можно пренебречь)

Нарисуйте новое положение поршня в каждом случае.



IV. Химический эксперимент:

  1. Запишите уравнение реакции получения углекислого газа в молекулярной и ионной формах:

Мрамор (карбонат кальция) + соляная кислота =

  1. Углекислый газ был собран способом ___________________________________

  2. Почему углекислый газ нельзя собирать способом вытеснения воды?

Ответ подтвердите уравнением реакции.

  1. Почему бутылку в которую собирают водород необходимо перевернуть вверх дном, а для углекислого газа этого не требуется?

  2. Почему в атмосфере углекислого газа гаснет лучинка?

  3. Запишите уравнение реакции взаимодейсвия углекислого газа со щёлочью калия в молекулярной и ионной формах.

  4. Почему в результате реакции «сжимается» пластиковая бутылка?


V. Окислительно-восстановительные реакции

Опыт «ВУЛКАН»

1. Определить степень окисления каждого элемента, составить электронный баланс реакции, расставить коэффициенты.


2. Какие два понятия подразумеваются в стихотворении?


Два антипода парою ходят

Первый теряет, второй – находит,

Ролью меняясь при этом порой

Кто ж из них первый

И кто же второй?


VI. ТЕСТ «Экология и я»

  1. После окончания лабораторной работы ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специально приготовленную ёмкость. Как вы поступите?

    1. Выльете свои реактивы туда же.

    2. Объясните ему, почему этого нельзя делать;

    3. Расскажете об его действиях учителю.


  1. Как бы вы поступите, если прогуливаясь по берегу озера, увидите ржавое ведро?

    1. Очистили бы берег, выбросив ведро в воду;

    2. Не обратили бы на него внимание;

    3. Закопали бы ведро в землю или отнесли на ближайшую свалку.

  2. Вы – заместитель директора по выпуску детских резиновых игрушек. Вам предложили новую краску, более дешёвую и яркую, но содержащую ядовитые соединения кадмия. В результате её использования фабрика получить большую прибыль, а вы – солидную денежную премию. Как вы поступите, если будете знать о токсичности красителей, содержащих кадмий?

    1. Согласитесь с директором на покупку новой краски;

    2. Будете против этого решения;

    3. Пойдёте на компромисс и предложите выпускать 50% игрушек с использованием старой краски и 50% игрушек с использованием новой краски.

  3. Мальчик разбил ртутный термометр в отсутствии родителей. Как ему следует поступить?

    1. выбросит остатки термометра в ведро, чтобы их не увидели родители;

    2. оставить всё до прихода родителей;

    3. Вызвать СЭС.

  4. Вы работаете на химическом заводе и случайно узнаёте о неисправности очистных

сооружений. Как вы поступите?

    1. Сообщите директору завода, чтобы он сам принял решение;

    2. Сделаете вид, что вам ничего не известно о неисправности, т.к. не хотите потерять в зарплате из-за остановки завода;

    3. Скажите директору и, если он не примет меры, будете активно действовать сами: сообщите рабочим, сотрудникам заводской газеты. Соберёте людей на митинг.

  1. Современные очистные сооружения довольно эффективные, но дорогостоящие. Как бы вы поступили, если бы были директором крупного предприятия и имели в своём распоряжении крупную сумму денег?

    1. Положили бы деньги в банк для уплаты штрафов за загрязнение окружающей среды, т.к. материально это выгоднее, чем покупать новые очистные сооружения.

    2. Вложили бы деньги в строительство очистных сооружений.

    3. Часть денег вложили бы в производство, а часть использовали бы для увеличения зарплаты рабочим.

Свежие документы:  Тест по химии на тему «Ароматические углеводороды»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: