Образное мышление в развитии творческой личности
Подготовила:
учитель химии
МБОУ СОШ №2
с. Труновского
I квалификационной категории
Тищенко Ольга Алексеевна
2011 г
Ничто в мире не дает любящему науку человеку столь приятного и сильного чувства
самопознания, как постоянная работа мысли, ведомой по его воле из одной сферы ясности
в другую, соединяемые им друг с другом, работа над ее шлифовкой и оформлением.
И вот торжество: мысль приведена к цели, как бы сама по себе создалась четкая и ясная
картина, мысль определила и выверила себя.
И.Г.Фихте
Интенсивные изменения, происходящие в системе образования, задают новые ориентиры в обществе предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Творческая личность становится признанной обществом на всех ступенях её развития.
В школах существует востребованность в творческих учениках, умеющих учиться, адаптироваться в социальной среде, способных искать пути нестандартного решения ситуаций и проблем. Приоритетное место занимает развитие креативности – свойство личности школьника, определяющее успешность решения творческих задач. Особое значение развития креативности приобретает в подростковом возрасте, в этот период происходит развитие креативности как способности к творчеству, связанному с определенной сферой человеческой деятельности.
В последнее время в методической литературе справедливо отмечается, что в школе химия преподается не как научная дисциплина, а как собрание сведений для запоминания. За время обучения химии – науки о химических превращениях веществ – учащиеся не получают ответа на главный вопрос: почему протекают химические реакции? В книге Н.С.Ахметова «Актуальные вопросы курса неорганической химии» эта сторона обучения химии характеризуется так: «Отсутствие стройной системы изучения фундаментальных основ теории строения и учения о химическом процессе не позволяет раскрыть причинно-следственные связи, и поэтому учащиеся за химическими формулами и уравнениями часто не видят конкретного вещества с присущей ему совокупностью свойств и не видят сущности химических превращений». Таким образом, учащимся очень сложно образно представить излагаемый материал. Что же такое образное (наглядно — образное) мышление?
Мышление наглядно-образное — вид мышления, осуществляющийся на основе преобразований образов химических объектов, воспринятых учащимися в представления дальнейшего изменения, преобразования и обобщения химических представлений, формирующих отражение реальных химических объектов в образной форме. Развитие наглядно-образного мышления осуществляется учителем путем решения практических задач. При развитии наглядно-образного мышления — идеализированные или материализованные (в рисунках, схемах, формулах, уравнениях и т.п.) образы химических объектов.
Несомненную роль при развитии образного мышления учащихся играют нетрадиционные формы уроков: урок – путешествие, урок – КВН, урок – мозговой штурм и т.д.
Игры — наиболее универсальный вид нетрадиционной работы. Школьники участвуют в них охотно, без принуждения. Они расширяют кругозор ребят, повышают их интеллект, оказывают большое влияние на развитие творческих способностей учащихся. Через игру можно заинтересовать детей многими вопросами химической науки, научить самостоятельно добывать знания не только из различных литературных источников, но и у самой природы путем постановки опытов и наблюдений.
Одним из видов нетрадиционных уроков, являются занятия, которые ведут сами учащиеся. «Дежурные учителя» заранее готовят вопросы для обсуждения, проводят демонстрационные опыты, что способствует развитию у учащихся самостоятельности, активности, умений применять знания, сравнивать и делать выводы.
На уроках — исследованиях познавательная деятельность вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлеченность процессом добывания знаний, обучение обретает подлинную силу. Считаю, что для того, чтобы увлечь детей, их нужно не просто наполнить знаниями, как «пустой сосуд», а зажечь в них ту «искорку», которая по степени возгорания вела бы их к вершине познания.
Одной из форм активизации образного мышления учащихся является проектная деятельность, которой я в последнее время отдаю предпочтение. Вы можете задать вопрос о том, совместима ли проектная деятельность учащихся с классно – урочной системой.
Занимаясь данной проблемой на протяжении пяти лет, я пришла к выводу о том, что проектная форма организации учебного процесса является альтернативной классно – урочной системе, а метод проектов может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения.
Реализация проектов во внеурочное время обеспечивает тесную связь теории и практики. Для меня это возможность реализовать теоретические знания через продуктивные педагогические технологии, а для учеников – достижение такого уровня образованности, который обеспечивает решение задач в различных сферах жизнедеятельности, используя теоретические знания, т.е. развиваться творчески.
Трудное восприятие учащимися теоретических основ химии связано с изучением процессов, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребёнка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией. Виртуализация некоторых процессов с использованием анимации служит формированию наглядно — образного мышления учащихся и более эффективному усвоению учебного материала. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Творчество — высшая форма деятельности ученика. Поэтому, для проведения уроков с использованием ИКТ даю ученикам опережающие задания: изучить тему и составить презентацию, содержащую таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии, опыты для её представления на уроке. Таким образом, учащиеся имеют возможность выбрать любую тему по программе и создать презентацию самостоятельно или в паре по изученному на уроках химии материалу.
Таким образом, нетрадиционные формы организации уроков, проектная деятельность, использование ИКТ, практико- ориентированные виды деятельности способствуют формированию образного мышления учащихся и, соответственно, развитие у школьников умений пользоваться приемами такого вида мышления должно стать задачей учителя. Ведь от этого зависит не только успеваемость, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и способностей подростка, а значит и творческого потенциала личности.
Источники информации:
Пушкарева Ю.А., Серебрекян А.Л. Использование нетрадиционных форм обучения при изучении естественнонаучных предметов в гуманитарной школе// Наука и жизнь, 1999. -№1
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.- СПБ.: Питер, 2001.- 432с.
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений.-М.: Академия, 2001.- 480с.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.- Ростов н/д: Феникс, 2000.- 544с.
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
https://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op08/apo_08/knyaseva.pdf
6