Открытый урок «Углеводы. «Вещество Х»» 10 класс

Открытый урок


Углеводы. «Вещество Х»



















Данный открытый урок проводится по программе в 10 классе с базовым изучением химии. Тип урока – урок преподнесения новых знаний. В данном уроке предполагается использование исследовательского метода, то есть учащиеся сами добывают новые для себя знания путем выполнения эксперимента, выдвигают гипотезы и подтверждают либо опровергают их в ходе рассуждений.


Учитель: Маркелова Светлана Алексеевна








Глюкоза. Физические свойства и строение.


Образовательные задачи: усвоение понятий из темы «Углеводы»; продолжение формирования понятия «функциональная группа», понятия о зависимости между составом, строением и свойствами вещества.


Воспитательные задачи: формирование умения устанавливать причинно – следственные связи.


Задачи развития учащихся: развитие познавательных интересов, выработка умений сравнивать, классифицировать, умения сформулировать проблему и решать ее, обобщать изученные факты, преодолевать трудности в учении.


Оборудование: глюкоза, H2O, растворы CuSO4, NaOH, аммиачный раствор AgNO3, спиртовка.


Ход урока


I. Вступительное слово учителя.

II. Учащимся предлагается составить план работы по изучению этого вещества.

  1. Необходимо знать состав;

  2. Установить строение вещества;

  3. На основе строения предположить наличие определенных свойств;

  4. Проверить эти предположения в эксперименте.

III. Для установления состава предлагается решить задачу на вывод формулы.


Задача: Определить формулу вещества, при сжигании 0,9 г которого образовалось 1,32 г оксида углерода (IV) и 0,54 г воды. Молекула этого вещества тяжелее молекулы водорода в 90 раз.


Решение:


  1. СО2 44 г СО2 — 12 г С

1,32 г СО2 — х г С; х = 1,32*12/44 = 0,36 (г)


2. Н2О 18 г Н2О — 2 г Н

0,54 г Н2О — у г Н; у = 0,54*2/18 = 0,06 (г)


3. 0,9 – (0,36+0,06) = 0,48 (г) кислород


4. CxHyOz


х : у : z = 0,36/12 : 0,06/1 : 0,48/16 = 0,03 : 0,06 : 0,03 = 1 : 2 : 1

Простейшая формула СН2О; Mr(СН2О) = 30


  1. Mr(вещества) = 2*90 = 180



  1. С6Н12О6 – истинная формула.


IV. На основании состава учащиеся высказывают предположения о строении, заполняя таблицу:


Класс органического соединения

Функциональная группа

Качественные реакции

кислота

О

— С

ОН

индикатор

альдегид

О

— С

Н

с Cu(OH)2 или [Ag(NН3)2]OH

многоатомный спирт


Несколько групп – ОН


Cu(OH)2

вещества с двойственной химической функцией

а) – ОН,

О

— С

ОН


б) – ОН, С=О

в) – ОН,

О

— С

Н


г) О

— С

О —



д) – ОН, – О –

См выше.


Высказывают предположения:

  1. об агрегатном состоянии вещества;

  2. растворимости вещества в воде.

V. Выполнение лабораторной работы (нужно определить наиболее рациональный путь ее выполнения)

  1. Инструктаж по Т/б

  2. Выполнение работы:

  • Проверка правильности предположения об агрегатном состоянии вещества;

  • Растворение вещества в воде;

  • Испытание раствора индикатором;

  • Проведение реакции с [Ag(NН3)2]OH

Вывод: О

— о наличии С

Н

— о том, что эта группа одна; не может быть группы С=О

  • Проведение реакции с Cu(OH)2

Вывод: — о наличии нескольких групп — ОН



VI. Написание полной структурной формулы вещества

  • зная, что цепочка углеродных атомов неразветвленная и незамкнутая;

(используется правило: группы – ОН могут быть только у разных атомов углерода и

О

группа — С может быть только на конце молекулы).

Н


  • Учитель уточняет положение группы – ОН у третьего углеродного атома.


VII. Делается заключение о химической природе глюкозы. Глюкоза – альдегидоспирт.

VIII. Итог урока, Задание на дом: § 23, с. 205, упр. 2,3,9.














Открытый урок


Углеводы. «Вещество Х»



















Данный открытый урок проводится по программе в 10 классе с базовым изучением химии. Тип урока – урок преподнесения новых знаний. В данном уроке предполагается использование исследовательского метода, то есть учащиеся сами добывают новые для себя знания путем выполнения эксперимента, выдвигают гипотезы и подтверждают либо опровергают их в ходе рассуждений.


Учитель: Маркелова Светлана Алексеевна

Свежие документы:  Тема: ЧТО ТАКОЕ СОЛЬ?

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: