Открытый урок
Углеводы. «Вещество Х»
Данный открытый урок проводится по программе в 10 классе с базовым изучением химии. Тип урока – урок преподнесения новых знаний. В данном уроке предполагается использование исследовательского метода, то есть учащиеся сами добывают новые для себя знания путем выполнения эксперимента, выдвигают гипотезы и подтверждают либо опровергают их в ходе рассуждений.
Учитель: Маркелова Светлана Алексеевна
Глюкоза. Физические свойства и строение.
Воспитательные задачи: формирование умения устанавливать причинно – следственные связи.
Задачи развития учащихся: развитие познавательных интересов, выработка умений сравнивать, классифицировать, умения сформулировать проблему и решать ее, обобщать изученные факты, преодолевать трудности в учении.
Оборудование: глюкоза, H2O, растворы CuSO4, NaOH, аммиачный раствор AgNO3, спиртовка.
I. Вступительное слово учителя.
II. Учащимся предлагается составить план работы по изучению этого вещества.
Необходимо знать состав;
Установить строение вещества;
На основе строения предположить наличие определенных свойств;
Проверить эти предположения в эксперименте.
Решение:
СО2 44 г СО2 — 12 г С
1,32 г СО2 — х г С; х = 1,32*12/44 = 0,36 (г)
2. Н2О 18 г Н2О — 2 г Н
0,54 г Н2О — у г Н; у = 0,54*2/18 = 0,06 (г)
3. 0,9 – (0,36+0,06) = 0,48 (г) кислород
4. CxHyOz
х : у : z = 0,36/12 : 0,06/1 : 0,48/16 = 0,03 : 0,06 : 0,03 = 1 : 2 : 1
Простейшая формула СН2О; Mr(СН2О) = 30
Mr(вещества) = 2*90 = 180
С6Н12О6 – истинная формула.
IV. На основании состава учащиеся высказывают предположения о строении, заполняя таблицу:
Функциональная группа | Качественные реакции | |
кислота | О — С ОН | индикатор |
альдегид | О — С Н | с Cu(OH)2 или [Ag(NН3)2]OH |
многоатомный спирт |
Несколько групп – ОН
| Cu(OH)2 |
вещества с двойственной химической функцией | а) – ОН, О — С ОН
б) – ОН, С=О
в) – ОН, О — С Н
г) О — С О —
д) – ОН, – О – | См выше. |
Высказывают предположения:
об агрегатном состоянии вещества;
растворимости вещества в воде.
V. Выполнение лабораторной работы (нужно определить наиболее рациональный путь ее выполнения)
Инструктаж по Т/б
Выполнение работы:
Проверка правильности предположения об агрегатном состоянии вещества;
Растворение вещества в воде;
Испытание раствора индикатором;
Проведение реакции с [Ag(NН3)2]OH
Вывод: О
— о наличии С
Н
— о том, что эта группа одна; не может быть группы С=О
Проведение реакции с Cu(OH)2
VI. Написание полной структурной формулы вещества
зная, что цепочка углеродных атомов неразветвленная и незамкнутая;
(используется правило: группы – ОН могут быть только у разных атомов углерода и
О
группа — С может быть только на конце молекулы).
Н
Учитель уточняет положение группы – ОН у третьего углеродного атома.
VII. Делается заключение о химической природе глюкозы. Глюкоза – альдегидоспирт.
VIII. Итог урока, Задание на дом: § 23, с. 205, упр. 2,3,9.
Открытый урок
Углеводы. «Вещество Х»
Данный открытый урок проводится по программе в 10 классе с базовым изучением химии. Тип урока – урок преподнесения новых знаний. В данном уроке предполагается использование исследовательского метода, то есть учащиеся сами добывают новые для себя знания путем выполнения эксперимента, выдвигают гипотезы и подтверждают либо опровергают их в ходе рассуждений.
Учитель: Маркелова Светлана Алексеевна