Металлы. Химическое пятиборье.
Урок повторения и обобщения темы « Металлы» в 9 классе.
Учитель: Гузева В.П. МБОУ « СОШ с. Сергиевка» Калининского района Саратовской области.
Цель урока: 1. Обеспечить усвоение каждым обучающимся знаний о металлах.
2. Продолжить формирование умений и навыков работать с химическими реактивами, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами и щелочами.
3. Способствовать развитию логического мышления, любознательности, формирования умения работать в группе.
Тип урока: по основной дидактической цели – урок повторения и обобщения знаний о металлах.
По основному способу проведения – урок — игра. Соревнование между тремя группами « Химическое пятиборье».
По основным этапам – комбинированный ( запись уравнений химических реакций по цепочке превращения веществ, решение задачи, химическая эстафета, разгадывание загадок о металлах, решение практической задачи.
Средства обучения: классная доска, рабочая тетрадь, карточки с заданиями для 3-х групп, химические реактивы, учебник-О.С.Габриелян.
Методы: наглядный, словестный, условно – символический, исследовательский.
Цели познавательной деятельности обучающихся:
Р- репродуктивная познавательная деятельность: знать свойства щелочных, щелочно – земельных металлов, алюминия, железа, уметь записывать уравнения химических реакций, решать расчетные и практические задачи.
Ч –П- частично – поисковая учебная деятельность: уметь определять химические вещества с помощью качественных реакций.
Девиз урока: « То, что неясно, следует выяснить» Конфуций.
Цитаты урока: « Лучший путь к истине, это – изучать вещи, как они есть» Д. Локк.
« Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность»
Б. Шоу.
« Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и, хотя криво – да сами» .Г. Лессинг.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Выбор заданий.
Выполнение заданий группами.
Итог урока и объявление оценок.
Вступительное слово учителя. Учитель объявляет тему, цели урока, девиз и цитаты, делит класс на группы.
Задание для первой группы. Щелочные и щелочно – земельные металлы.
Записать уравнения реакций по цепочке превращений.
K K2O2 K2O KOH KCl K
2.Задача. Определить объем водорода, выделившегося при взаимодействии 4, 6 грамм натрия с водой.
3.Физкультминутка. Проводится как эстафета. Группа по очереди должна называть щелочные или щелочно – земельные металлы или их соединения. Эстафету начинает член группы, сидящий позади всех членов своей группы. Он начинает эстафету и , дотрагиваясь до плеча впереди сидящего, передает эстафету дальше.
4. Загадка. Меня в составе мрамора найди.
Я твердость придаю кости.
В составе извести меня найдешь,
Теперь меня ты смело назовешь. Кто я? ( Кальций)
5.Практическое задание. Даны вещества: Na2CO3, NaCl, HCl.
С помощью характерной реакции определить, в какой пробирке находится карбонат натрия. Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Задание для второй группы по теме: алюминий.
Записать уравнения реакций по цепочке превращений.
Al Al2O3 AlCl3 Al(OH)3 Al2 O3 Al
Задача. Определить объем кислорода, необходимого для полного сгорания 5,4 грамм алюминия.
Эстафета.( физкультминутка) . По цепочке назвать элементы подгруппы алюминия или их соединения.
Загадка. Я металл серебристый и легкий,
И зовусь – самолетный металл.
Но покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня уж никто не достал. Кто я? ( алюминий)
Практическое задание. Даны вещества: AlCl3 , NaCl . KOH. Определить, в какой пробирке находится хлорид алюминия. Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Задание для 3-ей группы по теме: железо.
Записать уравнения реакций по схеме превращений.
Fe Fe2O3 FeCl3 Fe(OH)3 Fe2O3 Fe
2.задача. Определить массу железа, прореагировавшего с 7,3 граммами соляной кислоты.
3. Эстафета. ( физкультминутка) . По цепочке назвать элементы-металлы, получаемые в промышленности.
4 Загадка. В древности некоторые народы ценили меня дороже золота. Считается, что я – пришелец из космоса. Я и воин, я и труженик. Без меня человек слаб и немощен. В честь меня назвали целый исторический период. Мой покровитель- бог войны Марс. Кто я? ( железо)
5.Практическая задача. Даны вещества:FeSO4 , Fe2(SO4 )3. NaOH. Определить степень окисления железа (+2) и ( +3) . ( Получить гидроксиды железа. Гидроксид железа( +2) – зеленоватого цвета, гидроксид железа (+3) – бурого.)
Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Каждое задание оценивается.
1 задание- 5 баллов.
2 задание – 4 балла.
3.4. задание по 2 балла.
5 задание – определение вещества — 4 балла. Запись уравнения в молекулярном виде-1 балл. Запись уравнения в ионном виде-3 баллов.
Ученики получают таблички, куда заносят свои оценки по баллам за каждое задание, затем очки суммируются.
2 задание . Высший балл-4 | 3 задание. Высший балл-2. | 4 задание. Высший балл-2 | 5 задание. Высший балл -8 баллов. | |
|
|
|
|
|
Максимальное количество баллов- 21 балл.
Подведение итогов урока, выставление оценок, д.з.- повторение темы: металлы.