План-конспект урока «Углеводы»

План-конспект урока «Углеводы»

Цель урока: обобщение знаний об углеводах.

Задачи: углубить знания обучающихся об углеводах ( их классификацией; со строением, свойствами, нахождением в природе, применением и биологической ролью).

Оборудование: ТСО — компьютер, презентация, карточки с  тестами, глюкоза, сахароза, кусок белого хлеба, аммиачный раствор Ag2O, раствор йода спиртовой, пробирки, пипетка, растворы CuSO4 и NaOH.

План урока:

  1. Организационно- мотивационный этап.

  2. Изучение нового материала.

1.Немного из истории углеводов(работа с текстом)

2. Классификация углеводов. Общая формула соединений (групповая работа)

3.Функции углеводов в живой природе(групповая работа)

4.. Физические и химические свойства углеводов. (лабораторная работа)

Качественные реакции на глюкозу, сахарозу и крахмал .

5. Строение молекулы и свойства глюкозы (результат экспериментов)

III. Закрепление в игровой форме- презентация «Знатоки углеводов»

IY. Рефлексия (синквейн).

Y. Домашнее задание.

1)§ 22-24(Химия10,Габриелян)

2)§ 2(Биология10-11, Беляева)

3)§ 9(Биология10-11,Пасечник)

Ход урока.

Индуктор урока: 150 г хлеба на тарелке

Это- блокадный хлеб? 125 граммов на человека.

В нем пищевой целлюлозы 10 процентов,

жмыха — 10 процентов,

обойной пыли — 2 процентов,

выбоек из мешков — 2 процентов,

хвои — 1 процентов,

муки ржаной обойной — 75 процентов.

Формы для выпечки смазывали соляровым маслом.

Не будь хлеба — не было бы и Победы. А что же является основным углеводом в составе хлеба? (крахмал.)

А каким органическим веществам относится крахмал? (углевод)

Тема урока «Углеводы».

Цель и задачи урока определяются вместе с учащимися.

Эпиграф к уроку:

Госпожа глюкоза,

важная персона!

По структуре альдегид,

одновременно и спирт!

Изомер ее фруктоза,

хоть сама кетоноспирт!



1.Немного из истории углеводов.(слайды 5-6)

Историческая справка(работа с текстом).

Углеводы используются с глубокой древности — самым первым углеводом

(точнее смесью углеводов), с которой познакомился человек, был …( мёд).

Родиной сахарного тростника является северо-западная… (Индия-Бенгалия).

Европейцы познакомились с тростниковым сахаром благодаря походам Александра …( Македонского) в 327 г. до н.э. Крахмал был известен ещё древним …(грекам).

Целлюлоза,как составная часть…(древесины), используется с глубокой древности.

Термин слова “сладкий” и окончание — оза- для сахаристых веществ было предложено французским химиком Ж. Дюла в 1838 г.

Исторически сладость была главным признаком, по которому то или иное вещество относили к …( углеводам).

Свекловичный сахар в чистом виде был открыт лишь в 1747 г. немецким химиком А. Маркграфом

В 1811 г. русский химик Кирхгоф впервые получил глюкозу гидролизом крахмала

Впервые правильную эмпирическую формулу глюкозы предложил шведский
химик Я. Берцелиус в 1837 г. С6Н12О6

Синтез углеводов из формальдегида в присутствии Са(ОН)2 был произведён
А.М. Бутлеровым в 1861 г

2.На какие группы классифицируют углеводы? (беседа по таблице)(слайд 7-8)

2 Моносахариды по числу атомов углерода делятся на:

  • Треозы

  • тетрозы

  • пентозы

  • гексозы

3.Функция углеводов ( групповая работа). В организме углеводы выполняют ряд важных функций.(слайды 9-12 )

1. Энергетическая функция(1-ая гр.)

При распаде и окислении углеводов выделяется энергия, которую организм использует для своих нужд. В среднем при окислении 1 г углеводов выделяется 4,1 килокалории (17,6 кДж) и 0,4 г воды. Для многих клеток человека (например, клеток мозга и мышц) глюкоза, приносимая кровью, служит главным источником энергии. Крахмал и очень похожее на него вещество животных клеток – гликоген – являются полимерами глюкозы, они служат для запасания ее внутри клетки.

2. Структурная функция, то есть участвуют в построении разных клеточных структур. (2-ая гр.)

Полисахарид целлюлоза образует клеточные стенки растительных клеток, отличающиеся твердостью и жесткостью, она – один из главных компонентов древесины. Другими компонентами являются гемицеллюлоза, также принадлежащая к полисахаридам, и лигнин (он имеет не углеводную природу). Хитин тоже выполняет структурные функции. Хитин выполняет опорную и защитную функции. Клеточные стенки большинства бактерий состоят из пептидогликана муреина – в состав этого соединения входят остатки как моносахаридов, так и аминокислот.

3.Углеводы выполняют защитную роль у растений (клеточные стенки, состоящие из клеточных стенок мертвых клеток защитные образования — шипы, колючки и др.) Углеводы выполняют пластическую функцию — хранятся в виде запаса питательных веществ, а также входят в состав сложных молекул (например, пентозы (рибоза и дезоксирибоза) участвуют в построении АТФ, ДНК и РНК. (3-ая гр.)

Взаимопревращения веществ(работа у доски).

1)Избыток белка——углеводы 2)Избыток жиров—————углеводы

Физкультминутка.

4.А сейчас отправимся в химическую лабораторию.(слайды (16-24)

Лабораторная работа №1. «Физические свойства глюкозы»:

1. Рассмотрите внешний вид глюкозы;

2. Прилейте в пробирку с глюкозой воды и проверьте растворимость вещества и среду реакции;3. Вывод.

Лабораторная работа №2.

а) В пробирку налить 1мл раствора гидроксида натрия и прилить 0,5мл раствора сульфата меди (II);

Что наблюдаете? Прилейте к полученному веществу 2мл раствора глюкозы.

б) Полученный раствор нагрейте на спиртовке. Осторожно!

На столе учителя: Ag2O, раствор глюкозы, спиртовка.

Вывод: глюкоза — альдегидоспирт.

Составьте структурную формулу глюкозы, если известен ее пятиуксусный эфир:

Не будет ли глюкоза иметь структурные изомеры?

Если глюкоза — альдегидоспирт, то почему ее не относят к этим группам веществ?

— Нет ли особых свойств у глюкозы?(слайд 27) Особые свойства глюкозы — брожение — расщепление под действием микроорганизмов:

(беседа на антиалкогольную тему )

Чем определяются особые свойства глюкозы?

(сообщение учащегося) — для глюкозы характерен особый вид изомерии — подвижная таутомерия: с.202

Обобщение: глюкоза т- представитель моносахаридов — гексоза. Альдегидоспирт (бифункциональна). Имеет особые свойства — брожение. Все свойства определяет строение молекулы: — циклические и развернутая (линейная) альдегидная формы в растворе. Имеет большое биологическое значение.

Лабораторная работа №3 «Свойства крахмала».

а)взять кусок белого хлеба и нанести пипеткой слабо разбавленный раствор йода спиртового. Что наблюдаете?

б) Сделайте вывод.

II1. Закрепление (презентация «Знатоки углеводов») (27 слайдов)

IY . Рефлексия (синквейн).

V. Задание на дом.

Свежие документы:  Конспект урока по химии в 9 классе "Кислород. Сера"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: