Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
г. Омутнинска Кировской области
Программа кружка
«Прикладная творческая деятельность учащихся
в исследовательской деятельности по химии»
Чупрун Марина Александровна — учитель химии и экологии Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 г. Омутнинска Кировской области
I квалификационной категории
г. Омутнинск- 2010
Пояснительная записка
Программа кружка «Прикладная творческая деятельность учащихся в исследовательской деятельности по химии» по содержательной направленности сочетает в себе эколого-химическое и художественно-эстетическое направления. Выполняет различные функции: учебно-познавательные, прикладные, досуговые, общекультурные, специальные. По форме организации данная программа носит групповой характер (группа количеством 10-15 человек), по времени реализации рассчитана на год.
Программа «Прикладная творческая деятельность учащихся в исследовательской деятельности по химии» предназначена для учащихся 8-10 классов, интересующихся химией и увлеченных исследовательской деятельностью по данному предмету. Курс направлен на обеспечение дополнительной теоретической подготовки, касающихся вопросов проектной и исследовательской деятельности учащихся, а так же рассматривает сочетание как межпредметных связей между такими дисциплинами как химия, биология, экология, так и надпредметных, например, сочетание данных наук с прикладным творчеством.
Содержание программы нацелено 1) на формирование культуры творческой личности, способного самостоятельно добывать знания и уметь применять полученные знания в современном мире; 2) на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание программы расширяет представление учащихся об исследовательской и проектной внеурочной деятельности по химии и экологии, знакомит с различными направлениями в искусстве, формирует чувство гармонии.
Изучение данного курса актуально, так как в настоящее время в сфере образования все больше уделяется внимание развитию исследовательской деятельности учащихся, основополагающим фактором которой является формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, способность четко планировать действия и эффективно сотрудничать с другими учащимися; также данная программа затрагивает вопросы здоровья человека, что является немаловажным в современном мире, в котором происходит ухудшение экологической обстановки.
Дети могут применить полученные знания и практический опыт как при работе над проектами, так и при подготовке к олимпиадам, а так же данные навыки пригодятся им при обучении в ВУЗах, и даже при освоении будущей профессии.
В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в образовательном учреждении, программа курса рассчитана на часовую недельную нагрузку. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 1 часу (или по 1часу 2 раза в неделю) без деления на подгруппы.
Целью данного курса является организация и развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время через интеграцию предметов естественного цикла и прикладного творчества учащихся.
Логика освоения учебных тем определяется следующими задачами:
– приобретение знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
– овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
– освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
— формирование чувства эстетизма, гармонии, и красоты к окружающему через создание собственных изделий;
Содержание курса объединено в 3 образовательных блока: Раздел 1. «Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности», Раздел 2 «Виды сбора информации для написания исследовательской работы», Раздел 3 «Виды и формы презентации исследовательских работ учащимися».
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены контрольные уроки-дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
В результате работы по программе «Прикладная творческая деятельность учащихся в исследовательской деятельности по химии» учащиеся должны знать:
– структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся;
– основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования;
– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
– основные информационные источники поиска необходимой информации;
– правила оформления списка используемой литературы;
– способы обработки и презентации результатов.
Учащиеся должны уметь:
– определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
– разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
– самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
– выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
– планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);
– пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, интернетом для поиска учебной информации об объектах.
Календарно-тематическое планирование
| Темы занятий | Формы проведения занятий. | Основное содержание | Дата | ||
Планируемая | Фактическая | |||||
Раздел 1. «Теоретические основы проектной | | Формирование творческой группы учащихся. Цели и задачи данного курса. | Игровая форма. Беседа | Цели и задачи данного курса. Анкетирование учащихся. Формирование групп по интересам |
|
|
| Понятие исследовательской и проектной деятельности. Их сходства и различия. | Лекция | Понятие и составные компоненты исследовательской и проектной деятельности. Их сходства и различия. |
|
| |
| Типология проектов (на основе классификации Полат Е.С.). | Лекция | Типология проектов (на основе классификации Полат Е.С.). По характеру доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, ролевые — игровые, информационные, практико-ориентированныею По предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты; По характеру контактов. По количеству участников. По продолжительности выполнения. |
|
| |
| Структура и логика исследовательских проектов | Лекция | Структура исследовательских проектов: проблема, тема актуальность, цель, гипотеза, задачи, литературный обзор, методика исследования, результаты исследования, новизна, выводы, значимость. |
|
| |
| Определение проблемы, темы и актуальности исследования. | Семинар | Что подразумевается под проблемой, темой и актуальностью. Требования к теме исследования. Обоснование актуальности выбора темы . Требования: наличие всеобщей актуальности (из литературы); частная актуальность (для области, района, посёлка); конкретная актуальность (для школы, класса, исследователя). |
|
| |
| Требования к постановке проблемы в исследовательской работе | Лекция | Определение индивидуальных проблем исследования, формирование пар и групп учащихся в соответствии с изучаемой проблемой. Формулировка проблемы, темы исследования и определение его актуальности. |
|
| |
| «Почему эта проблема меня волнует?» | Практическая работа | Определение индивидуальных проблем исследования, формирование пар и групп учащихся в соответствии с изучаемой проблемой. Формулировка проблемы, темы исследования и определение его актуальности. Ошибки в постановке проблемы и формулировке темы. |
|
| |
| Что представляют собой предмет и объект исследования. | Беседа | Объект и предмет исследования. |
|
| |
| Выделение объекта и предмета в своей исследовательской работе. | Практическая работа | Выделение объекта и предмета учащимися в своей исследовательской работе. |
|
| |
| | Основные требования к постановке цели и гипотезы | Лекция | Цель, гипотеза. Основные требования к постановке цели и гипотезы. Основные ошибки, допускаемые при формулировке цели и гипотез. |
|
|
| Учимся формулировать цель и выдвигать гипотезы | Практическая работа | Работа учащихся по формулировке цели и выдвижению гипотез к выбранной теме исследовательской работы. |
|
| |
| Выбор и обоснование методов для осуществления исследовательской деятельности. | Практическая работа | Понятие «методы исследования». Виды методов исследования: теоретические, эмпирические. |
|
| |
| Планирование исследования и его проведение. | Семинар | Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д. |
|
| |
| Планирование исследования и его основные направления. | Практическая работа | Индивидуальная и парная работа. Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д. |
|
| |
Раздел 2 «Виды сбора информации для написания исследовательской работы» | | Информационные источники: литература, интернет, социальный опрос | Выступления учащихся с сообщениями | Информационные источники: литература, интернет, социальный опрос. Положительные и отрицательные черты данных источников информации. |
|
|
| Как работать со справочной литературой | Экскурсия в библиотеку (групповые формы работы по выбранным направлениям) | Как работать со справочной литературой. Выбор нужных книг для проведения исследования. Отбор и сжатие необходимой информации. |
|
| |
| Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании реферата | Практическая работа | Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании реферата |
|
| |
| Поиск и отбор необходимой информации в сетях интернета | Практическая работа (работа с использованием ИКТ) | Поиск и отбор необходимой информации в сетях интернета. Правила оформления цитат из интернет ресурсов. |
|
| |
| Социальный опрос как один из способов получения информации. | Практическая работа (подготовка анкет и анкетирование учащихся) | Анкетирование как один из способов получения информации. Требования к составлению анкет. Пр. раб. «Составление анкеты». Сбор информации с учащихся школы методом анкетирования |
|
| |
| Эксперимент в исследовательской работе | Практическая работа (постановка и проведение опытов) | Эксперимент как один из методов исследования. Виды эксперимента. Правила постановки эксперимента. Подбор опытов для проведения исследовательской работы. |
|
| |
| Эксперимент в исследовательской работе | Практическая работа
| Проведение учащимися предложенных опытов и экспериментов. |
|
| |
| Сбор, систематизация и анализ полученных данных, корректировка результатов исследования. | Лекция с элементами игровой технологии. | Виды систематизации полученных данных: таблицы, диаграммы, графики, схемы, рисунки. Формулировка выводов к полученным результатам. |
|
| |
| Варианты подведения итогов, оформление результатов, их презентация. | Семинар с элементами игры | Варианты подведения итогов: таблицы, диаграммы, графики, схемы, рисунки. Оформление результатов: презентации, газеты, буклеты, рефераты, доклады. |
|
| |
Раздел 3 «Виды и формы презентации исследовательских работ учащимися» | | Выдвижение новых проблем исследования. | Беседа | Постановка новых проблем исследования. |
|
|
| Ошибки, допускаемые учащимися при написании исследовательских работ. | Беседа | Ошибки, допускаемые учащимися при написании исследовательских работ. | Беседа |
| |
| Требования к оформлению исследовательской работы. | Лекция | Требования к оформлению исследовательской работы (титульный лист, текст, цитаты, выводы, литература, приложения) |
|
| |
| Варианты презентации исследовательской работы. | Диспут с элементами игры | Обсуждение вариантов презентации исследовательской работы: доклад, газета, презентация, выступление на конференции, детская творческая продукция и т.д. |
|
| |
| Требование к оформлению доклада. Составление текста выступления. | Беседа с элементами самостоятельной и парной работы | Требование к оформлению доклада. Составление текста выступления. |
|
| |
| Требование к составлению компьютерной презентации. | Урок – диалог, практическая работа с использованием ИКТ | Требование к составлению компьютерной презентации. Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материала для слайдов. |
|
| |
| Составление компьютерных презентаций учащимися по исследуемой теме
| Практическая работа с использованием ИКТ | Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материала для слайдов. |
|
| |
| Разработка буклета с использованием ИКТ | Урок – диалог, практическая работа с использованием ИКТ | Буклет как форма презентации исследовательской работы. Правила составления буклета. Разработка буклета учащимися с использованием ИКТ |
|
| |
| Подготовка школьной газеты по выбранной теме. | Урок – диалог, практическая работа по изготовлению газеты. | Школьная газета как способ демонстрации результатов исследования. Отбор материала для газеты. Оформление материала данным способом. |
|
| |
| Обобщение и рецензирование проектов учащихся | Индивидуальные консультации | Обобщение и рецензирование проектов учащихся. |
|
| |
| Итоговое занятие: «Мое творение» | Конференция | Защита исследовательских и проектных работ учащимися. |
|
| |
| Итоговое занятие: «Мое творение» | Конференция | Защита исследовательских и проектных работ учащимися. |
|
|
Литература:
Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: Учебно-методическое пособие для учителей / Под редакцией А.П.Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96с.
Лямин А.Н. Интегративное обучение химии в современной школе. [текст]: Монография / А.Н.Лямин. – Киров: КИПК и ПРО, 2007 – 294с.
Мелехина С.И., Серебренников Л.Н. Элективные курсы и проекты в предпрофильной подготовке школьников: уч.-метод. пособие. / Под ред. С.И. Мелехиной. — Киров: КИПК и ПРО, 2006 – 232с.
Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное обучение / авт. – сост. Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2006. – 78 с.
Титова И.М. Химия и искусство: 10-11 классы: методическое пособие / И.М. Титова. – М.: Вентана – Граф. 2008 – 96 с. – (Библиотека элективных курсов).
Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф. 2007 – 368 с. – (Библиотека элективных курсов).
Титова И.М. Химия и искусство: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф. 2007 – 144 с. – (Библиотека элективных курсов).
Химия для гуманитариев. 10,11 классы / сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 135 с.
Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. Вып.3 / авт. – сост. В.Е. Морозов. — Волгоград: Учитель, 2007. – 121 с.
Химия. 10 – 11 классы: сборник элективных курсов / авт. – сост. В.Е. Морозов. — Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.
Химия. 11 класс. Проектная деятельность / Сост. Т.А. Мирошниченко.- Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.