Проблемное обучение на уроке химии по теме «Окислительно – восстановительные реакции» 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 125

КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА

РОССИЯ, 400051, г. Волгоград, пр. им. Столетова, 16 а, тел.факс (8442) 626682,

(8442) 626683, Email: mousosh125@mail.ru













Проблемное обучение на уроке химии по теме

« Окислительно – восстановительные реакции »

Категория обучающихся : 8 класс















Подготовила :Краснова Оксана Владимировна

Учитель химии

МОУ СОШ № 125 г.Волгоград

I квалификационная категория











Технологическая карта урока химии в 8-м классе по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактические цели: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Форма урока: урок-дискуссия с элементами проблемного обучения.

Цели:

Обучающие:

  1. сформировать понятие об ОВР, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.

  2. Дать понятия «Окислитель» и «восстановитель»;

  3. Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;

  4. Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов;

  5. Научить записывать уравнения ОВР реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций

  2. Продолжать формировать умения работать с таблицей растворимости кислот для прогнозирования возможных химических реакций кислот.

Воспитательные:

  1. способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.

Методы обучения: фронтальный, проблемный.

Средства обучения: компьютер с выходом в сеть Internet , таблица классификации кислот, растворимости кислот, электрохимический ряд напряжений металлов, учебники, тетради, доска, таблицы на печатной основе.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Доброе утро! Сегодня у нас необычный урок. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и мысленно пожелаем удачи. На уроке останемся только мы и химия.
Эпиграф нашего урока :« Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает»


В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите его. Не правда ли, противоречивое высказывание? Как вы его понимаете?
Я предлагаю обдумать его и проверить справедливость этих слов в течение нашего урока.

Ответы детей:
– Должно быть наоборот. Мы, узнавая что-то новое, решаем проблему.

Работать будем с оцениванием каждого этапа урока. У каждого на парте лист самооценки. Подпишите фамилию и имя . Каждый из вас в течение урока будет оценивать свою работу на этапах. В конце урока вы поставите себе итоговую оценку.
Лист самооценки: (Ф.И. уч-ся)

1 этап

2 этап

3 этап




Итоговая оценка: _______________
Вокруг нас происходит множество химических реакций, без которых наша жизнь невозможна.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) широко распространены в природе и используются в технике. В основе жизни лежат окислительно-восстановительные реакции (ОВР), происходящие при фотосинтезе, дыхании, транспорте электронов; они же обеспечивают основную часть энергопотребления человечества за счет сжигания органического топлива. Получение металлов, извлечение энергии взрыва основано на окислительно-восстановительных реакциях.


2. Актуализация знаний.

Давайте самые простые запишем: (Доска)


1. Окисление железа кислородом воздуха
Fe + O2 = Fe2O3
Где в жизни мы встречаемся с данной реакцией?
(Ржавая железная крышка)

ржавление железа

2. Образование угольной кислоты из углекислого газа и воды
CO2 + H2O= H2CO3

минеральная вода

Расставьте степени окисления химических элементов в уравнении.
Какие возникли затруднения?
В простых веществах СО химических элементов равна нулю.
Чем отличаются реакции?

(оцените себя на этом этапе урока)

Чему равна с.о. в простых веществах?

В первой реакции с.о. веществ изменились, а во второй нет.

Как называются реакции в результате которых у химических элементов меняются степени окисления?


?

3. Целеполагание и мотивация.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Запишем тему урока в тетрадь.
Окислительно-восстановительные реакции.
Чему должны научиться на уроке?
– Определять С.О. элементов
– Узнать, как происходит изменение свойств химических элементов в результате таких реакций.
– Научиться составлять ОВР
– Знать какое значение имеют ОВР в природе и жизни человека.

ОВР

Собираясь сегодня к вам на урок, я случайно разбила ртутный градусник. Времени было очень мало. Я взяла веник, быстренько замела всю ртуть на совок и выкинула на улицу. По дороге я задумалась, а правильно ли я поступила? Может быть, нужно было протереть место сырой тряпочкой или собрать ртуть пылесосом?
Что вам известно по этой проблеме?

Сбор ртути пылесосом категорически запрещен, т.к. металлическая ртуть, попадая в разогретое «нутро» пылесоса немедленно переходит в парообразную форму, которая выдувается с потоком выходящего воздуха и концентрация паров ртути возрастает на порядок.

Ртуть прекрасно прилипает к свинцу или олову – т.е. к любой луженой поверхности. Банка из–под тушенки вполне подойдет.
Можно ртуть засыпать порошком серы.
Это приводит к образованию нерастворимого и нетоксичного сульфида ртути, которое является очень устойчивым соединением.

Дети предлагают свои версии

Какая реакция происходит при этом?
(Но данная реакция с порошком серы при комнатной температуре идет очень медленно и не может гарантировать полное связывание ртути)
Запишите уравнение реакции взаимодействия серы с ртутью.
Hg + S = HgS (доска)
Расставьте степени окисления химических элементов в уравнении.

Затруднение

Что отражает степень окисления?
Что произошло со степенями окисления в данном уравнении?
Какая это реакция?
По какому признаку определили?

Истинный заряд ионов
Изменились у ртути и у серы.
ОВР
Изменились С.О.

Что же произошло с элементами изменившим С.О.?
– Как изменилась СО у ртути?.
– как изменилась СО у серы?
Запишем уравнение:
Hg – 2e – Hg восстановитель, окисляется–
процесс окисления
S + 2e – S окислитель, восстанавливается, – процесс восстановления
Что называют окислением?
Откройте учебник стр. 186 найдите определение.
Окисление – процесс отдачи электронов, который сопровождается повышением положительной С.О. и уменьшением отрицательной.
Что называют восстановлением?
Восстановление – процесс присоединения электронов, который сопровождается понижением положительной и увеличением отрицательной С.О. атомов.

?
понизилась
повысилась

Может ли процесс окисления протекать без процесса восстановления?
Вывод в тетрадь: Процессы восстановления и окисления между собой взаимосвязаны.

Hg + S = HgS (доска)

В химическую реакцию вступают реальные вещества, поэтому:
Вещество, в состав которого входит элемент, способный отдавать электроны и увеличивать положительную С.О. называют восстановителем. В процессе ОВР восстановитель окисляется.
К восстановителям относят металлы, молекулярный водород, сероводород, аммиак, оксид углерода и др.
Сформулируйте определение окислителя.
Вещество, в состав которого входит элемент, способный присоединять электроны (при этом его положительная степень окисления понижается, а отрицательная увеличивается) называется окислителем. В процессе ОВР окислитель восстанавливается. К ним относят галогены, кислород, кислоты.

Нет.

Какая закономерность прослеживается в ОВР?
Запишем уравнение ОВР
Hg – 2e – Hg окисление
S + 2e –S восстановление

Спросите что непонятно.

Смотрим демонстрацию ролика в сети Internet продолжительность ролика 4 м.25 с

Неорганическая химия. Тема 11. ОВР. Часть 1. Общая характеристика ОВР – YouTube


Количество отданных и принятых электронов должно быть равно.

4. Первичное усвоение учебного материала.

Выполните задание на карточке:
Выберите из списка окислительно–восстановительные реакции и выпишите их в тетрадь:
Na2O + H2SO4= Na2SO4 + H2O
2Ca + O2 =2CaO
Cu(OH)2 = CuO + H2O

Приведите свой пример ОВР


Почему вы решили, что реакция под № 2 ОВР?

Назовите окислитель и восстановитель. Докажите свой ответ.

Реакция, протекающая с изменением С.О.

Какая закономерность прослеживается?
Запишите уравнение ОВР

Оцените себя на данном этапе

Число отданных и принятых электронов равно.

5. Осознание и осмысление учебного материала.

Где в жизни мы можем встречаться с ОВР?


6. Закрепление.

Проверим себя.
Закончи предложение.
*ОВР – это
*окисление – это процесс (отдачи электронов)
*восстановление – это процесс (присоединения электронов)
*число электронов отданных восстановителем должно быть равно числу принятых электронов окислителем)
(взаимопроверка с доски)
Оцените себя на данном этапе


7. Домашнее задание.

Стр. 186-188 № 4 стр. 188


8. Итоги. Рефлексия.

Как вы оценили себя на протяжении всего урока. Поставьте итоговую оценку. Если вы заработали «4» или «5» скажите вслух «Я молодец!»
Обратимся к нашему эпиграфу. Возникли ли у вас противоречия? А у меня возникли. При подготовке к уроку, когда я проводила опыты с медью, вместо меди я взяла оксид меди, смесь нагрела.

Смотрим ролик в сети Internet « Взаимодействие оксида меди с серной кислотой » — YouTube продолжительность 0 м.34 с. Цвет раствора изменился?. Оксид меди прореагировал с раствором серной кислоты. Это о чем говорит? Да, произошла химическая реакция? Запишите самостоятельно реакцию ,будет ли данная реакция окислительно – востановительной? Почему медь с раствором кислоты не реагирует, а оксид меди прореагировал? Посмотрите ряд напряжения металлов
Вернемся снова к эпиграфу. Что вы думаете по этому поводу?
Ответ на этот вопрос постарайтесь найти дома при подготовке к следующему уроку.
Спасибо за работу!



Изменился на голубой.


Записывют реакцию, расставляют степени окисления


Нет , реакция не окислительно — восстановительная


Медь не реагирует , так как стоит после водорода

















Литература:

Габриелян О.С. Учебник : Химия 8 класс , М. Дрофа 2012 г.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя : химия 8 класс. Методическое пособие М. Дрофа 2009 г

Некрасова Л.И. 8 класс: карточки заданий к учебнику О.С. Габриеляна , Саратов :Лицей 2004 г.

Ширшина Н.В. Неорганическая химия (Электронный ресурс) Волгоград : Учитель , 2007 г.



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Электролитическая диссоциация»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: