МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 125
КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА
РОССИЯ, 400051, г. Волгоград, пр. им. Столетова, 16 а, тел.факс (8442) 626682,
(8442) 626683, E—mail: mousosh125@mail.ru
Проблемное обучение на уроке химии по теме
« Окислительно – восстановительные реакции »
Категория обучающихся : 8 класс
Подготовила :Краснова Оксана Владимировна
Учитель химии
МОУ СОШ № 125 г.Волгоград
I квалификационная категория
Технологическая карта урока химии в 8-м классе по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
Тип урока: изучение нового материала.
Дидактические цели: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Форма урока: урок-дискуссия с элементами проблемного обучения.
Цели:
Обучающие:
сформировать понятие об ОВР, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.
Дать понятия «Окислитель» и «восстановитель»;
Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;
Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов;
Научить записывать уравнения ОВР реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.
Развивающие:
Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций
Продолжать формировать умения работать с таблицей растворимости кислот для прогнозирования возможных химических реакций кислот.
Воспитательные:
способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.
Методы обучения: фронтальный, проблемный.
Средства обучения: компьютер с выходом в сеть Internet , таблица классификации кислот, растворимости кислот, электрохимический ряд напряжений металлов, учебники, тетради, доска, таблицы на печатной основе.
Ход урока
Деятельность учащихся | ||||||
1. Организационный момент. | ||||||
Доброе утро! Сегодня у нас необычный урок. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и мысленно пожелаем удачи. На уроке останемся только мы и химия. |
| |||||
В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите его. Не правда ли, противоречивое высказывание? Как вы его понимаете? | Ответы детей: | |||||
Работать будем с оцениванием каждого этапа урока. У каждого на парте лист самооценки. Подпишите фамилию и имя . Каждый из вас в течение урока будет оценивать свою работу на этапах. В конце урока вы поставите себе итоговую оценку.
Итоговая оценка: _______________ Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) широко распространены в природе и используются в технике. В основе жизни лежат окислительно-восстановительные реакции (ОВР), происходящие при фотосинтезе, дыхании, транспорте электронов; они же обеспечивают основную часть энергопотребления человечества за счет сжигания органического топлива. Получение металлов, извлечение энергии взрыва основано на окислительно-восстановительных реакциях. | | |||||
2. Актуализация знаний. | ||||||
Давайте самые простые запишем: (Доска) | | |||||
1. Окисление железа кислородом воздуха | ржавление железа | |||||
2. Образование угольной кислоты из углекислого газа и воды | минеральная вода | |||||
Расставьте степени окисления химических элементов в уравнении. | Чему равна с.о. в простых веществах? | |||||
Как называются реакции в результате которых у химических элементов меняются степени окисления? | ? | |||||
3. Целеполагание и мотивация. | ||||||
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. | ОВР | |||||
Собираясь сегодня к вам на урок, я случайно разбила ртутный градусник. Времени было очень мало. Я взяла веник, быстренько замела всю ртуть на совок и выкинула на улицу. По дороге я задумалась, а правильно ли я поступила? Может быть, нужно было протереть место сырой тряпочкой или собрать ртуть пылесосом? | Дети предлагают свои версии | |||||
Какая реакция происходит при этом? | Затруднение | |||||
Что отражает степень окисления? | Истинный заряд ионов | |||||
Что же произошло с элементами изменившим С.О.? | ? | |||||
Может ли процесс окисления протекать без процесса восстановления? | Нет. | |||||
Какая закономерность прослеживается в ОВР? Смотрим демонстрацию ролика в сети Internet продолжительность ролика 4 м.25 с Неорганическая химия. Тема 11. ОВР. Часть 1. Общая характеристика ОВР – YouTube | Количество отданных и принятых электронов должно быть равно. | |||||
4. Первичное усвоение учебного материала. | ||||||
Выполните задание на карточке: Приведите свой пример ОВР | | |||||
Почему вы решили, что реакция под № 2 ОВР? | Реакция, протекающая с изменением С.О. | |||||
Какая закономерность прослеживается? | Число отданных и принятых электронов равно. | |||||
5. Осознание и осмысление учебного материала. | ||||||
Где в жизни мы можем встречаться с ОВР? | | |||||
6. Закрепление. | ||||||
Проверим себя. | | |||||
7. Домашнее задание. | ||||||
Стр. 186-188 № 4 стр. 188 | | |||||
8. Итоги. Рефлексия. | ||||||
Как вы оценили себя на протяжении всего урока. Поставьте итоговую оценку. Если вы заработали «4» или «5» скажите вслух «Я молодец!» Смотрим ролик в сети Internet « Взаимодействие оксида меди с серной кислотой » — YouTube продолжительность 0 м.34 с. Цвет раствора изменился?. Оксид меди прореагировал с раствором серной кислоты. Это о чем говорит? Да, произошла химическая реакция? Запишите самостоятельно реакцию ,будет ли данная реакция окислительно – востановительной? Почему медь с раствором кислоты не реагирует, а оксид меди прореагировал? Посмотрите ряд напряжения металлов | Изменился на голубой. Записывют реакцию, расставляют степени окисления Нет , реакция не окислительно — восстановительная Медь не реагирует , так как стоит после водорода |
Литература:
Габриелян О.С. Учебник : Химия 8 класс , М. Дрофа 2012 г.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя : химия 8 класс. Методическое пособие М. Дрофа 2009 г
Некрасова Л.И. 8 класс: карточки заданий к учебнику О.С. Габриеляна , Саратов :Лицей 2004 г.
Ширшина Н.В. Неорганическая химия (Электронный ресурс) Волгоград : Учитель , 2007 г.