ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ХИМЯ И МЕДИЦИНА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ХИМЯ И МЕДИЦИНА»










































Учитель химии МБОУ «Оборонинская сош»

Моисеенко Надежда Юрьевна






2013 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Цели:

формировать знания основ науки

— развивать умения наблюдать и объяснять химические явлении- соблюдать правила техники безопасности

— развивать интерес к химии как возможной области практической деятельности

-развивать интеллектуальные способности и гуманистические качества личности.

Задачи:

— освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

— овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

— развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

— воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

— применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.



Общая характеристика элективного курса


Программа элективного курса «Химия медицина» предназначена для учащихся профильных классов. Ее целью является углубленное изучение специализированных разделов химии, которые позволят дать учащимся представление о роли химической науки в различных областях медицины.

Химия в медицине позволяет описать процессы, происходящие в организме человека, изучить влияние различных элементов и препаратов на живую клетку. Объем материала, представленного в данном курсе, позволяет учащимся расширить знания о человеческом организме и о влиянии на него макро – и микроэлементов, биологически активных веществ.

Предлагаемый курс состоит из трех тем: лекарственные препараты, макромолекулы жизни, вещества и здоровье человека.



Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практические работы;

  • лабораторные работы.


Технологии: здоровьесберегающая, ИКТ-технология, проблемного изложения материала, уровневая дифференциация.


Механизмы формирования ключевых компетенций:

— ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

— общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

— учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

— информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

— коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

 — социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

— компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Виды и формы контроля:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практическая работа;

  • диктант;

  • тестирование.





В результате изучения курса «Химия и медицина» учащиеся должны

Знать:

— состав органических веществ, их классификацию, изомерию, свойства;

— нахождение в природе и биологическую роль;

— значение в быту, технике, медицине.

Уметь:

— самостоятельно отбирать и анализировать информацию;

— представлять информацию в графическом виде;

— оценивать последствия влияния на здоровье человека «факторов риска» нерационального питания, алкоголя, никотина, наркотиков;

— проводить химический эксперимент и грамотно представлять результаты исследования; решать расчетные задачи;

— использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни, в выборе профессии.




СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1. Лекарственные препараты


Лекция

Эффективность лекарственных препаратов, лекарственные формы, самолечение, хранение лекарств в домашних условиях.

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения

1. Что такое лекарство?

2. Лекарственные формы.

3.Самоличение.

4.Хранение лекарств в домашних условиях.


Практическое занятие

Решение расчетных задач с медицинским содержанием.

Практические работы

1. Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот; антипирина и амидопирина; частные реакции на алкалоиды.

2. Синтез веществ: «Получение различных лекарственных препаратов и их производных».


Тема 2. Макромолекулы жизни


Лекция 1.

Строение и свойства мономеров белка – аминокислот. Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка, биологическая роль белков.

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения

1. Аминокислоты: классификация, строение, оптическая изомерия.

2. Особенности строения и свойств аминокислот.

3. Биологическая роль аминокислот.

4.Строение и свойства белков.

5. Биологическая роль белков.


Практическое занятие

Решение расчетных задач; выполнение упражнений.

Практические работы

1. Свойства белка. Обнаружение белка в мясном бульоне.

2. Синтезы мономеров и макромолекул биополимеров.


Лекция 2.

Углеводы, нуклеиновые кислоты и их значение для жизнедеятельности.

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения

1. Классификация углеводов.

2. Биологическая роль углеводов, значение в жизни человека.


Практическое занятие

1. Решение расчетных задач.


Практические работы


1. Определение сахаров в овощах и фруктах.

2.Количественное определение углеводов.



Тема 3. Вещества и здоровье человека


Лекция

Патологическое влияние тяжелых металлов на организм человека. Значение неорганических веществ и их соединений для живой клетки.


Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения

1. Использование неорганических веществ для медицины.

2. Кислород и его свойства.

3. Озон и его свойства.

4. Марганец, нашатырный спирт, йод, соли серной кислоты и др.


Практическое занятие

Решение расчетных задач с использованием веществ, влияющих на здоровье человека.

Практические работы

1. Анализ молока.

2. Определение с помощью цветных реакций веществ, образующихся при метаболических нарушениях.


Итоговое занятие

Защита проектов, результатов исследовательских работ.

Учебно – тематический план

Тема

Всего часов

Из них

лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

Практические работы

Тесты

1

Лекарственные препараты

9

2

2

2

2

1

2

Макромолекулы жизни

13

2

3

2

4

2

3

Вещества и здоровье человека

10

2

2

2

2

2

4

Итоговое занятие

2



1




Всего

34

6

7

7

8

5


Литература и средства обучения

Учебник: Габриелян О.С. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 2008-2010.

Используемый УМК:

    1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2008

2. Глинка Н.Л. Общая химия. Ленинград: Химия, 1988.

3. Настольная книга учителя. Химия10класс. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2008.

4. Химия в тестах, задачах и упражнениях 10класс. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2008.


Дополнительная литература:

1. Химический энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1986.

2. Химия для любознательных.- Л.: Издательство «Химия» Ленинградское отделение, 1980.

3. Интернет – ресурсы.

4. Мультимедийные обучающие программы:

Химия 10класс.






































Приложение к программе факультативного

курса «Химия и медицина»



Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол –во часов, отведенное на изучение темы, раздела

Дата

Формы и виды контроля

план

факт


1

Тема 1. Лекарственные препараты.

Лекция 1.

«Эффективность лекарственных препаратов, лекарственные формы».

9




2


Лекция 2.

« Самолечение, хранение лекарств в домашних условиях».





3


Семинарское занятие 1.

«Лекарственные препараты».





4.


Семинарское занятие 2.

«Лекарственные препараты».









5.


Практическое занятие 1.

Решение расчетных задач с медицинским содержанием.





Самостоятельная работа


6.

Практическое занятие 2.

Решение расчетных задач с медицинским содержанием.




Самостоятельная работа

7.

Практическая работа 1.

« Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот; антипирина и амидопирина; частные реакции на алкалоиды».





8


Практическая работа 2.

Синтез веществ: «Получение различных лекарственных препаратов и их производных».






9

Тестовые задания по теме «Лекарственные препараты».




Тест

10


Тема 2. Макромолекулы жизни.

Лекция 1.

«Строение и свойства мономеров белка – аминокислот. Структура белка».

13




11


Семинарское занятие 1 по теме «Строение и свойства мономеров белка – аминокислот. Структура белка».





12


Семинарское занятие 2 по теме «Строение и свойства мономеров белка – аминокислот. Структура белка».







13.


Практическое занятие 1.

Решение расчетных задач; выполнение упражнений.




Самостоятельная работа


14.

Практическая работа 1.

« Свойства белка. Обнаружение белка в мясном бульоне».





15.

Практическая работа 2. «Синтезы мономеров и макромолекул биополимеров».





16.


Тестовые задания по теме «Строение и структура белка».




Тест

17

Лекция 2. «Углеводы и нуклеиновые кислоты».





18.

Семинарское занятие 3 по теме «Углеводы и нуклеиновые кислоты».





19.

Практическое занятие 2. Решение расчетных задач; выполнение упражнений.




Самостоятельная работа

20.

Практическая работа 3 «Определение сахаров в овощах и фруктах».





21.

Практическая работа 4 «Количественное определение углеводов».





22.

Тестовые задания по теме «Углеводы и нуклеиновые кислоты».




Тест

23.

Тема 3. Вещества и здоровье человека.

Лекция 1. Патологическое влияние тяжелых металлов на здоровье человека.





24.

Семинарское занятие 1.

«Патологическое влияние тяжелых металлов на здоровье человека ».

10




25.

Практическое занятие 1.

Решение расчетных задач с медицинским содержанием.





Самостоятельная работа

26.

Практическая работа 1. « Анализ молока».






27.


Тестовые задания по теме «Патологическое влияние тяжелых металлов на здоровье человека ».





Тест

28.


Лекция 2. Значение неорганических веществ и их соединений для живой клетки.





29.


Семинарское занятие 2. « Значение неорганических веществ и их соединений для живой клетки».






30.


Практическое занятие 2.

Решение расчетных задач с медицинским содержанием.





Самостоятельная работа


31.


Практическая работа 2. Определение с помощью цветных реакций веществ, образующихся при метаболических нарушениях.







32.

Тестовые задания по теме « Значение неорганических веществ и их соединений для живой клетки».





Тест

33.

Итоговое занятие по теме «Лекарственные препараты».




Защита проектов.

34.

Итоговое занятие по теме «Вещества и здоровье человека».




Защита проектов.







Свежие документы:  Урок по теме: "Жиры. Биологическая роль жиров"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: