ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ХИМЯ И МЕДИЦИНА»
Учитель химии МБОУ «Оборонинская сош»
Моисеенко Надежда Юрьевна
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели:
— формировать знания основ науки
— развивать умения наблюдать и объяснять химические явлении- соблюдать правила техники безопасности
— развивать интерес к химии как возможной области практической деятельности
-развивать интеллектуальные способности и гуманистические качества личности.
Задачи:
— освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
— овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
— развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
— воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
— применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика элективного курса
Программа элективного курса «Химия медицина» предназначена для учащихся профильных классов. Ее целью является углубленное изучение специализированных разделов химии, которые позволят дать учащимся представление о роли химической науки в различных областях медицины.
Химия в медицине позволяет описать процессы, происходящие в организме человека, изучить влияние различных элементов и препаратов на живую клетку. Объем материала, представленного в данном курсе, позволяет учащимся расширить знания о человеческом организме и о влиянии на него макро – и микроэлементов, биологически активных веществ.
Предлагаемый курс состоит из трех тем: лекарственные препараты, макромолекулы жизни, вещества и здоровье человека.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практические работы;
лабораторные работы.
Технологии: здоровьесберегающая, ИКТ-технология, проблемного изложения материала, уровневая дифференциация.
Механизмы формирования ключевых компетенций:
— ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
— общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
— учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
— информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
— коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
— социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
— компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Виды и формы контроля:
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практическая работа;
диктант;
тестирование.
В результате изучения курса «Химия и медицина» учащиеся должны
Знать:
— состав органических веществ, их классификацию, изомерию, свойства;
— нахождение в природе и биологическую роль;
— значение в быту, технике, медицине.
Уметь:
— самостоятельно отбирать и анализировать информацию;
— представлять информацию в графическом виде;
— оценивать последствия влияния на здоровье человека «факторов риска» нерационального питания, алкоголя, никотина, наркотиков;
— проводить химический эксперимент и грамотно представлять результаты исследования; решать расчетные задачи;
— использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни, в выборе профессии.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Лекарственные препараты
Лекция
Эффективность лекарственных препаратов, лекарственные формы, самолечение, хранение лекарств в домашних условиях.
Семинарское занятие
Вопросы для обсуждения
1. Что такое лекарство?
2. Лекарственные формы.
3.Самоличение.
4.Хранение лекарств в домашних условиях.
Практическое занятие
Решение расчетных задач с медицинским содержанием.
Практические работы
1. Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот; антипирина и амидопирина; частные реакции на алкалоиды.
2. Синтез веществ: «Получение различных лекарственных препаратов и их производных».
Тема 2. Макромолекулы жизни
Лекция 1.
Строение и свойства мономеров белка – аминокислот. Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка, биологическая роль белков.
Семинарское занятие
Вопросы для обсуждения
1. Аминокислоты: классификация, строение, оптическая изомерия.
2. Особенности строения и свойств аминокислот.
3. Биологическая роль аминокислот.
4.Строение и свойства белков.
5. Биологическая роль белков.
Практическое занятие
Решение расчетных задач; выполнение упражнений.
Практические работы
1. Свойства белка. Обнаружение белка в мясном бульоне.
2. Синтезы мономеров и макромолекул биополимеров.
Лекция 2.
Углеводы, нуклеиновые кислоты и их значение для жизнедеятельности.
Семинарское занятие
Вопросы для обсуждения
1. Классификация углеводов.
2. Биологическая роль углеводов, значение в жизни человека.
Практическое занятие
1. Решение расчетных задач.
Практические работы
1. Определение сахаров в овощах и фруктах.
2.Количественное определение углеводов.
Тема 3. Вещества и здоровье человека
Лекция
Патологическое влияние тяжелых металлов на организм человека. Значение неорганических веществ и их соединений для живой клетки.
Семинарское занятие
Вопросы для обсуждения
1. Использование неорганических веществ для медицины.
2. Кислород и его свойства.
3. Озон и его свойства.
4. Марганец, нашатырный спирт, йод, соли серной кислоты и др.
Практическое занятие
Решение расчетных задач с использованием веществ, влияющих на здоровье человека.
Практические работы
1. Анализ молока.
2. Определение с помощью цветных реакций веществ, образующихся при метаболических нарушениях.
Итоговое занятие
Защита проектов, результатов исследовательских работ.
Учебно – тематический план
Тема | Всего часов | Из них | |||||
лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Практические работы | Тесты | |||
1 | Лекарственные препараты | 9 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
2 | Макромолекулы жизни | 13 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 |
3 | Вещества и здоровье человека | 10 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | Итоговое занятие | 2 |
|
| 1 |
|
|
| Всего | 34 | 6 | 7 | 7 | 8 | 5 |
Литература и средства обучения
Учебник: Габриелян О.С. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 2008-2010.
Используемый УМК:
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2008
2. Глинка Н.Л. Общая химия. Ленинград: Химия, 1988.
3. Настольная книга учителя. Химия10класс. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2008.
4. Химия в тестах, задачах и упражнениях 10класс. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература:
1. Химический энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1986.
2. Химия для любознательных.- Л.: Издательство «Химия» Ленинградское отделение, 1980.
3. Интернет – ресурсы.
4. Мультимедийные обучающие программы:
Химия 10класс.
Приложение к программе факультативного
курса «Химия и медицина»
Календарно – тематическое планирование
Тема урока | Кол –во часов, отведенное на изучение темы, раздела | Дата | Формы и виды контроля | ||
план | факт | ||||
1 | Тема 1. Лекарственные препараты. Лекция 1. «Эффективность лекарственных препаратов, лекарственные формы». | 9 |
|
|
|
2
| Лекция 2. « Самолечение, хранение лекарств в домашних условиях». |
|
|
|
|
3
| Семинарское занятие 1. «Лекарственные препараты». |
|
|
|
|
4.
| Семинарское занятие 2. «Лекарственные препараты». |
|
|
|
|
5.
| Практическое занятие 1. Решение расчетных задач с медицинским содержанием.
|
|
|
| Самостоятельная работа |
6. | Практическое занятие 2. Решение расчетных задач с медицинским содержанием. |
|
|
| Самостоятельная работа |
7. | Практическая работа 1. « Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот; антипирина и амидопирина; частные реакции на алкалоиды». |
|
|
|
|
8
| Практическая работа 2. Синтез веществ: «Получение различных лекарственных препаратов и их производных». |
|
|
|
|
9 | Тестовые задания по теме «Лекарственные препараты». |
|
|
| Тест |
10
| Тема 2. Макромолекулы жизни. Лекция 1. «Строение и свойства мономеров белка – аминокислот. Структура белка». | 13 |
|
|
|
11
| Семинарское занятие 1 по теме «Строение и свойства мономеров белка – аминокислот. Структура белка». |
|
|
|
|
12
| Семинарское занятие 2 по теме «Строение и свойства мономеров белка – аминокислот. Структура белка».
|
|
|
|
|
13.
| Практическое занятие 1. Решение расчетных задач; выполнение упражнений. |
|
|
| Самостоятельная работа |
14. | Практическая работа 1. « Свойства белка. Обнаружение белка в мясном бульоне». |
|
|
|
|
15. | Практическая работа 2. «Синтезы мономеров и макромолекул биополимеров». |
|
|
|
|
16.
| Тестовые задания по теме «Строение и структура белка». |
|
|
| Тест |
17 | Лекция 2. «Углеводы и нуклеиновые кислоты». |
|
|
|
|
18. | Семинарское занятие 3 по теме «Углеводы и нуклеиновые кислоты». |
|
|
|
|
19. | Практическое занятие 2. Решение расчетных задач; выполнение упражнений. |
|
|
| Самостоятельная работа |
20. | Практическая работа 3 «Определение сахаров в овощах и фруктах». |
|
|
|
|
21. | Практическая работа 4 «Количественное определение углеводов». |
|
|
|
|
22. | Тестовые задания по теме «Углеводы и нуклеиновые кислоты». |
|
|
| Тест |
23. | Тема 3. Вещества и здоровье человека. Лекция 1. Патологическое влияние тяжелых металлов на здоровье человека. |
|
|
|
|
24. | Семинарское занятие 1. «Патологическое влияние тяжелых металлов на здоровье человека ». | 10 |
|
|
|
25. | Практическое занятие 1. Решение расчетных задач с медицинским содержанием.
|
|
|
| Самостоятельная работа |
26. | Практическая работа 1. « Анализ молока».
|
|
|
|
|
27.
| Тестовые задания по теме «Патологическое влияние тяжелых металлов на здоровье человека ». |
|
|
| Тест |
28.
| Лекция 2. Значение неорганических веществ и их соединений для живой клетки. |
|
|
|
|
29.
| Семинарское занятие 2. « Значение неорганических веществ и их соединений для живой клетки».
|
|
|
|
|
30.
| Практическое занятие 2. Решение расчетных задач с медицинским содержанием.
|
|
|
| Самостоятельная работа |
31.
| Практическая работа 2. Определение с помощью цветных реакций веществ, образующихся при метаболических нарушениях.
|
|
|
|
|
32. | Тестовые задания по теме « Значение неорганических веществ и их соединений для живой клетки».
|
|
|
| Тест |
33. | Итоговое занятие по теме «Лекарственные препараты». |
|
|
| Защита проектов. |
34. | Итоговое занятие по теме «Вещества и здоровье человека». |
|
|
| Защита проектов. |