Программа элективного курса «Введение в фармацевтическую химию» 10 Класс

Программа элективного курса

«Введение в фармацевтическую химию»

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащих­ся 10 классов, которые проявляют определенный интерес к профессиям химика, фармацев­та, провизора и врача.

Цель курса: предоставление возможности удовлетво­рить интересы учащихся в области химии и медицины.

Задачи курса:

помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения;

развитие познавательных и интеллектуальных способ­ностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания, а также понимания роли химической науки в раз­работке, производстве и применении лекарственных пре­паратов;

расширение и углубление знаний учащихся о стро­ении, свойствах, применении и методах получения веществ и материалов;

расширение естественнонаучного мировоззрения уча­щихся, преодоление хемофобии и безразличного отноше­ния к современным экологическим проблемам;

воспитание гражданской ответственности, трудолю­бия, аккуратности, внимательности, бережного отноше­ния к материальным и духовным ценностям;

Теоретической базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания, совершенствуя уме­ния и навыки, полученные на уроках, учащиеся обучают­ся основам фармацевтической и медицинской химии.

Ознакомление учащихся с лекарственными средствами начинается с теоретического обзора строения и примене­ния того или иного препарата при различных заболеваниях. Подробно анализируется инструкция по применению определяемого лекарства. Особое внимание следует уделять составу, фармакологиче­ским свойствам препаратов, общей культуре обращения с лекарственными средствами и их применения. При этом учащиеся должны также усвоить, что здоровый образ жиз­ни позволяет надолго сохранить активность и поможет из­бежать многих болезней и проблем.

Итоги работы элективного курса рекомендуется под­водить в виде тематического вечера, творческого отчета, выставки, конференции и т.д. с приглашением других учащихся, учителей и родителей. Обязательным является зашита курсовой работы и выпуск стенгазеты по индиви­дуальным темам.

Основные идеи курса:

  • химическая наука служит интересам человечества и при правильном и рациональном использовании ее до­стижений способствует решению многих проблем, стоя­щих перед человечеством;

  • материальное единство веществ и живых организмов, нормальное существование которых возможно лишь на основе эволюционно сложившегося обмена веществ меж­ду органами и окружающей средой;

  • человек и окружающая среда взаимосвязаны;

  • между составом, строением и фармакологическими свойствами лекарственных препаратов существуют объ­ективные причинно-следственные связи;

  • без прочных знаний химии нельзя стать квалифициро­ванным химиком-лаборантом, фармацевтом, провизором или врачом;

  • профессии химика и медицинского работника являют­ся одними из самых гуманных и сложных.







Содержание курса


Тема урока

Кол-во

часов

Основные вопросы

Тема 1. Фармация, зарождение фармации (1 час)

1

Фармацевтическая химия как наука, ее связь с химией и медициной.

1

Краткий исторический очерк развития фармацевтической химии. Профессии провизора, фармацевта, химика-аналити­ка.





Тема 2. Аптека. Её функции (3 часа)

1.

История аптеки. Функция аптек

1


2.

Хранение лекарств в аптеке

1

Общие правила хранения лекарственных веществ. Хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

3.

Домашняя аптечка

1

Правила хране­ния и приема лекарственных препаратов в домашних ус­ловиях.

Тема 3. Основные понятия фармакологии (3 часа)

1.

Основные принципы создания и исследования лекарственных средств

1

Контроль качества лекарств. Лабораторные службы. Клинические испытания фармакологических средств. Фармакологические исследования, проводимые на животных.

2.

Основные понятия

2

Механизмы поступления лекарственных средств. Фармакокинетические факторы. Биотрансформация, метаболизм лекарственных средств. Выведение лекарственных средств из организма. Виды действия лекарственных средств. Дозировка лекарственных средств. Взаимодействие лекарственных средств. Эффекты от действия лекарственных средств. Виды фармакотерапии.

Тема 4. Группы лекарственных средств (4 часа)

1.

Лекарственные средства, действующие преимущественно на ЦНС

1


2.

Лекарственные средства, действующие на периферические нейромедиаторы

1


3.

Средства, действующие в области чувствительных нервных окончаний

1


4.

Средства, действующие на сердечно-сосудистую систему

1


Тема 5. Фармацевтическая технология (2 часа)

1

Измельчение и просеивание лекарственных средств

1

История развития фармацевтических технологий, биофармация, измельчение, просеивание, порошки

2.

Упаковка и фасовка лекарств

1

Маркировка лекарственных средств и изделий медицинского назначения

Тема 6. Аптечная технология приготовления лекарственных форм (7 часов)

1

Твердые лекарственные формы

1

Таблетки, драже, гранулы, капсулы, карандаши и пленки лекарственные, порошки

2.

Жидкие лекарственные формы

1

Растворы, капли, суспензии, эмульсии, линименты

3.

Препараты из свежих растений и растительного сырья

3

Содержание биологически активных веществ в лекарственных растениях. Как собирать и сушить лекарственные растения. Особенности хранения лекарственного растительного сырья. Подготовка растительного лекарственного сырья.

Извлечение биологически активных веществ из растительного сырья. Очистка экстрактов и растворов биологически активных веществ. Концентрирование биологически активных веществ. Технология водных извлечений (настоев, отваров, слизей). Соки. Экстракты. Спиртовые настойки. Сиропы. Настои и отвары. Сборы. Ароматные (флорентийские) воды. Приготовление лекарств из растительного сырья в домашних.

4.

Мягкие лекарственные формы

1

Мази. Гидрофобные мазевые основы. Гидрофильные основы. Технология приготовления мазей. Виды мазей. Особенности изготовления некоторых видов мазей. Пасты. Суппозитории. Пилюли. Пластыри

Горчичники


5.

Мыла

1


Тема 7. Стерильные и антисептически приготовленные средства (7 часов)

1.

Антисептика

1

Общие понятия. Требование к соблюдению условий антисептики. Стерилизация.

2.


1


3.

Глазные лекарственные формы

1


4.

Лекарственные формы с антибиотиками

1


5.

Лекарственные формы для новорожденных

1


6.

Лекарства для инъекций

1


7.

Ятрогения.

1


Тема 8. Идентификация лекарственных средств (5 часов)

1

Основы химической классификации лекарственных средств. Состав лекарственных форм. Методы исследова­ния лекарственных препаратов.



Анализ лекарственных средств и вспомогательных веществ на содержание в них дополнительных компонентов (корвалол, фитолизин, ви­тамин с глюкозой) и на подлинность (глюконат кальция, этиловый спирт, гидроперит, парацетамол, стрептоцид, димедрол, аскорбиновая кислота, левомицитин, ляпис, глицерин, уротропин, глюкоза, аспирин, новокаин, ихти­оловая мазь, анальгин, атропин, свинцовая примочка, препараты бора).



Защита курсовых работ по индивидуальным темам. Выпуск индивидуальных стенных газет по теме курсовых работ


2

В конце года каждый ученик защищает курсовую рабо­ту по индивидуальной теме, по результатам которой, вы­ставляется итоговая отметка за курс. Организуется смотр-выставка курсовых работ.

Выпуск стенгазет и бюллетеней о здоровом образе жизни, о достижениях медицины, о связи химии с меди­циной и т. д. проводится в течение года.


Литература

1. Беликов В. Г. Фармацевтическая химия: Учеб­ник. — 3-е изд., перераб. и доп. — Пятигорск, 2003.

2. Глущенко Н. Н. Фармацевтическая химия: Учеб­ник/ Под ред. Т. В. Плетневой. — М.: Академия, 2004.

3. Машковскии М. Д. Лекарственные средства: В 2 т. — 9-е изд., перераб+. и доп. — М.: Медицина, 1994.

4. Регистр лекарственных средств России. Энциклопе­дия лекарственных средств: Ежегодный сборник / Гл. ре­дактор Г. Л. Вышковский. — Вып. 10. — М.: ООО «РЛС — 2003», 2003.

5. РЛС-Пациент / Под ред. ГЛ. Вышковского. — М: «РЛС — 2005, 2004». — (Регистр лекарственных средств России).

6. Руководство к лабораторным занятиям по фар­мацевтической химии: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Арзамасцева. — 3-е изд.. перераб. и доп. — М.: Ме­дицина, 2001.

7. Солдатенков А. Т. Основы органической химии лекарственных веществ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Химия, 2003.



Свежие документы:  Конспект урока химии на тему "Растворимые и нерастворимые вещества"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: