Муниципальное образовательное учреждение
МОУ «Рождественская СОШ»
с. Рождествено, Калининский район, Тверская область
Рабочая программа элективного курса:
(Химия 9 класс)
подготовила: учитель биологии и химии
Трофимова Людмила Валериевна
с.Рождествено
2011 год
1.Пояснительная записка
Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека» предназначена для учащихся 9 классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставит возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.
Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения.
Темы 1-4 дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Проектные работы, тематика которых приводится в программе, позволят сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Динамику интереса к темам элективного курса поможет проследить анкетирование на первом и последнем этапе изучения курса.
Изучив данный элективный курс, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни: поваренной соли, воде, посуде, спичках, бумаге, карандашах, об экологических проблемах чистоты воды; уметь проводить эксперимент по очистке поваренной соли, выращиванию ее кристаллов, дистилляции воды, определять химические свойства различных пирофоров. Соблюдать правила техники безопасности.
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов, 1 раз в неделю.
Цель курса:
Помочь осознать ценность и значимость новых дополнительных знаний о веществах, используемых в повседневной жизни, их практическом применении.
Задачи курса:
Предоставить ребятам возможность реализовать интерес к химии.
Предоставить ребятам возможность применить знания о веществах в повседневной жизни.
Совершенствовать у ребят экспериментальные умения.
Содействовать развитию у ребят познавательных интересов, мыслительных процессов, умения самостоятельно добывать знания.
Продолжить формирование навыков исследовательской деятельности.
Развивать учебно-коммуникативные умения.
Содействовать развитию у ребят умений и навыков: использования научных методов познания (наблюдения, эксперимента) формулирования проблемы.
Содействовать развитию у детей умений осуществлять самооценку и контроль своей деятельности.
2.Основное содержание курса:
«Химические вещества в повседневной жизни»
Программа
Тема 1. «Вода» 2 часа.
Вода – самое распространенное вещество в природе. Парадоксы воды. Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Круговорот воды Пресная вода и её запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Тема 2. «Поваренная соль» 2 часа.
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение поваренной соли и её очистка. Использование хлорида натрия в химической промышленности
Тема 3. «Спички» 2 часа.
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России
Тема 4. «Бумага» 2 часа.
От пергамента и шёлковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование
Тема 5. «Карандаши и акварельные краски» 2 часа.
Карандаши и акварельные краски. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок
Тема 6. «Стекло» 2 часа.
Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла.
Тема 7. «Керамика» 2 часа.
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов.
3.Тематическое планирование
Поурочное содержание курса | Форма деятельности на занятии | С Сроки | |
1. | Вода самое распространенное вещество на Земле.
| Лекция, собеседование. Эвристическая беседа. |
|
2. | Экологические проблемы чистой воды. | Презентация, Сообщения учащихся, Практическая работа |
|
3.
| Практическая работа: «Изучение свойств питьевой воды, способы её очистки» | Практическая работа. |
|
4. | Поваренная соль и живые организмы планеты.
| Лекция, Групповая работа. |
|
5. | Использование поваренной соли в практике человека.
| Сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент. | |
6. | Практическая работа: «Выращивание кристаллов поваренной соли»
| Практическая работа. |
|
7. | История происхождения спички.
| Работа с гипертекстом. |
|
8. | Спичечное производство в России. | Проектирование. |
|
9. | От пергамента и шёлковых книг до наших дней. | Семинар |
|
10. | Виды бумаги и их практическое использование.
| Выступления, ролевое моделирование |
|
11. | Прошлое, настоящее, будущее графита. Цветные карандаши. | Лекция. |
|
12. | Акварельные краски.
| Сообщения учащихся, Собеседование |
|
13. | История стеклоделия. | Работа с гипертекстом. |
|
14. | Стекло и современность.
| Конференция. |
|
15. | Глина. | Лекция, групповая работа |
|
16. | Разновидности керамических материалов | Защита проектов |
|
17.
| Химические вещества и реальная действительность! | Ролевая игра, защита проектов, рефератов |
|
4.Контрольно-измерителные материалы
Требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся:
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
Роль воды в жизни живого организма.
Строение, свойства воды.
Способы очистки природной и питьевой воды.
Источники загрязнения воды на Земле.
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных.
Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички.
Спичечное производство в России.
Виды бумаги и их практическое использование.
Состав цветных карандашей.
Пигменты.
Химический состав и виды акварельных красок.
Получение оконного стекла.
Виды декоративной обработки изделий из стекла.
Виды и химический состав глин.
Разновидности керамических материалов.
После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
Проводить эксперимент,
Работать в группе,
Определять цель (эксперимента, исследования, темы занятия),
Работать с дополнительной литературой,
Выделять главное, структурировать информацию,
Работать во времени,
Писать рефераты, придерживаясь определенной структуры,
Определять реактивы для проведения эксперимента,
Составлять отчет о проведении эксперимента, исследования,
Очищать воду в домашних условиях,
Готовить растворы, где в роли растворителя – вода.
Применять теоретические знания на практике.
5.Форма аттестации учащихся:
Выполнение и защита презентаций.
Рефераты.
Защита проектов.
Отчеты по практическим работам.
Выполнение буклетов.
Предлагаемые темы рефератов:
Чудесный мир бумаги.
Много ли соли в солонках страны?
«Соляные бунты» в России.
Физиологический раствор в медицинской практике.
Имеет ли вода память?
Влажность воздуха и самочувствие человека.
«Скользкая» и «мокрая» вода.
Выводим пятна со страниц книги.
Синтетическая бумага-альтернатива целлюлозной бумаге.
10. История бумажных денег.
11. Вода в космосе.
Предлагаемые темы проектов:
Как сделать воду чище?
Вода родного посёлка – жизнь или смерть?
Анализ проб воды в различных районах города.
История спички.
Слайд-презентация «Вода в родном поселке».
Экологические проблемы акватории страны.
Бумага — материальный носитель различных видов искусства.
6. Литература для учителя и учащихся:
1. Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988.
Владимиров Л. И. Всеобщая история книги.
Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас.
Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире.
Лялько В. И. Вечно живая вода.
Кульский Л. А. Проблема чистой воды.
Быстров Г. П. Технология спичечного производства.
8. Розен Б. Л. Чудесный мир бумаги.
9. Козмал Ф. Производство бумаги в теории и на практике.
10. Журналы «Химия и жизнь».
CD
1 . Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Электронная энциклопедия «От плуга до лазера».