МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ»
601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27
СОГЛАСОВАНО: _______________ УТВЕРЖДАЮ: ______________
Заместитель директора по УВР: Гришина С.А. Директор школы: Москалева М.Ю.
Дата:_____________ Дата:________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии (10 класс)
Коротеева Светлана Борисовна
учитель 1 квалификационной категории
Суздаль, 2013 год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2011.)
Программа базового курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Программа
позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии;
включает материал, связанный с повседневной жизнью человека;
полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.
Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия».
Вторая идея курса — межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать естественнонаучную картину мира.
Третья идея курса — интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в её классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. В содержании курса сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. Химические свойства рассматриваются сугубо прагматически — на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
. 2.Общая характеристика предмета
Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках химии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством О. С. Габриеляна Учебное содержание курса химии включает:
8 класс – «Химия». 68 часов,2 часа в неделю.
9 класс – «Химия».68 часов. 2 часа в неделю.
10 класс – «Органическая химия». 68 часов. 2 часа в неделю.
11класс – «Общая химия». 68 часов. 2 часа в неделю.
Такое структурирование курсов химии сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих химических понятий с 8 класса по 11 класс и сохраняет концентрическую систему предмета
Тема 1.. Введение .Теория строения органических соединений. (4 ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории. Представление о теории типов и радикалов. Работы А. Кекуле. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации: sp3-гибридизация (на примере молекулы метана), sp2-гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники. (20ч)
Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов: реакции замещения,
горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств
Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов.
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Димеризация и тримеризация алкинов. Окисление. Применение алкинов.
Диены. Строение молекул, изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства, взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение.
Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева, особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.
Циклоалканы. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6 , С4Н8, С5Н10 , конформации С6Н12, изомерия циклоалканов («по скелету», цис -, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана и циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола, сопряжение пи-связей. Получение аренов. Физические свойства бензола. Реакции электрофильного замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Ориентация при электрофильном замещении. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Способы получения. Применение бензола и его гомологов.
Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовым долям и по продуктам сгорания.
Демонстрации. Горение этилена. Отношение веществ к растворам перманганата калия и бромной воде. Определение качественного состава метана и этилена по продуктам горения.
Лабораторные опыты. 1 Определение элементарного состава органицеских соединений 2.Изготовление моделей углеводородов. 3.Обнаружение в керосине непредельных соединений. 4. Получение и свойства ацетилена 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть»
Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их природные источники. (22ч)
Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.
Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Многоатомные фенолы.
Демонстрации. Выделение водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). Взаимодействие глицерина с натрием. Получение сложных эфиров. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на фенол (с хлоридом железа (III), Растворимость фенола в воде при различной температуре. Вытеснение фенола из Фенолята натрия угольной кислотой.
Лабораторные опыты. 6.Свойства этилового спирта 7. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II).
Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов.
Демонстрации. Реакция «серебряного зеркала».
Лабораторные опыты. 8. Свойства формальдегида
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Одноосновные и многоосновные, непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители кислот.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции: этерификации- гидролиза; факторы влияющие на гидролиз.
Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС.
Демонстрации. Химические свойства уксусной и муравьиной кислот. Получение сложного эфира. Коллекция масел.
Лабораторные опыты. 9.Свойства уксусной кислоты 10. Свойства жиров 11. Сравнение свойств мыла и СМС.
Углеводы. Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители. Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна). Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.
Демонстрации. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревании. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Гидролиз сахарозы, целлюлозы и крахмала. Коллекция волокон.
Лабораторные опыты. 12. Свойства глюкозы 13. Свойства крахмала
Тема 4. Азотосодержащие соединения. (9ч)
Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола.
Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.
Белки — природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.
Демонстрации. Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора. Образование солей. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и с бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Коллекция «Волокна».
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков
Тема 5 . Биологически активные вещества. (4 ч)
Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.
Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.
Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.
Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения лекарственных форм.
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры.(3 ч)
Получение искусственных полимеров как продуктов природного сырья. Искусственные волокна, их свойства и применение. Получение синтетических полимеров. Пластмассы и синтетические волокна.
Современные каучуки и их значение в современной жизни.
Лабораторные опыты.15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и кауцуков
Тема 7. Химический практикум. (2 ч)
Идентификация органических веществ. 2. Распознавание пластмасс и волокон.
4. Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии 10 класс.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
5. Учебно-методический комплекс
Учебник:
О.С.Габриелян ,. Химия. 10 класс. Базовый уровень.: учеб. для ОУ — М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная литература:
Стандарт основного общего образования по химии.
Примерная программа основного общего образования по химии.
Программа курса химии для 8-11 классов ОУ / О.С.Габриелян.- 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2011.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя., — М.: Дрофа, 2010.
В.Г.Денисова. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриелянаи др.,.Волгоград: Учитель, 2008
О.С.Габриелян ,Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин. Химия. 10 класс. Профильный уровень.: учеб. для ОУ — М.: Дрофа, 2005.
Химия 10 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2011
Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / -М.: Прсвещение2011
Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / — М.: Экзамен, 2006
Некрасова Л.И., Химия. 10 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2008.
Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2010
6. Содержание тем.
Наименование темы | Количество часов | |
1. | Введение.Теория строения органических соединений. | 4ч |
2. | Углеводороды и их природные источники. | 20 ч |
3. | Кислородсодержащие соединения и их природные источники. | 22ч |
4. | Азотосодержащие соединения. | 9 ч |
5. | Биологически активные вещества. | 4ч |
6. | Искусственные и синтетические полимеры. | 3 ч. |
7. | Химический практикум. | 2 ч |
Резервное время – 4 ч
Календарно-тематическое планирование 10 класс
(т. к. школа не перешла на ФГОС, то планирование составлено по учебному плану школы)
Тема 1 ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. 4 урока.
Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Практическая часть | Вид контроля | УУД | Материальное обеспечение урока | ||||
1 | Предмет органической химии |
| Предмет органической химии. История развития органической химии. Значение органической химии. |
| фронтальный |
| Коллекции органических веществ и материалов | |||
2 | Теория химического строения Бутлерова |
| Предпосылки создания теории. Основные положения теории. |
| устный |
| Модели молекул метана, этилена, ацетилена. | |||
3 | Строение атома углерода |
| Строение атома углерода, валентные электроны, валентные возможности атома углерода. |
| устный |
| Таблица Строение атома углерода | |||
4 | Валентные состояния атома углерода |
| Разновидности ковалентной связи: пи и сигма. Виды гибридизации атома углерода. |
| обобщающий |
| Шаро-стержневые модели молекул | |||
Тема 2. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ. 20 уроков. АЛКАНЫ. 6 уроков | ||||||||||
5 | Алканы |
| Состав, строение , номенклатура. Гомологический ряд. | Л.р.№1 Определение элементарного состава органческих соединений | фронтальный |
| Таблица «Строение метана» | |||
6 | Изомерия алканов. Химические свойства алканов, физические свойства алканов |
| Понятие изомерия. Порядок названия алканов. Физические свойства и химические свойства алканов. | Л.р.№2 Изготовление моделей молекул углеводородов | устный |
| Шаро-стержневая модель | |||
7 | Упражнение в составлении формул изомеров по названиям и наоборот |
| Закрепить умение учащихся называть алканы. Отличать понятия гомолог и изомер. |
| письменный |
|
| |||
8 | Алканы в природе. Природные источники углеводородов. |
| Нефть и газ – источники углеводородов в природе. | Л.р.№3Ознакомление с коллекцией « Нефть» | устный |
| Таблица «Основные способы перегонки нефти» | |||
9 | Повторение и обобщение. Подготовка к проверочной работе №1. |
| Состав, строение , номенклатура, физические свойства и химические свойства углеводородов. |
| устный |
|
| |||
10 | Проверочная работа «Алканы.» | 6. контроль знаний |
|
| письменный |
|
| |||
НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. 9 уроков. | ||||||||||
11 | Алкены. | 1 комбинированный | Гомологический ряд алкенов, общая формула, изомерия алкенов, номенклатура. |
| фронтальный |
| Таблица «Этилен» | |||
12 | Физические и химические свойства алкенов. | 2. комбинированный | Реакции присоединения, полимеризации. Получение этилена в лаборатории и промышленности. Применение алкенов. | Демонстрация реакции получения этилена в лаборатории и изучение его свойств. | устный |
|
| |||
13 | Решение задач | 3. обобщающий | Решение простейших задач с использованием органических веществ. | Л.р.№ 4 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах | Работа по карточкам |
|
| |||
14 | Решение задач | 4. обобщающий | Решение простейших задач с использованием органических веществ. |
| письменный |
|
| |||
15 | Алкадиены | 5.комбинированный | Общая формула. Эффект сопряжения. Физические свойства. Химические свойства. Получение диеновых углеводородов. | Демонстрация диеновых углеводородов. | фронтальный |
|
| |||
16 | Каучуки. Резина. | 6. комбинированный | Полимеризация алкадиенов, каучуки натуральный и синтетический. | . | устный |
| Таблица «Каучуки». Коллекция каучуков и резины | |||
17 | . Алкины. | 7. комбинированный | Ацетилен. Общая формула. Гомологический ряд. Изомерия и номенклатура. Получение. | Л.р.№5 Получение и свойства ацетилена. | фронтальный |
|
| |||
18 | Алкины. | 8. обобщающий | Химические свойства: горение, присоединения, гидратации. |
| устный |
|
| |||
19 | Проверочная работа «Непредельные углеводороды» | 9. контроль знаний | Особенности строения непредельных углеводородов. Изомерия и номенклатура. Особенности химических свойств. |
| письменный |
|
| |||
АРЕНЫ. 5 уроков. | ||||||||||
20 | Арены. | 1.комбинированный | Строение ароматических углеводородов на примере бензола. Гомологии бензола. Получение бензола из ацетилена. |
| фронтальный |
| Таблица «Строение бензола» | |||
21 | Химические свойства бензола. | 2 комбинированный | Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. |
| устный |
|
| |||
22 | Генетическая связь между основными классами органических соединений. | 3. урок-упражнение | Составление и решение генетических цепочек. Повторение темы. |
| письменный |
|
| |||
23 | Подготовка к контрольной работе №1 «Углеводороды» | 4.обобщающий |
|
| письменный |
|
| |||
24 | Контрольная работа №1 «Углеводороды» | 5.контроль знаний |
|
| письменный |
|
| |||
Тема 3. КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ. 19 уроков. СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ. 6 уроков. | ||||||||||
25 | Спирты | 1комбинированный | Состав, классификация. Номенклатура, изомерия. Физические свойства спиртов, водородная связь. Функциональная группа спиртов. | Демонстрация спиртов предельных одноатомных.
| фронтальный |
|
| |||
26 | Спирты | 2 комбинированный | Химические свойства предельных одноатомных спиртов: горение, окисление. Взаимодействие с металлами. | Л.р.№6 Свойства этилового спирта | устный |
|
| |||
27 | Многоатомные спирты и их свойства. | 3. комбинированный | Понятие многоатомных спиртах. Глицерин , как представитель многоатомных спиртов. Применение и свойства глицерина. | Л.р.№7 Свойства глицерина | устный |
|
| |||
28 | Фенолы | 4. комбинированный | Фенол, его физические и химические свойства. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Получение фенолфомальдегидной смолы. | Растворимость фенола и качественная реакция на него. | фронтальный |
|
| |||
29 | Космохимическое производство и его продукция | 5. комбинированный | Получение фенола коксованием каменного угля |
| устный |
| Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» | |||
30 | Проверочная работа «Спирты» | 6.Обобщение темы спирты. |
|
| письменный |
|
| |||
АЛЬДЕГИДЫ. 5 уроков | ||||||||||
31 | Альдегиды | 1. комбинированный | Строение молекулы, изомерия, номенклатура. Карбонильная группа. Отдельные представители альдегидов. |
| фронтальный |
| Раствор формалина. | |||
32 | Химические свойства альдегидов | 2. комбинированный | Химические свойства альдегидов: окисление, восстановление. Качественные реакции на альдегиды. | Л.р.№8 Свойства формальдегида | устный |
|
| |||
33 | Генетическая связь между классами органических соединений | 3. урок-упражнение | Решение цепочек превращения и расчетных задач. |
| письменный |
|
| |||
34 | Повторение и обобщение темы альдегиды и кетоны | 4. обобщающий | Решение цепочек превращения и расчетных задач. |
| письменный |
|
| |||
35 | Проверочная работа «Альдегиды и кетоны» | 5. контроль знаний |
|
| письменный |
|
| |||
КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ, ЭФИРЫ и ЖИРЫ 8 уроков. | ||||||||||
36 | Карбоновые кислоты | 1 комбинированный | Общая формула, карбоксильная группа, классификация кислот и номенклатура. Физические свойства кислот. Роль кислот в природе. | Демонстрация некоторых кислот. | фонтальный |
|
| |||
37 | Химические свойства карбоновых кислот. | 2. комбинированный | Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов, солями, основаниями, спиртами. Высшие карбоновые кислоты: пальмитиновая и стеариновая.
| Л.р.№ 9 Свойства уксусной кислоты | устный |
|
| |||
38 | Сложные эфиры | 3. комбинированный | Строение сложных эфиров, номенклатура. Обратимость реакции этерификации. | Получение уксусно-этилового эфира. | устный |
| Коллекция эфирных масел. | |||
39 | Жиры | 4. комбинированный | Состав и строение жиров. Свойства и значение жиров. Гидролиз жиров и гидрирование жиров. | Л.р. № 10 Свойства жиров | устный |
|
| |||
40 | Мыло. СМС. | 5. комбинированный | Омыление жиров, получение мыла. Синтетическое и натуральное мыло. СМС. | Л.р. № 11 Сравнение свойств растворов мыла и СМС | устный |
|
| |||
41 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородосодержащие органические вещества» | 6.обобщающий | Подготовка к контрольной работе №2 «Кислородосодержащие органические вещества» |
| письменный |
|
| |||
42 | Контрольлная работа №2 «Кислородосодержащие органические вещества» | 7. контроль знаний |
|
| письменный |
|
| |||
43 | Анализ контрольной работы | 8. комбинированный |
|
| письменный |
|
| |||
УГЛЕВОДЫ. 3 урока. | ||||||||||
44 | Углеводы | 1. комбинированный | Классификация и значение в жизни живой природы и человека. |
| фронтальный |
| Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. | |||
45 | Глюкоза | 2. комбинированный | Физические и химические свойства глюкозы. Применение глюкозы. Получение глюкозы и фотосинтез. | Л.р.№ 12 Свойства глюкозы | устный |
|
| |||
46 | Полисахариды | 3. комбинированный | Крахмал и целлюлоза. Особенности строения и свойства. Применение полисахаридов. | Л.р.№ 13 Свойства крахмала | устный |
|
| |||
Тема 4. АЗОТОСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ. 9 уроков. | ||||||||||
47 | Амины | 1. комбинированный | Понятие об аминах. Амины как органические основания. Свойства аминов. |
| фронтальный |
| Демонстрация метиламина. | |||
48 | Анилин | 2. комбинированный | Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. Применение анилина на основе свойств. |
| устный |
| Анилин | |||
49 | Аминокислоты | 3. комбинированный | Аминокислоты как амфотерные органические вещества. Химические свойства аминокислот. Получение аминокислот из белков путем гидролиза. |
| устный |
| Аминокислоты | |||
50 | Белки как природные полимеры | 4. комбинированный | Получение белков из аминокислот путем реакции поликонденсации. Структуры белка: первичная, вторичная, третичная. |
| устный |
| Таблица «Строение белка» | |||
51 | Химические свойства белков | 5. комбинированный | Химические свойства белков, цветные реакции на белки, биохимические функции белков. | Л.р.№ 14 Свойства белков | устный |
|
| |||
52 | Нуклеиновые кислоты | 6. комбинированный | Общий план строения ДНК и РНК. Сравнение и функции нуклеиновых кислот. |
| устный |
| Таблица «Строение нуклеиновых кислот» | |||
53 | Генетическая связь между основными классами органических веществ. | 7. урок-упражнение | Решение генетических цепочек. Решение расчетных задач. |
| письменный |
|
| |||
54 | Повторение и обобщение темы | 8. обощающий | Подгтовка к контрольной работе №3 «Азотосодержащие органические соединения» |
| фронтальный |
|
| |||
55 | Контрольная работа №3 «Азотосодержащие органические соединения» | 9. контроль знаний |
|
| письменный |
|
| |||
Тема 5. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. 4 урока. | ||||||||||
56 | Ферменты | 1. комбинированный | Ферменты как биологические катализаторы белковой приоры. Роль ферментов в жизни живых организмов. | Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса. | фронтальный |
|
| |||
57 | Витамины | 2. комбинированный | Понятие о витаминах. Авитаминозы. Витамины А и С, их роль в жизни живых организмов. |
| устный |
| Коллекция витаминных препаратов | |||
58 | Гормоны | 3. комбинированный | Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин. Адреналин. |
| устный |
|
| |||
59 | Лекарства | 4. обобщающий | Лекарственная химия. Аспирин, антибиотики, наркотики. Наркомания и борьба с ней. |
| устный |
|
| |||
Тема 6. ИСКУССТВЕННЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ. 3 урока. | ||||||||||
60 | Искусственные полимеры | 1. комбинированный | Получение искусственных полимеров как продуктов природного сырья. Искусственные волокна. |
| устный |
| Коллекция «Химические волокна» | |||
61 | Синтетические полимеры | 2. комбинированный | Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Различные структуры полимеров. Пластмассы и синтетические волокна. |
| устный |
| Коллекция «Пластмассы» | |||
62 | Синтетические каучуки | 3. комбинированный | Современные каучуки и их значение в современной жизни. | Л.р.№15 Ознакомлениие с образцами пластмасс, волокон и каучуков | устный |
| Демонстрационные изделия из каучука. | |||
Тема 7. ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. 2 урока. | ||||||||||
63 | Идентификация органических соединений | 1. практическая работа №1 | Определение органических веществ, используя их качественные реакции. |
| письменный |
| Оборудование т реактивы зависят от выбора задания. | |||
64 | Распознавание пластмасс и волокон. | 2. практическая работа №2 | Определить образцы пластмасс и волокон, используя таблицу 10. |
| письменный |
| Образцы пластмасс и волокон, которые имеются в школе |
65-68 резервное время.
Учебно-методический комплекс
Учебник:
О.С.Габриелян ,. Химия. 10 класс. Базовый уровень.: учеб. для ОУ — М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная литература:
Стандарт основного общего образования по химии.
Примерная программа основного общего образования по химии.
Программа курса химии для 8-11 классов ОУ / О.С.Габриелян.- 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2011.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя., — М.: Дрофа, 2010.
В.Г.Денисова. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриелянаи др.,.Волгоград: Учитель, 2008
О.С.Габриелян ,Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин. Химия. 10 класс. Профильный уровень.: учеб. для ОУ — М.: Дрофа, 2005.
Химия 10 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2011
Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / -М.: Прсвещение2011
Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / — М.: Экзамен, 2006
Некрасова Л.И., Химия. 10 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2008.
Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2010