Рабочая программа по химии, 10 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ»

601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27





СОГЛАСОВАНО: _______________ УТВЕРЖДАЮ: ______________

Заместитель директора по УВР: Гришина С.А. Директор школы: Москалева М.Ю.

Дата:_____________ Дата:________________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии (10 класс)







Коротеева Светлана Борисовна

учитель 1 квалификационной категории





Суздаль, 2013 год

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2011.)

Программа базового курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.

Программа

  • позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии;

  • включает материал, связанный с повседневной жизнью человека;

  • полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.

Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия».

Вторая идея курса — межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать естественнонаучную картину мира.

Третья идея курса — интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в её классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. В содержании курса сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. Химические свойства рассматриваются сугубо прагматически — на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: 

  1. освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  2. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  4. воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

. 2.Общая характеристика предмета


Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках химии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством О. С. Габриеляна Учебное содержание курса химии включает:

8 класс – «Химия». 68 часов,2 часа в неделю.

9 класс – «Химия».68 часов. 2 часа в неделю.

10 класс – «Органическая химия». 68 часов. 2 часа в неделю.

11класс – «Общая химия». 68 часов. 2 часа в неделю.

Такое структурирование курсов химии сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих химических понятий с 8 класса по 11 класс и сохраняет концентрическую систему предмета








3.Содержание курса


Тема 1.. Введение .Теория строения органических соединений. (4 ч)


Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории. Представление о теории типов и радикалов. Работы А. Кекуле. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.

Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.

Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации: sp3-гибридизация (на примере молекулы метана), sp2-гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.


Тема 2. Углеводороды и их природные источники. (20ч)


Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.

Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов: реакции замещения,

горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.

Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств

Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов.

Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Димеризация и тримеризация алкинов. Окисление. Применение алкинов.

Диены. Строение молекул, изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства, взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение.

Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева, особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.

Циклоалканы. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6 , С4Н8, С5Н10 , конформации С6Н12, изомерия циклоалканов («по скелету», цис -, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана и циклобутана.

Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола, сопряжение пи-связей. Получение аренов. Физические свойства бензола. Реакции электрофильного замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Ориентация при электрофильном замещении. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Способы получения. Применение бензола и его гомологов.

Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовым долям и по продуктам сгорания.

Демонстрации. Горение этилена. Отношение веществ к растворам перманганата калия и бромной воде. Определение качественного состава метана и этилена по продуктам горения.

Лабораторные опыты. 1 Определение элементарного состава органицеских соединений 2.Изготовление моделей углеводородов. 3.Обнаружение в керосине непредельных соединений. 4. Получение и свойства ацетилена 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть»

Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их природные источники. (22ч)


Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.

Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Многоатомные фенолы.

Демонстрации. Выделение водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). Взаимодействие глицерина с натрием. Получение сложных эфиров. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на фенол (с хлоридом железа (III), Растворимость фенола в воде при различной температуре. Вытеснение фенола из Фенолята натрия угольной кислотой.

Лабораторные опыты. 6.Свойства этилового спирта 7. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II).

Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов.

Демонстрации. Реакция «серебряного зеркала».

Лабораторные опыты. 8. Свойства формальдегида

Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Одноосновные и многоосновные, непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители кислот.

Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции: этерификации- гидролиза; факторы влияющие на гидролиз.

Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС.

Демонстрации. Химические свойства уксусной и муравьиной кислот. Получение сложного эфира. Коллекция масел.

Лабораторные опыты. 9.Свойства уксусной кислоты 10. Свойства жиров 11. Сравнение свойств мыла и СМС.

Углеводы. Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители. Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна). Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.

Демонстрации. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревании. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Гидролиз сахарозы, целлюлозы и крахмала. Коллекция волокон.

Лабораторные опыты. 12. Свойства глюкозы 13. Свойства крахмала



Тема 4. Азотосодержащие соединения. (9ч)


Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола.

Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.

Белки — природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.

Демонстрации. Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора. Образование солей. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и с бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Коллекция «Волокна».

Лабораторные опыты. 14. Свойства белков

Тема 5 . Биологически активные вещества. (4 ч)


Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.

Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.

Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.

Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения лекарственных форм.




Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры.(3 ч)


Получение искусственных полимеров как продуктов природного сырья. Искусственные волокна, их свойства и применение. Получение синтетических полимеров. Пластмассы и синтетические волокна.

Современные каучуки и их значение в современной жизни.

Лабораторные опыты.15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и кауцуков


Тема 7. Химический практикум. (2 ч)

  1. Идентификация органических веществ. 2. Распознавание пластмасс и волокон.



4. Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии 10 класс.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

  • важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;

  • характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.



5. Учебно-методический комплекс

Учебник:

О.С.Габриелян ,. Химия. 10 класс. Базовый уровень.: учеб. для ОУ — М.: Дрофа, 2010.


Дополнительная литература:

  1. Стандарт основного общего образования по химии.

  2. Примерная программа основного общего образования по химии.

  3. Программа курса химии для 8-11 классов ОУ / О.С.Габриелян.- 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2011.

  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя., — М.: Дрофа, 2010.

  5. В.Г.Денисова. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриелянаи др.,.Волгоград: Учитель, 2008

  6. О.С.Габриелян ,Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин. Химия. 10 класс. Профильный уровень.: учеб. для ОУ — М.: Дрофа, 2005.

  7. Химия 10 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2011

  8. Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / -М.: Прсвещение2011

  9. Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / — М.: Экзамен, 2006

  10. Некрасова Л.И., Химия. 10 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2008.

  11. Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2010



6. Содержание тем.




темы

Наименование темы

Количество

часов

1.

Введение.Теория строения органических соединений.

2.

Углеводороды и их природные источники.

20 ч

3.

Кислородсодержащие соединения и их природные источники.

22ч

4.

Азотосодержащие соединения.

9 ч

5.

Биологически активные вещества.

6.

Искусственные и синтетические полимеры.

3 ч.

7.

Химический практикум.

2 ч

Резервное время – 4 ч



Календарно-тематическое планирование 10 класс

(т. к. школа не перешла на ФГОС, то планирование составлено по учебному плану школы)


Тема 1 ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. 4 урока.

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока

Практическая часть

Вид контроля

УУД

Материальное обеспечение урока

1

Предмет органической химии

  1. урок-лекция

Предмет органической химии. История развития органической химии. Значение органической химии.


фронтальный


Коллекции органических веществ и материалов

2

Теория химического строения Бутлерова

  1. урок-лекция

Предпосылки создания теории. Основные положения теории.


устный


Модели молекул метана, этилена, ацетилена.

3

Строение атома углерода

  1. комбинированный

Строение атома углерода, валентные электроны, валентные возможности атома углерода.


устный


Таблица Строение атома углерода

4

Валентные состояния атома углерода

  1. комбинированный

Разновидности ковалентной связи: пи и сигма. Виды гибридизации атома углерода.


обобщающий


Шаро-стержневые модели молекул

Тема 2. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ. 20 уроков.


АЛКАНЫ. 6 уроков

5

Алканы

  1. объяснение нового материала

Состав, строение , номенклатура. Гомологический ряд.

Л.р.№1 Определение элементарного состава органческих соединений

фронтальный


Таблица «Строение метана»

6

Изомерия алканов. Химические свойства алканов, физические свойства алканов

  1. комбинированный

Понятие изомерия. Порядок названия алканов. Физические свойства и химические свойства алканов.

Л.р.№2 Изготовление моделей молекул углеводородов

устный


Шаро-стержневая модель

7

Упражнение в составлении формул изомеров по названиям и наоборот

  1. урок-упражнение

Закрепить умение учащихся называть алканы. Отличать понятия гомолог и изомер.


письменный



8

Алканы в природе. Природные источники углеводородов.

  1. комбинированный

Нефть и газ – источники углеводородов в природе.

Л.р.№3Ознакомление с коллекцией « Нефть»

устный


Таблица «Основные способы перегонки нефти»

9

Повторение и обобщение. Подготовка к проверочной работе №1.

  1. обобщающий

Состав, строение , номенклатура, физические свойства и химические свойства углеводородов.


устный



10

Проверочная работа «Алканы.»

6. контроль знаний



письменный




НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. 9 уроков.

11

Алкены.

1 комбинированный

Гомологический ряд алкенов, общая формула, изомерия алкенов, номенклатура.


фронтальный


Таблица «Этилен»

12

Физические и химические свойства алкенов.

2. комбинированный

Реакции присоединения, полимеризации. Получение этилена в лаборатории и промышленности. Применение алкенов.

Демонстрация реакции получения этилена в лаборатории и изучение его свойств.

устный



13

Решение задач

3. обобщающий

Решение простейших задач с использованием органических веществ.

Л.р.№ 4 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

Работа по карточкам



14

Решение задач

4. обобщающий

Решение простейших задач с использованием органических веществ.


письменный



15

Алкадиены

5.комбинированный

Общая формула. Эффект сопряжения. Физические свойства. Химические свойства. Получение диеновых углеводородов.

Демонстрация диеновых углеводородов.

фронтальный



16

Каучуки. Резина.

6. комбинированный

Полимеризация алкадиенов, каучуки натуральный и синтетический.

.

устный


Таблица «Каучуки». Коллекция каучуков и резины

17

. Алкины.

7. комбинированный

Ацетилен. Общая формула. Гомологический ряд. Изомерия и номенклатура. Получение.

Л.р.№5 Получение и свойства ацетилена.

фронтальный



18

Алкины.

8. обобщающий

Химические свойства: горение, присоединения, гидратации.


устный



19

Проверочная работа «Непредельные углеводороды»

9. контроль знаний

Особенности строения непредельных углеводородов. Изомерия и номенклатура. Особенности химических свойств.


письменный





АРЕНЫ. 5 уроков.

20

Арены.

1.комбинированный

Строение ароматических углеводородов на примере бензола. Гомологии бензола. Получение бензола из ацетилена.


фронтальный


Таблица «Строение бензола»

21

Химические свойства бензола.

2 комбинированный

Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование.


устный



22

Генетическая связь между основными классами органических соединений.

3. урок-упражнение

Составление и решение генетических цепочек. Повторение темы.


письменный



23

Подготовка к контрольной работе №1 «Углеводороды»

4.обобщающий



письменный



24

Контрольная работа №1 «Углеводороды»

5.контроль знаний



письменный




Тема 3. КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ. 19 уроков.


СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ. 6 уроков.

25

Спирты

1комбинированный

Состав, классификация. Номенклатура, изомерия. Физические свойства спиртов, водородная связь. Функциональная группа спиртов.

Демонстрация спиртов предельных одноатомных.


фронтальный



26

Спирты

2 комбинированный

Химические свойства предельных одноатомных спиртов: горение, окисление. Взаимодействие с металлами.

Л.р.№6 Свойства этилового спирта

устный



27

Многоатомные спирты и их свойства.

3. комбинированный

Понятие многоатомных спиртах. Глицерин , как представитель многоатомных спиртов. Применение и свойства глицерина.

Л.р.№7 Свойства глицерина

устный



28

Фенолы

4. комбинированный

Фенол, его физические и химические свойства. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Получение фенолфомальдегидной смолы.

Растворимость фенола и качественная реакция на него.

фронтальный



29

Космохимическое производство и его продукция

5. комбинированный

Получение фенола коксованием каменного угля


устный


Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»

30

Проверочная работа «Спирты»

6.Обобщение темы спирты.



письменный





АЛЬДЕГИДЫ. 5 уроков

31

Альдегиды

1. комбинированный

Строение молекулы, изомерия, номенклатура. Карбонильная группа. Отдельные представители альдегидов.


фронтальный


Раствор формалина.

32

Химические свойства альдегидов

2. комбинированный

Химические свойства альдегидов: окисление, восстановление. Качественные реакции на альдегиды.

Л.р.№8 Свойства формальдегида

устный



33

Генетическая связь между классами органических соединений

3. урок-упражнение

Решение цепочек превращения и расчетных задач.


письменный



34

Повторение и обобщение темы альдегиды и кетоны

4. обобщающий

Решение цепочек превращения и расчетных задач.


письменный



35

Проверочная работа «Альдегиды и кетоны»

5. контроль знаний



письменный




КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ, ЭФИРЫ и ЖИРЫ 8 уроков.

36

Карбоновые кислоты

1 комбинированный

Общая формула, карбоксильная группа, классификация кислот и номенклатура. Физические свойства кислот. Роль кислот в природе.

Демонстрация некоторых кислот.

фонтальный



37

Химические свойства карбоновых кислот.

2. комбинированный

Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов, солями, основаниями, спиртами. Высшие карбоновые кислоты: пальмитиновая и стеариновая.


Л.р.№ 9 Свойства уксусной кислоты

устный



38

Сложные эфиры

3. комбинированный

Строение сложных эфиров, номенклатура. Обратимость реакции этерификации.

Получение уксусно-этилового эфира.

устный


Коллекция эфирных масел.

39

Жиры

4. комбинированный

Состав и строение жиров. Свойства и значение жиров. Гидролиз жиров и гидрирование жиров.

Л.р. № 10 Свойства жиров

устный



40

Мыло. СМС.

5. комбинированный

Омыление жиров, получение мыла. Синтетическое и натуральное мыло. СМС.

Л.р. № 11 Сравнение свойств растворов мыла и СМС

устный



41

Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородосодержащие органические вещества»

6.обобщающий

Подготовка к контрольной работе №2 «Кислородосодержащие органические вещества»


письменный



42

Контрольлная работа №2 «Кислородосодержащие органические вещества»

7. контроль знаний



письменный



43

Анализ контрольной работы

8. комбинированный



письменный




УГЛЕВОДЫ. 3 урока.

44

Углеводы

1. комбинированный

Классификация и значение в жизни живой природы и человека.


фронтальный


Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза.

45

Глюкоза

2. комбинированный

Физические и химические свойства глюкозы. Применение глюкозы. Получение глюкозы и фотосинтез.

Л.р.№ 12 Свойства глюкозы

устный



46

Полисахариды

3. комбинированный

Крахмал и целлюлоза. Особенности строения и свойства. Применение полисахаридов.

Л.р.№ 13 Свойства крахмала

устный




Тема 4. АЗОТОСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ. 9 уроков.

47

Амины

1. комбинированный

Понятие об аминах. Амины как органические основания. Свойства аминов.


фронтальный


Демонстрация метиламина.

48

Анилин

2. комбинированный

Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. Применение анилина на основе свойств.


устный


Анилин

49

Аминокислоты

3. комбинированный

Аминокислоты как амфотерные органические вещества. Химические свойства аминокислот. Получение аминокислот из белков путем гидролиза.


устный


Аминокислоты

50

Белки как природные полимеры

4. комбинированный

Получение белков из аминокислот путем реакции поликонденсации. Структуры белка: первичная, вторичная, третичная.


устный


Таблица «Строение белка»

51

Химические свойства белков

5. комбинированный

Химические свойства белков, цветные реакции на белки, биохимические функции белков.

Л.р.№ 14 Свойства белков

устный



52

Нуклеиновые кислоты

6. комбинированный

Общий план строения ДНК и РНК. Сравнение и функции нуклеиновых кислот.


устный


Таблица «Строение нуклеиновых кислот»

53

Генетическая связь между основными классами органических веществ.

7. урок-упражнение

Решение генетических цепочек. Решение расчетных задач.


письменный



54

Повторение и обобщение темы

8. обощающий

Подгтовка к контрольной работе №3 «Азотосодержащие органические соединения»


фронтальный



55

Контрольная работа №3 «Азотосодержащие органические соединения»

9. контроль знаний



письменный




Тема 5. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. 4 урока.

56

Ферменты

1. комбинированный

Ферменты как биологические катализаторы белковой приоры. Роль ферментов в жизни живых организмов.

Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса.

фронтальный



57

Витамины

2. комбинированный

Понятие о витаминах. Авитаминозы. Витамины А и С, их роль в жизни живых организмов.


устный


Коллекция витаминных препаратов

58

Гормоны

3. комбинированный

Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин. Адреналин.


устный



59

Лекарства

4. обобщающий

Лекарственная химия. Аспирин, антибиотики, наркотики. Наркомания и борьба с ней.


устный




Тема 6. ИСКУССТВЕННЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ. 3 урока.

60

Искусственные полимеры

1. комбинированный

Получение искусственных полимеров как продуктов природного сырья. Искусственные волокна.


устный


Коллекция «Химические волокна»

61

Синтетические полимеры

2. комбинированный

Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Различные структуры полимеров. Пластмассы и синтетические волокна.


устный


Коллекция «Пластмассы»

62

Синтетические каучуки

3. комбинированный

Современные каучуки и их значение в современной жизни.

Л.р.№15 Ознакомлениие с образцами пластмасс, волокон и каучуков

устный


Демонстрационные изделия из каучука.


Тема 7. ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. 2 урока.

63

Идентификация органических соединений

1. практическая работа №1

Определение органических веществ, используя их качественные реакции.


письменный


Оборудование т реактивы зависят от выбора задания.

64

Распознавание пластмасс и волокон.

2. практическая работа №2

Определить образцы пластмасс и волокон, используя таблицу 10.


письменный


Образцы пластмасс и волокон, которые имеются в школе


65-68 резервное время.


Учебно-методический комплекс

Учебник:

О.С.Габриелян ,. Химия. 10 класс. Базовый уровень.: учеб. для ОУ — М.: Дрофа, 2010.


Дополнительная литература:

  1. Стандарт основного общего образования по химии.

  2. Примерная программа основного общего образования по химии.

  3. Программа курса химии для 8-11 классов ОУ / О.С.Габриелян.- 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2011.

  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя., — М.: Дрофа, 2010.

  5. В.Г.Денисова. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриелянаи др.,.Волгоград: Учитель, 2008

  6. О.С.Габриелян ,Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин. Химия. 10 класс. Профильный уровень.: учеб. для ОУ — М.: Дрофа, 2005.

  7. Химия 10 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2011

  8. Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / -М.: Прсвещение2011

  9. Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / — М.: Экзамен, 2006

  10. Некрасова Л.И., Химия. 10 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2008.

  11. Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2010








Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Азот. Положение в периодической системе и свойства"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: