Рабочая программа по химии 8 класс
Автор:
Воробьева Ирина Михайловна
учитель химии, биологии
МБОУ Выгоничская СОШ,
п. Выгоничи, Брянская обл.
«Согласовано»
руководитель МО
____________/Меркушина О. В./ Протокол №____ от
« » августа 2014
«Согласовано»
заместитель директора
по УВР МБОУ Выгоничская СОШ ___________ /Падило Т. И. /
« » августа 2014
«Утверждаю»
директор МБОУ Выгоничская СОШ ___________/Бугаев В. А./
Приказ № от
« » августа 2014
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Выгоничская средняя общеобразовательная школа имени Павла Зайцева
Рабочая программа
по химии в 8 кл
Учитель: Воробьева Ирина Михайловна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основании Примерной учебной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна. — М.: Дрофа,2009.
Цель: формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Задачи:
Формировать умения наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
Воспитывать отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
Учить применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществ и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты. Учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы. Которые служат не только средством закрепления умений и навыком. Но также и средством контроля над качеством их формирования.
Формы промежуточной и итоговой аттестации — контрольные работы.
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68часов: 2 часа в неделю. Из них: контрольных работ-5, практических работ- 7.
Результаты изучения курса «Химия 8» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» и полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Данная программа реализуется в учебниках «Химия. 8 класс» автора О.С. Габриеляна. — М.: Дрофа, 2010.
Краткие обозначения:
ДО – демонстрационный опыт
ЛО – лабораторный опыт
ТЭД – теория электролитической диссоциации
ОВР – окислительно-восстановительные реакции
УФНЗ – урок формирования новых знаний
КУ – комбинированный урок
Учебно-тематический план
Тема | Всего часов | В том числе | |||||
практических работ | контрольных работ | ||||||
| Введение | 1 |
|
| |||
| Тема 1. Первоначальные химические понятия | 12 |
|
| |||
| Тема 2. Атомы химических элементов | 10 |
| 1 | |||
| Тема 3. Простые вещества | 6 |
| 1 | |||
| Тема 4. Соединения химических элементов | 11 |
| 1 | |||
| Тема 5. Изменения, происходящие с веществами | 9 |
| 1 | |||
| Тема 6. Простейшие операции с веществами | 5 | 5 |
| |||
| Тема 7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 10 |
|
| |||
| Тема 8. Свойства растворов электролитов | 2 | 2 |
| |||
| Тема 9. Портретная галерея великих химиков | 1 |
|
| |||
| Подведение итогов | 1 |
|
| |||
Итого: | 68 | 7 | 4 |
По мере производственной необходимости (праздничные и выходные дни, субботники, карантин и др.) в рабочую программу могут быть внесены необходимые коррективы.
Содержание
(2 ч в неделю; всего 68 ч)
Введение (1 ч)
Предмет химии. Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Тема №1
Первоначальные химические понятия (12ч)
Вещества. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений.
Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий.
Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Химические формулы. Индексы и коэффициенты.
Составление химических формул.
Относительные атомная и молекулярная массы.
Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Тема №2
Атомы химических элементов (10 ч)
Основные сведения о строении атомов. Атомы как форма существований химических элементов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий « протон », « нейтрон », « относительная атомная масса». Современное определение понятия «химический элемент». Электроны.
Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов.
Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение свойств элементов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Характеристика химических элементов на основании их положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева и строения атома.
Ионная связь. Понятие об ионной связи. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи. Образование бинарных соединений.
Ковалентная неполярная химическая связь. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Электронные и структурные формулы.
Ковалентная полярная связь. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность.
Металлическая связь. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема №3
Простые вещества (6 ч)
Простые вещества металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Простые вещества- неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Постоянная Авогадро. Закон Авогадро. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Тема №4
Соединения химических элементов (11ч)
Степень окисления и валентность. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения.
Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.
Важнейшие классы бинарных соединений — оксиды и летучие водородные соединения. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в» щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
Тема №5
Изменения, происходящие с веществами (9 ч)
Физические явления — явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Химические реакции- явления, связанные с изменением состава вещества. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой, воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Тема №6
Практикум № 1
Простейшие операции с веществом (5 ч)
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой.
3.Очистка загрязненной поваренной соли.
4. Признаки химических реакций.
5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Тема №7
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (10ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Электролитическая диссоциация. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации.
Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.
Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания в свете теории электролитической диссоциации. Классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Соли в свете теории электролитической диссоциации. Классификация. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды металлов и неметаллов.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства веществ изученных классов соединений в свете ОВР. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Тема №8
Практикум № 2
Свойства растворов электролитов (2 ч)
6. Ионные реакции.
7. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
Тема №9
Портретная галерея великих химиков (1 ч)
Повторение материала 8 класса — основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших их открытие: Парацельс, Р. Бойль, М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, И.А.Каблуков, А.Авогадро, С.Аррениус.
Резервное время — 1ч
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии ученик должен:
знать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
получать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ.
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
Календарно-тематическое планирование по химии 8 класс.
Тема урока
| Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | ЗУН | Формы и методы | Эксперимент
| Дата | ||
план | факт | ||||||||
Введение (1ч) | |||||||||
1 | Предмет химии.
| 1 | УФНЗ | Химия — наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. |
| Работа с текстом |
|
|
|
Тема №1 Первоначальные химические понятия(12ч) | |||||||||
2 | Вещества.
| 1 | УФНЗ | Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые вещества — металлы и неметаллы. Сложные вещества (органические и неорганические). | Знать определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». | тестирование |
|
|
|
3 | Превращения веществ | 1 | КУ
| Химическая реакция.
| Уметь отличать химические реакции от физических явлений | Наблюдение анализ | ДО. Взаимодействие HCl с мрамором. |
|
|
4 | Роль химии в жизни человека. | 1 | КУ
| Хемофилия. Хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии Химия – древняя наука. Период алхимии. Развитие химии на Руси. Работы М.В.Ломоносова, А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева | Уметь использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Знать основные этапы развития химии | Работа с текстом учебника Составление плана Составление таблицы |
|
|
|
5 | Химическая символика | 1 | УФНЗ | Язык химии | Знать химическую символику | Работа с таблицей |
|
|
|
6 | Знаки химических элементов. | 1 | УК
| Знаки химических элементов. | Уметь называть химические элементы.
| зачет |
|
|
|
7 | Периодическая система химических элементов. | 1 | КУ
| Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы. | Уметь определять положение химического элемента в периодической системе | Работа с ПСХЭ |
|
|
|
8 | Химические формулы | 1 | КУ
| Химические формулы Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. | Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. | Самостоятельная работа |
|
|
|
9, 10 | Составление химических формул | 2 | УППЗ
| Составление химических формул | Понимать и записывать химические формулы веществ. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. | Проверочная работа |
|
|
|
11 | Относительные атомная и молекулярная массы | 1 | КУ
| Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. | Уметь определять относительную атомную массу и вычислять относительную молекулярную массу. |
|
|
|
|
12 | Расчеты по химической формуле вещества. | 1 | КУ | Вычисление относительной молекулярной массы вещества, массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. | Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения. | Самостоятельная работа |
|
|
|
13 | Обобщение по теме « Первоначальные химические понятия» | 1 | УО | Вычисление относительной молекулярной массы вещества, массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. | Уметь определять относительную атомную массу и вычислять относительную молекулярную массу Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.
| тестирование |
|
|
|
ТЕМА №2.АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (10 часов) | |||||||||
14 | Анализ тестирования по теме « Первоначальные химические понятия» Основные сведения о строении атомов. | 1 | УОНМ | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны), электроны. Изотопы. | Уметь определять относительную атомную массу и вычислять относительную молекулярную массу. Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения. | Работа с текстом учебника Составление развернутого плана |
|
|
|
15,16 | Строение электронных оболочек атомов. | 2 | УОНМ | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. | Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. | Обобщение Самостоятельная работа |
|
|
|
17 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | КУ
| Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Изменения свойств элементов в ПСХЭ. Причины изменения металлических и неметаллических свойств | Знать формулировку периодического закона, структуру периодической системы. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | Сам. работа | Д.модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов |
|
|
18 | Характеристики химического элемента | 1 | КУ
| Характеристики химического элемента | Уметь характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. | Обобщение Проверочная работа |
|
|
|
19 | Ионная связь Металлическая связь.
| 1 | УОНМ | Строение молекул. Химическая связь. Ионная связь. Металлическая связь. | Знать определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь», определение металлической связи Уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях; объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью. | Объяснение Заполнение таблицы |
|
|
|
20 | Ковалентная неполярная и полярная связь.
| 1 | КУ
| Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. | Уметь определять тип химической связи (ковалентная неполярная и ковалентная полярная) в соединениях. | Работа со схемами Заполнение таблицы |
|
|
|
21 | Повторение по теме « Атомы химических элементов» | 1 | УО | Строение атома. ПСХЭ Д.И.Менделеева. Химическая связь | Уметь характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Уметь определять тип химической связи в соединениях. | Обобщение |
|
|
|
22 | Контрольная работа №1 по теме « Атомы химических элементов»
| 1 | УК | Строение атома. ПСХЭ Д.И.Менделеева. Химическая связь | Уметь характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Уметь определять тип химической связи в соединениях. | контроль |
|
|
|
23 | Анализ КР №1 по теме « Атомы химических элементов»
| 1 | УПЗУ | Строение атома. ПСХЭ Д.И.Менделеева. Химическая связь |
| Анализ и обобщение |
|
|
|
ТЕМА №3. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (6часов) | |||||||||
24 | Простые вещества – металлы и неметаллы. | 1 | КУ | Простые вещества — металлы. Fe, Al, Ca, Mg, Na, K Простые вещества — неметаллы. O2 ,H2 ,N2 ,S,Ф,С | Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов. Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами, неметаллов. | Работа в парах | Демонстрации. Образцы типичных металлов. Демонстрации. Образцы типичных неметаллов |
|
|
25 | Количество вещества Молярная масса.
| 1 | КУ | Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчеты на вычисление молярной массы по химическим формулам | Знать определение понятий «моль», «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи). | Работа с дополнительным материалом Самостоятельная работа | Демонстрации. Химические соединения количеством вещества 1 моль. |
|
|
26 | Молярный объем газов. Закон Авогадро | 1 | КУ | Молярный объем газов.
| Знать определение молярного объема газов.. Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи)., вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи). | Работа в группах | Демонстрации. Модель молярного объема газов.
|
|
|
27 | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро». | 2 | УПЗУ. | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро». | Знать определение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи). | соревнование |
|
|
|
28 | Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества» | 1 | УК |
| Знать определение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи). | тестирование |
|
|
|
ТЕМА №4. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (11 часов) | |||||||||
29 | Анализ КР №2 по теме «Простые вещества» Степень окисления и валентность.
| 1 | УОНМ | Степень окисления и валентность. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения.
| Уметь определять валентность и степень окисления элементов в бинарных соединениях | объяснение | |
|
|
30 | Составление формул | 1 | УПЗУ | Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.
| Уметь составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. | Самостоятельная работа | . |
|
|
31 | Важнейшие классы бинарных соединений — оксиды и летучие водородные соединения.
| 1 | КУ | Важнейшие классы бинарных соединений — оксиды и летучие водородные соединения. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основные классы неорганических соединений — оксиды и летучие водородные соединения. | Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть их, составлять формулы оксидов. | беседа | Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов. H2 O, CO2, HCL,NH3 |
|
|
32 | Основания. | 1 | КУ | Основные классы неорганических соединений — основания. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в» щелочной среде. | Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть их, составлять формулы оснований. Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распознавание щелочей. | Самостоятельная работа | Демонстрации. Знакомство с образцами оснований. NaOH, KOH, Ca(OH)2 |
|
|
33 | Кислоты. | 1 | КУ | Основные классы неорганических соединений — кислоты. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. | Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот, знать формулы и названия кислот. Знать качественную реакцию на распознавание кислот. | Работа с книгой | Демонстрации. Знакомство с образцами кислот. H2SO4, HCl, HNO3 |
|
|
34
| Соли. | 1 | КУ | Основные классы неорганических соединений — соли. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. | Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их. | Проверочная работа | Демонстрации. Знакомство с образцами солей. NaCl, CaCO3, Ca(PO4)2 |
|
|
35 | Аморфные и кристаллические вещества | 1 | УИНМ. | Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). | Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки. | Работа с моделями кристаллических решеток | Демонстрации. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. |
|
|
36 | Чистые вещества и смеси. | 1 | УОНМ | Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Химический анализ, разделение смесей. | Уметь применять способы разделения смесей | Работа в парах исследование | Л.О. Способы разделения смесей |
|
|
37 | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора).
| 1 | КУ | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе. | Проверочная работа |
|
|
|
38 | Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси.
| 1 | УПЗУ | Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе. | Работа в парах Самостоятельная работа |
|
|
|
39 | Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов». | 1 | УК |
| Уметь применять способы разделения смесей; вычислять массовую долю вещества в растворе; характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки; определять принадлежность вещества к классу неорганических соединений, составлять формулы, называть их. | Индивидуальная разноуровневая |
|
|
|
ТЕМА №5. ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (9часов) | |||||||||
40 | Анализ КР№3 . Физические и химические явления.
| 1 | КУ | Физические явления — явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. Химические реакции- явления, связанные с изменением состава вещества. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
| Знать способы разделения смесей. Уметь определять физические явления Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии. | наблюдение анализ | ДО. Плавление парафина, возгонка йода, растворение перманганата калия, диффузия душистых веществ Д. Горение магния. Реакции, иллюстрирующие основные признаки химических реакций. ЛО. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой). |
|
|
41 | Закон сохранения массы веществ . Химические уравнения.
| 1 | УИНМ | Закон сохранения массы веществ Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций | Знать формулировку закона сохранения массы веществ Знать определение понятия «химическая реакция». Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ. | эксперимент | Демонстрация опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы веществ. |
|
|
43
| Расчеты по химическим уравнениям. | 1 | КУ | Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. | Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. | Самостоятельная работа | |
|
|
44 | Расчеты по химическим уравнениям.
| 1 | КУ УПЗУ УС | Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
| Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. | Проверочная работа | |
|
|
45 | Реакции разложения. | 1 | КУ | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ — реакции разложения. Понятие скорости химической реакции. Катализаторы. | Уметь отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа. | Наблюдение объяснение | Демонстрации. Разложение перманганата калия. Разложение пероксида водорода. Электролиз воды. |
|
|
46 | Реакции соединения. | 1 | КУ | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ (реакции соединения). Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции | Уметь отличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа. | Наблюдение объяснение | Демонстрации. Горение фосфора. Взаимодействие образовавшегося Р25 с водой. |
|
|
47 | Реакции замещения. | 1 | Комбинированный урок. | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ — реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами | Уметь отличать реакции замещения от других типов реакций, знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. | Наблюдение объяснение | Демонстрации. Взаимодействие разбавленных кислот с металлами. |
|
|
48 | Реакции обмена. | 1 | КУ | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ (реакции обмена). Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций на примере свойств воды. Химические свойства воды. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
| Уметь отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций. | Наблюдение объяснение | Демонстрации. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. |
|
|
49 | Контрольная работа №4 по теме «Изменения, происходящие с веществами». | 1 | УК |
| Уметь определять физические и химические явления; составлять химические уравнения, определять тип реакции, Решать задачи на:
| контроль |
|
|
|
ТЕМА №6. ПРАКТИКУМ №1. ПРОСТЕЙШИЕ ОПЕРАЦИИ С ВЕЩЕСТВОМ (5 часов) | |||||||||
50 | Анализ КР №4 П/р№1» .Правила ТБ при работе в химическом кабинете. приемы обращения с лабораторным оборудованием» | 1 | ПР |
| Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Знать правила техники безопасности при работе в школьной лаборатории. | анализ |
|
|
|
51 | П/р № 2 «Наблюдения, происходящие с горящей свечой» | 1 | ПР |
| Уметь определять химические и физические явления | наблюдение |
|
|
|
52 | П/р № 3 «Очистка загрязненной поваренной соли.» | 1 | ПР | Разделение смесей. Очистка веществ. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли. | Описание эксперимент |
|
|
|
53 | П/р № 4 «Признаки химических реакций» | 1 | ПР |
| Уметь выделять признаки химических реакций, определять типы химических реакций, составлять уравнения химических реакций | Описание эксперимент |
|
|
|
54 | П/р № 5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе». | 1 | ПР |
| Уметь готовить растворы заданной концентрации. | Описание эксперимент |
|
|
|
ТЕМА №7. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ (10 часов) | |||||||||
55 | Электролитическая диссоциация. | 1 | КУ | Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Электролитическая диссоциация. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
| Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде, Уметь пользоваться таблицей растворимости. | Классификация беседа | Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность |
|
|
56 | Основные положения теории электролитической диссоциации.
| 1 | КУ | Основные положения теории электролитической диссоциации. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. | Знать основные положения теории электролитической диссоциации. Понимать сущность и уметь составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Знать определения кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации. | Проблемное изложение | |
|
|
57 | Ионные уравнения.
| 1 | УИНМ | Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. К
| Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. | Работа в группах | Демонстрации. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария, карбоната натрия и соляной кислоты. |
|
|
58 | Кислоты в свете ТЭД | 1 | КУ УПЗУ | Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. | Знать классификацию и химические свойства кислот. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде. | Работа в парах | Л.О.Взаимодействие оксида магния с кислотами. |
|
|
59 | Основания в свете ТЭД | 1 | КУ УПЗУ | Основания в свете теории электролитической диссоциации. Классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
| Знать классификацию и химические свойства оснований, уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде. | Работа с текстом | Л.О.. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. |
|
|
60 | Обобщение сведений об оксидах | 1 | УО | Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
| Знать классификацию и химические свойства оксидов, уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде. | обобщение | Л.О. Взаимодействие углекислого газа с известковой кислотой. |
|
|
61 | Соли в свете ТЭД | 1 | УПЗУ | Соли в свете теории электролитической диссоциации. Классификация. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
| Знать классификацию и химические свойства средних солей, уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства средних солей в молекулярном и ионном виде. | Работа с дополнительной информацией |
|
|
|
62 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | 1 | КУ | Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды металлов и неметаллов | Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. | Установление причинно-следственной связи |
|
|
|
63 | Окислительно-восстановительные реакции.
| 1 | УОНМ | Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
| Знать определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление», уметь определять окислители и восстановители, отличать окислительно-восстановительные реакции от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса. | объяснение |
|
|
|
64 | Свойства веществ изученных классов соединений в свете ОВР.
| 1 | КУ | Химические свойства основных классов неорганических соединений. | Уметь составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиций учения об окислительно-восстановительных реакциях. | обобщение | Составить уравнения реакций, характеризующих химические свойства серной кислоты, гидроксида калия, гидроксида меди (II), оксида натрия, оксида серы (IV), сульфата меди (II). |
|
|
ТЕМА №8. ПРАКТИКУМ №2. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ (2часа) | |||||||||
65 | П/р.№ 6 «Ионные реакции» | 1 | ПР |
| Уметь определять, составлять химические уравнения ионного обмена Уметь составлять уравнения химических реакций идущие до конца | эксперимент |
|
|
|
66 | П/р. №7 «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей» | 1 | ПР |
| Уметь составлять уравнения, характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ | эксперимент |
|
|
|
Тема №9 Портретная галерея великих химиков (1 ч)+1рв | |||||||||
67 | Повторение основных понятий, законов, теорий
| 1 | КУ | Парацельс. М.В.Ломоносов Д.И.Менделеев А.Авогадро Св.А.Аррениус И.А.Каблуков Р.Бойль | Уметь применять законы к теории Уметь применять закон сохранения массы веществ, периодический закон Уметь применять закон Авогадро | Обобщение |
|
|
|
68 | Подведение итогов | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Литература и средства обучения.
Нормативные документы
Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования»
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2009-78с.
Сборник нормативных документов. Химия./ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.:Дрофа , 2006
Учебно-методическая:
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2009-2013 -270с
Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 8».- М.: Дрофа, 2013
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: Методическое пособие.- М.: Дрофа, 2002.
Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебнику О.С. Габриеляна.- М.: ВАКО, 2004.
Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 « /О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.- М.: Дрофа, 2006.
Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 8 класс». Габриелян О.С., Яшукова А.В. – М.: Дрофа.,2012
Дополнительная:
Богданова Н. Н. Лабораторные работы 8 – 11. Химия. //Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Астрель. АСТ.- 2007.- 11 с.
Гара Н. Н., Зуева М. В. Школьный практикум Химия 8-9 классы М.: Дрофа.- 2005.- 92 с.
Гольдфельд М. Г. Химия и общество М.: Мир.- 2005.- 543 с.
Казанцев Ю.Н. Химия. Материалы для индивидуальной работы. 8-9 классы/Ю.Н. Казанцев.- М.:Айрис-пресс, 2007.- 224 с.
Мойе С.У. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми веществами / Стивен У. Мойе; пер. с англ. Л. Оганезова.- М.: АСТ: Астрель, 2007.- 96 с.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся // практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений М.: Аркти.- 2005.- 79 с.
Уроки химии с применением информационных технологий. 10-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением /Авт.-сост. С.В. Астафьев.- М.: Издательство «Глобус», 2009.- 112 с.
Фриман Т. Л. Химия в действии. М.: Мир.- 2008.- 2т
Химия: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Н.В. Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2007.- 184 с.
Материально-техническая база:
Электронные ресурсы:
CD «Химия общая и неорганическая». Образовательная коллекция.
CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»-М.: Просвещение,2001
CD « Неорганическая химия 8-9 класс». Образовательная коллекция.
CD «Репетитор ». Образовательная коллекция.
Наглядные пособия:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Электрохимический ряд напряжений металлов
Таблица растворимости солей, кислот, оснований.
Таблица индикаторов