Рабочая программа по химии в 8 классе
Романова Ирина Васильевна,
учитель биологии и химии,
высшей категории
МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №3»
г.Нурлат, Республики Татарстан
Пояснительная записка к рабочей программе по химии 8 класс.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 2004 года, примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений ( автор Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.), и рассчитана на 70 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 4 контрольных и 6 практических работ.
Программа стандартная. При изучении темы: « Вода. Растворы» вводится региональный компонент (характеристика воды нашего города).
Изучение неорганической химии направлено на достижение следующих целей:
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.
Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:
Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011;
Требования к уровню подготовки.
В результате изучений данного предмета в 8 классе учащиеся должны
знать/понимать
важнейшие химические понятия ( химический элемент, атом, молекула, простые и сложные вещества), основные законы химии (закон постоянства состава, закон сохранения массы веществ, периодический закон), основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.
уметь
называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент, классифицировать вещества на группы,
использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
При изучении данного курса используются современные технологии и методики:
методика проблемного обучения, исследовательская, развивающего обучения, дидактическая система деятельностного метода, игровые технологии, компьютерные технологии. А также электронное приложение «Химия», электронное приложение к учебнику, Интернет ресурсы.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА
Важнейшие химические понятия (23 часов)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
ТЕМА
Классы неорганических веществ. (26 часов)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
Периодический закон. Строение атома. (17 часов).
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания (ЦОР) | Дата проведения | ||
По плану | Факти чески | |||||||
Первоначальные химические понятия. | Введение в химию. Вещества и их свойства. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Знать определение предмета химии, определение вещества, свойств веществ. Уметь описывать вещества по их физическим свойствам | Фронтальный опрос | Электронное приложение к учебнику |
|
|
Приемы работы с лабораторным штативом.
| 1 | Урок практикум | Знать правила работы в химическом кабинете Уметь обращаться с лабораторным оборудованием, химической посудой. | Практическая работа | Презентация |
|
| |
Смеси. Способы разделения смесей. | 1 | Комбинированный урок | Знать отличия чистого вещества от смеси, способы разделения смесей, иметь представление о материалах. Уметь различать однородные и неоднородные смеси. | Фронтальный опрос Работа по карточкам | Электронное приложение к учебнику |
|
| |
Практическая работа. Очистка загрязненной поваренной соли. «Я и школа». | 1 | Урок практикум | Знать способы разделения смесей. Уметь проводить фильтрование и выпаривание. | Практическая работа |
|
|
| |
Явления физические и химические. Химические реакции. | 1 | Комбинированный урок | Знать определения физических и химических явлений, признаки реакций, условия возникновения и течения реакций. Уметь отличать явления между собой, определять признаки реакций.
| Текущий опрос, работа по карточкам | Электронное приложение к учебнику |
|
| |
Простые и сложные вещества. | 1 | Комбинированный урок | Знать определения атома, простого и сложного вещества, отличие смеси и сложного вещества. Уметь различать вещества, смеси. | Текущий опрос, работа с ДМ
| Электронное приложение к учебнику |
|
| |
Химические элементы. Относительная атомная масса. | 1
| Урок изучения новых знаний. | Знать определение химического элемента, знаков, определение относительной атомной массы. Уметь отличать понятия химический элемент и простое вещество. | Фронтальный и текущий опрос. | Электронное приложение к учебнику |
|
| |
Закон постоянства состава. Химические формулы. Расчеты по формулам. | 3 | Комбинированный урок | Знать определение закона постоянства состава, что такое химическая формула, относительная молекулярная масса. Уметь давать по плану описание вещества и выполнять расчеты по формуле. | Работа с ДМ | Электронное приложение к учебнику |
|
| |
Валентность. Составление формул по валентности. | 2 | Комбинированный урок | Знать определение понятия валентность. Уметь определять валентность по формуле, состоящей из двух элементов, | Текущий опрос, Работа по карточкам | Электронное приложение к учебнику |
|
| |
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. | 1 | Комбинированный урок | Знать основные положения атомно- молекулярного учения | Фронтальный опрос | Электронное приложение к учебнику |
|
| |
Химические уравнения. | 1 | Комбинированный урок | Знать определения химических реакций, значение коэффициента. | Текущий опрос, Работа по карточкам | Электронное приложение к учебнику |
|
| |
Типы химических реакций. | 1 | Комбинированный урок | Знать определения основных реакций, Уметь определять типы реакций, | Текущий опрос, Работа по карточкам | Электронное приложение к учебнику |
|
| |
Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Знать определение количества вещества, моль, числа Авогадро Уметь определять по формуле число молей по количеству структурных единиц и наоборот. | Текущий опрос,
| Электронное приложение к учебнику |
|
| |
Молярный объём газообразных веществ. | 1 | Комбинированный урок | Знать определение молярного объема. Уметь проводить расчеты с использованием данной величины. | Текущий опрос, задача | Электронное приложение к учебнику |
|
| |
Вычисления по химическим уравнениям. | 2 | Комбинированный урок | Уметь вычислять по химическим уравнениям массу по известному количеству вещества и наоборот. | Текущий опрос, Работа по карточкам | Электронное приложение к учебнику |
|
| |
Обобщающий урок по теме: «Важнейшие химические понятия». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь применять знания, умения и навыки по теме | Текущий опрос, работа с ДМ | Презентация |
|
| |
Контрольная работа по теме. | 1 | Урок контроля | Уметь применять знания, умения и навыки полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении к/р. | Контрольная работа |
|
|
| |
Кислород. Горение. | Кислород простое вещество и химический элемент. | 1 | Комбинированный урок | Знать характеристику кислорода Уметь различать понятия химический элемент и простое вещество на примере кислорода.
| Фронтальный опрос работа по учебнику | Презентация, Электронное приложение к учебнику |
|
|
Свойства кислорода. | 1 | Комбинированный урок | Знать свойства кислорода Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия кислорода с простыми веществами. | Текущий опрос, Работа с ДМ | Презентация, Электронное приложение к учебнику
|
|
| |
Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. | 1 | Комбинированный урок | Знать способы получения кислорода, области применения кислорода. | Текущий опрос, Работа по карточкам | Электронное приложение к учебнику |
|
| |
Получение кислорода и его свойства. | 1 | Урок практикум | Знать способы получения кислорода, Уметь обращаться с лабораторным оборудованием, химической посудой. | Практическая работа | Видеопособие |
|
| |
Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. | 1 | Комбинированный урок | Знать состав воздуха, условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Уметь составлять уравнения горения сложных веществ.
| Текущий опрос, Работа с ДМ | Электронное приложение к учебнику |
|
| |
Тепловой эффект реакции. Реакции экзо- и эндотермические. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Знать понятие теплового эффекта, определение экзо- и эндотермических реакций. Уметь различать реакции записывать тепловой эффект для реакций. | Фронтальный опрос | Электронное приложение |
|
| |
Водород. | Водород простое вещество и химический элемент. | 1 | Комбинированный урок | Знать состав молекулы определения восстановителя. Уметь давать хар-ку | Текущий опрос | Электронное приложение |
|
|
Свойства и применение водорода.
| 1 | Комбинированный урок | Знать области применения и способы получения водорода Уметь описывать свойства водорода, записывать уравнения реакций. | Текущий опрос, Работа с ДМ | Электронное приложение |
|
| |
Получение и свойства водорода. | 1 | Урок практикум | Уметь собирать водород вытеснением воздуха, доказывать его наличие, проверять на чистоту. | Практическая работа | Видеопособие |
|
| |
Контрольная работа по темам кислород и водород. | 1 | Урок контроля | Уметь применять знания, умения и навыки полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении к/р. | Контрольная работа |
|
|
| |
Вода. Растворы. | Вода- растворитель. Растворы. | 1 | Комбинированный урок | Знать способы очистки воды, понятия растворы, растворимость, дистиллированная вода Уметь объяснять процесс растворения с точки зрения атомно-молекулярного учения. | Фронтальный опрос | Электронное приложение |
|
|
Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Знать определение растворимости, массовая доля растворенного вещества. Уметь вычислять массовую долю и массу вещества в растворе.
| Текущий опрос, Работа с учебником | Электронное приложение |
|
| |
Решение задач на растворы. | 1 | Урок закрепления знаний | Уметь решать задачи на растворы. | Работа с ДМ | Электронное приложение |
|
| |
Приготовление растворов солей с определенной массовой долей. | 1 | Урок практикум | Уметь приготавливать раствор соли с определенной массовой долей. | Практическая работа |
|
|
| |
Вода. Ее состав. Свойства воды. | 2 | Урок изучения новых знаний. | Знать количественный и качественный состав воды, свойства воды Уметь составлять уравнения реакций, доказывать химические свойства воды. | Текущий опрос, Работа с ДМ | Электронное приложение Презентация |
|
| |
Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений. | Состав и строение оксидов. Классификация и свойства оксидов. | 2 | Комбинированный урок | Знать классификацию соединений, определение и классификацию оксидов, их строение, свойства. Уметь доказывать химические свойства оксидов, записывать уравнения реакций. | Лабораторная работа Текущий опрос, Работа по учебнику | Электронное приложение презентация |
|
|
Состав и строение кислот. Классификация и свойства кислот. | 2 | Комбинированный урок | Знать определение и классификацию кислот, их строение, свойства. Уметь доказывать химические свойства кислот, записывать уравнения реакций. | Лабораторная работа Текущий опрос, Работа по учебнику | Электронное приложение презентация |
|
| |
Состав и строение оснований. Классификация и свойства оснований. | 2 | Комбинированный урок | Знать определение и классификацию оснований, их строение, свойства. Уметь доказывать химические свойства оснований, записывать уравнения реакций. | Лабораторная работа Текущий опрос, Работа по учебнику | Электронное приложение презентация |
|
| |
Состав и строение солей. Классификация и свойства солей. | 2 | Комбинированный урок | Знать определение и классификацию солей, их строение, свойства. Уметь доказывать химические свойства солей, записывать уравнения реакций. | Лабораторная работа Текущий опрос, Работа по учебнику | Электронное приложение презентация |
|
| |
Генетическая связь между классами неорганических соединений. | 1 | Комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний | Знать понятие генетической связи Уметь осуществлять превращения | Текущий опрос работа по учебнику | Электронное приложение |
|
| |
Решение экспериментальных задач по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений». | 1 | Урок практикум | Уметь применять теоретические и практические ЗУН, при выполнении п/р. | Практическая работа |
|
|
| |
Контрольная работа по теме «Классы соединений». | 1 | Урок контроля | Уметь применять знания, умения и навыки полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении к/р. | Контрольная работа |
|
|
| |
Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома. | Классификация химических элементов. | 1 | Комбинированный урок | Знать основные признаки классификации химических элементов Уметь объяснять общие и отличительные признаки в свойствах элементов. | Фронтальный опрос | Электронное приложение |
|
|
Амфотерность. | 1 | Урок практикум | Знать определение амфотерности оксида и гидроксида, Уметь экспериментально доказывать амфотерность гидроксида.
| Лабораторная работа | Электронное приложение презентация |
|
| |
Периодический закон. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Знать определение периодического закона. | Фронтальный опрос | Электронное приложение |
|
| |
Периодическая система. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Знать определение периода, физический смысл № периода, определение группы, смысл группы. Уметь описывать элементы исходя из положения в периоде и группе. | Текущий опрос, Работа с ДМ | Электронное приложение презентация |
|
| |
Строение атома. | 1 | Комбинированный урок | Знать строение атома, состав атомного ядра, определение изотопов Уметь описывать элемент с точки зрения строения атома. | Текущий опрос, Работа с ДМ | Электронное приложение презентация |
|
| |
Строение электронной оболочки атома. | 2 | Урок изучения новых знаний. | Знать расположение электронов по слоям, формы орбиталей Уметь записывать строение атомов элементов трех периодов. | Текущий опрос, Работа с ДМ | Электронное приложение |
|
| |
Характеристика элементов на основе положения в периодической системе. | 1 | Комбинированный урок | Уметь давать характеристику по плану данного элемента главной подгруппы по положению в ПС. | Текущий опрос, Работа с ДМ | Электронное приложение |
|
| |
Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
| 1 | Комбинированный урок | Знать роль ПЗ для развития науки, техники, основные этапы жизни и деятельности Менделеева. | Текущий опрос, Работа с ДМ | Электронное приложение презентация |
|
| |
Обобщающий урок по теме: Периодическая система. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь применять знания, умения и навыки. | Текущий опрос, Работа с ДМ | Презентация |
|
| |
Контрольная работа по данной теме. | 1 | Урок контроля | Уметь применять знания, умения и навыки полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении к/р. |
Контрольная работа
|
|
|
| |
Химическая связь. | Электроотрицательность. Степень окисления. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Знать определение химической связи, ЭО, степень окисления Уметь определять степень окисления в соединениях. | Текущий опрос, Работа с ДМ | Электронное приложение |
|
|
Ковалентная связь. | 1 | Комбинированный урок | Знать классификацию ковалентной связи Уметь определять различные виды ковалентной связи, записывать схемы образования веществ с различной ковалентной связью | Текущий опрос, Работа с ДМ | Электронное приложение |
|
| |
Ионная связь. | 1 | Комбинированный урок | Знать определение ионной связи, механизм её образования Уметь определять ионную связьи составлять схемы образования ионных соединений. | Текущий опрос, Работа с ДМ | Электронное приложение |
|
| |
Кристаллические решетки | 1 | Комбинированный урок | Знать определение кристаллических решеток, типы кристаллических решеток Уметь определять типы кристаллических решеток. | Фронтальный опрос | Электронное приложение |
|
| |
Строение вещества. | 1 | Урок практикум | Уметь определять типы кристаллических решеток и составлять формулы. | Лабораторная работа | Презентация |
|
| |
Контрольная работа по теме. | 1 | Урок контроля. | Уметь применять знания, умения и навыки полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении к/р. | Контрольная работа |
|
|
| |
Галогены. | Общая характеристика галогенов. | 1 | Комбинированный урок | Знать общую характеристику галогенов Уметь сравнивать галогены между собой. | Фронтальный опрос | Электронное приложение |
|
|
Хлор. Хлороводород. | 1 | Комбинированный урок | Знать характеристику хлора, хлороводорода Уметь характеризовать свойства хлора и хлороводорода. | Текущий опрос, Работа с ДМ | Электронное приложение |
|
| |
Соляная кислота и ее соли. | 1 | Комбинированный урок | Знать характеристику соляной кислоты, её свойства Уметь проводить эксперимент с соляной кислотой и солями. | Текущий опрос, Работа с ДМ | Электронное приложение презентация |
|
| |
Урок занимательной химии. | 2 | урок обобщения и систематизации знаний | Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных упражнений и заданий. | Текущий опрос, Работа с ДМ по учебнику. | Презентация |
|
|
Планирование контроля.
Плановые контрольные работы (количество часов): 4
Зачеты (по каким темам, месяц)
Административные контрольные работы: 2
Практические работы (№ урока, тема, месяц)
№2 правила работы со штативом. Сентябрь
№3 строение пламени. Сентябрь
№5 Очистка поваренной соли. Сентябрь
№25 получение кислорода. Декабрь
№30 получение водорода. Декабрь
№35 приготовление раствора соли. Январь
Проектные работы:
Список литературы по химии 8класс.
1.Стандарт основного общего образования по химии.
2.Примерная программа основного общего образования по химии.
3.Е.В.Савинкина, Г.П.Логинова. Мир веществ. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М: Баласс, 2006.
4.М.Ю. Горковенко. Поурочные разработки по химии 8 класс. Москва «ВАКО», 2008.
5. Е.В.Савинкина, Г.П.Логинова. Лабораторный журнал. 8 класс. М: Баласс, 2008.
6.Контрольные и проверочные работы по химии 8-9класс. Н.Н.Гара. Дрофа. 1997.
7.Сборник задач и упражнений по химии. И.Г.Хомченко. М: Новая волна. 1997.
8.Задачник. Е.В.Савинкина. М: Баласс. 2006.
9.Химия. Сборник задач. Е.В.Савинкина. М: АСТ-ПРЕСС. 2001.
10.Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах. С.А.Литвинова. Минск Современная школа. 2009.
11.Дидактические карточки по неорганической химии.