МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ»
601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27
СОГЛАСОВАНО: _______________ УТВЕРЖДАЮ: ______________
Заместитель директора по УВР: Гришина С.А. Директор школы: Москалева М.Ю.
Дата:_____________ Дата:________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии (9 класс)
Коротеева Светлана Борисовна
учитель 1 квалификационной категории
Суздаль, 2013 год
1. Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа учебного курса «Неорганическая химия» для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Дрофа, 2010 г.). Рабочей программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян — рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 4-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2011г Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на контрольные — 2часа, на практические работы –4 часа. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.
В содержании курса 9 класса в начале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов)
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
2.Общая характеристика предмета
Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках химии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством О. С. Габриеляна Учебное содержание курса химии включает:
8 класс – «Неорганическая химия». 68 часов,2 часа в неделю.
9 класс – «Неорганическая химия».68 часов. 2 часа в неделю.
10 класс – «Органическая химия». 68 часов. 2 часа в неделю.
11класс – «Общая химия». 68 часов. 2 часа в неделю.
Такое структурирование курсов химии сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих химических понятий с 8 класса по 11 класс и сохраняет концентрическую систему предмета
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (10часов)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
ТЕМА 1 Металлы (16 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Практикум № 1 Свойства металлов и их соединений (3 часа)
1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
ТЕМА 3 Неметаллы (24 часа)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Практикум № 2 Свойства неметаллов и их соединений (1 час)
1. Решение экспериментальных задач на получение соединений неметаллов и изучение их свойств.
ТЕМА 4 Органические соединения (10 часов)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.
3. Требования к уровню подготовки
В результате изучения химии ученик должен
знать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников основной школы определены для каждой темы.
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курсе 9 класса
Знать:
— периодический закон;
— важнейшие химические понятия: электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, амфотерность.
Уметь:
— объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;
— объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
— объяснять сущность реакций ионного обмена;
— характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;
— определять возможность протекания реакций ионного обмена;
— составлять уравнения химических реакций.
Тема 1. Металлы
Знать:
— положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева;
— общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;
— основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия;
— качественные реакции на важнейшие катионы.
Уметь:
— характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в электрохимическом ряду напряжения металлов;
— давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
— вычислять массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного;
— обращаться с лабораторным оборудованием;
— соблюдать правила техники безопасности;
— распознавать важнейшие катионы.
Тема 2. Неметаллы
Знать:
— положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;
— устройство простейших приборов для получения и собирания газов: водорода, аммиака, кислорода, углекислого газа;
— качественные реакции на важнейшие анионы.
Уметь:
— объяснять явление аллотропии;
— характеризовать свойства галогенов и важнейших химических элементов – серы, азота, фосфора, углерода и кремния;
— вычислять массу или объем продукта реакции по известной массе или объему одного из исходных веществ, содержащего примеси;
— вычислять массу, объем и количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке;
— обращаться с лабораторным оборудованием;
— соблюдать правила техники безопасности;
— определять: хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат – ионы, ионы аммония.
Тема 3. Органические соединения
Знать:
— причины многообразия углеродных соединений (изомерию);
— виды связей (одинарную, двойную, тройную);
— важнейшие функциональные группы органических веществ;
— номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
— иметь понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах.
Уметь:
— составлять формулы изомеров основных классов органических веществ;
— находить, определять из предложенных формул изомеры и гомологи.
5. Учебно-методический комплекс
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010г.
«Химия 9 класс»: О.С.Габриелян — М.: Дрофа. – 2011год
М.Ю.Горковенко «Поурочные разработки по химии». – М:. «Вако», 2004 го;
О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова «Изучаем химию в 9 классе». – М.: «Блик и Ко», 2010 год;
О.С.Габриелян, А. В. Яшукова «Рабочая тетрадь к учебнику 9 класса». – М.: Дрофа, 2013 год;
О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова «Задачи по химии и способы их решения» — М.: «Дрофа», 2008год;
Н.С. Павлова, «Дидактические карточки – задания по химии 9 класс» — М.: «Экзамен», 2006год;
М.А. Рябов, Е.Ю.Невская, «Тесты по химии 8 класс к учебнику О.С.Габриеляна» — М.: «Экзамен», 2011од;
Контрольные и проверочные работы химия к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 9». – М:. «Дрофа» 2011 год;
Р.Р.Созанкова «Выполненные задания из учебника химия 9 класс Габриелян О.С.».
М:. «Легион – Автодата» 2002 .
6. Содержание тем
Наименование темы | Количество часов отведённых на изучение. | |
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса | 10 ч |
2. | Металлы | 19 ч ( пр.р. 3 ч) |
3. | Неметаллы | 25 ч ( пр. р. 1 ч) |
4. | Органические вещества | 10 ч |
Резервное время- 4 ч
Календарно -тематическое планирование 9 класс
(т.к. школа не перешла на ФГОС ,то планирование составлено по учебному плану школы)
Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Вид контроля | УУД | Практическая часть | Материальное обеспечение урока | |
| Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (10 часов) | ||||||
1-2 | Введение. Общая характеристика химических элементов | Комбинированный урок | Периодический закон и периодическая система химических элементов. Группы и периоды периодической системы | фронтальный |
| Д.И.Менделеева, простые вещества Ме и неМе, ряд ЭО,растворы азотной кислоты, гидроксида меди, медь, оксида кальция
| ПС Единая коллекция ЦОР |
3 | Виды химической связи | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | Строение молекул. Химическая связь | письменный |
|
| таблицы Единая коллекция ЦОР |
4 | Классификация неорганических веществ. | Комбинированный урок | Основные классы неорганических соединений | устный |
| Единая коллекция ЦОР
| |
5 | Характеристика ХЭ по кислотно – основным свойствам. Амфотерность. | Комбинированный урок | Сформулировать понятие об амфотерности. научить составлять уравнения для амфотерных гидроксидов | .письменный |
| Растворы кислот, щелочей, солей амфотерных элементов. Дем .эксперимент
Л.р.№1 Получение гидроксида цинка | ДМ,ПС |
6 | Периодический закон и Периодическая система ХЭ Д.И.Менделеева | . Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | Сформулировать Периодический закон Д.И.Менделеева, раскрыть научный подвиг Менделеева | .устный |
| . | Разные варианты периодических систем Презентация Д.И. Менделеев |
7 | ОВР. | | Окислительно – восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Окисление и восстановление | .письменный |
|
| ПС Единая коллекция ЦОР |
8 | Составление окислительно- восстановительных реакций | . Повторение и систематизация знаний | |||||
9 | Обобщение и систематизация знаний по теме.
| Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний |
| обобщающий |
|
| ДМ,ПС |
10 | Проверочная работа №1 |
| обобщающий |
|
| Карточки,ПС | |
|
Тема 2. Металлы (19 ч)
| ||||||
11 | Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов | . Комбинированный урок | Положение металлов в периодической системе. Металлическая связь (повторение). Физические свойства металлов. | устный |
| Л.р.№2 Ознакомление с образцами металлов Л.р.№3 Взаимодействие металлов с растворами кислот исолей | Единая коллекция ЦОР Металлы Коллекция «Металлы и сплавы»
|
12 | Химические свойства металлов. | Урок — лекция |
| устный
письменный | ПС | ||
13 | Решение задач по теме: «Химические свойства металлов». | Урок — упражнение | Химические свойства металлов в свете ТЭД и ОВР | ДМ | |||
14 | Практическая работа №1 Осуществление цепочки химических превращений металлов. | Практическая работа |
| письменный |
| Практическая работа | Правила техники безопасности |
15 | Общее понятие о коррозии металлов | Комбинированный урок | Понятие о коррозии металлов. Химическая и электрохимическая коррозия. Защита от коррозии. | устный |
| Д. условия, усиливающие коррозию. | таблицы Единая коллекция ЦОР Фрагмент «Коррозия металлов»
|
16 | Металлы в природе. Получение металлов | Комбинированный урок | Металлы в природе. Руды. Пиро-, гидро- и электрометаллургия, микробиологическая металлургия | устный |
| Л.р.№4 Ознакомление с образцами природных соединений | ПС Единая коллекция ЦОР Фрагмент «Домна» |
17 | Сплавы | Комбинированный урок | Характеристика сплавов, их свойства и значение. | устный |
|
| Единая коллекция ЦОР Фрагмент Сплавы. Коллекция «Металлы и сплавы»
|
18.
|
Щелочные металлы
| Комбинированный урок | Строение атомов щелочных металлов. Свойства щелочных металлов: взаимодействие их с водородом, серой, водой, особенности взаимодействия с кислородом | фронтальный |
| Д.:Взаимодействие лития и натрия с водой, серой. Коллекция образцов природных соединений щелочных металлов
| Единая коллекция ЦОР Фрагмент Щелочные металлы. |
19 |
Соединения щелочных металлов |
Повторение и систематизация знаний |
Оксиды, гидроксиды, соли (сода, поташ, глауберова соль, поваренная соль). Биологическая роль ионов натрия и калия. Открытие щелочных металлов (историческая справка) | устный | |||
20.
|
Бериллий, магний и щелочно земельные металлы
| Комбинированный урок
| Сравнительная характеристика строение атомов. Свойства металлов: взаимодействие их с серой, водой, с кислородом, оксидами металлов | текущий |
| Д.:Взаимодействие кальция с водой, серой. Изучение свойств негашеной и гашенной извести | Единая коллекция ЦОР Фрагмент «Горение магния». |
21
|
Соединения щелочноземельных металлов | Повторение и систематизация знаний |
Оксиды, гидроксиды, разновидности гидроксида кальция (известковая вода, известковое молоко, пушонка) | устный
| |||
22 | Алюминий | Комбинированный урок | Строение атома алюминия и сравнение его с бромом. Алюминий – простое вещество, его физические свойства и применение. Химические свойства : взаимодействие с кислородом неметаллами, кислотами, щелочами и солями. Алюмотермия. | устный |
|
| Единая коллекция ЦОР Фрагмент «Алюминий». Коллекция изделий из алюминия.
|
23 |
Амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия Соединения алюминия | Комбинированный урок | Амфотерность. Получение и свойства гидроксида алюминия. Алюминий в природе. Алюмосиликаты. Бокситы. Глинозем. Корунд и его разновидности (наждак, рубин, сапфир). Хлорид и сульфат алюминия. Открытие алюминия | .текущий |
| Л.р.№5 Получение и свойства гидроксида алюминия.
| Коллекция образцов природных соединений алюминия |
24 | Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов | . Практическая работа |
| письменный |
| Практическая работа №2 | Правила техники безопасности |
25 | Железо.
|
Комбинированный урок
| Строение атома железа, степени окисления. железо– простое вещество, физические и химические свойства. Железо в природе: оксидные и сульфидные руды.
| устный |
| Д.:Получение Fe(OH)2 и Fe(OH)3; Л.р.№6 Качественные реакции на ионы Fe3+ и Fe2+
| Единая коллекция ЦОР Фрагмент «Железо»
|
26 | Генетические ряды Fe2+ и Fe3+ | Комбинированный урок
| Соединения железа Fe2+ и Fe3+ Fe→FeCl2→Fe(OH)2→FeO→Fe Fe→FeCl3→Fe(OH)3→Fe2O3→Fe Качественные реакции на ионы Fe3+ и Fe2+ |
| |||
27 | Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. | Практическая работа |
| письменный |
| Практическая работа №3 | Правила техники безопасности |
28 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы» | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме. |
| обобщающий |
|
| ИКТ Металлы игра. |
29 | Контрольная работа №1 «Металлы» | Контроль знаний |
| письменный |
|
| карточки |
| Тема 3. Неметаллы (25 часов)
| ||||||
30 | Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух | Комбинированный урок | Положение неметаллов в периодической системе, особенности строения их атомов. ЭО как мера неметалличности, ряд ЭО. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Кислород и озон. Состав воздуха | .устный |
| Коллекция образцов неметаллов.
| Единая коллекция ЦОР. Фрагмент «Неметаллы.» |
31 | Водород | Комбинированный урок | Особенности положения водорода в периодической системе. | текущий |
|
| ПС |
32 | Галогены | Урок объяснения нового материала | Строение атомов галогенов, их степени окисления. Строение молекул галогенов. Химические свойства галогенов, закономерности изменения свойств от фтора к иоду. Открытие галогенов. | фронтальный |
|
| Образцы галогенов простых веществ. Единая коллекция ЦОР. Фрагмент «Хлор». |
33. | Соединения галогенов. Получение галогенов.
| Комбинированный урок | Галогеноводороды. Хлороводород и соляная кислота. Фториды, бромиды, иодиды. Природные соединения галогенов. |
тематический | Д.:Получение и изучение свойств HCl. Л.р.№7 Качественная реакция на хлорид-ион | Единая коллекция ЦОР. Фрагмент «Фтор». Образцы зубной пасты, изделия из тефлона, образцы фотобумаги и пленки,, препараты иода. | |
34 | Биологическое значение и применение галогенов и их соединений | . Комбинированный урок | Биологическая роль фтора, хлора, брома и иода. Их значение | .устный |
|
| Образцы зубной пасты, изделия из тефлона, образцы фотобумаги и пленки, препараты иода. |
35 | Кислород. | комбинированный |
| устный |
|
| Единая коллекция ЦОР. Фрагмент «Кислород» |
36 | Сера Сера в природе. Применение серы. Сероводород и сульфиды. | Урок объяснения нового материала | Строение атома серы. Аллотропия. Физические и химические свойства серы. Сера в природе: самородная, сульфидная и сульфатная. Применение серы. Биологическое значение серы. Сероводород: физические свойства, биологические аспекты действия, горение , восстановительная способность. Сульфиды. | текущий |
| Д.:Качественная реакция на сульфид ион. | Единая коллекция ЦОР. Фрагмент «Сера» Свойства серы. Образцы серы и соединений серы. |
37 | Оксиды серы. Сернистая кислота и ее соли. | Комбинированный урок | Получение и свойства оксидов серы. Сернистая кислота и ее соли. | устный |
| Д.:Качественная реакция на сульфит ион. | ПС |
38 | Серная кислота
| Комбинирован ный урок |
| устный |
| Д.:Свойства серной кислоты. Л.р.№8 Качественная реакция на сульфат-ион | Единая коллекция ЦОР. Фрагмент «Производство серной кислоты»
|
39 | Соли серной кислоты | . Комбинирован ный урок | Характеристика свойств серной кислоты с точки зрения ТЭД и ОВР. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Производство серной кислоты. Качественные реакции на cульфат- ион. | ||||
40 | Практическая работа № 4 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода» | Практическая работа |
| письменный |
|
| Правила техники безопасности |
41 | Азот | Комбинированный урок | Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства. Биологическое значение азота | .фронтальный |
|
| Единая коллекция ЦОР. Фрагмент «Азот» |
42 | Аммиак Соли аммония | Урок объяснения нового материала | Строение молекулы аммиака водородная связь. Физические свойства, получение и распознавание аммиака. Химические свойства: образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму, восстановительные свойства аммиака. Состав, получение, физические, химические свойства и применение солей аммония. | текущий |
| Д.:Получение, собирание и распознание аммиака, его взаимодействие с хлороводородом. Л.р.№9 Распознавание солей аммония
| Единая коллекция ЦОР. Фрагмент «Производство аммиака» |
43 | Азотная кислота и ее свойства | Комбинированный урок | Оксиды азота. Азотная кислота и ее свойства: взаимодействие конц. и разб. кислоты с медью. | устный |
| Д.:Взаимодействие конц. и разб. кислоты с медью |
|
44 | Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения | Комбинированный урок | Нитраты и их свойства. | текущий | Д.:Качественное обнаружение нитрат и нитрит ионов |
| |
45 | Фосфор | Комбинированный урок | Строение атома фосфора. Аллотропия. Химические свойства | текущий |
|
| Единая коллекция ЦОР. Фрагмент «Фосфор» |
46 | Соединения фосфора | Комбинированный урок | Оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота. Фосфаты. Открытие фосфора | устный | Д.:Качественная реакция на фосфат ион |
| |
47 | Углерод | Комбинированный урок | Строение атома углерода. Аллотропия. Химические свойства биологическое значение углерода | устный |
| Д.Адсорбция. Противогаз |
Единая коллекция ЦОР. Фрагмент Углерод» Модели кристаллических решеток алмаза и графита. |
48 | Оксиды углерода | Урок объяснения нового материала | Физические и химические свойства оксидов углерода, их биологическое значение. | фронтальный |
| Л.р.№10 Получение, распознавание и изучение свойств углекислого газа. | Единая коллекция ЦОР. Фрагмент «Оксиды углерода».
|
49 | Угольная кислота и ее соли | Комбинированный урок | Карбонаты и гидрокарбонаты. Жесткость воды. | устный |
| Л.р.№11 Качественная реакция на карбонат ион. |
|
50 | Кремний | Комбинированный урок | Строение атома кремния. Кремний в природе. Соединения кремния: кремнезем и минералы на его основе, силикаты, алюмосиликаты. Силикагель. Биологическое значение кремния. | устный |
| Л.р.№12 Ознакомление с природными силикатами | Единая коллекция ЦОР. Фрагмент «Кремний.» Коллекция природных соединений кремния. |
51 | Силикатная промышленность. | Семинар | Производство стекла, фарфора, цемента | . устный |
| .Л.р.№13 Ознакомление с продукцией силикатной промышленности | Единая коллекция ЦОР. Фрагмент «Силикатная промышленность» Изделия из стекла, фарфора, керамики |
52 | Обобщение и систематизация знаний по теме 4. | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме. |
| обобщающий |
|
| таблицы |
53 | Контрольная работа №2 «Неметаллы» | Контроль знаний |
| письменный |
|
| карточки |
54 | Анализ контрольной работы | . Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме | . | тематический |
|
|
|
| Тема 4. Органические вещества (10 часов)
| ||||||
55 | Предмет органической химии. Теория строения органических веществ А.М.Бутлерова. | Урок объяснения нового материала Опорный конспект теория Бутлерова | Вещества органические и неорганические. Причины многообразия углеродных соединений. Структурные формулы. Значение органической химии. | Объяснение нового материала |
| . | Природные и синтетические вещества |
56 | Предельные углеводороды | Комбинированный урок | Изомерия, изомеры. Гомологи. Номенклатура алканов. Свойства алканов: горение, замещение, термическое расщепление, дегидрирование | .текущий |
| Л.р.№14 Изготовление моделей молекул углеводородов | Шаростержневые и масштабные модели алканов. |
57 | Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи. | Комбинированный урок | Гомологический ряд алкенов. Двойная связь. Свойства алкенов: горение, реакции присоединения водорода, галогена, галогеноводорода, воды. | устный |
| Д.1.Модели молекул этилена 2.Получение этилена 3.Горение этилена 4.Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия | ДМ |
58 | Спирты. | Комбинированный урок | Метиловый, этиловый спирты, этиленгликоль, глицерин | устный |
| Д.Образцы метанола, этанола, этиленгликоля, глицерина
Л.р.№15 Свойства глицерина | ДМ |
59 | Альдегиды. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. | Комбинированный урок | Формальдегид, ацетальдегид. Качественная реакция на альдегиды. Муравьиная и уксусная кислоты. | текущий |
| Д.1.Реакция серебряного зеркала. 2.Типичные кислотные свойства уксусной кислоты общие с минеральными кислотами | ДМ |
60 | Сложные эфиры.Жиры. | Комбинированный урок | Реакция этерификации Животные и растительные жиры. Мыла. | фронтальный |
| Д.Доказательство непредельности жидких жиров Растворимость жиров
| Образцы твердых и жидких жиров |
61 | Аминокислоты. Белки | Комбинированный урок | Амфотерность аминокислот: их взаимодействие с кислотами и щелочами. Пептидная связь. Состав, строение и распознавание белков. Биологическая роль белков | устный |
| Д.1.Цветные реакции белков 2.Растворение и осаждение белков 3.Денатурация белков |
|
62 | Углеводы. | комбинированный | Свойства углеводов. Моносахариды, дисахариды. Полисахариды. Биологическая роль углеводов. | текущий |
| Д.Оразцы углеводов Л.р.№16 Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди Л.р.№17 Взаимодействие крахмала с иодом | ДМ |
63 | Полимеры | комбинированный | Основные понятия химии высокомолекулярных соединений | устный |
| Д.:Образцы природных и химических полимеров: пластмасс и волокон. Распознавание пластмасс и волокон |
|
64 | Химия и жизнь | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме. |
| устный |
|
| Задание в тетрадях по карточкам |
|
|
|
|
|
|
|
|
65-68 Резервное время |
Учебно-методический комплекс
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010г.
«Химия 9 класс»: О.С.Габриелян — М.: Дрофа. – 2011год
М.Ю.Горковенко «Поурочные разработки по химии». – М:. «Вако», 2004 го;
О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова «Изучаем химию в 9 классе». – М.: «Блик и Ко», 2010 год;
О.С.Габриелян, А. В. Яшукова «Рабочая тетрадь к учебнику 9 класса». – М.: Дрофа, 2013 год;
О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова «Задачи по химии и способы их решения» — М.: «Дрофа», 2008год;
Н.С. Павлова, «Дидактические карточки – задания по химии 9 класс» — М.: «Экзамен», 2006год;
М.А. Рябов, Е.Ю.Невская, «Тесты по химии 8 класс к учебнику О.С.Габриеляна» — М.: «Экзамен», 2011од;
Контрольные и проверочные работы химия к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 9». – М:. «Дрофа» 2011 год;
Р.Р.Созанкова «Выполненные задания из учебника химия 9 класс Габриелян О.С.».