Т.В.Кузнецова,учитель химии, школа № 53
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Кремний и его соединения»
(тема урока)
Цель урока:
А) Рассмотреть формы существования кремния как химического элемента: атомы, простые вещества и важнейшие соединения, а также свойства и области применения.
Б) Способствовать формированию информационно-коммуникативной компетентности у учащихся.
Задачи:
Обучающие:
А) Обеспечить самостоятельное усвоение и закрепление знаний учащимися по строению, свойствам и применению кремния и его соединений.
Б) Сформировать умения записи уравнений химических реакций, характеризующих свойства кремния и его соединений.
Развивающие:
А) Формировать умение анализировать состав, строение и свойства кремния и его соединений;
Б) Формировать умение работать с информацией, предлагаемой в электронном виде;
В) создать условия для самостоятельного изучения учащимися нового материала с опорой на ранее полученные знания, закрепление, применение знаний в знакомой и новой учебной ситуации.
Г) Развивать познавательный интерес к изучению химии как учебному предмету.
Воспитательные:
А) Способствовать формированию чувства патриотизма и гордости за Россию как страну-лидера в области открытий (М.В.Ломоносов) и достижений в силикатной промышленности.
Б) Формировать умение работать самостоятельно.
В) Развивать коммуникативные способности.
Тип урока: изучения нового материала.
Формы организации работы учащихся : индивидуальная и коллективная самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры; проектор; экран.
Структура и ход урока
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность ученика
| Время ( в мин.) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | — | Приветствует учащихся. Организует внимание. Проверяет готовность к уроку. Проверяет отсутствующих. Представляет цели урока. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | 1 мин. |
2 | Подготовка к основному этапу:
|
Интерактивный тест «Оксиды углерода» (№1) |
Организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся по пройденному материалу. Координирует и корректирует действия учащихся, контролирует выполнение интерактивного теста, оценивает работу. |
В предложенном режиме вы-полняют на компьютерах интерактивное задание. |
7 мин. |
| Интерактивный флеш-модуль «Характеристика кремния по положению в периодической системе» (№2) | Сообщает тему и задачи урока. Предлагает выполнить интерактивное задание. Отмечает степень вовлеченности учащихся в процесс работы с электронным ресурсом. По ходу выполнения заданий комментирует ответы и допущенные ошибки.
| Записывают число и тему урока. Приступают к выполнению работы с электронным ресурсом. Поочередно выполняют предложенные интерактивные задания. | 6 мин. | |
3
| Изучение нового материала
| «Кремний, строение, аллотропия» (№ 3)
| Предлагает учащимся ознакомиться со строением кремния как простого вещества, аллотропией и нахождением в природе посредством просмотра информационного модуля на экране. | Учащиеся смотрят и слушают данную информацию. | 2 мин |
«Химические свойства кремния» (№4) | Дает задание учащимся просмотреть информационный модуль и записать уравнения предложенных реакций в тетрадь. Контролирует ход выполнения задания. | Учащиеся самостоятельно просматривают на экране монитора и прослушивают предложенный материал, записывают уравнения реакций в тетрадях. | 5 мин. | ||
«Оксид кремния в природе: агат, яшма, халцедон, сердолик» (№5) |
Предлагает посмотреть на экране иллюстрации. Дает комментарии. |
Учащиеся смотрят на экран и слушают учителя. | 1 мин | ||
«Оксид кремния в природе горный хрусталь, кварц, аметист» (№ 6) | 1 мин | ||||
«Получение и применение кремния» (№ 7) | Дает задание учащимся просмотреть первый информацион-ный модуль и записать уравнения предложенных реакций в тетрадь. Дает задание просмотреть видеофрагменты. Предлагает ознакомиться со вторым слайдом модуля. | Учащиеся самостоятельно просматривают на экране монитора и прослушива-ют предложенный материал, записывают уравнения реакций в тетрадях.Зна-комятся с видеофрагментами. Учащиеся просматривают второй слайд модуля. | 5 мин. | ||
«Применение кремния и его соединений» (№ 8) | Предлагает посмотреть на экране иллюстрации. Дает комментарии. | Учащиеся смотрят на экран и слушают учителя. | 2 мин. | ||
4. | Систематизация и коррекция усвоения знаний по теме | «Кремний, строение, свойства и применение» (№9) | Предлагает выполнить интерактивный тест, контролирует ход выполнения работы. В конце работы обобщает материал и объясняет сделанные учащимися ошибки.
| Самостоятельно выполняют предложенный тест. | 10 мин. |
5. | Подведение итогов урока | — | Вместе с учащимися подводит итоги урока, мотивирует на последующее изучение темы, объявляет и комментирует оценки. | Совместный анализ продуктивности работы с электронными образователь-ными ресурсами, анализ объёма выполненной работы. Оценивают свою работу. | 2 мин. |
6. | Сообщение домашнего задания | «Кремний и его соединения» (№10) | Формулирует и комментирует домашнее задание: предлагает зайти на сайт ФЦИОР и по предложенной ссылке выполнить тест «Кремний и его соединения», а также выучить параграф 31, и выполнить письменно в тетради упражнение на стр.185 № 4 а, б | Слушают объяснение учителя. Фиксируют задание в дневниках. | 3 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
«Кремний и его соединения»
(тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Оксиды углерода | Контрольный модуль | Модуль включает 10 тестовых вопросов. В том числе ученик может соотнести названия оксидов углерода с формулами, распределить физические свойства оксидов углерода на соответствующие позиции путём перемещения вариантов ответа, составить уравнения реакций путём ввода с клавиатуры символов химических элементов, индексов и коэффициентов, вставить пропущенные в тексте слова вводом с клавиатуры. | https://fcior.edu.ru/card/12824/testy-po-teme-oksidy-ugleroda.html |
2 | Характерис-тика кремния по положению в Периодичес-кой системе | Практичес-кий модуль | Тест. Флеш-модуль включает три слайда,в которых предложены вопросы, ответы на которые можно осуществлять путем перетаскивания цифр и стрелок, а также выбирать предло-женные варианты ответов путем нажатия соответствующей кнопки. | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed0b6a0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_31_01.swf |
3 | Кремний, строение, аллотропия | Информа- ционный модуль | Лекция. Интерактивная схема, содержащая иллюстрации с комментариями диктора по теме. | https://fcior.edu.ru/card/9878/kremniy-stroenie-allotropiya.html |
4 | Химические свойства кремния | Информа- ционный модуль | Лекция. Интерактивная схема, состоящая из четырех иллюстраций с комментариями диктора по теме. | https://fcior.edu.ru/card/2111/himicheskie-svoystva-kremniya.html |
5 | Оксид кремния в природе: агат, яшма, халцедон, сердолик | Информа- ционный модуль | Иллюстрация. Содержит четыре цветных фотографии с изображением камней-минералов. | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed0b6a2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_31_03.jpg |
6 | Оксид кремния в природе горный хрусталь кварц аметист | Информа- ционный модуль | Иллюстрация. Содержит три цветных фотографии с изображением камней-минералов. | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed0b6a1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_31_02.jpg |
7 | Получение и применение кремния | Информа-ционный модуль | Лекция и двумя видеофрагментами. Модуль содержит два интерактивных слайда с показом уравнений происходящих реакций. | https://fcior.edu.ru/card/9364/poluchenie-i-primenenie-kremniya.html |
8 | Применение кремния и его соединений | Информа-ционный модуль | Иллюстрация. Содержит шесть цветных фотографий и комментарии к ним. | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed0b6a3-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_31_04.jpg |
9 | Кремний, строение, свойства, применение | Контрольный модуль | Тест. Модуль включает 10 тестовых вопросов. В том числе ученику предлагается соотнести названия областей применения соединений кремния с названиями соединений, соотнести тривиальные названия соединений кремния с формулами, распределить лабораторные и промышленные способы получения кремния путём перемещения названий на соответствующие позиции, составить уравнения реакций путём ввода с клавиатуры символов химических элементов, индексов, коэффициентов. | https://fcior.edu.ru/card/3195/testy-po-teme-kremniy-svoystva-primenenie.html |
10 | Кремний и его соединения | Контрольный модуль | Тест. Модуль включает 14 тестовых вопросов. Ученику предлагается соотнести названия соединений кремния с формулами, распределить лабораторные и промышленные способы получения кремния путём перемещения названий на соответствующие позиции, составить уравнения реакций путём ввода с клавиатуры символов химических элементов, индексов, коэффициентов. | https://fcior.edu.ru/card/13170/testy-po-teme-kremniy-i-ego-soedineniya.html |
Список использованной литературы
Базовый учебник Химия 9 класс: Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, -18-е изд., испр. – М.: 2011. – Дрофа, 270 с.: ил.
Габриелян О.С., Настольная книга учителя химии, М.,2012 г.
Интернет-ресурсы
https://fcior.edu.ru/c
https://files.school-collection.edu.ru/