ГБОУ СПО
Колледж туризма и гостиничного сервиса
Санкт-Петербурга
Разработка урока по теме:
«Сложные эфиры. Жиры»
Автор: Боголюбова Ирина Владимировна, преподаватель химии
2012 год
Автор: Боголюбова Ирина Владимировна
Место работы: ГБОУ СПО Санкт-Петербургский Колледж туризма и гостиничного
сервиса
Должность: преподаватель химии
Категория высшая; педагогический стаж – 20 лет
Тема урока
«Сложные эфиры. Жиры»
Цели:
Обучающие:
сформировать представление о сложных эфирах и жирах как о химических соединениях;
познакомиться с механизмом реакций, отражающих свойства и
синтез сложных эфиров и жиров.
Развивающие:
совершенствовать логическое мышление, развить способность самостоятельного выбора механизма реакций;
развить кругозор студентов, знакомя их с применением жиров и жироподобных веществ и их производных.
Воспитательные:
создать положительную мотивацию изучения химии через ознакомление студентов с ролью жиров в жизни человека, а также через достижение успеха на различных этапах учебной деятельности.
Методическое обеспечение урока:
Кабинет, интерактивная доска.
Слайды, содержащие информацию по новому материалу, учебный фильм, задания для
проверки первичного усвоения знаний, тестовые задания, индивидуальные задания для
выполнения самостоятельной работы.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Вид урока – урок комбинированный.
План урока
Организационный момент
Приветствие
Проверка явки студентов
Заполнение журнала
Актуализация знаний студентов
Проверка имеющихся знаний и умений
Подготовка к изучению новой темы.
Изучение нового материала
Первичное закрепление пройденного материала
Решение тестовых заданий
Выполнение самостоятельной работы
Домашнее задание
Время мин. | Действия преподавателя | Действия студентов | |
1 | 3 | Приветствует, проверяет явку, заполняет журнал | Отвечают на вопросы |
| 10 | На предыдущем уроке мы изучали карбоновые кислоты и их свойства, а несколько ранее – спирты и их свойства. Давайте вспомним их свойства. А теперь давайте проанализируем, какая из реакций является общей для обоих классов соединений. Правильно. Реакция этерификации – взаимодействие карбоновой кислоты со спиртом. Предлагаю написать уравнение взаимодействия уксусной кислоты с этиловым спиртом. Продукт реакции –
|
Отвечают. Отвечают.
Один из студентов пишет на доске уравнение реакции этерификации. |
3 | 50 | Рассмотрим подробнее класс соединений «Сложные эфиры». Какова схема образования сложных эфиров? (Слайд №2) В качестве иллюстрации схемы образования сложного эфира посмотрим учебный фильм «Синтез сложных эфиров». Рассмотрим как образуются названия сложных эфиров и где в жизни мы встречаемся со сложными эфирами. (Слайд №3). Главная реакция сложных эфиров – гидролиз – реакция, обратная реакции образования сложного эфира. Каков механизм этой реакции? (Слайд №4). Разновидностью сложных эфиров являются жиры. Определение жиров: жиры – это сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот (жирных кислот). (Слайд №5). Рассмотрим основные функции жиров (структурная, энергетическая, а также термоизоляционная для морских млекопитающих) (Слайд №6). Начало истории изучения жиров относится к середине Х1Х в. (состав жиров определил М.Шеврель, синтез аналогов жиров осуществил М.Бертло) (Слайд №7, позиции анимации 1–3). Каков состав жиров? Составляющие жира – глицерин и жирные кислоты (предельные и непредельные) (Слайд №7, позиции анимации 4–19). Обратите внимание на логику механизма образования формул глицерина и жирных кислот. Глицерин: три атома углерода (С) соединены с тремя гидроксогруппами (ОН), число атомов водорода при атомах углерода определяется как разность между числом валентных возможностей атома углерода (4) и числом уже имеющихся связей. Жирные кислоты: в состав кислоты входят карбоксильная группа (СООН) и углеводородный радикал: предельный радикал – СnН2n+1; непредельный радикал с одной двойной связью – СnН2n-1 (СnН2n+1-2); с двумя двойными связями – СnН2n-31 (СnН2n+1-2·2); с тремя двойными связями – СnН2n-5 (СnН2n+1-3·2). Классификация жиров. Жиры делятся на животные (твердые), образованные преимущественно предельными кислотами, и растительные (жидкие), образованные преимущественно непредельными кислотами. Приведите примеры животных и растительных жиров. Выясняется, что существуют исключения: жидкий животный жир – рыбий жир и твердый растительный жир – кокосовое масло. Рассмотрим схему образования жира в общем виде. (Слайд №8, позиции анимации 1–14). А теперь построим формулу молекулы жира, образованного глицерином и следующими жирными кислотами: пальмитиновая, линолевая и линоленовая (Слайд №8, позиции анимации 15–24). Далее рассмотрим свойства жиров. Гидролиз жира. Механизм реакции гидролиза жира. (Слайд №9, позиции анимации 1–7). Гидролиз жира имеет место в процессе превращения жиров в живом организме. В ротовой полости гидролиз жира не происходит, т.к. слюна не содержит фермента, расщепляющего жиры (липазы), в желудке происходит ограниченный гидролиз жиров (только жиров, поступивших в эмульгированном состоянии, например жиров молока или желтка яйца). В основном гидролиз жира происходит в тонком кишечнике, где липазы достаточно. Синтез жиров, специфичных для данного организма, происходит в клетках стенки кишечника. В дальнейшем вновь созданные жиры попадают в лимфатическую систему, а затем уже в кровь. Омыление жира (щелочной гидролиз) (Слайд №9, позиции анимации 8–14). Реакция имеет место при превращении жиров в организме (среда в тонком кишечнике слабощелочная), а также при производстве мыла. NaОН – дает твердое мыло, КОН – жидкое мыло. Гидрирование жира. Слайд №10. Реакции гидрирования подвержены только жиры, образованные непредельными жирными кислотами (растительные – жидкие жиры). Реакция используется при производстве маргарина. Маргарин – это эмульсия гидрированного жира в молоке. Моющее действие мыла. Оно основано на повышении смачиваемости загрязнения водой (Слайд №11). Грязь по своей природе гидрофобна. Мыло также содержит гидрофобную часть (радикал), но, кроме того, и гидрофильную часть (СОО ̅ ). Гидрофобное притягивается к гидрофобному, а гидрофильное к гидрофильному. Таким образом, загрязнение, будучи окруженным гидрофобными частицами (радикалом), как бы подтягивает к загрязнению воду, тем самым повышая его смачиваемость и переводя загрязнение в мыльный раствор. Недостатками мыла являются: а) необходимость использования пищевого сырья; б) образование щелочи, портящей объект стирки или мытья; в) невозможность использования в жесткой воде. Синтетические моющие средства (СМС) лишены этих недостатков, но они сильно портят экологию. Схема получения СМС (Слайд №12). | Конспектируют.
Смотрят фильм.
Конспектируют.
Отвечают.
Один из студентов пишет на доске уравнение реакции.
Конспектируют.
|
4 | 10 | Для закрепления теоретического материала по теме «Сложные эфиры. Жиры» студентам предлагается ответить на вопросы тестов (Слайды №№ 13–20). Преподаватель оценивает ответы студентов. | Отвечают. |
5 | 15 | Для контроля освоения материала предлагается студентам выполнить один из восьми вариантов заданий (Слайд №21). | Каждый решает свой вариант и сдает работу на проверку. |
6 | 2 | Домашнее задание: Учебник «Органическая химия 10 класс» § 31 стр.128 упр.1;10;11;15.. | Записывают задание. |
Источники материалов
1. Портрет – химик Шеврель Мишель Эжен – http://lori.ru/2868655.
2. Портрет – химик Бертло Эжен Марселен – http://alchem.ru/pages/history/6103.
3. Тесты (Слайды 15. 18) – Учебное пособие для общеобразовательных учреждений О.С.Габриелян,
И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова «Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс», Дрофа М.2009, стр.306 (вариант 3, задание 1), стр.308 (вариант 3, задание 11).
4. Учебный фильм «Синтез сложных эфиров» — Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман «Органическая химия 10
класс» — учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе»,
Москва «Просвещение» 2011.
5. Слайд 22 – https://laaax.ru/yvlechen/zveri/11484-trogatee…
6. Домашнее задание – Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман «Органическая химия 10
класс» — учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе»,
Москва «Просвещение» 2011.