Разработка урока по теме: «Сложные эфиры. Жиры»

ГБОУ СПО

Колледж туризма и гостиничного сервиса

Санкт-Петербурга















Разработка урока по теме:

«Сложные эфиры. Жиры»

















Автор: Боголюбова Ирина Владимировна, преподаватель химии



















2012 год















Автор: Боголюбова Ирина Владимировна

Место работы: ГБОУ СПО Санкт-Петербургский Колледж туризма и гостиничного

сервиса

Должность: преподаватель химии

Категория высшая; педагогический стаж – 20 лет

















































Тема урока

«Сложные эфиры. Жиры»

Цели:

Обучающие:

  • сформировать представление о сложных эфирах и жирах как о химических соединениях;

  • познакомиться с механизмом реакций, отражающих свойства и

синтез сложных эфиров и жиров.

Развивающие:

  • совершенствовать логическое мышление, развить способность самостоятельного выбора механизма реакций;

  • развить кругозор студентов, знакомя их с применением жиров и жироподобных веществ и их производных.

Воспитательные:

  • создать положительную мотивацию изучения химии через ознакомление студентов с ролью жиров в жизни человека, а также через достижение успеха на различных этапах учебной деятельности.

Методическое обеспечение урока:

Кабинет, интерактивная доска.

Слайды, содержащие информацию по новому материалу, учебный фильм, задания для

проверки первичного усвоения знаний, тестовые задания, индивидуальные задания для

выполнения самостоятельной работы.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Вид урока – урок комбинированный.

План урока

  1. Организационный момент

  • Приветствие

  • Проверка явки студентов

  • Заполнение журнала

  1. Актуализация знаний студентов

  • Проверка имеющихся знаний и умений

  • Подготовка к изучению новой темы.

  1. Изучение нового материала



  1. Первичное закрепление пройденного материала

  • Решение тестовых заданий

  1. Выполнение самостоятельной работы

  2. Домашнее задание











Время

мин.

Действия преподавателя

Действия студентов

1

3

Приветствует, проверяет явку, заполняет журнал

Отвечают на вопросы

10

На предыдущем уроке мы изучали карбоновые кислоты и их свойства, а несколько ранее – спирты и их свойства. Давайте вспомним их свойства.

А теперь давайте проанализируем, какая из реакций является общей для обоих классов соединений.

Правильно. Реакция этерификации – взаимодействие карбоновой кислоты со спиртом.

Предлагаю написать уравнение взаимодействия уксусной кислоты с этиловым спиртом. Продукт реакции –




Отвечают.

Отвечают.





Один из студентов пишет на доске уравнение реакции этерификации.

3

50

Рассмотрим подробнее класс соединений «Сложные эфиры».

Какова схема образования сложных эфиров? (Слайд №2) В качестве иллюстрации схемы образования сложного эфира посмотрим учебный фильм «Синтез сложных эфиров».

Рассмотрим как образуются названия сложных эфиров и где в жизни мы встречаемся со сложными эфирами. (Слайд №3).

Главная реакция сложных эфиров – гидролиз – реакция, обратная реакции образования сложного эфира. Каков механизм этой реакции? (Слайд №4).

Разновидностью сложных эфиров являются жиры. Определение жиров: жиры – это сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот (жирных кислот). (Слайд №5).

Рассмотрим основные функции жиров (структурная, энергетическая, а также термоизоляционная для морских млекопитающих) (Слайд №6).

Начало истории изучения жиров относится к середине Х1Х в. (состав жиров определил М.Шеврель, синтез аналогов жиров осуществил М.Бертло) (Слайд №7, позиции анимации 1–3).

Каков состав жиров? Составляющие жира – глицерин и жирные кислоты (предельные и непредельные) (Слайд №7, позиции анимации 4–19). Обратите внимание на логику механизма образования формул глицерина и жирных кислот. Глицерин: три атома углерода (С) соединены с тремя гидроксогруппами (ОН), число атомов водорода при атомах углерода определяется как разность между числом валентных возможностей атома углерода (4) и числом уже имеющихся связей.

Жирные кислоты: в состав кислоты входят карбоксильная группа (СООН) и углеводородный радикал:

предельный радикал – СnН2n+1;

непредельный радикал

с одной двойной связью – СnН2n-1 nН2n+1-2);

с двумя двойными связями – СnН2n-31 nН2n+1-2·2);

с тремя двойными связями – СnН2n-5 nН2n+1-3·2).

Классификация жиров. Жиры делятся на животные (твердые), образованные преимущественно предельными кислотами, и растительные (жидкие), образованные преимущественно непредельными кислотами. Приведите примеры животных и растительных жиров. Выясняется, что существуют исключения: жидкий животный жир – рыбий жир и твердый растительный жир – кокосовое масло.

Рассмотрим схему образования жира в общем виде. (Слайд №8, позиции анимации 1–14).

А теперь построим формулу молекулы жира, образованного глицерином и следующими жирными кислотами: пальмитиновая, линолевая и линоленовая (Слайд №8, позиции анимации 15–24).

Далее рассмотрим свойства жиров.

Гидролиз жира. Механизм реакции гидролиза жира. (Слайд №9, позиции анимации 1–7).

Гидролиз жира имеет место в процессе превращения жиров в живом организме. В ротовой полости гидролиз жира не происходит, т.к. слюна не содержит фермента, расщепляющего жиры (липазы), в желудке происходит ограниченный гидролиз жиров (только жиров, поступивших в эмульгированном состоянии, например жиров молока или желтка яйца). В основном гидролиз жира происходит в тонком кишечнике, где липазы достаточно. Синтез жиров, специфичных для данного организма, происходит в клетках стенки кишечника. В дальнейшем вновь созданные жиры попадают в лимфатическую систему, а затем уже в кровь.

Омыление жира (щелочной гидролиз) (Слайд №9, позиции анимации 8–14).

Реакция имеет место при превращении жиров в организме (среда в тонком кишечнике слабощелочная), а также при производстве мыла. NaОН – дает твердое мыло, КОН – жидкое мыло.

Гидрирование жира. Слайд №10. Реакции гидрирования подвержены только жиры, образованные непредельными жирными кислотами (растительные – жидкие жиры). Реакция используется при производстве маргарина. Маргарин – это эмульсия гидрированного жира в молоке.

Моющее действие мыла. Оно основано на повышении смачиваемости загрязнения водой (Слайд №11).

Грязь по своей природе гидрофобна. Мыло также содержит гидрофобную часть (радикал), но, кроме того, и гидрофильную часть (СОО ̅ ). Гидрофобное притягивается к гидрофобному, а гидрофильное к гидрофильному. Таким образом, загрязнение, будучи окруженным гидрофобными частицами (радикалом), как бы подтягивает к загрязнению воду, тем самым повышая его смачиваемость и переводя загрязнение в мыльный раствор.

Недостатками мыла являются: а) необходимость использования пищевого сырья; б) образование щелочи, портящей объект стирки или мытья; в) невозможность использования в жесткой воде.

Синтетические моющие средства (СМС) лишены этих недостатков, но они сильно портят экологию. Схема получения СМС (Слайд №12).

Конспектируют.



Смотрят фильм.





Конспектируют.















































Отвечают.









Один из студентов пишет на

доске уравнение реакции.



Конспектируют.




4

10

Для закрепления теоретического материала по теме «Сложные эфиры. Жиры» студентам предлагается ответить на вопросы тестов (Слайды №№ 13–20).

Преподаватель оценивает ответы студентов.

Отвечают.

5

15

Для контроля освоения материала предлагается студентам выполнить один из восьми вариантов заданий (Слайд №21).

Каждый решает свой вариант и сдает работу на проверку.

6

2

Домашнее задание: Учебник «Органическая химия 10 класс» § 31 стр.128 упр.1;10;11;15..

Записывают задание.





Источники материалов



1. Портрет – химик Шеврель Мишель Эжен http://lori.ru/2868655.

2. Портрет – химик Бертло Эжен Марселен – http://alchem.ru/pages/history/6103.

3. Тесты (Слайды 15. 18) – Учебное пособие для общеобразовательных учреждений О.С.Габриелян,

И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова «Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс», Дрофа М.2009, стр.306 (вариант 3, задание 1), стр.308 (вариант 3, задание 11).

4. Учебный фильм «Синтез сложных эфиров» — Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман «Органическая химия 10

класс» — учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе»,

Москва «Просвещение» 2011.

5. Слайд 22 – https://laaax.ru/yvlechen/zveri/11484-trogatee

6. Домашнее задание – Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман «Органическая химия 10

класс» — учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе»,

Москва «Просвещение» 2011.












Свежие документы:  Конспект урока на тему «Этиловый спирт и его влияние на здоровье человека»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: