Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 592 Невского района Санкт-Петербурга
Научная статья по теме:
Использование научно-популярной и художественной литературы для создания эмоционального настроя учащихся на уроках химии
подготовила
учитель химии
Кожевникова Наталия Владимировна
г. Санкт-Петербург
2013
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах.
Все – от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Ты знаешь газ легчайший – водород,
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома,
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
С.Щипачев «Читая Менделеева»
Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний, на мой взгляд, является создание эмоционального настроя. Главное звено в цепи дидактических поисков должно быть положение о том, что «без человеческих эмоций никогда не было, нет и быть не может человеческого познания истины».
В художественной литературе часто описывают химические явления, которые происходят в природе, быту, на производстве. Писатели и поэты дарят нам, учителям химии, эпиграфы, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов, знакомят с жизнедеятельностью многих ученых, описывают курьезные случаи из жизни «великих».
Использование на уроках химии художественной литературы, художественного слова, музыки и изобразительного искусства создает у класса положительный эмоциональный настрой. В.А.Сухомлинский писал в связи с этим: «Улыбка, восхищение, изумление перед красотой представлялись мне как бы тропинкой, которая должна привести к детским сердцам».
Помимо создания эмоционального настроя учащихся на уроке, использование художественного слова помогает наиболее успешно решать воспитательные задачи формирования всесторонне развитой личности.
На мой взгляд, уроки химии оставляют эмоциональный след в душах учеников, если они включат лирические отступления, интересные факты, необычные описания явлений, сказания, легенды и т.д.
Тщательно отбирая материал, я стремлюсь к тому, чтобы он воспитывал у учащихся бережное отношение и любовь к природе. Особые требования предъявляю к образности, выразительности, четкости, грамотности речи учителя и учащихся.
Остановимся на отдельных произведениях, которые можно использовать в процессе обучения химии в 8 – 11 классах.
Так, в 8 классе на вводном уроке читаем отрывок из книги М.Васина «Два шага до чуда»: « А сейчас нам пора отправляться в долгое путешествие по стране, которую называют Химией.… Потому, что химия сейчас — одна из самых важных наук. Без ее помощи не могут обойтись ни физики, ни биологи, ни океанологи, ни врачи, ни строители. Дорога в космос, в значительной мере проложена так же химией. Я приглашаю вас в это путешествие по Химии еще и потому, что это просто – напросто интересно.…Сколько раз тебе придется встречаться с волшебством, фантазией наяву, неожиданностями. И, может быть, ты решишь стать волшебником – химиком?»
А говоря о значении химии, приводим слова А.М.Горького: «Химия – это область чудес, в ней скрыто счастья человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области».
В пьесе А.М.Горького «Дети солнца» профессор Протасов говорит: «Внимательней всего изучайте химию! Это изумительная наука, знайте! Ее зоркий взгляд проникает и в огненную массу Солнца, и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, в тайны строения камня и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит повсюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни..И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создает в стеклянной колбе живое вещество…»
При изучении темы «Химические элементы. Знаки химических элементов» указываем на то, что в химии очень важным является понятие «химический элемент», так как в состав сложных веществ входят отдельно не простые вещества, а атомы определенного вида – химические элементы. Здесь уместно привести стихотворение С.Щипачева « Читая Менделеева», приведенное в качестве эпиграфа к этой работе.
Рассказываем учащимся об истории химической символики. «Алхимики не знали состава используемых химических веществ, не умели их анализировать и химические взаимодействия записывали словами. Вещества, участвующие в реакциях, они называли, не руководствуясь никакими правилами, и поэтому понять, что они делали, было очень сложно. И.В.Гете в «Фаусте» дает примеры записей алхимических процессов:
«…Отец мой, нелюдим – оригинал,
Всю жизнь провел в раздумьях о природе.
Он честно голову над ней ломал,
Хотя и по своей чудной методе
Алхимии тех дней забытый столп,
Он запирался с верными в чулане
И с ними там перегонял из колб
Соединенья всевозможной дряни.
Там звали «лилиею» серебро,
«Львом» — золото, а смесь их связью в браке.
Полученное на огне добро
«Царицу» мыли в холодильном баке,
В нем осаждался радужный налет. Людей лечили этой амальгамой,
Не проверяя, вылечился ль тот,
Кто обращался к нашему бальзаму»…
Следующим шагом в развитии химической символики были геометрические алхимические обозначения веществ. Приводим несколько примеров, указывая на то, что с помощью этих обозначений алхимики пытались зашифровать свои «секреты». В бумагах Петра I, датированных 1720 годом, были обнаружены записи химических реакций и символов с помощью геометрической символики. Далее рассказываем о системе символов И.Я.Берцелиуса, подчеркивая, какой неоценимый вклад в развитие химии внес этот ученый.
Одним из способов создания эмоционального настроя учащихся на урок является лирическое начало. На таких уроках я не объясняю тему урока сразу, а иду от показа практического применения изучаемых веществ, их значения в жизни, быту, народном хозяйстве и знакомству с их свойствами. Лирическое начало урока, необычность вступления выступают в роли ключика по имени «Интерес».
Покажу на примере урока 8 класса « Вода в природе. Получение чистой воды, ее физические свойства» некоторые приемы создания эмоционального настроя учащихся на работу. Урок можно начать с красивой сказки, в которой древние греки очеловечивали мировой океан. В качестве иллюстративного материала можно использовать фоторепродукции с изображением водопадов, побережья океанов и др.
«Все моря и все земли обтекает седой Океан – бог, равный самому Зевсу по могуществу, почете и славе. Он живет далеко на границах мира и не тревожат его сердце дела Земли. Три тысячи сыновей – речных богов и три тысячи дочерей – океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери великого дога Океана дают благоденствие и радость смертным своей вечно катящейся живящей водой, они поят всю землю и все живое». Далее учитель рассказывает, что жизнь возникла и развивалась в воде. Значение воды подчеркивается такими высказываниями; «Вода – эликсир жизни», «Самое необыкновенное вещество в мире». «Вода – чудо природы», поэтому о воде не случайно слагались стихи, песни, легенды, сказки, писались картины (используем межпредметные связи с литературой, биологией, физикой, географией).
Говоря о значении воды, можно заранее учащимся предложить подобрать материал о воде: пословицы, поговорки, стихи, оформить альбом, написать реферат с презентацией.
Так же можно провести конкурс «минутка» на знание стихов, пословиц, поговорок и стихов о воде. Звучат строки:
«Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда
Струя водопада и брызги фонтана
И все это – только вода».
«Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда».
«В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А, в сущности – только вода».
Ребята задают друг другу загадки: «Что видно, когда ничего не видно?» (Туман), «Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут?» (Облака), «Приходил, стучал по крыше, уходил – никто не слышал?» (Дождь).
Рассказывая о нахождении воды в природе, учитель использует глобус, отмечая большую площадь голубого цвета — рек, морей, океанов, озер.
Говоря о значении воды для нашей планеты, приводим высказывание В.И.Вернадского:
«Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало. Все земное вещество… ее проникнуто и охвачено».
Интерес у учащихся вызывает сообщение о значении воды для живых организмов, где указываем, что кровь человека состоит на 90% из воды, мышцы на 75%, кости на 28%, стекловидное тело глаза на 99%. Для того, чтобы учащиеся лучше себе представляли эти данные можно дополнить, что человеческий организм содержит примерно 35 литров жидкости. В этот объем входит 5 л крови, 2 л лимфы, 28 л внутриклеточной и внеклеточной жидкости. Кроме того, в организме человека циркулирует еще около 9 л жидкости разного состава: 1,5 л слюны, 2,5 л желудочного сока, 1 л желчи и 3 л кишечного сока. В нашем организме есть еще спинномозговая и мозговая жидкости ( около 0,1-0,2 л ). Естественно, что все эти жидкости водные растворы неорганических и очень сложных органических веществ. Далее подчеркиваем, что вода – обязательный компонент каждой живой клетки. Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Обезвоживание организма на 12 – 15% приводит к нарушению обмена веществ, а потеря до 20% воды к гибели организма.
В организмах идет обновление воды. В кактусах, например, полностью обновляется вода в течение 28 лет, у черепах – 1 год, у верблюда – 3 месяца, у человека – 1 месяц. Без воды человек может прожить 3 дня, в то время, как без пищи – 30-50 дней.
Вода участвует в растворении веществ, в образовании крахмала, сахара, жиров, в теплообмене организма. Вода – источник питания для растений, для получения теплоты и энергии, а реки, моря и океаны – средства передвижения водного транспорта и перевозки полезных грузов.
Положительную реакцию учащихся вызывает изучение тез физических свойств воды, о которых у них не было достаточных сведений. Эта часть урока должна проходить в форме активной беседы, в которой рассматриваются следующие вопросы: « Почему плавает лед? Какое это имеет значение? чем объяснить, что вода – естественный регулятор климата Земли? Почему по воде могу бегать водомерки? Почему при снегопаде наблюдается потепление?»
Идет разговор о высокой теплоемкости воды, которую называют «тепловой памятью» воды, ее поверхностном натяжении, высокой теплоте плавления.
Определенную эмоциональную реакцию вызывает у учащихся сообщение о так называемой святой воде, о причинах чудесных ее свойств, о магических свойствах серебряной воды, об использовании древними египтянами серебряных пластинок, талисманов для быстрого заживления ран.
Закончить урок можно словами древнего ученого, философа и врача Абу Али Ибн Сины (Авиценны), жившего в 980-1037 гг.:
«Все, что природа накопить сумела,
Незримо входит в природу тела.
Земля и воздух, — прав был Гиппократ, —
Вода, огонь сей составляют ряд.
В любом из нас стихии те четыре.
Круговорот их вечен в этом мире,
Избыток, иль нехватка лишь одной
Грозит больному тяжкою бедой».
В 8 классе при изучении темы «Состав атомных ядер. Изотопы» используем книгу Е.Романцева «Рожденная атомом». Зачитывая отрывок из книги, пытаемся вызвать у учащихся чувство уважения и восхищения к ученым, которые внесли огромный вклад в развитие и становление науки радиобиологии. Важно подчеркнуть, что в основе этой науки лежат труды Рентгена, Беккереля, Пьера и Марии Кюри, Фредерика и Ирин Жолио-Кюри, открытие цепной реакции и деление ядер урана, освобождение энергии атомного ядра, мирное использование атомной энергии.
Цитируем строки из книги: «Идет 1897 год. Позже один из биографов Марии Кюри скажет: «Мадам Кюри собралась на свидание со славой». Ей 30 лет. Хрупкая женщина с задумчивым взглядом и негромким голосом. Она любящая мать, жена.… Но только очень немногие знают, чем постоянно заняты ее мысли, какая невиданная сосредоточенность заставляет молодую исследовательницу думать об одном и том же». Далее продолжаем: «В минералах с окисью урана, — писала Мария Кюри в апреле 1898 года, — вероятно, содержится новый химический элемент, обладающий высокой радиоактивностью…» А в июле супруги Кюри обнаружили новый радиоактивный элемент и предложили назвать его полонием, по имени страны, откуда происходит один из них. И только в 1902 году им удается выделить радий в чистом виде. Радиоактивность открыта!
Для того, чтобы у учащихся не складывалось ложное впечатление, можно рассказать, в каких условиях работали супруги Кюри. «Для выделения полония и радия из радиоактивных руд супругам Кюри предоставили заброшенный сарай со стеклянной крышей, протекающей во время дождя. Этот сарай когда-то использовался как морг. Летом в сарае было жарко, а зимой холодно даже при раскаленной железной печке.
Мария Кюри запишет в 1902 году: «В этом старом сарае протекли лучшие годы нашей жизни, всецело посвященные работе. Нередко я готовила пищу тут же, чтобы не прерывать ход особо важно операции». В этом сарае Мари и Пьер работали с 1898 по 1902 год. Они не думали об облучении, не подозревали о лучевой болезни. Радиоактивная пыль носилась в их сарае, они спокойно брали в руки радиоактивные соли радия и полония. Когда через 55 лет после смерти Пьера Кюри поднесли к счетчику Гейгера листок из его блокнота, то прибор зашкалило – настолько сильным было излучение много лет пролежавшего «без движения бумажного листка».
И здесь же уместно рассказать о действии тонизирующей радиации. Первой жертвой радиоактивности стала сама Мария Кюри. Она скончалась 4 июля 1934 года от острой злокачественной анемии, вызванной перерождением костного мозга. До этого она перенесла несколько операций. Из медицинского заключения: «Мадам Кюри может считаться одной из жертв длительного обращения с радиоактивными веществами, которые открыли ее муж и она сама».
Рассказывая об опасном действии радиоактивности, обращаем внимание учащихся на исследования американских химиков, которые в 1964 году установили, что в табачном дыме содержится в небольшом количестве радиоактивный полоний. Курящий получает с дымом от пачки сигарет дозу облучения, в 4-5 раз превышающую безопасную дозу. Полоний циркулирует по организму, поражая, прежде всего горло и легкие, а распадаясь, он превращается в свинец, накапливающийся в печени и других органах человека.
Работу Марии и Пьера Кюри, спустя годы, продолжает их дочь Ирин Кюри с мужем Фредериком Жолио. «Молодые ученые бомбардируют — частицами атомы алюминия, в результате чего образуется новое ядро, состоящее из 31 частицы, среди которых 15 протонов. Но полученный новый химический элемент с таким количеством частиц должен быть фосфором, но этот изотоп превращается в стабильный изотоп кремния».
В 9 классе при изучении темы «Углерод и кремний» урок «Углерод, аллотропия углерода» можно начать отрывком из рассказа А.И.Куприна «Суламифь»: «Царь всех камней – камень Шамир». Греки называют его Адама-с, что значит — неодолимый. Он крепче всех веществ на свете и остается невредимым в самом сильном огне. Он играет всеми цветами, но сам остается прозрачным, точно капля воды. Далее поясняем, что Куприн описывает одну из аллотропных модификаций углерода – алмаз. Рассказываем о строении и свойствах алмаза, о его месторождениях и роли в жизни общества. Много материала можно почерпнуть из книги Г.Бурмина «Царь камней».
Рассказывая о других модификациях углерода, указываем, что алмаз, графит, карбин известны многим. Но существует четвертая модификация – лосдейлит. Она обнаружена в метеоритах и получена искусственно, а строение и свойства еще изучаются.
Как правило, в 9 классе очень мало времени уделяется изучению «Кремния и его соединений», хотя с точки зрения развития познавательного интереса эта тема наиболее плодотворна. Приведенный ниже материал мною используется избирательно, в зависимости от количества учебных часов. Большую часть материала можно использовать на внеклассных занятиях, элективных курсах и факультативах, а также внести в планирование программы дополнительного образования.
«По распространенности в земной коре кремний занимает второе место после кислорода (26%). Наиболее распространенным соединением является диоксид кремния (кремнезем) – основная часть песка – кварц и каолинит – основная часть глины, весьма распространен в природе силикат – ортоклаз (полевой шпат).
В природе встречаются большие бесцветные кристаллы кварца – горный хрусталь. Издавна греки и римляне применяли горный хрусталь для всевозможных украшений, ваз, посуды, кубков, которые покрывались тонкой и красивой резьбой. У императора Нерона было два великолепных кубка и ковш для вина – изделия большой ценности. Когда Нерон узнал о своем поражении – он разбил их.
Особенной популярностью пользовались «зажигательные стекла» — шары из горного хрусталя, с помощью которых врачи делали в Риме прижигание ран. Горный хрусталь называют «волшебным камнем магов». Для гаданий использовался «хрустальный шар магов». Он служил для того, чтобы чародеи могли сконцентрировать на нем свое внимание при совершении магических действий. Кстати, у Гитлера, который прошел многолетний курс обучения магии, тоже был подобный хрустальный шар. Эти шары, появившись в глубокой древности, подчас представляют собой редчайшие произведения искусства. Магические свойства хрусталя, которые приписывал ему народ, отразились в древних сказаниях и легендах, которые использовали великие прозаики и поэты.
В романе Гюстава Флобера «Саламбо» описывается карфагенский храм, в котором мистическую роль играет хрустальное яйцо, покоящееся на медной колонне.
А.С.Пушкин помещает спящую царевну в хрустальный гроб, так как хрусталь считался символом скромности и чистоты:
«…Там во мгле печальной
Гроб качается хрустальный
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном».
В оружейной палате Московского Кремля можно увидеть самовар Петра I, выточенный из цельного куска горного хрусталя.
Кристаллы горного хрусталя массой 10-20 кг и более не считаются редкостью. На приполярном Урале был найден кристалл горного хрусталя массой 1,5 тонны.
Окрашенные прозрачные кристаллы кварца являются драгоценными камнями. Это — аметист (фиолетовый цвет), морион (темного цвета), раухтопаз (дымчатый кварц), цитрин (желтый) и розовый кварц.
Аметист самый ценный минерал в группе разновидностей кварца. «…Ливийские аметисты, похожие цветом на ранние фиалки, распускающиеся в лесах у подножья Ливийских гор, — аметисты, обладавшие чудесной способностью обуздывать ветер, смягчать злобу, предохранять от опьянения и помогать при ловле диких зверей» писал А.И.Куприн в «Суламифи».
Слово «аметист» в переводе с греческого означает «непьющий». В древности считали, что аметист оберегает от пьянства и свое название минерал получил от прекрасной нимфы Аметист, к которой воспылал любовью сам бог вина и радости Дионис. Но прекрасная нимфа любила пастуха Сикироса и она отвергла любовь Диониса. Оскорбленный бог в гневе погнался за ней через луга и леса. Нимфа, убегая, призвала на помощь богиню Артемиду. И как только Дионис попытался заключить нимфу в свои объятия, богиня Артемида превратила ее в мерцающий лиловым блеском камень, названный в честь нимфы аметистом. А в память об отвергнутом боге вина и веселья, камню была дана власть, хранить от опьянения.
На Руси аметист называли «вареником» и приписывали ему сверхъестественные силы:
«…сила того камня есть: пьянство отгоняти, мысли лихие отдаляти, добрый разум делает и во всех делах помочь дает» — русская рукопись 1672 года.
Под действием солнечного света аметист постепенно теряет свою фиолетовую окраску и обесцвечивается. При нагревании до 300С он полностью утрачивает свой прекрасный фиолетовый облик.
Полупрозрачные и непрозрачные разновидности кварца называют халцедонами. Это большое семейство минералов, которые включают в себя сердолики, агаты, яшмы и многие другие минералы. Гамма окраски самая богатая, гораздо богаче, чем у прозрачного кварца. Халцедоны не имеют яркого хрустального блеска. Слоистые, разноцветные – полосатые с прихотливыми узорами халцедоны называют агатами.
«Лучом румяного заката
Твой стан как лентой обовью
И яркий перстень их агата
Надену на руку твою».
(М.Ю.Лермонтов, одна из редакций рукописи поэмы «Демоны»)
Загадочные и прекрасные агаты получили свое название от речки Агата на острове Сицилия. Камень был известен уже древним грекам и римлянам, он привлекал внимание ценителей самоцветов, знахарей, алхимиков. Плиний Старший считал, что агат полезен при лечении укусов пауков и скорпионов. По его мнению, ношение перстней с агатом придает человеку красноречие и ум, способствует отвращению бурь и помогает спортивным успехам атлетов, усмиряет гнев.
В силу перстней-талисманов верил А.С.Пушкин. У него было два перстня с сердоликом – один с камеей, а второй с инталией. Золотой перстень с большим восьмигранным камнем сердоликом красного цвета был подарен ему графиней Е.К.Воронцовой. Он считал его своим талисманом и носил постоянно на указательном пальце. Ему он посвятил несколько стихотворений. В «Талисмане» поэт пишет:
«… Храни меня мой талисман! …
…от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!»
Только перед смертью Пушкин снял перстень с руки и подарил поэту В.А.Жуковскому. Позднее (в 1917 г.) перстень с сердоликом был украден из Пушкинского музея.
Сердолик считается счастливым камнем. Многие верят, что ношение на теле сердолика быстро излечивает раны и язвы. И это не суеверие: еще до Великой Отечественной войны выяснилось, что некоторые виды сердолика способствуют заживлению небольших ран. Особенно эффективны в этом отношении сердолики с молочно-белыми прожилками. Сердолик нагревали и держали, пока он теплый, от 3 до 5 минут на больном месте. Нарывы, опухоли, отеки, и фурункулы сходили за 2-3 сеанса такого лечения, ускорялось и заживление ран. Такую «сердоликотерапию» применяли во время войны – в сибирских госпиталях. Затем этот метод лечения был забыт. Сейчас он вновь вводится в некоторых лечебных заведениях, причем применяются для лечения заболеваний и другие минералы.
Яшма – непрозрачная разновидность кварца. Самыми распространенными цветами яшмы являются красный и зеленый, но могут быть и другие. В нашей стране насчитывается около 200 видов яшм. Очень часто сочетания цветов и красок яшмы так сложны и прекрасны, что на полированном камне вырисовываются настоящие картинки, как будто исполненные талантливой рукой художника. На яшме вырезали различные изображения и тогда такое изделие называли геммой (Советуем учащимся прочитать рассказ А.И.Куприна «Гемма»).
В 18 веке в Царскосельском дворце была сооружена комната из темно-малиновой ленточной яшмы.
При изучении темы «Соли кремниевой кислоты. Применение» можно отметить, что более сложные силикаты, в состав которых входят несколько металлов, в том числе и алюминий, называют алюмосиликатами. Они широко используются в силикатной промышленности.
Некоторые природные алюмосиликаты – это драгоценные камни – гранаты и изумруды.
«Это смарагд… он зелен, чист, весел и нежен, как трава весенняя, и когда смотришь на него долго, то светлеет сердце. Кто носит смарагд, к тому «не приближаются змеи и скорпионы»…(А.И.Куприн «Суламифь»).
Смарагд – старорусское название минерала изумруда – алюмосиликата бериллия. Изумрудные копи в Аравийской пустыни существовали еще до 2000 г до н. э.
У римского императора Клавдия Друза Нерона был большой изумруд, которым он пользовался как моноклем, следя за боями гладиаторов.
Существует библейская легенда, согласно которой Сатана при его низвержении в ад потерял из своей короны один изумруд. Этот изумруд превратился в чашу, подаренную царицей Савской царю Соломону. Чашей пользовался Иисус Христос в последнюю Святую Вечерню. Иосиф Аримафейский собрал в эту чашу по каплям кровь Христа, распятого на кресте, и стал основанием ордена Святого Грааля.
Гранат – минерал густо-красного цвета и высокой твердости. Химическое название граната – алюмосиликат магния-железа-марганца. По форме и цвету, кристаллы граната напоминают зерна плодов гранатового дерева. Далее рассказываем, что окраску гранатам придает примесь хрома. «Зеленый камешек» — это редко встречающийся в природе гранат изумрудно-зеленого цвета – гроссуляр. Зеленый цвет ему придают примеси железа и хрома. «Посередине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов, каждый величиной с горошину. Когда Вера…повернула браслет,…то в них вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь», — подумала с неожиданной тревогой Вера». (А.И.Куприн «Гранатовый браслет»).
Особенно модны были гранаты в эпоху романтизма, а в древности на поверхности больших отшлифованных гранатов вырезали изображения богов, властителей, портреты близких и родных – это были великолепные геммы, говорящие о высоком мастерстве художников-граверов, они поныне сохранились в музеях мира.
На уроках в 9 классе по теме «Силикатная промышленность» можно использовать книгу А.Перегудова «В те далекие годы». Эта книга о рабочих подмосковного фарфорового завода. Роман интересен тем, что описывает события, происходящие в Гжели, историю создания этого завода, продукцию которого знает весь мир: «Не угодно ли вам, сударь, до моей фабрики дойти? … Извольте видеть: два горна имею, тридцать рабочих. В пристройке – живописная. Теперь заметьте: отец мой пришел в Гжель с одним медным крестом. Откуда достояние выросло? Запомните – из глины. Спокон веков Гжель глинами славна. В наших местах глина – золото».
Прежде чем перейти к изучению цемента, приводим такой диалог из книги, название которой учащимся сначала не говорим:
«- да ну, скажите Всесловский, чем соединяют камни?
-Разумеется цементом.
-Браво! А что такое цемент?
-Так вроде размазни…нет, замазки, — возбуждая всеобщий хохот, сказал Всесловский».
Спрашиваем у учащихся, из какого романа Л.Н.Толстого взят этот отрывок? Хотя роман «Анна Каренина» изучается в школе обзорно, всегда в классе найдется ученик, который сможет ответить на этот вопрос. Такой подход к изучению нового материала вызывает оживление в классе и учащиеся с интересом слушают последующие объяснения.
Роман В.Садовского «Алмазная грань» мы используем на уроке «Производство стекла». Учащиеся знакомятся с работой мастеров по выработке стекла, хрусталя гранильщиками, шлифовальщиками, граверами, узнают об условиях труда рабочих в те далекие времена. Таким образом, обращаем внимание учащихся на изменения, которые произошли в характере производства стекла. Зачитываем отрывок: « До того как расцвело стеклоделие в Венеции, до того как появились вазы и кубки с цветными нитями, свитыми спиралью, мир уже знал удивительные витражи и мозаики из цветного стекла, витые браслеты и бусы Византии и Киевской Руси. Искусные в стекольном деле умельцы в древнем Пскове и Великом Новгороде. Были мастера, да не сбереглось ремесло после татарского нашествия и смутного времени. Но Русь нуждалась в стекле. Во Франции, Германии, Англии быстро начинало развиваться с помощью венецианцев стекольное дело. Выгоду оно приносило немалую. Это сообразил пушечный мастер – швед Койот. Он сумел добиться у московского царя дозволения основать в селе Духане под Москвой первый в государстве стекольный завод». Семьдесят лет без малого занимались выделкой стекла, но так и не сумели изготовить стекляничного товару столько, сколько надобно государству.…В 1668 году в селе Измайлово был построен завод. Мастеров для него нашли в Венеции на острове Мурано, но долгое время они держали секрет производства стекла в тайне. Дальше подсобных работ русских не допускали, но они уже кое-что начинали понимать, а недостающее дополняли смекалкой. Многие иноземцы, наехавшие в Москву, удивлялись хрустальным светильникам и посуде Измайловского завода, равным которым не было в других государствах.…В 1705 году под Москвой на Воробьевых горах Петр I учредил императорский завод зеркального стекла, переведенный позднее в Санкт- Петербург…Петр заставил русского человека по-настоящему взяться за стеклодувную трубку. Мало опыта было у нашего мастера, но пришел ему на помощь М.В.Ломоносов. Он раскрыл многое, что хранилось в тайне: научил варить цветные стекла, сделал из кубиков смальты новые русские мозаики, воспел даже в стихах стекло:
«Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глазах: не меньше пользы в нем краса».
«Пою пред тобою в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, а стеклу».
Сопровождаем чтение отрывков показом фотоиллюстраций, открыток, изделий из стекла.
Поэт О.Колычев в стихотворении «Стакан» пишет:
«Когда прозрачный, тонкий, музыкальный
Стакан с водой я подношу ко рту,
Я вижу девушку с завода Гусь-Хрустальный,
Создавшую вот эту красоту.
Она вложила в солнечные грани
Все мастерство нелегкое свое,
И отражаются в простом стакане
Ее улыбка и душа ее».
В стихотворении упоминается Гусь-Хрустальный стекольный завод, который стоит на реке Гусь и основан еще в 1756 году как небольшая крепостная мануфактура – родина российского художественного стекла. На заводе есть свой музей, в экспозиции которого более 12 тысяч экспонатов, отражающих все этапы истории развития гусь хрустального промысла.
Далее можно рассказать, что однажды музей посетил Роберт Томас – сотрудник такого же музея из немецкого города Райнбах. Он поведал о том, что немецкие стекловары активно работают над созданием рецептуры весьма популярного на Западе художественного стекла, имитирующего поделочные камни: яшму, малахит, мрамор и др. Каково же было его удивление, когда от сотрудников музея он узнал, что подобную продукцию наши прадеды выпускали еще в конце 19 века.
Если в кабинете имеется видеопроектор и кинофильмы по данной теме, их тоже следует использовать на уроке в качестве демонстрационного материала. Освещая подобный материал , мы воспитываем у учащихся чувство национальной гордости патриотизма, эстетический вкус и чувство прекрасного.
Лирическим началом урока в 9 классе «Фосфор, его строение и применение» может служить отрывок из книги А.Конан-Дойля «Собака Баскервилей»: «…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас смертных не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу, не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… страшный пес величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, — сказал я…»
Вот в такой скверной истории замешан элемент № 15.
Рассказывая об истории открытия фосфора в 17 веке, показываем, какое ошеломляющее впечатление на воображение людей, оказывала способность фосфора светиться в темноте. Да что там 17 век, вот воспоминания нашего современника академика С.И.Вольфковича: «Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице.…В течение многих часов работы у электропечи, часть выделяющегося фосфора настолько пропитала мою одежду и даже ботинки, что когда я шел из университета по темным улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из под ботинок при трении их о тротуар высекались искры. За мной каждый раз собиралась толпа, среди которой, несмотря на мои объяснения, немало было лиц, видевших во мне «новоявленного» представителя потустороннего мира. Вскоре среди жителей Москвы из уст в уста стали передаваться фантастические рассказы о «светящемся монахе»…
Далее поясняем, что модификация белого фосфора светится в темноте, так как постоянно присутствующий над ним его пар окисляется кислородом воздуха с выделением света.
На первом уроке при изучении темы Алюминий» в 9 классе зачитываем отрывок из романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (четвертый сон Веры Павловны): «…Но какие это полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? Серебро? Платина? Да и мебель всю такая же – мебель из дерева тут лишь каприз, она только для разнообразия, из чего остальная мебель, потолки, полы». «Попробуй подвинуть это кресло», — говорит старшая царица. Эта металлическая мебель легче, чем ореховая.…Но что же это за металл? Ах, знаю теперь, Саша показывал мне такую дощечку, она была легка как стекло, и теперь уже есть такие серьги, брошки, да, Саша говорил, что рано или поздно алюминий заменит собой дерево, может быть и камень. Но как же это все богато?! Везде алюминий и алюминий, и все промежутки окон одеты огромными зеркалами. И какие ковры на полу! Вот в этом зале половина пола открыта, тут и видно, что он из алюминия».
Далее задаем учащимся вопросы, какие физические свойства алюминия вы можете перечислить, прослушав этот отрывок? Какие области применения алюминия основаны на этих свойствах? И чтобы ответить на эти вопросы, предлагаем учащимся коллекцией, учебником и ранее полученными знаниями на физике.
На уроке «Соединения алюминия. Алюминий в природе» отмечаем, что одним из распространенных его соединений является корунд. Рубин, сапфир – разновидности корунда, окрашенные небольшими примесями.
«Есть в теплом море дивный яхонт…». Это о рубине. Яхонт – старинное русское название рубина. И то, что автор либретто оперы « Садко » вложил эти слова в уста Индийского гостя закономерно. Рубинами издавна славились копи полуострова Индостан.
Алый рубин и синий сапфир в древности считали целебными камнями: «Рубин врачует сердце, мозг, силы и память человека, сапфир хранит и умножает мужество, очищает глаза, укрепляет мускулы». Отмечаем, что рубин теперь не только предмет роскоши, он стал камнем – тружеником. Если открыть крышку часов, то можно увидеть крохотные красные пятнышки – это и есть опорные рубиновые камни. Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах.
На уроке по теме «Сплавы» зачитываем отрывок из повести С.Гагарина «Три лица Януса»:
«На подводной лодке «Валькирия», исчезнувшей при загадочных для германского правительства обстоятельствах, находилось 160 тонн никеля в слитках и монетах США и Канады.
Никель, серебристо-белый металл, значащийся в Периодической системе Д.И.Менделеева под № 28, тугоплавкий, твердый и не изменяющийся на воздухе – был такой же сложной проблемой для Германии, как горючее, а может и сложнее. Ведь горючее из нефти можно хоть чем-то заменить. Никель же незаменим. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на дорогах второй мировой войны.
Природа обделила Германию никелем. Незначительные запасы его есть в Рейнской долине. Основную часть никеля Германия получала из Канады.
Началась война, и канадский никель был потерян для рейха. Гитлер захватил Грецию, а вместе с ней и никелевые рудники. Вассальная Финляндия открыла для немцев рудники. Там работали заключенные и военнопленные. Целый эсесовский корпус обеспечивал охрану рудников и гарантировал бесперебойную добычу красного колчедана и отправку его в Германию на металлургические заводы.
Когда советские танки М-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони.
По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили, что русская броня содержит большой процент никеля, что и делает ее сверхпрочной. Недостаток никеля в стране привел к тому, что к й944 году имперские военные заводы вынуждены были изготавливать танковую броню повышенной толщины и «тигры», и «пантеры», и «фердинанды», одетые в нее, оказались тяжелее и слабее советских танков и самоходок. Никель и никель! Больше никеля!»
К 1943 году Германия потеряла преимущество в танковых войсках. Советский Союз, создав новую танковую промышленность на Урале, выставив против немецких танков машины с непроницаемой броней. Чтобы успешно соперничать с русскими, необходимы были новые танки¸ нужна отличная броня. Нужен был никель любой ценой!
В 10 классе, изучая свойства метана, зачитываем отрывок из повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»: «Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от нее, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в забытой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра». Перед учащимися ставим вопрос: «Какой газ явился причиной гибели Лизы?» Учащиеся легко отвечают, что это метан (болотный газ).
На уроке по теме: «Анилин» используем отрывок из книги А.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Зачитываем отрывок, где говорится о получении и свойствах анилина:
« — Скажите Ролинг, химические заводы представляют большую опасность для взрыва?
— О, да. Четвертое производное от каменного угля – тротил – чрезвычайно могучее взрывчатое вещество. Восьмое производное от угля – пикриновая кислота, ею начиняют бронебойные снаряды морских орудий. Но есть и еще более сильная штука, это – тетрил.
— А что это такое, Ролинг?
— Все тот же каменный уголь. Бензол, смешанный при 80 градусах с азотной кислотой, дает нитробензол. Если мы в нем две части кислорода заменим двумя частями водорода, то мы получим анилин. Анилин, смешанный с древесным спиртом при 50 атм. давления, даст диметиланилин. Реакция диметиланилина с азотной кислотой даст нам тетрил. Этот самый тетрил – настоящий дьявол: от неизвестных причин он иногда взрывается во время реакции и в пыль разворачивает огромные заводы…» Почти все учащиеся читали эту книгу и смотрели фильм, поэтому с интересом слушают текст, а потом изучают свойства анилина.
Я считаю, что эмоциональный настрой приобщает учащихся к творческой деятельности и вызывает интерес к предмету. Работа на уроках и внеклассные занятия с использованием художественной и научно-популярной литературы, а так же организация домашнего чтения служат прочному усвоению учащимися основ химии и способствуют воспитанию эстетического вкуса.
Помимо вопросов, непосредственно связанных с содержанием произведений художественной и научно-популярной литературы, следует предлагать вопросы, побуждающие учащихся использовать и печатный материал – газеты, статьи в интернете, журналы и т.д.
В результате систематического проведения такой работы у учащихся формируется интерес к чтению, умение работать с книгой, а так же стремление больше читать, что в настоящее время особенно актуально.
А.М.Горький писал: «Воспитательное значение художественной литературы огромно, потому что она воздействует одновременно и одинаково на мысль и чувство».
Список использованной литературы
Горький А.М. Собрание сочинений – М.: Художественная литература, 1963, с.241
Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. – М.: художественная литература, 1977, с.215
Чернышевский Н.Г. Что делать? – М.: Художественная литература, 1978, с.386
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политическая литература, 1982, с.157-177
Перегудов А.В. В те далекие годы. – М.: Московский рабочий, 1971, с.21
Садовский В.Л. Алмазная грань. – М.: Советский писатель, 1969, с.45
Романцев Е.Ф. Рожденная атомом. – М.: Детская литература, 1976, с.10-16
Толстой Л.Н. Анна Каренина. – Л.: художественная литература, 1979, с.209
Васильев Б.Л. А зори здесь тихие. – М.: Детская литература, 1984, с.82
Гете И.В. Фауст. – М.: Художественная литература, 1986
Гагарин С.С. Три лица Януса. – Роман-газета № 4, 1984
Гоникман Э.И. Ваш талисман. – Минск, 1992
Васин М.Д. Два шага до чуда. – Л.: Детская литература, 1976, с.18
Куприн А.И. Река жизни. – Л.: Лениздат, 1986, с.50
Толстой А.Н. Избранное. – М.: Правда, 1989, с.263
А.Конан Дойл Рассказы. – М.: Художественная литература, 1982,с.314-315
Горький А.М. Собрание сочинений – М.: Художественная литература, 1963, с.241
Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. – М.: художественная литература, 1977, с.215
Чернышевский Н.Г. Что делать? – М.: Художественная литература, 1978, с.386
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политическая литература, 1982, с.157-177