Сценарий «Особые свойства серной кислоты» 9 Класс

Андреева Любовь Сергеевна, учитель химии

Урок «Особые свойства серной кислоты»


Форма урока: Ролевая игра. Независимое расследование.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

  • конкретизировать общие знания об ОВР на примере концентрированной серной кислоты.

  • Исследовательским способом доказать особые свойства серной кислоты

  • Вспомнить качественную реакцию на сульфат-ион.

  • Показать хозяйственное значение серной кислоты.

развивать познавательную активность, умение наблюдать и рассуждать, делать выводы.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Слайд №1

Учитель: тема урока «Особые свойства серной кислоты». Ребята, а какие задачи вы для себя ставите на уроке? (слайд № 2)


Девиз урока: «О мощности государства можно судить по количеству серной кислоты, которое оно производит»

(Д.И. Менделеев)

Учитель: Ребята, актуален ли девиз нашего урока? Что хотел сказать этими словами Менделеев? Наверное, хотел подчеркнуть значение серной кислоты, ведь недаром её называют хлебом химической промышленности.

Видеофрагмент (20 сек)


II. Поисково-исследовательский этап.


Учитель: Сегодня мы проведем независимое расследование, цель которого выяснить особые свойства концентрированной серной кислоты. Для получения достоверных и разнообразных сведений о свойствах H2SO4(конц.) создадим рабочие группы. Каждая группа получает инструкцию по проведению расследования.

Группы работают по инструкциям в течение 5 минут в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Это позволяет задать требуемый режим работы, регламентировать этапы изучения материала по времени, способствует усвоению нового материала.

Инструкция составления

исторической справки.

Цель: подготовить справку о строении молекулы H2SO4, её физических свойствах, историческом названии кислоты.

  1. Прочитайте текст (информацию к размышлению).

  2. Выпишите физические свойства концентрированной серной кислоты.

  3. Какое правило нужно соблюдать при разбавлении серной кислоты (конц.) водой?

  4. В тексте учебника найдите структурную формулу серной кислоты, самостоятельно составьте электронную формулу.

  5. Подготовьте отчет.


Инструкция проведения

«следственного эксперимента»

Цель: выяснить отношение концентрированной H2 SO4 к органическим веществам.

  1. Прочитайте текст (информацию к размышлению).

  2. На кусок фильтровальной бумаги нанесите несколько капель раствора серной кислоты и осторожно нагрейте бумагу, держа её над пламенем спиртовки. Что происходит? Объясните наблюдения, зная, что при нагревании вода, содержавшаяся в растворе кислоты, испаряется, и концентрация кислоты возрастает.

  3. В справочнике школьника найдите уравнение реакции, запишите его в тетрадь. Подготовьте отчет.

Инструкция проведения

«Химического анализа».

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии конц. серной кислоты с металлами различной активности.

Порядок действий:

1.Прочитайте текст (информацию к размышлению).

2. Запишите уравнение реакции взаимодействия меди H2SO4 (к) с помощью учебника. Составьте электронный баланс. Укажите окислитель, восстановитель.

3. Подготовьте отчет.


Инструкция проведения

«Дактилоскопического исследования».

Цель: обнаружить серную кислоту.

Порядок действий:

1.Даны пробирки с растворами соляной, азотной и серной кислот. Опытным путём определите, в какой пробирке находится серная кислота.

2. Составьте уравнение качественной реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде.





Информация к размышлению …



Серная кислота – тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая цвета. Смешивается с водой в любых отношениях. При растворении серной кислоты в воде выделяется настолько большое количество теплоты, что вода закипает.

Концентрированная серная кислота активно поглощает воду из воздуха, отнимает её от других веществ. При попадании органических веществ в концентрированную серную кислоту происходит их обугливание.

Безводная серная кислота – сильнейший окислитель за счет серы (+6). Она окисляет медь – металл, стоящий в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода. Такие металлы, как алюминий, железо, хром с концентрированной серной кислотой не взаимодействуют («пассивирование» металла).

Концентрированная серная кислота окисляет и неметаллы.

Раствор серной кислоты обладает всеми характерными свойствами кислот.

На этапе обработки материала собственная деятельность учащихся организована как групповая работа и предполагает как коллективный, так и индивидуальный способ получения знаний. Учащиеся знакомятся с учебной информацией о свойствах серной кислоты концентрированной, принимают самостоятельные решения о её важности и соответствии цели исследования, выполняют эксперимент, готовятся рассказать о результатах своего расследования.

В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют карту расследования. По окончании работы группы докладывают о результатах своих изысканий. Учитель проверяет и высвечивает информацию на экране компьютера. В это время остальные учащиеся заполняют свои карты расследования новыми сведениями.

Демонстрация опыта: «Обугливание сахара концентрированной серной кислотой», «обугливание лучинки».


Карта независимого расследования.


Результаты исследования

Уравнения реакций

«Историческая справка»



«Следственный эксперимент»



«Дактилоскопическое исследование»



«Химический анализ»





Учитель: Настало время провести химическую экспертизу предложенным материалам.

Выступление групп, учитель проверяет материалы через проектор.


III. Рефлексия.

Учитель: О каких свойствах серной кислоты пойдет речь в сказке?

Сказка «Приключения серной кислоты».

Обсуждение. Слайд «Применение серной кислоты».


Учитель: что нового вы узнали сегодня? (слайд «Итоги урока»).

Слова Менделеева!


Домашнее задание: параграф 22, для желающих-составить памятку лаборанту при работе с серной кислотой.


Учитель: Наше независимое расследование по теме «Особые свойства серной кислоты» закончено.


Спасибо за работу!




Свежие документы:  Тест по Химии "Количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро" 8-9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: