Тема: «Классы неорганических соединений» 9 Класс

Модульные уроки в 9 классе.








Тема: «Классы неорганических соединений»















Учитель химии

МОУ лицея № 8

Г. Буденновска

Галкина И.Ю.

















Модульные уроки по теме: «Классы неорганических соединений».

Учебник: Л.С.Гузей, В.В. Сорокин, Р. П. Суровцева «Химия 8 класс».


УЭ

Цели и задания учебных элементов

Время, контроль

УЭ-0

Комплексная дидактическая цель.

Знать:

  • классы неорганических соединений;

  • классификацию оксидов, кислот, оснований, солей;

  • химические свойства оксидов, кислот, солей, оснований;

  • способы получения оксидов, кислот, солей, оснований;

  • генетическую связь между классами неорганических соединений.

Уметь:

  • объяснять связь между строением и свойствами;

  • составлять уравнения реакций;

  • определять валентность элементов в сложных веществах;

  • объяснять сущность реакции нейтрализации;

  • составлять генетические ряды элементов;

  • решать расчетные задачи.

Учиться:

  • работать с учебником и дополнительной литературой;

  • распределять время на решение заданий;

  • осуществлять само- и взаимоконтроль;

  • соотносить результат с целью.


2 мин.

Урок № 1

УЭ-1

Цель: обобщить и повторить знания о классах неорганических веществ.

Прочитайте 1 и 2 абзац § 8.5 стр 162, изучите схему, приведенную во 2 абзаце и выполните задания:

?

  1. Какую информацию вы бы добавили в эту схему?

  2. Классифицируйте следующие оксиды: Na2O, CaO, MgO, CO2, SiO2, SO3, P2O5, FeO, Fe2O3, MnO, Mn2O7.

  3. Классифицируйте следующие основания: KOH, Ca(OH)2, Al(OH)3, Cu(OH)2, NaOH, RbOH, FrOH, Ba(OH)2, Fe(OH)2, Fe(OH)3.

  4. Классифицируйте следующие кислоты: HBr, H2S, H3PO4, HClO4, H2CrO4, HF, H2SO3, H2SO4, HMnO4, HCl, H2CO3, HNO3, HNO2, H2SiO3.

  5. Классифицируйте следующие cоли: CaBr2, Na2S, NaH2PO4, K2HPO4, Ca3(PO4)2, Ca(OH)Cl, Al(OH)2Cl, Al(OH)(NO3)2, Al(OH)2NO3, Al(NO3)3, NaHSO4, Ca SO4.

5-10 мин.



Проверьте друг у друга задания.

Проверьте по образцу и оцените.

УЭ-2

Цель: вспомнить основные способы получения классов неорганических веществ.

1. По схеме на стр. 162 привести примеры

1 вариант: Fe, S;

2 вариант: Na, C.

2. Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты:


10 минут

1 вариант

2 вариант

Проверить примеры друг у друга и оценить.

А) Р +… → Р2О5

Б) S + O2

B) …+O2 CO2

Г) Na +…→ Na2O

A) Na +… → NaOH +…

Б) CaO +… → Ca(OH)2

B) CuCl2 +… → Cu(OH)2 +…

Г) … + NaOH→ Al(OH)3 + NaCl

3 вариант

4 вариант


А) Р2О5 + Н2О →…

Б) NaCl + … → HCl + Na2SO4

B) SO2 +… ↔ H2SO3

Г) … + Н2О → H2SO4

А) NaOH + H3PO4 → …+…

Б) Zn + HCl →… + H2

B) PbO + H2SO4 →… +…

Г) Fe + CuCl2 … + Cu

УЭ-3

Цель: вспомнить генетическую связь между классами неорганических соединений, уметь определять валентность элементов в сложных соединениях.

Прочитайте 2 абзац учебника (стр. 163) и составьте генетическую цепочку.

1 вариант: магния.

2 вариант: фосфора.

Используйте следующие вещества:

7-1 мин.








Проверить выполненные задания друг у друга и оценить.

1 вариант

2 вариант

MgCl2, MgO, Mg(OH)2, Mg(NO3)2.

Р2О5, Na3PO4, NaH2PO4, H3PO4

Определить валентность элементов в сложных веществах, дать веществам названия, определить к какому классу соединений относятся данные вещества.

УЭ-4

Цель: уметь составлять формулы сложных веществ, учитывая валентность элементов.

Напишите формулы следующих веществ, укажите класс соединений.

8-10 мин.





Проверить выполненные задания друг у друга и оценить.

1 вариант

2 вариант

Железо, карбонат кальция, медь, озон, серебро, вольфрам, перманганат калия, магний, гидроксид кальция, серная кислота, оксид фосфора (V), хлорид алюминия.

Алюминий, хлорид натрия, сульфат кальция, углекислый газ, кислород, сера, азот, фосфор, сульфид железа (II), соляная кислота, оксид фосфора (III), силикат кальция.

Урок № 2

УЭ-1

Цель: обобщить и углубить знания о классах неорганических соединений. Оценить знания учащихся по изученному материалу.

Выполните тестовое задание.

  1. К какому классу соединений относятся: Al(NO3)3, Al(OH)2Cl, Al(OH)Cl2?

А) соли, Б) основания, В) кислоты, Г) оксиды.

2. К какому типу солей относится дигидроортофосфат калия?

А) основные, Б) средние (нормальные), В) двойные, Г) кислые.

3. Укажите ряд, содержащий только кислотные оксиды:

А) Na2O, CaO, CO2, Б) Mn2O7, СuO, CrO3,

B) SO3, СuO, CrO3, Г) SO3, CO2, Р2О5.

4. Какое из веществ при растворении в воде образует кислоту?

А) NaCl, Б) CaO, B) SO3, Г) NH3.



5. Найдите соответствие между формулами и названиями оснований.

А) гидроксид натрия Д) гидроксид железа (III)

Б) гидроксид кальция Е) гидроксид меди (II)

В) гидроксид бария Ж) гидроксид алюминия

Г) гидроксид рубидия З) гидроксид цинка


1) Al(OH)3 5) Ca(OH)2

2) Cu(OH)2 6) Ba(OH)2

3) Fe(OH)3 7) Zn(OH)2

4) NaOH 8) RbOH


6. С разбавленной серной кислотой может взаимодействовать:

А) Ag, Б) Fe, B) Cu, Г) Pt.

7. Какие пары указанных соединений могут вступать в химическое взаимодействие?

А) СО и NO, Б) СО2 и HCl, В) LiH и Н2О, Г) СаН2 и SiH4.

8. Какое из приведенных соединений не взаимодействует с соляной кислотой при обычных условиях?

А) CuCO3Cu(OH)2, Б) Cu(OH)2, B) CuO, Г) Cu.

9. Какой кислотный оксид соответствует формуле кислоты?

А) угольная, Б) серная, В) азотная, Г) фосфорная


1) SO3, 2) Р2О5, 3) СО2, 4) N2O5.

10. Какое из приведенных свойств является характерным для водных растворов кислот?

А) растворимы, мылки на ощупь,

Б) окрашивают раствор лакмуса в красный цвет,

В) окрашивают раствор фенолфталеина в малиновый цвет,

Г) окрашивают лакмуса в синий цвет.

11. Какое вещество можно использовать для нейтрализации серной кислоты?

А) HNO3, Б) NaHСO3, B) Mg(OH)2, Г) Ca(OH)Cl.


Оценка:

«отлично» — все правильные ответы (21),

«хорошо» — 19-20 правильных ответов,

«удовлетворительно» — 15-19 правильных ответов,

«неудовлетворительно» — менее 15 правильных ответов.


12 мин.


Выполните тестовое задание. Сдайте лист контроля учителю.

УЭ-2

Цель: отработать навыки в решении задач, развивать логическое мышление.

  1. Один автомобиль за несколько часов езды разрушает 150 моль озона. Найти массу и количество молекул разрушенного озона.

  2. У вас дома есть такие химические вещества: пищевая сода, иод, поваренная соль, уксусная кислота. Рассчитать количество молекул в:

а) 5 граммах соды (гидрокарбоната натрия),

б) 0,01 моль иода,

в) 35 граммах поваренной соли (хлорида натрия),

г) 4 моль уксусной кислоты (СН3СООН).

3. Одинаковое ли количество молекул находится в 1 грамме воды и в 1 грамме кислорода? Докажите это с помощью расчетов. Что вы знаете о свойствах и значении кислорода?

4. Многие породы рыб очень чувствительны к загрязнению водоема. Так форель гибнет, если в 1 литре воды присутствует

0,000003 молекул серной кислоты. Найдите массу серной кислоты в 1 литре воды.

5. В день для нормального существования одному крупному животному необходимо 750 граммов кислорода. Найти объем данного количества кислорода (н.у.)

30-35 мин.





Выполните задание. Сдайте лист контроля учителю




Карточка контроля.


Фамилия, имя _______________________________________________________________

Класс _______________________________________________________________


Оценка

1 урок

2 урок

учителя

ученика

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-1

УЭ-2













1.


1.


1.


1.


1.


1.














2.


2.


2.






2.














3.


3.






















4.
























5.












Итоговая оценка за урок





























Приложения.


Урок № 1.

УЭ-1 (черные стрелки были на схеме, цветные надо было добавить)

desk1desk1desk1desk1desk1desk1desk1



Оксиды.

Основные: Na2O, CaO, MgO, FeO, MnO.

Кислотные: CO2, SiO2, SO3, P2O5, Mn2O7.

Амфотерные: Fe2O3.


Оценка:

«5» — все ответы верны, «3» — 8-9 ответов верны,

«4» — 10-11 ответов верны, «2» — менее 8 ответов верны.


Основания.

Щелочи: KOH, Ca(OH)2, NaOH, RbOH, FrOH, Ba(OH)2.

Нерастворимые: Al(OH)3, Cu(OH)2, Fe(OH)2, Fe(OH)3.


Однокислотные: KOH, NaOH, RbOH, FrOH.

Двукислотные: Ca(OH)2, Ba(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)2.

Трехкислотные: Al(OH)3, Fe(OH)3.

Могут написать только сильные учащиеся


Оценка:

«5» — все ответы верны, «3» — 6-7 ответов верны,

«4» — 8-9 ответов верны, «2» — менее 6 ответов верны.




Кислоты.

1.

Кислородсодержащие: H3PO4, HClO4, H2CrO4, H2SO3, H2SO4, HMnO4,

H2CO3, HNO3, HNO2, H2SiO3, H3PO4.


Бескислородные: HBr, H2S, HF, HCl.



2.

Одноосновные: HBr, HF, HCl, HClO4, HMnO4, HNO3, HNO2.


Двухосновные: H2CrO4, H2SO3, H2SO4, H2CO3, H2SiO3, H2S.


Трехосновные: H3PO4.




Оценка:

«5» — 1+2, «4» — 2, «3» — 1.


Соли.

Средние: CaBr2, Na2S, Ca3(PO4)2, Al(NO3)3, Ca SO4.

Кислые: NaH2PO4, K2HPO4, NaHSO4.

Основные: Ca(OH)Cl, Al(OH)2Cl, Al(OH)(NO3)2, Al(OH)2NO3.


Оценка:

«5» — все ответы верны, «3» — 8-9 ответов верны,

«4» — 10-11 ответов верны, «2» — менее 8 ответов верны.


УЭ – 2


1 вариант

2 вариант


tabletable




tabletable



table

table





table





tabletabletabletabletabletabletable


1 вариант

2 вариант

А) 4Р +5О2 → 4Р2О5

Б) S + O2 → SO2

B) С+O2 → CO2

Г)4Na + O2→ 2Na2O

A) 2Na + 2Н2О → 2NaOH + Н2

Б) CaO + Н2О → Ca(OH)2

B) CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2 +2NaCl

Г) AlCl3 + 3NaOH→ Al(OH)3 + 3NaCl

3 вариант

4 вариант

А) Р2О5 + 3Н2О → 2H3PO4

Б) 2NaCl + H2SO4 → 2HCl + Na2SO4

B) SO2 + Н2О ↔ H2SO3

Г) SO3 + Н2О → H2SO4

А)3NaOH + H3PO4Na3PO4 + 3Н2О

Б) Zn + 2HClZnCl2 + H2

B) PbO + H2SO4PbSO4 + Н2О

Г) Fe + CuCl2 → FeCl2 + Cu


УЭ – 3


1 вариант

2 вариант

MgMgOMgCl2Mg(OH)2

Mg(NO3)2

Р→ Р2О5H3PO4NaH2PO4Na3PO4



II II

MgO оксид магния, класс оксиды.

V II

Р2О5 оксид фосфора (V),

класс оксиды.

II I

MgCl2 хлорид магния, класс соли.

I V II

H3PO4 фосфорная кислота,

класс кислоты.

II II I

Mg(OH)2 гидроксид магния,

класс основания

I I V II

NaH2PO4 дигидрофосфат натрия,

класс соли.

II IV II

Mg(NO3)2 нитрат магния, класс соли.

I V II

Na3PO4 фосфат натрия, класс соли.



УЭ – 4

1 вариант

Простые в-ва

Сложные вещества

Метал-

лы

Неме-

таллы

Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

Основ-

ные

кислотные

Раство-

римые

Нераство-

римые

Кислород-

содерж.

Бескисло-

родные

Fe

Cu

Ag

W

Mg

O3


P2O5


Ca(OH)2

H2SO4


CaCO3

KMnO4

AlCl3

2 вариант

Простые в-ва

Сложные вещества

Метал-

лы

Неме-

таллы

Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

Основ-

ные

кислотные

Раство-

римые

Нераство-

римые

Кислород-

содерж.

Бескисло-

родные

Al

S

N2

P

O2

CO2

P2O3




HCl

NaCl

CaSO4

FeS

CaSiO3

или

1 вариант. 2 вариант.


Fe металл, Al металл,

CaCO3 соль, NaCl соль,

Cu металл, CaSO4 соль,

O3 неметалл, CO2 оксид,

Ag металл, O2 неметалл,

W металл, S неметалл,

KMnO4 соль, N2 неметалл,

Mg металл, P неметалл,

Ca(OH)2 основание, FeS соль,

H2SO4 кислота, HCl кислота,

P2O5 оксид, P2O3 оксид,

AlCl3 соль. CaSiO3 соль.



Оценка:

«5» — все ответы верны, «3» — 8-9 ответов верны,

«4» — 10-11 ответов верны, «2» — менее 8 ответов верны.


Урок № 2.

УЭ – 1

  1. А.

  2. Г.

  3. Г.

  4. В.

  5. А4, Б5, В6, Г8, Д3, Е2, Ж1, З7,

  6. Б.

  7. Г.

  8. Г.

  9. А3, Б1, В4, Г2.

  10. Б.

  11. Б.


Оценка:

«5» — все ответы верны, «3» — 17-18 ответов верны,

«4» — 19-20 ответов верны, «2» — менее 17 ответов верны.















УЭ -2


Задача № 1.








Дано:

n(O3) = 150 моль.

Решение.

1

1. N = Na·n, Na = 6,02∙ 10 ²³ моль

2. N = 6,02∙ 10 ²³ 1 ∙ 150 моль = 903∙ 10 ²³ молекул

m моль

3. n = M M(O3) = 16· 3 = 48 г

моль

4. m = nM m(O3) = 150 моль · 48 г = 7200 г = 7, 2 кг.

моль

Найти:

m (O3) — ?

N (O3) — ?

Ответ: N(O3) = 903∙ 10 ²³ молекул; m(O3) = 7, 2 кг.




Задача № 2.





Дано:

А) m(NaHCO3) = 5г.

Б) n (I2) = 0,01 моль.

В) m(NaСl) = 35 г.

Г) n (CH3COOH) = 4 моль.

Решение.

1

1. N = Na·n, Na = 6,02∙ 10 ²³ моль

m

2. n = M M(NaHCO3) = 84 г

моль

5 г.

3. n (NaHCO3) = 84 г = 0,06 моль.

моль

4. N(NaHCO3) = 6,02∙ 10 ²³ 1 · 0,06 моль = 0,36 ∙ 10 ²³

моль

молекул.

5. N (I2) = 6,02∙ 10 ²³ 1 · 0,01 моль = 0,0602 ∙ 10 ²³

моль

молекул.

6. М(NaСl) = 58,5 г

моль

7. n(NaСl) = 35 г = 0,6 моль

58,5 г

моль


8. N(NaСl) = 6,02∙ 10 ²³ 1 · 0,6 моль = 3,612∙ 10 ²³

моль

молекул.

9. N (CH3COOH) = 6,02∙ 10 ²³ 1 · 4 моль =24,08∙ 10 ²³

моль

молекул.






Найти:

N (NaHCO3) — ?

N (I2) — ?

N (NaСl) — ?

N (CH3COOH) — ?

Ответ: N (NaHCO3) =0,36 ∙ 10 ²³ молекул.

N (I2) = 0,0602 ∙ 10 ²³ молекул.

N (NaСl) = 3,612∙ 10 ²³ молекул.

N (CH3COOH) = 24,08∙ 10 ²³ молекул.




Задача № 3.








Дано:

m (O2) = 1 г.

m2О) = 1 г.

Решение.

1

1. N = Na·n, Na = 6,02∙ 10 ²³ моль

m

2. n = M M(O2) = 16· 2 = 32 г

моль

3. n (O2) = 1 г = 0,031 моль

32 г.

моль

4. N(O2) = 6,02∙ 10 ²³ 1 ∙ 0,031 моль = 0,19 ∙ 10 ²³

моль

молекул

5. M2О) = 18 г

моль

6. n2О) = 1 г = 0, 056 моль

18 г

Моль

7. N2О) = 6,02∙ 10 ²³ 1 ∙ 0,056 моль = 0,34 ∙ 10 ²³

моль

молекул.

Найти:

N(O2) — ?

N2О) — ?

Ответ: N(O2) = 0,19 ∙ 10 ²³ молекул.

N2О) =0,34 ∙ 10 ²³ молекул.




Задача № 4.








Дано: н.у.

V2О) = 1 л.

N (H2SO4) = 0, 000003 молекул.

Решение.

1

1. N = Na·n, Na = 6,02∙ 10 ²³ моль

N

2. n = Na M(H2SO4) = 98 г

моль

3. n (H2SO4) = 0,000003 = 0,000000498∙ 10 ²³ моль

6,02∙ 10 ²³


4. m(H2SO4) = 0,000000498 ∙ 10 ²³моль ∙ 98 г =

Моль

= 0, 0000489 ∙ 10 ˉ²³ г.




Найти:

m(H2SO4) — ?

Ответ: m(H2SO4) = 0, 0000488 ∙ 10 ˉ²³ г.

Задача № 5.








Дано: н.у.

m (O2) = 750 г.

Решение.

m

1. n = M


2. M(O2) = 16· 2 = 32 г

моль


3 . n (O2) = 750 г = 23,44 моль

32 г.

моль



4. V = V mn

5. V (O2) = 22, 4 л · 23, 44 моль = 525, 056 л.

моль


Найти:

V (O2) — ?

Ответ: V (O2) = 525, 056 л.


12


Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса «Световые явления в природе»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: