Модульные уроки в 9 классе.
Тема: «Классы неорганических соединений»
Учитель химии
МОУ лицея № 8
Г. Буденновска
Галкина И.Ю.
Модульные уроки по теме: «Классы неорганических соединений».
Учебник: Л.С.Гузей, В.В. Сорокин, Р. П. Суровцева «Химия 8 класс».
Цели и задания учебных элементов | Время, контроль | ||
УЭ-0 | Комплексная дидактическая цель. Знать:
Уметь:
Учиться:
| 2 мин. | |
Урок № 1 | |||
УЭ-1 | Цель: обобщить и повторить знания о классах неорганических веществ. Прочитайте 1 и 2 абзац § 8.5 стр 162, изучите схему, приведенную во 2 абзаце и выполните задания: ?
| 5-10 мин.
Проверьте друг у друга задания. Проверьте по образцу и оцените. | |
УЭ-2 | Цель: вспомнить основные способы получения классов неорганических веществ. 1. По схеме на стр. 162 привести примеры 1 вариант: Fe, S; 2 вариант: Na, C. 2. Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты:
| 10 минут | |
1 вариант | 2 вариант | Проверить примеры друг у друга и оценить. | |
А) Р +… → Р2О5 Б) S + O2 → … B) …+O2 → CO2 Г) Na +…→ Na2O | A) Na +… → NaOH +… Б) CaO +… → Ca(OH)2 B) CuCl2 +… → Cu(OH)2 +… Г) … + NaOH→ Al(OH)3 + NaCl | ||
3 вариант | 4 вариант | ||
| А) Р2О5 + Н2О →… Б) NaCl + … → HCl + Na2SO4 B) SO2 +… ↔ H2SO3 Г) … + Н2О → H2SO4 | А) NaOH + H3PO4 → …+… Б) Zn + HCl →… + H2 B) PbO + H2SO4 →… +… Г) Fe + CuCl2 →… + Cu | |
УЭ-3 | Цель: вспомнить генетическую связь между классами неорганических соединений, уметь определять валентность элементов в сложных соединениях. Прочитайте 2 абзац учебника (стр. 163) и составьте генетическую цепочку. 1 вариант: магния. 2 вариант: фосфора. Используйте следующие вещества: | 7-1 мин.
Проверить выполненные задания друг у друга и оценить. | |
1 вариант | 2 вариант | ||
MgCl2, MgO, Mg(OH)2, Mg(NO3)2. | Р2О5, Na3PO4, NaH2PO4, H3PO4 | ||
Определить валентность элементов в сложных веществах, дать веществам названия, определить к какому классу соединений относятся данные вещества. | |||
УЭ-4 | Цель: уметь составлять формулы сложных веществ, учитывая валентность элементов. Напишите формулы следующих веществ, укажите класс соединений. | 8-10 мин.
Проверить выполненные задания друг у друга и оценить. | |
1 вариант | 2 вариант | ||
Железо, карбонат кальция, медь, озон, серебро, вольфрам, перманганат калия, магний, гидроксид кальция, серная кислота, оксид фосфора (V), хлорид алюминия. | Алюминий, хлорид натрия, сульфат кальция, углекислый газ, кислород, сера, азот, фосфор, сульфид железа (II), соляная кислота, оксид фосфора (III), силикат кальция. | ||
Урок № 2 | |||
УЭ-1 | Цель: обобщить и углубить знания о классах неорганических соединений. Оценить знания учащихся по изученному материалу. Выполните тестовое задание.
А) соли, Б) основания, В) кислоты, Г) оксиды. 2. К какому типу солей относится дигидроортофосфат калия? А) основные, Б) средние (нормальные), В) двойные, Г) кислые. 3. Укажите ряд, содержащий только кислотные оксиды: А) Na2O, CaO, CO2, Б) Mn2O7, СuO, CrO3, B) SO3, СuO, CrO3, Г) SO3, CO2, Р2О5. 4. Какое из веществ при растворении в воде образует кислоту? А) NaCl, Б) CaO, B) SO3, Г) NH3. 5. Найдите соответствие между формулами и названиями оснований. А) гидроксид натрия Д) гидроксид железа (III) Б) гидроксид кальция Е) гидроксид меди (II) В) гидроксид бария Ж) гидроксид алюминия Г) гидроксид рубидия З) гидроксид цинка 1) Al(OH)3 5) Ca(OH)2 2) Cu(OH)2 6) Ba(OH)2 3) Fe(OH)3 7) Zn(OH)2 4) NaOH 8) RbOH 6. С разбавленной серной кислотой может взаимодействовать: А) Ag, Б) Fe, B) Cu, Г) Pt. 7. Какие пары указанных соединений могут вступать в химическое взаимодействие? А) СО и NO, Б) СО2 и HCl, В) LiH и Н2О, Г) СаН2 и SiH4. 8. Какое из приведенных соединений не взаимодействует с соляной кислотой при обычных условиях? А) CuCO3 ∙ Cu(OH)2, Б) Cu(OH)2, B) CuO, Г) Cu. 9. Какой кислотный оксид соответствует формуле кислоты? А) угольная, Б) серная, В) азотная, Г) фосфорная 1) SO3, 2) Р2О5, 3) СО2, 4) N2O5. 10. Какое из приведенных свойств является характерным для водных растворов кислот? А) растворимы, мылки на ощупь, Б) окрашивают раствор лакмуса в красный цвет, В) окрашивают раствор фенолфталеина в малиновый цвет, Г) окрашивают лакмуса в синий цвет. 11. Какое вещество можно использовать для нейтрализации серной кислоты? А) HNO3, Б) NaHСO3, B) Mg(OH)2, Г) Ca(OH)Cl. Оценка: «отлично» — все правильные ответы (21), «хорошо» — 19-20 правильных ответов, «удовлетворительно» — 15-19 правильных ответов, «неудовлетворительно» — менее 15 правильных ответов.
| 12 мин.
Выполните тестовое задание. Сдайте лист контроля учителю. | |
УЭ-2 | Цель: отработать навыки в решении задач, развивать логическое мышление.
а) 5 граммах соды (гидрокарбоната натрия), б) 0,01 моль иода, в) 35 граммах поваренной соли (хлорида натрия), г) 4 моль уксусной кислоты (СН3СООН). 3. Одинаковое ли количество молекул находится в 1 грамме воды и в 1 грамме кислорода? Докажите это с помощью расчетов. Что вы знаете о свойствах и значении кислорода? 4. Многие породы рыб очень чувствительны к загрязнению водоема. Так форель гибнет, если в 1 литре воды присутствует 0,000003 молекул серной кислоты. Найдите массу серной кислоты в 1 литре воды. 5. В день для нормального существования одному крупному животному необходимо 750 граммов кислорода. Найти объем данного количества кислорода (н.у.) | 30-35 мин.
Выполните задание. Сдайте лист контроля учителю
|
Карточка контроля.
Фамилия, имя _______________________________________________________________
Класс _______________________________________________________________
1 урок | 2 урок | ||||||||||||||||||||||
учителя | ученика | УЭ-1 | УЭ-2 | УЭ-3 | УЭ-4 | УЭ-1 | УЭ-2 | ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. |
| 1. |
| 1. |
| 1. |
| 1. |
| 1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. |
| 2. |
| 2. |
|
|
|
|
| 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. |
| 3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка за урок |
|
|
Приложения.
Урок № 1.
УЭ-1 (черные стрелки были на схеме, цветные надо было добавить)
Оксиды.
Основные: Na2O, CaO, MgO, FeO, MnO.
Кислотные: CO2, SiO2, SO3, P2O5, Mn2O7.
Амфотерные: Fe2O3.
Оценка:
«5» — все ответы верны, «3» — 8-9 ответов верны,
«4» — 10-11 ответов верны, «2» — менее 8 ответов верны.
Основания.
Щелочи: KOH, Ca(OH)2, NaOH, RbOH, FrOH, Ba(OH)2.
Нерастворимые: Al(OH)3, Cu(OH)2, Fe(OH)2, Fe(OH)3.
Однокислотные: KOH, NaOH, RbOH, FrOH.
Двукислотные: Ca(OH)2, Ba(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)2.
Трехкислотные: Al(OH)3, Fe(OH)3.
Могут написать только сильные учащиеся
Оценка:
«5» — все ответы верны, «3» — 6-7 ответов верны,
«4» — 8-9 ответов верны, «2» — менее 6 ответов верны.
Кислоты.
1.
Кислородсодержащие: H3PO4, HClO4, H2CrO4, H2SO3, H2SO4, HMnO4,
H2CO3, HNO3, HNO2, H2SiO3, H3PO4.
Бескислородные: HBr, H2S, HF, HCl.
2.
Одноосновные: HBr, HF, HCl, HClO4, HMnO4, HNO3, HNO2.
Двухосновные: H2CrO4, H2SO3, H2SO4, H2CO3, H2SiO3, H2S.
Трехосновные: H3PO4.
Оценка:
«5» — 1+2, «4» — 2, «3» — 1.
Соли.
Средние: CaBr2, Na2S, Ca3(PO4)2, Al(NO3)3, Ca SO4.
Кислые: NaH2PO4, K2HPO4, NaHSO4.
Основные: Ca(OH)Cl, Al(OH)2Cl, Al(OH)(NO3)2, Al(OH)2NO3.
Оценка:
«5» — все ответы верны, «3» — 8-9 ответов верны,
«4» — 10-11 ответов верны, «2» — менее 8 ответов верны.
УЭ – 2
2 вариант | |
|
|
2 вариант | |
А) 4Р +5О2 → 4Р2О5 Б) S + O2 → SO2 B) С+O2 → CO2 Г)4Na + O2→ 2Na2O | A) 2Na + 2Н2О → 2NaOH + Н2 Б) CaO + Н2О → Ca(OH)2 B) CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2 +2NaCl Г) AlCl3 + 3NaOH→ Al(OH)3 + 3NaCl |
3 вариант | 4 вариант |
А) Р2О5 + 3Н2О → 2H3PO4 Б) 2NaCl + H2SO4 → 2HCl + Na2SO4 B) SO2 + Н2О ↔ H2SO3 Г) SO3 + Н2О → H2SO4 | А)3NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + 3Н2О Б) Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2 B) PbO + H2SO4 → PbSO4 + Н2О Г) Fe + CuCl2 → FeCl2 + Cu |
УЭ – 3
2 вариант | |
Mg→ MgO→ MgCl2→ Mg(OH)2→ → Mg(NO3)2 | Р→ Р2О5→ H3PO4→ NaH2PO4→ Na3PO4
|
II II MgO оксид магния, класс оксиды. | V II Р2О5 оксид фосфора (V), класс оксиды. |
II I MgCl2 хлорид магния, класс соли. | I V II H3PO4 фосфорная кислота, класс кислоты. |
II II I Mg(OH)2 гидроксид магния, класс основания | I I V II NaH2PO4 дигидрофосфат натрия, класс соли. |
II IV II Mg(NO3)2 нитрат магния, класс соли. | I V II Na3PO4 фосфат натрия, класс соли.
|
УЭ – 4
1 вариант
Сложные вещества | ||||||||
Метал- лы | Неме- таллы | Оксиды | Основания | Кислоты | Соли | |||
Основ- ные | кислотные | Раство- римые | Нераство- римые | Кислород- содерж. | Бескисло- родные | |||
Fe Cu Ag W Mg | O3 |
| P2O5 |
| Ca(OH)2 | H2SO4 |
| CaCO3 KMnO4 AlCl3 |
2 вариант
Сложные вещества | ||||||||
Метал- лы | Неме- таллы | Оксиды | Основания | Кислоты | Соли | |||
Основ- ные | кислотные | Раство- римые | Нераство- римые | Кислород- содерж. | Бескисло- родные | |||
Al | S N2 P | O2 | CO2 P2O3 |
|
|
| HCl | NaCl CaSO4 FeS CaSiO3 |
или
1 вариант. 2 вариант.
Fe металл, Al металл,
CaCO3 соль, NaCl соль,
Cu металл, CaSO4 соль,
O3 неметалл, CO2 оксид,
Ag металл, O2 неметалл,
W металл, S неметалл,
KMnO4 соль, N2 неметалл,
Mg металл, P неметалл,
Ca(OH)2 основание, FeS соль,
H2SO4 кислота, HCl кислота,
P2O5 оксид, P2O3 оксид,
AlCl3 соль. CaSiO3 соль.
Оценка:
«5» — все ответы верны, «3» — 8-9 ответов верны,
«4» — 10-11 ответов верны, «2» — менее 8 ответов верны.
Урок № 2.
УЭ – 1
А.
Г.
Г.
В.
А4, Б5, В6, Г8, Д3, Е2, Ж1, З7,
Б.
Г.
Г.
А3, Б1, В4, Г2.
Б.
Б.
Оценка:
«5» — все ответы верны, «3» — 17-18 ответов верны,
«4» — 19-20 ответов верны, «2» — менее 17 ответов верны.
УЭ -2
Решение. 1 1. N = Na·n, Na = 6,02∙ 10 ²³ моль 2. N = 6,02∙ 10 ²³ 1 ∙ 150 моль = 903∙ 10 ²³ молекул m моль 3. n = M M(O3) = 16· 3 = 48 г моль 4. m = n ∙ M m(O3) = 150 моль · 48 г = 7200 г = 7, 2 кг. моль
| |
Найти: m (O3) — ? N (O3) — ? | Ответ: N(O3) = 903∙ 10 ²³ молекул; m(O3) = 7, 2 кг. |
Решение. 1 1. N = Na·n, Na = 6,02∙ 10 ²³ моль
m 2. n = M M(NaHCO3) = 84 г моль 5 г. 3. n (NaHCO3) = 84 г = 0,06 моль. моль 4. N(NaHCO3) = 6,02∙ 10 ²³ 1 · 0,06 моль = 0,36 ∙ 10 ²³ моль молекул. 5. N (I2) = 6,02∙ 10 ²³ 1 · 0,01 моль = 0,0602 ∙ 10 ²³ моль молекул. 6. М(NaСl) = 58,5 г моль 7. n(NaСl) = 35 г = 0,6 моль 58,5 г моль
8. N(NaСl) = 6,02∙ 10 ²³ 1 · 0,6 моль = 3,612∙ 10 ²³ моль молекул. 9. N (CH3COOH) = 6,02∙ 10 ²³ 1 · 4 моль =24,08∙ 10 ²³ моль молекул.
| |
Найти: N (NaHCO3) — ? N (I2) — ? N (NaСl) — ? N (CH3COOH) — ? | Ответ: N (NaHCO3) =0,36 ∙ 10 ²³ молекул. N (I2) = 0,0602 ∙ 10 ²³ молекул. N (NaСl) = 3,612∙ 10 ²³ молекул. N (CH3COOH) = 24,08∙ 10 ²³ молекул.
|
Решение. 1 1. N = Na·n, Na = 6,02∙ 10 ²³ моль m 2. n = M M(O2) = 16· 2 = 32 г моль 3. n (O2) = 1 г = 0,031 моль 32 г. моль 4. N(O2) = 6,02∙ 10 ²³ 1 ∙ 0,031 моль = 0,19 ∙ 10 ²³ моль молекул 5. M(Н2О) = 18 г моль 6. n(Н2О) = 1 г = 0, 056 моль 18 г Моль 7. N(Н2О) = 6,02∙ 10 ²³ 1 ∙ 0,056 моль = 0,34 ∙ 10 ²³ моль молекул. | |
Найти: N(O2) — ? N(Н2О) — ? | Ответ: N(O2) = 0,19 ∙ 10 ²³ молекул. N(Н2О) =0,34 ∙ 10 ²³ молекул.
|
Решение. 1 1. N = Na·n, Na = 6,02∙ 10 ²³ моль N 2. n = Na M(H2SO4) = 98 г моль 3. n (H2SO4) = 0,000003 = 0,000000498∙ 10 ²³ моль 6,02∙ 10 ²³
4. m(H2SO4) = 0,000000498 ∙ 10 ²³моль ∙ 98 г = Моль = 0, 0000489 ∙ 10 ˉ²³ г.
| |
Найти: m(H2SO4) — ? | Ответ: m(H2SO4) = 0, 0000488 ∙ 10 ˉ²³ г.
|
Задача № 5.
Дано: н.у. m (O2) = 750 г.
| Решение. m 1. n = M
2. M(O2) = 16· 2 = 32 г моль
3 . n (O2) = 750 г = 23,44 моль 32 г. моль
4. V = V m∙ n 5. V (O2) = 22, 4 л · 23, 44 моль = 525, 056 л. моль
|
Найти: V (O2) — ? | Ответ: V (O2) = 525, 056 л. |
12