Самохвалова Т.Г.
МОУ «Гимназия №1 г. Нерюнгри»
Индивидуальная программа работы над исследовательским проектом.
ФГОС ставит задачу формирования у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, которая воплощается в учебном проекте.
Внеурочная проектная деятельность в гимназии осуществляется в рамках модульно-проектной технологии. На занятиях элективных курсов обучающиеся работают над проектами по предложенному алгоритму действий. Многообразные типы проектов позволяют решать учителю самые разные задачи обучения и воспитания. Однако образовательные потребности высокомотивированных обучающихся имеют свои особенности. Таким подросткам интересна деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями. В своей педагогической деятельности я активно предлагаю обучающимся попробовать свои силы в индивидуальной проектной деятельности. Индивидуальная программа становится необходимым условием дополнительной мотивации и успешной реализации исследовательского проекта.
Индивидуальная программа реализации проекта.
Характеристика проекта:
исследовательский;
индивидуальный;
долговременный.
Тема проекта: « Алкалоиды в составе комнатных растений».
Автор: Слепченко Н. -10 класс.
Руководитель: Самохвалова Т.Г. — учитель химии.
Цель: 1. Развитие интеллектуальных, творческих, личностных особенностей обучающегося.
Задачи:
Обретение навыков самостоятельной работы с научной литературой, отбором в соответствии с темой исследования.
Развитие умений и практических навыков в выполнении сложного химического эксперимента.
Формирование умения правильного выбора темы научного исследования с учётом её актуальности и прикладного значения.
Формирование навыков и умений правильного оформления исследовательского проекта для его защиты.
При выполнении проекта обучающийся должен овладеть следующими универсальными умениями и действиями:
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т. ё. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности:
— навыки самоанализа.
4. Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс;
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
5. Коммуникативные умения:
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс.
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Ожидаемые результаты:
Овладение навыками и умениями самостоятельной исследовательской работы.
Овладение приемами практической деятельности, навыками контроля, самоконтроля, организационными умениями.
Овладение методами проектной деятельности.
Время работы:
Индивидуальные консультации:
а) по индивидуальному графику.
Проведение химического эксперимента:
а) индивидуальный график;
б) каникулярное время.
Этапы реализации проекта
Виды совместной деятельности | Сроки | |
Задачи: | ||
Выявление и постановка проблемы исследования. | Консультация учителя. Беседа (Случай из жизни). | Март 2013 |
Формулирование гипотезы. | Консультация. |
|
Формулировка темы. | Консультация. |
|
Создание комфортной атмосферы для совместной работы. | Беседа. |
|
Привлечение к работе родителей. | Беседа. |
|
Задачи: |
| Май 2013 |
Определение цели исследования. | Консультация. |
|
Определение задач. | Консультация. |
|
Возможные методы и способы исследования. | Консультация. |
|
Оценка ресурсов (реактивы, приборы, оборудование). | Консультация. |
|
Задачи: |
| Май 2013 |
Разработка «шагов» и сроков выполнения проекта. | Алгоритм планирования. Беседа. |
|
Разработка графика работы. | Беседа. |
|
Корректировка идеи. | Самостоятельная работа. |
|
Задачи: | ||
Работа с информационными носителями. Накопление материала. Создание проектной папки. | Самостоятельная работа. | Июнь 2013 |
Проведение эксперимента. | Самостоятельная работа. Консультация. |
|
Ведение лабораторного журнала. | Самостоятельная работа. |
|
Аналитическая работа с материалами пректа. | Обсуждение по запросу. |
|
Привлечение к совместной работе психолога, преподавателей гимназии. | Консультация. Индивидуальная работа. | Сентябрь 2013 |
Задачи: |
|
|
Оформление проектной папки (НИР, аннотация, тезисы, презентация). Демоверсия проекта. | Экспертиза руководителя. Самоанализ, самооценка. Консультация. | Октябрь 2013 |
Необходимая корректировка. | Беседа. |
|
Задачи: | ||
Представление проекта на разных уровнях.
| ||
Гимназическая научно-практическая конференция. | Презентация. Тезисы выступления. | Ноябрь 2013 |
Региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее». | Стендовая защита. | Декабрь 2013 |
Республиканская научно-практическая конференция «Шаг в будущее». | Система «Видеомост». | Январь 2014 |
Всероссийский конкурс рефератов «Кругозор» с элементами исследовательской работы. | Заочное участие. | Март 2014 |
Рефлексия. Перспективы. | Самоанализ. | Апрель 2014 |
В ходе выполнения программы учителю предоставляется возможность учитывать не только индивидуальные познавательные и возрастные возможности учащегося, но и его личностные особенности. Высокомотивированные обучающиеся, у которых внешне всё благополучно, часто испытывают тревогу, неуверенность в себе. Вовлечение в интересную работу, налаживание деловых отношений с большим кругом людей уменьшают уровень переживания. Индивидуальная программа работы над проектом — это совместное сотрудничество учителя и ученика. Партнерские взаимоотношения также способствуют снижению тревожности эмоционального фона обучающегося. Таким образом, появляется шанс точечного воздействовать на формировании личности в целом, что является большим преимуществом индивидуального исследовательского проекта.