Галогены и соединения галогенов в формате ЕГЭ
Часть 1
А 1. Число нейтронов в ядре атома 37Cl равно
20
17
37
19
А 2. В ряду F— Cl – Br – I
Увеличивается число электронов на внешнем энергетическом уровне
Увеличиваются окислительные свойства элементов
Уменьшается высшая степень окисления элементов
Увеличиваются восстановительные свойства элементов
А 3. Верны ли следующие суждения о галогенах
А) Из всех галогенов йод – наиболее электроотрицательный элемент.
Б) Электронная конфигурация внешнего уровня всех атомов галогенов ns2np5
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
А 4. Полярная ковалентная связь образуется между атомами в соединении
KCl
F2
BF3
BaF2
А 5. Степень окисления хлора в Ba(ClO3)2 равна
+ 1
+ 3
+ 5
+ 7
А 6. Кристаллическая решетка галогенов
Атомная
Ионная
Молекулярная
Металлическая
А 7. В перечне кислот А) Фтороводородная Б) Хлорноватистая В) Соляная Г) Хлорная
Д) Хлористая Е) Бромоводородная сильными кислотами не являются
1) А Б Д
2) А В Д
3) Б Г Е
4) А Г Е
А 8. Верны ли следующие суждения о свойствах железа?
А) При взаимодействии железа с разбавленной хлороводородной кислотой образуется хлорид железа (II)
Б) При взаимодействии железа с концентрированной хлороводородной кислотой образуется хлорид железа (III)
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
А 9. Формула высшего оксида хлора
Cl2O
Cl2O3
Cl2O5
Cl2O7
А 10. С соляной кислотой взаимодействует
NaHCO3
Hg
SiO2
S
А 11. Раствор бромида натрия вступает в реакцию с
AgNO3
HNO3
KNO3
Cu(NO3)2
А 12. В схеме превращений Fe + X1 = FeCl3, FeCl3 + X2 = FeCl2 веществами «Х1» и «Х2» являются
Cl2 и HCl
HCl и H2
HCl и Zn
Cl2 и Fe
А 13. Верны ли следующие суждения о галогенпроизводных углеводородов
А) Связь углерод – галоген более полярна, чем связь углерод – водород
Б) При переходе от фтора к йоду энергия связи уменьшается
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
А 14. С бромоводородом может реагировать
Метан
Полиэтилен
Пропан
Изобутилен
А 15. В ходе реакции этанола с соляной кислотой в присутствии серной кислоты образуется
Этилен
Хлорэтан
1,2 – дихлорэтан
Хлорвинил
А 16. Как с йодом, так и с хлороводородом может реагировать кислота
Бензойная
Пропионовая
Пальмитиновая
Линолевая
А 17. При действии концентрированного водного раствора щелочи на монобромалканы при нагревании преимущественно образуются
Алканы
Алкены
Спирты
Альдегиды
А 18. В схеме превращений этанол →Х → бутан веществом Х является
Бутанол – 1
Бромэтан
Этан
Этилен
А 19. Взаимодействие цинка с соляной кислотой относится к реакциям
Обмена
Соединения
Разложения
Замещения
А 20. С наименьшей скоростью происходит взаимодействие метана с
Фтором
Йодом
Бромом
Хлором
А 21. В системе: 4HCl(г) + O2(г) ↔ 2Cl2(г) + 2H2O(г) +Q, смещению химического равновесия в сторону исходных веществ способствует
Увеличение концентрации O2
Повышение температуры
Повышение давления
Понижение температуры
А 22. Наиболее сильным электролитом является
HF
HCl
HBr
HI
А 23. Молекулярному уравнению реакции KBr + AgNO3 = AgBr + KNO3 соответствует сокращенное ионное уравнение
K+ + NO3— = KNO3
K+ + Br — + Ag + + NO3— = AgBr + K+ + NO3 –
Ag+ + Br— = AgBr
K+ + 3NO — = KNO3
А 24. Кислую реакцию среды имеет водный раствор
Хлорида натрия
Хлорида калия
Хлорида кальция
Хлорида цинка
А 25. Хлор является и окислителем, и восстановителем в реакции с
Fe
H2
KOH
CH4
А 26. К 575 г 20%- ного раствора поваренной соли добавили 115 г воды. Рассчитайте массу воды в полученном растворе.
1) 575
2) 600
3) 300
4) 125
А 27 В соответствии с термохимическим уравнением реакции 2Cl2O7= 2Cl2+ 7O2 + 570кДж при разложении 36,6 г оксида хлора(VII) выделится теплота в количестве
570 кДж
5114кДж
11400кДж
57кДж
А 28. Какой объем бромоводорода (н.у.) необходимо ввести во взаимодействие с избытком раствора перманганата калия, чтобы масса выделившегося брома составила 8 г?
1) 2,24
2) 3,6
3) 22,4
4) 67,2
Часть 2
В 1. Установите соответствие между формулой вещества и его принадлежностью к определенному классу (группе) неорганических соединений
Класс (группа) | |
А) HClO3 | 1) Кислота |
Б) HBr | 2) Щелочь |
В) AlI3 | 3) Средняя соль |
Г) [Ag(NH3)2]Cl | 4) Кислая соль |
| 5)Комплексная соль |
| 6)Двойная соль |
В 2. Установите соответствие между схемой химической реакции и изменением степени окисления окислителя
Изменение степени окисления | |
А) Cl2 + H2O → HCl + HClO | 1) Cl →Cl-1 |
Б) Cl2 + KOH → KClO3 + KCl + H2O | 2) Cl→ Cl+1 |
В) HClO → HCl + HClO3 | 3) Cl+5→ Cl-1 |
Г) KClO3 → KCl + O2 | 4) Cl+1 → Cl-1 |
| 5)Cl +5 → Cl |
| 6)O-2 → O |
В 3. Установите между формулой соли и продуктами электролиза ее водного раствора на инертных электродах
Продукты электролиза | |
А) CuBr2 | 1) металл, галоген |
Б) CaCl2 | 2) гидроксид металла, водород, галоген |
В) FeCl2 | 3) металл, кислород |
Г) NaF | 4)металл, водород, галоген |
| 5)водород, кислород |
| 6)металл, кислота, кислород |
В 4. Установите соответствие между формулой соли и типом ее гидролиза
Тип гидролиза | |
А) FeCl2 | 1) по катиону |
Б) KF | 2) по аниону |
В) NH4Cl | 3) по катиону и аниону |
Г) NaI | 4) гидролиз не происходит |
В 5. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции
Продукты реакции | |
А) Fe + Cl2→ | 1) FeCl2 |
Б) Fe + HCl→ | 2) FeCl3 |
В) FeO + HCl→ | 3) FeCl2 + H2 |
Г) Fe2O3 + HCl→ | 4) FeCl3 + H2 |
| 5)FeCl2 + H2O |
| 6)FeCl3 + H2O |
В 6. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции
Признаки реакции | |
А) HCl + Na2CO3 Б) HCl + AgNO3 В) KI + AgNO3 Г) HCl + Ca(NO3)2 | 1) выделение бесцветного газа 2) видимых признаков не наблюдается 3) образования белого осадка 4) образование черного осадка 5) образование желтого осадка |
В 7. Как с хлором, так и с хлороводородом реагируют
Пропен
Ацетилен
3- хлопропин
Бензол
Метилбензол
2- метилбутан
В 8. Бромоводород может реагировать с
Фенолом
Этанолом
Этаналем
Этиленгликолем
Стеариновой кислотой
Глицерином
В 9. Анилин взаимодействует с
Гидроксидом калия
Бромом
Толуолом
Соляной кислотой
Бромоводородом
Метаном
Часть 3
С 1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
K2Cr2O7 + HCl → Cl2 + KCl +… + …
Определите окислитель и восстановитель.
С 2. Вещество, полученное на аноде при электролизе расплава йодида натрия с инертными электродами, выделили и ввели во взаимодействие с сероводородом. Газообразный продукт последней реакции растворили в воде и к полученному раствору добавили хлорное железо. Образовавшийся осадок отфильтровали и обработали горячим раствором гидроксида натрия. Составьте уравнения четырех описанных реакций.
С 3. Напишите уравнения, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Cl2, свет Br2
гексан → бензол → этилбензол → Х1 → винилбензол → Х2
С 4. Хлор, выделившийся при взаимодействии 43,5 г оксида марганца (IV) с 36%-ным раствором HCl объемом 250 мл и плотностью 1,18 г/мл, полностью поглощен горячим раствором гидроксида калия массой 900 г с массовой долей 28%. Определите массовую долю хлората калия в полученном растворе.
С 5. При взаимодействии одного и того же количества алкена с различными галогеноводородами образуется соответственно 7,85 г хлорпроизводного и 12,3 г бромпроизводного. Определите молекулярную формулу алкена.
Ответы
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 | |
ответ | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 1 | 4 | 2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
cответ | А Б В Г 1 1 3 5 | А Б В Г 1 1 4 3 | А Б В Г 1 2 4 5 | А Б В Г 1 2 3 4 | А Б В Г 2 3 5 6 | А БВГ 1 3 5 2 | 1,2,3 | 2, 4, 6 | 2,4,5 |
С1. K2Cr2O7 +14 HCl = 3 Cl2 + 2 KCl + 2 CrCl3 + 7 H2O
C3 | |
|
C6H5-CH=CH2 + KCl + H2O
|
С 4. Массовая доля хлората калия равна 2,2%
С 5. Молекулярная формула алкена C3H6
Источники материала
Горбунцова С.В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса. – М.:Вако, 2006.
Доронькин В.Н., Бережная А.Г. и др. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты базовый и повышенный уровни 10-11 классы. – Ростов-на Дону: «Легион», 2011
Доронькин В.Н., Бережная А.Г. и др. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности.- Ростов-на Дону: «Легион», 2012
Солдатова Т.М. Уроки химии с применением информационных технологий.
Неметаллы. – М.: «Планета», 2011.
WWW. fipi. ru