ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ


МБОУ СОШ №33 г. Белгорода













ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ.



Учитель химии

МБОУ СОШ №33 г. Белгорода

Колесникова Юлия Петровна


























Белгород, 2014


Содержание:



  1. Информация об опыте…………………………………………….3 стр.

  2. Технология опыта…………………………………………………6 стр.

  3. Результативность опыта……………………………………….11стр.

  4. Библиографический список………………………………………15 стр.

  5. Приложения к опыту…………………………………………….16 стр.












































  1. Информация об опыте


«… Я ставлю Тебя в центре мира,

чтобы оттуда Тебе было удобно

обозревать все, что есть в мире»

Джованни Пико дела Мирандола,

XV век, эпоха Возрождения

  1. Тема опыта. Тестирование – как способ повышения качества знаний учащихся по химии.

  2. Сведения об авторе опыта. Колесникова Юлия Петровна, учитель химии МБОУ СОШ №33 г. Белгорода

  3. Условие возникновения, становления опыта.

Ветер перемен последних десятилетий принес долгожданную возможность реализовать творческий потенциал российской школы, а в школе дал возможность по-новому раскрыться ученику, учителю и даже ученому.

Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Почему возникла необходимость пересмотреть свои методы работы в школе, и что побудило автора опыта обратиться к изучению и осмыслению новых технологий и подходов к образовательному процессу?

Главной задачей педагогов в школе, где работаю, и мои лично становится организация социальной адаптации детей. В последние годы как никогда остро встала проблема достучаться до каждого ребенка, создать такие условия его пребывания в школе, чтобы он не потерял желание учиться, безболезненно влился в школьный коллектив, получил реальную возможность развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности.

  1. Актуальность и перспективность опыта

Одно из важнейших творческих направлений в моей работе — научиться правильно   планировать и использовать время без непродуктивных потерь, научиться отыскивать его резерв на его основе анализа работы и использовать их для совершенствования форм и методов обучения.

Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучению, сотрудничество и эффективную обратную связь учителя и учащихся, возможность действенного управления учебным процессом. Так, традиционные системы контроля и учета знаний — это, на мой взгляд, та » болевая » точка, где недостатки старых методов обучения ощущается в наибольшей степени. Как известно, под педагогическим контролем понимают систему научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания учащихся. Более узкое определение гласит, что педагогический контроль-это выявление, измерение и оценка знаний, умений и навыков учащихся. Различают текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный контроль.

В школе распространены такие методы диагностики учебных достижений учащихся, как экзамены и зачеты, письменный и устный опрос, контрольные работы, рефераты. Все они имеют достоинство и недостатки. Так, опрос прост и универсален, активизирует знание, развивает речь, но не дает возможности проверить знания всех. Экзамен позволяет определить уровень знаний учащихся в целом, но многие из них испытывают чувство страха и неуверенности и поэтому не могут реализовать свои возможности. Традиционные методы контроля зачастую субъективны, у каждого экзаменатора есть свои специфические требования: одни ценят — логичность ответа, другие — его основательность, третьи — оригинальность в суждении. Да и критерии оценки у каждого учителя разные, что делает отметки несопоставимыми между собой. Чтобы объективно оценить знания учащихся, необходимо их измерить. Можно определить основные подходы к измерению уровня знаний, сформировав образ знания, подобрав задания и оценив их выполнение. Основные направления совершенствования контроля, таким образом, связано с переходом к объективным методам измерения знаний.

Наилучшим и наиболее корректным из известных сегодня методов измерения знаний обучаемых, на мой взгляд, является педагогический тест.

Применение тестов имеет большое количество положительных сторон:

1.            Объективность — она достигается путем стандартизации процедуры проведения тестирования и проверки работ.

2.            Более емкий инструмент контроля — они ориентированы на определение уровня сформированности ключевых понятий, умений, навыков.

3.            Во время тестирования каждый ученик использует в знании не по 2-3 темам, а гораздо большего числа тем.


4. Более мягкий инструмент — ставит всех учащихся в равные условия, что снижает нервное напряжение.

По целям использования тесты подразделяются на предварительные, текущего контроля, итоговые. По характеру умственных действий учащихся можно выделить тесты, требующие простого воспроизведения знаний, анализа, выполнения определённых действий и т.д.

Актуальность этого метода контроля диктуется и введением ЕГЭ в качестве итоговой аттестации выпускников школ и средства их отбора для поступления в вузы. Пятилетний педагогический опыт широкого использования мною тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку уч-ся к уроку, повышающим мотивацию к изучаемому предмету, повышающим качество знаний школьников.

Кроме этого, с появлением компьютерных классов, использование тестов делается гораздо удобнее и эффективнее.

Поэтому перспектива моего опыта — это компьютерное тестирования, которое увеличивает преимущества использования этого вида контроля: большая объективность, возможность тренинга, осуществление индивидуального подхода и т.д.

Но надо подчеркнуть, что использование одного лишь тестового контроля может привести к одностороннему развитию уч-ся. Для того чтобы развивать их устную речь, умение составлять план ответа, давать развернутый ответ на вопрос, приводить доказательства, необходимо разумно сочетать разные формы контроля знаний школьников.


  1. Ведущая педагогическая идея

Размышляя о целях и задачах общеобразовательной школы на современном этапе развития нашего общества, анализируя происходящие процессы, я пришла неизбежному выводу о необходимости понимания образования как целостной системы формирования социально адекватной личности. Под социальной адекватностью мною понимается такой   перечень личностных параметров, который позволяет их обладателю активно и творчески преобразовывать свою жизнь, постоянно сохраняя позитивную позицию данных преобразований как для себя и своего непосредственного окружения, так и для общества в целом с учетом постоянных социальных изменений.

Очевидно, что одним из наиболее важных параметров является способность самостоятельного и ответственного выбора из многих вариантов жизненных возможностей. ( Вероятно, имеет смысл говорить о том, что одна из задач школы состоит и в воспитании грамотного электората.) Это подразумевает как минимум:

— социально адекватную систему ценностей и потребностей;

— наличие навыков рефлексии;

— позитивную самооценку.

Возникает вопрос, как на уроке химии в средней общеобразовательной школе, помимо решения традиционных задач, усвоения базисной суммы знаний, умений и навыков, формировать указанные личностные параметры. Я предположила, что потребность в получении знаний, умение самостоятельно организовывать работу по их формированию, выбор наиболее оптимальных путей для этого, планирование своей образовательной деятельности являются социально адекватными ценностями..

Основной педагогический прием, использованный в разработанной схеме, состоит в том, что ученику предоставляется право самостоятельного выбора способа работы на уроке повторения пройденного материала с целью подготовки к контрольной работе в соответствии с личными стратегиями получения знаний, с учетом его предпочтений и осознания целей обучения.

Особо важное значение имеют неявные цели, которые ставит перед учащимися преподаватель:

1.            Повторение структуры изучаемого материала и объема, необходимых к контрольной работе знаний, умений, навыков (ЗУН).

2.            План построения ответа на вопросы о химических свойствах веществ.

3.            Источники информации о материале.

4.            Тренинг навыков рефлексии собственных состояний, самоанализ.


5. Выработка умения самостоятельного планирования собственной познавательной деятельности.

Также особое значение уделялось созданию установки успешности учебной деятельности школьников, для чего использовались специально организованные языковые паттерны (единицы речи, содержащие конкретный позитивный смысл)— «знаю уверенно», «надо повторить» как движение в сторону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается, что ученик уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить; демонстрируется доверие к ученику: учитель уверен, что ученик работает над предметом. И для этого может быть использован такой вид контроля как тест. Его особенность в том, что он занимает меньше времени в отличие от других видов контроля. И уже в конце урока учитель может сообщить о том, как усвоен материал. После сообщается, что задания, которые каждый не успел выполнить из намеченных, остаются в качестве индивидуальных домашних заданий.

  1. Теоретическая база опыта

В построении схемы работы я опиралась на понятие субъектного опыта, введенного И. С. Якиманской, принципы личностно ориентированной технологии образования, основанные на мультисенсорном подходе, описанные А. А. Плигиным, принципы демократизации, дифференциации, гуманизма.

Очень полная и доступная информация о тестах приведена в следующей литературе:

-Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М.,Адепт,1998.

— Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования М., Интеллект — Центр,2001.

-Джон Р. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. Перевод с англ. — М.,

-Когито — Центр,1999.

Кроме этого к учебнику О.С.Габриеляна издан методический комплекс, включающий в себя и тестовые контрольные работы. Примеры таких заданий в самых разных вариантах предлагаются в изданиях для подготовке к ЕГЭ.

Чаше всего я использую тесты со свободно конструируемыми ответами,    (учащиеся сами составляют короткие однозначные ответы) и тесты с выборочными ответами. Последние дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления.

Кроме того, большинство технических средств контроля рассчитано на применение именно тестовых заданий с выборочными ответами.

  1. Метод тестового контроля с выборочными ответами.

 

Применение данного метода позволяет учителю получить сведения об усвоении того или  иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной.

Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т.е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся.

Оптимальны тесты, содержащие 8-12 вопросов при 4-5 выборочных ответах, из которых правильный лишь один. (Возможны также сочетание нескольких ответов. В этом случае за верный принимается полный ответ. Если допущена хотя бы одна ошибка, ответ также считается неверным.) Не рекомендуется использовать менее четырех вариантов ответов, так как при этом существенно увеличивается возможность случайного выбора правильного ответа.

  1. Новизна опыта

Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых—это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзя забыть о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицу правильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменяться полученными данными с учениками других классов. Поэтому не рекомендуется использовать одни и те же варианты тестов в различных классах.

Во-вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторые преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь явственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неверных вариантов. При использовании в течение ряда лет программированного контроля для оперативной оценки знаний учащихся по химии были выработаны рекомендации, которые в совокупности могут служить методикой, используемой при составлении вопросов и ответов. Суть этих рекомендаций сводится к следующему:

1.  Все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно, заставляя учащегося анализировать каждый вариант ответа и выявлять в нем неточность или ошибку.

2.           Там, где это возможно, стоит привести несколько истинных ответов, каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет остальные правильные ответы. Подобный прием позволяет уяснить на практике возможность неоднозначности ответа, более широко подойти к решению предлагаемой задачи.

3.           Правильное утверждение не должно быть полностью созвано определению, данному в учебнике или на лекции, чтобы в нем не сразу угадывался правильный ответ. Это заставляет учащихся осмысливать определения, а не механически их заучивать. Для этого же допускается приводить заведомо неверные ответы, созвучные приведенным в учебниках (на лекциях) определениям.

4.           Желательно, чтобы варианты ответов расчетных задач содержали не чисто случайные значения, а лишь те, которые получены при решении с введением типичных ошибок. Это минимизирует случайность, возникающую при выборе учащимся любого из ответов, если его собственный не совпадает ни с одним из приведенных.

5.           Вопросы по каждой теме стоит подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали все разделы и позволяли контролировать как усвоению учащимися теоретических знаний, так и их навыки в решении расчетных задач.

6.     Вопросы могут быть составлены с применением образной графической символики, или же информация может быть преимущественно представлена в виде текста.

Выбор способа оформления заданий обусловлен как возможностями вычислительной техники и применяемых тестирующих программ (в случае применения для тестирования компьютерной техники), так и психологическими особенностями групп учащихся. При составлении тестов по курсу химии для учеников лицея часть символьной информации была представлена в текстовой форме, что обусловлено особенностями учащихся физико-математических специальностей. Вопросы и ответы, составленные в виде текстов, призваны способствовать тренировке образного мышления у групп учеников, отдающих предпочтение формулам, рисункам и символам.

7. Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и

оценки знаний учащихся всего класса, их необходимо предложить для решения небольшой группе ребят. Этот метод в сочетании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов. Подобная мера необходима еще и потому, что преподаватель может не увидеть двоякого толкования заданного вопроса или неоднозначность в предложенных ответах, так то, что для специалиста является очевидным, у учеников может вызывать вполне обоснованные вопросы.

Таким образом видно, что техника составления тестов очень сложна и требует очень глубокой подготовки. Рядовому учителю, на мой взгляд, с этой задачей очень сложно справиться. Поэтому, в своей работе для тематического и итогового контроля я использую готовые тесты, которые беру из различных источников, т.к. они разработаны целыми коллективами научных сотрудников, дополняю их или исправляю в соответствии со своими задачами. Тесты, применяемые мною на закрепление или при опросе, я составляю сама.

  1. Технология опыта

Начиная работу над данной темой, я ставила перед собой следующие задачи:

1.            Совершенствовать методы педагогического контроля за эффективностью обучения учащихся с целью своевременной коррекции пробелов в их знаниях, умениях, навыках.

2.            Освободить время на уроке для более глубокого изучения теоретических вопросов.

3.            Сформировать умения и навыки учащихся работы с тестами , с целью подготовки их к ЕГЭ.

4.            Накопить дидактический тестовый материал.

5.            Повысить мотивацию учащихся к изучению химии и качество их знаний.

Прежде всего, я изучила весь теоретический материал по этому вопросу в

методическом журнале «Химия в школе», а также в следующей литературе:

 -Аванесов B.C. композиция тестовых заданий М., Адепт, 1998г.

-Майоров А.Н. теория и практика создания тестов для системы образования.

М, Интеллект — центр 2001.

-Джон Р. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения,перспектива.

( Перевод с английского— М, Когито-Центр, 1999г.)

Прежде всего, я постаралась чётко разграничить программный материал на базовый уровень инвариантную часть, т.е. на 2 блока:

При подготовки к уроку я выделю эти 2 блока: в первый » Базовый уровень» репродуктивный характер мышления учащихся, умение запоминать материал, понимать его и использовать в знакомой учебной ситуации. В блоке » инвариантная часть » предусматриваю материал, предполагаемый в определенной мере творческий подход к решению поставленных задач, умения понимать, использовать материал в измененной обстановке. Классифицировав, таким образом, материал, получаю возможность эффективнее планировать урок на всех его этапах.

Основной педагогический прием, использованный в разработанной схеме, состоит в том, что ученику предоставляется право самостоятельного выбора способа работы на уроке тематического контроля знаний — обычная контрольная или в виде теста, в соответствии с личными стратегиями получения знаний, с учетом его предпочтений и осознания целей обучения и степени усвоения материала.

Использование тестовых заданий я начинаю с восьмого класса, сначала в виде игровых вопросов: найти третьего лишнего, узнай аборигенов страны оксидов, солей и т.д., затем переходу к заданиям типа: дополни фразу, допиши уравнение реакции, логический » брифинг», установить соответствия, а уже затем даю небольшие тесты при опросе и при закреплении материала.

Тематические контрольные или итоговые в 8-ом классе даю в обычной форме.

В 9-ом классе продолжаю эту работу, усложняя тесты и, если учащиеся справляются с ними, предлагаю 1-2 работы избрать в тестовом виде.

В 10-х и 11-х классах все тематические контрольные работы предлагаю уже в тестовом варианте, а для желающих — в обычном виде. Это тесты по темам:

1. «Углеводороды»

2.       «Кислородосодержащие органические   вещества»

3.   «Азотсодержащие органические   вещества»

4.       «Строение атома»

5.   «Строение   вещества»

6.       «Химические реакции»

 

Кроме этого, при написании тестовых работ, чтобы избежать ответов по типу » угадай», я прошу около каждого выбранного ответа сделать краткие пояснения.


  1. Результативность опыта

Опыт широкого использования тестового контроля знаний учащихся при проверке знаний по химии в 10-х и 11-х классах позволял выделить следующие положительные моменты:

1.   Уменьшена возможность подсказок и списывания.

2.   Повысилась объективность оценки знания.

3.   Резко возросла познавательная активность учащихся при изучении химии, что       обусловлено стимулированием данной методикой самостоятельной работы. Так, по завершении контрольного мероприятия правильность ответа на заданные вопросы проверяется учеником с использованием первоисточника (учебник, конспект) или в общении между собой. В случае обычной письменной работы такого не происходит, так как в ней присутствует указание на ошибку.

4.   Отсутствие проверки на обычных уроках приводит к активизации учащихся, позволяет проводить обсуждение материала в режиме «мозгового штурма», когда разрешены и не наказываются самые неожиданные ответы и предположения.

5.        Изменилась роль преподавателя, который освободился от «карательных» функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок.

6.        Улучшилось психологическая атмосфера в группах учащихся. Возникла устойчивая обратная связь—преподаватель—учащийся—преподаватель. Учитель перестал быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием знаний.

7.        Преподаватель полностью освобождается от проверки контрольных работ и может, используя статистические данные, оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие области курса учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.

8.        Возросло количество контрольных мероприятий, что позволяет осуществлять своевременную проверку знаний у всей группы учащихся по большинству разделов изучаемого курса.

Необходимость расширения интенсивных форм проверки подтверждается также многолетними наблюдениями и опросами учащихся, позволяющими сделать вывод о том, что регулярность и основательность их подготовки к каждому занятию находятся в прямой зависимости от наличия и глубины проводимых контрольных мероприятий. Очевидно, что в подобных случаях интенсивный и всеохватывающий контроль является мощным инструментом, помогающим учащимся в освоении изучаемых дисциплин.


Мониторинг качества знаний за тестовые контрольные работы в 10-11 классах.

1. «Углеводороды» 10 класс.

2. «Кислородосодержащие органические вещества» 10 класс.

3. «Азотосодержащие органические вещества» 10 класс.

4. «Итоговая работа за курс органической химии» 10 класс.

5. «Строение атома» 11 класс.

6. «Строение вещества» 11 класс.

7 «Химические реакции» 11 класс.

 

 Далее  приведены диаграммы, подтверждающие рост качества знаний учащихся от одной контрольной работы к другой, которые не отобразились  в блоге при вставке рисунка.



Тестовые задания, используемые на различных уроках.

8 класс

*Соотнесите:

Понятия:                   примеры:

1) тело                      а) алюминий

2)вещество               б) стакан

в) спичка

г) сера

*Укажите, где о ВОДОРОДЕ говорится как о простом веществе:

а) водород входит в состав большинства органических веществ    б) водород — самый легкий газ  в)водородом наполняют воздушные шары г)молекула метана содержит четыре атома водорода

* Укажите, где роль идет о физических явлениях (I вариант), а где о химических (II вариант):

а) кислород сжижается при очень низких температурах

б) кислород участвует в процессе дыхания

в) кислород плохо растворяется в воде

г) горение ацетилена в кислороде применяется для газовой резки и

сварки метанов

*Соотнесите:

место химического элемента в периодической системе  Д.И.

Менделеева:

1) 2период, VI группа

2)   3 период, II группа

3)   4 период, II группа, побочная подгруппа

4)   4 период, I группа, главная подгруппа

Химический знак:

а) O         в) К            д) Zn       ж) Сu

б) Мn        г) Mg         е) Сl


* 1. Какие элементарные частицы не входят в состав ядра атома:

A)протоны
Б)нейтроны
В) электроны

2.  Атомы какого химического элемента имеют в своём составе
9р, 10n, 9е:

А) неон

Б) калий

B)  фтор

3.  Изотопы — это:

A)  атомы, в которых разное число протонов

Б) атомы, где число протонов не равно числу электронов

B) атомы, с разным числом нейтронов, но одинаковым числом
протонов

4. Число энергетических уровней в атоме показывает:

A)    номер периода Б) номер группы

B)    порядковый номер

5.  Второй энергетический уровень завершен у атома:
А) неона

Б) бериллия   В) алюминия

6.По неполной схеме определите элемент  (+х)2,8,3

7. электронная конфигурация 2,8,1 принадлежит атому:

A)    натрия, Б) калия,

B)         магния;

 

*Найдите третьего лишнего:

а) Ва(ОН)2   NaOH   С02

б) Fe(OH)3  Zn(OH)2   КОН

в) MgO   ZnO   S02

1.Н3 As04 — это:

а)соль   б)кислота   в)основание   г)оксид

2.Si02-это:

а)соль   б)кислота   в) основание г) оксид

3. А1С1з   -это:

а) хлорид б) сульфид в) сульфат г) нитрат

4.  Mg(N03)2 — это:

а) хлорид б) сульфид в) сульфат   г) нитрат

5.  В серной кислоте сложный ион это –

а) Cl-  6) SO42-  b) H2S  г) SO32-

6.  Степень окисления серы в серной кислоте

а) -6    б) +6   в) +4   г) -2

7.Серной кислоте соответствует оксид:
a) S03

6) S02

в) Н20

г) С02

8. В гидроксиде меди (II) степень окисления меди:
а) +1    б) +2     в) -1    г) -2


9 класс

* Дополнить фразу:

1.Атомы неметаллов в свободном состоянии являются…

а) окислителями, т.к принимают её.

б) восстановителями, т.к отдают её.

в) не проявляют окислительно-восстановительных свойств;

2.На внешнем слое электронной оболочки атома хлор содержит… а) 5          6) 7              в) 8;

З.Хлор является более активным окислителем чем… а) С          6) О            в) F;

4.Фтор в свободном состоянии…

а) окисляет атомы всех известных электронов

б) легко окисляется сильными окислителями

в) с трудом вступает в окислительно-восстановительные реакции;

5.Высший гидроксид хлора имеет форму… а) НClO     б) НClO4    в) НClO3;

6.Водные растворы галогеноводородов проявляют свойства…

а) основные 6) слабоосновные   в) кислотные;

7.Гидроксиды неметаллов проявляют свойства…

а) амфотерные б)основные в) кислотные;

8.Сила галогеноводородных кислот в ряду НС1-НВг-НI…

а)  не меняются

б) увеличиваются

в) уменьшаются

9.Дополните схему: 1.НВг+…= Вг2 + …

а) Сl2 = 2НС1        б) S = H2S            в) I= 2HI


*Вариант 1

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа    

1. Химический элемент, имеющий схему строения атома +14 )))

в Периодической системе занимает положение:                             284                                                                    

А. 4-й период, главная подгруппа III группы
Б.  2-й период, главная подгруппа IV группы.                                                   

В 3-й период, главная подгруппа IV группы.
Г. 3-й период, главная подгруппа II группы.

2. Строение внешнего энергетического уровня 3s2 Зр5 соответствует атому элемента:
А.Магния.    В. Фосфора.

Б. Серы.      Г. Хлора.

 

3.Элемент с наиболее ярко выраженными неметаллическими свойствами:

А. Кремний.    Б. Сера.    В. Магний.       Г. Фосфор.

 

4.    Оксид элемента Э с зарядом ядра +16 соответствует общей формуле:

 А. Э2О.  Б. ЭО.  В. ЭО2. Г. ЭОз

 

5.    Характер свойств высшего оксида химического элемента с порядковым номером 7 в Периодической системе:

А. Амфотерный. Б. Кислотный.   В. Основный.

 

6.  Основные свойства наиболее ярко выражены у гидроксида:
А. Бария.        Б. Бериллия.        В. Кальция.       Г. Магния.

7. Схема превращения Сu +2 à Сu0 соответствует химическому уравнению:

A.      CuO + H2 = Cu+H2O.
Б. Cu+Cl2 = CuCl2

B. CuO + 2HCl= CuCl2 + Н2O

Г.2Сu+O2=2СuО.

 

8. Сокращенное ионное уравнение реакции Ва 2+ S042-  = BaSO4 соответствует взаимодействию:

A.Бария и раствора серной кислоты.
Б. Оксида бария и соляной кислоты.

B.      Оксида бария и раствора серной кислоты.
Г. Хлорида бария и раствора серной кислоты.

9. Формула вещества, реагирующего с раствором гидроксида кальция:
A.HCl       Б. CuO.    В.Н2О.     Г.   Mg.

10. Элементом Э в схеме превращений

Э  à    ЭО2     à       Н2ЭО3     является:

A.Азот.
Б.  Магний.

B.Алюминий.
Г. Углерод.

 

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом.

11.   Напишите уравнение реакции между растворами гидроксида элемента с порядковым номером 3 и водородного соединения элемента с порядковым номером 9 в Периодической системе. Назовите все вещества, укажите тип реакции.

12.   В приведенной схеме

V2O5 + AL    à      AL203 + V

Определите степень окисления каждого элемента и расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

13. Составьте уравнение химической реакции, соответствующей схеме С0    à   С +4. Укажите окислитель и восстановитель.

14.По схеме превращений

ВаО     à    Ва (ОН)2 à    ВаСО3   à     BaCL2

Составьте уравнения реакций в молекулярном виде. Для превращения 3 запишите полное и сокращенное ионные уравнения.

15. Но уравнению реакции

2Mg + MgO2 = 2MgO.  Рассчитайте объем кислорода ( н. у.), необходимого для полного сгорания 1,20 г магния.


Тестовая контрольная работа по теме » Углеводороды»

 

Вариант 3/2

1. Цис -3,4,5-триметилгексен-З имеет молекулярную формулу:

1)    C9H20                3) C9H18

2) C6H12                4) C9H16

2. Гомологом 2- метил-3-этилпентана является:

1)         1-метил-3-этилпентен-2      3)пентин-1

2)    метан                                  4) циклопентан

3. Геометрическая изомерия возможна для:

1) бутана                    3) бензола

2)    циклобутана           4) пентена-2

4. Четвертичный атом углерода имеется в молекуле:

1)    2-метилбутана              3) метана

2) 3,3-диметилпентана     4) циклобутана

5. Метан можно получить из:

1)     карбоната кальция    3) карбида алюминия

2)  карбида кальция       4) оксида алюминия

6. Наиболее коптящим пламенем горит:

1)    ацетилен      3) метан

2)    этилен          4) этан

7. Допишите уравнение реакции и определите тип СН2= СН2+ (О)+

H2О:   à

1) гидратация        3) гидрирование

2)    окисление          4) восстановление

8. Атомы углерода в sp — гибридном состоянии имеются в молекуле:

1)    пентена       3) пентина

2)  пентана       4) циклопентана

9. Природный каучук по химическому строению представляет собой:

1)     полибутадиен               3) полипропилен

2)  транс-полиизопрен      4) цис-полиизопрен

10.  Из 7,8 г. бензола получено 8,61г. нитробензола. Выход продукта реакции составил:

1)70%         3)80% 2) 65%        4) 78%

11.Сколько грамм 20%-ого раствора глюкозы надо добавить к 150г. 50%-ого её раствора, чтобы получить 30%-ый?

1)350г.       3)200г.

2) 300г.      4) 400г.


Тестовая контрольная работа » Кислородсодержащие органические вещества «

Вариант 2/2

1.   Вещество, какого состава может быть гомологом фенола:

28

l) C5H40H;    2) С7Н7ОН;     3) С6Н4 (ОН) 2;      4) С6Н13ОН.

2.   Изомерия проявляется раньше в гомологическом ряду:

1) предельных одноатомных спиртов

2)    альдегидов

3)    фенолов

4)    карбоновых кислот

3.    Водородная связь отсутствует между молекулами:

1) карбоновых кислот

2)    альдегидов

3)    одноатомных спиртов 4)гликолей

4.   Альдегид получается гидратацией:
1)НС=СН                         3)СН3—С=С—СНз

2) НС=С-СНз                    4) СН2=СН2

      5. Какое из приведенных веществ проявляет самые сильные кислотные свойства:

1) СНз—СООН                     3) СНз—СН2ОН

2)    С6Н5—ОН                          4) НСООН

         6.   Какое из веществ не является функциональным производным

уксусной кислоты:

1) уксусный альдегид         3) уксусный ангидрид

2)  этилацетат                      4) ацетамид

        7.  Окислением этилбензола можно получить:

1) бензойную кислоту

2)уксусную кислоту

3)     муравьиную кислоту

4)     фенилуксусную кислоту

        8.  По химическому строению жиры представляют собой:

1) сложные  эфиры                      3) карбоновые кислоты

2)    трехатомные спирты                4) полисахариды

9.         При взаимодействии 180 г раствора глюкозы с массовой долей 10% с избытком         аммиачного раствора оксида серебра масса образовавшегося металла составила:

1) 10.8 г               3) 16,2 г        2)5,4 г                  4)21,6 г

10. Определите молярность 20%-ого раствора уксусной кислоты
объёмом 300 мл. и плотностью 0,623 г/мл.:

1)2,07 М            3)1,5 М            2)3 М                4) 5 М


Тест по теме « Строение атома»

1.   Число протонов, нейтронов и электронов для изотопопа Мn:

а) 55р, 25n, 55е;                       в) 25р, 55n, 25е;

б)                                             25р, 30n. 25е; г) 55р, 25n, 25е;

2. Какая частица имеет больше протонов, чем электронов:

а) атом натрия;                 в) атом серы;

б)                                      сульфид- ион        г) ион натрия?

3.Наибольший радиус имеет ион:                

a) Ca2+         б) К+             b)F-                 r)S2-

4.Из приведенных ниже электронных формул выберите ту, которая соответствует р-элементу IY группы:
a)…4s4p4d5s;                         в)… 3s3p3d4s4p;

 б)…4s4p;                               г)…2s2p

5.    Электронная формула атома ls22s22p6 3s2 3p2 Формула его водородного соединения     а)РН3          б)H2S     в)СН4                               г)SiH4

6.    Электронная формула внешнего электронного слоя атома химического элемента… 3s2 3p4. Из приведённых ниже формул выберите формулу гидоксида, где этот химический элемент проявляет высшую степень окисления:

а) Н2RO3        б) R(OH)6     в) RO3               г) Н2RO4

7.Ряд элементов, расположенных в порядке возрастания металлических свойств:
a)Na,Mg,AL;                              в) Pb , К, Na;

б) Са , Mg, Be;                           r)AI, Mg, Na.

8.Наиболее сходными химическими свойствами обладают простые вещества, образованные элементами:
а)   Са и Si;        б) РЬ и Ag;       в) CL и Аг;          г)Р и As.

9. Оксиды бериллия, магния и кальция соответственно относятся:

а) к основным, амфотерным, кислотным;

б)    только к основным;

в) к кислотным, амфотерным. основным;

г) к амфотерным, основным, основным.

10. Гидроксиды элементов Mg, Al и Si    относятся соответственно к классам:

а) оснований, кислот, оснований;

б)   амфотерных гидроксидов, оснований, кислот;

в)    оснований, амфотерных гидроксидов, кислот;

г) амфотерных гидроксидов, оснований.

11 .Определить молярность и молярность 30% раствора серной кислоты с плотностью 1.218 гмл.




Тестовая контрольная работа по теме «Химические реакции»

 

1. Взаимодействие этилена с хлором является реакцией:

а) замещения, экзотермической, гомогенной;

б)    экзотермической, гетерогенной, обмена;

в) присоединения, экзотермической, гомогенной;

г) обмена, эндотермической, гомогенной.

2. К окислительно-восстановительным не относится реакция:

а) СиО + Н2 = Си + Н2О;

б)   Си (ОН) 2 = СиО + Н2О;

в) С6Н6+ Cl2 = C6H5Cl + HCl;

г) 2С2Н50Н + 2Na = 2C2H5ONa + H2.

3. Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции
горения пропана равен:

а) 5;              6)4;                  в)3;                 г)2.

4.Сумма коэффициентов в сокращенном ионном уравнении реакции между раствором гидроксида калия и серной кислотой равна:

а) 6;               6)5;                  в) 4;

5. Сокращенное ионное уравнение реакции Сu+2 + 2OН = Сu (ОН) 2
соответствует взаимодействию веществ:

а)СuО и Н20;                             в) СиО и Ва(ОН) 2;

б) CuCl2  и NaOH                      г) CuS04 и Fe(OH)3.

6. При гидролизе сахароза образуется:

а) глюкоза;                             в) фруктоза;

б)                                           глюкоза и фруктоза;  г)   углекислый газ и вода.

7. Растворение цинка в соляной кислоте будет замедляться при:

а) увеличении концентрации кислоты;

б)    раздроблении цинка;

в) повышении температуры;

г)  разбавлении кислоты.

8. Какова будет скорость реакции при 0 С, если при 20 С ее скорость равна 1 моль/(л* ч), а при повышении температуры на 10 С она возрастает в 2 раза?

а) 0,1 моль/(л*ч);              в) 0.25 моль/(л*ч);

б)                                       0.5 моль/(л*ч);               г) 0.75 моль/(л*ч).

9. Химическое равновесие в системе  СН4 + Н2О ↔ ЗН2 + СО — Q смещается в сторону продуктов реакции при:

а) повышении давления;

б)   повышении температуры;

в) понижение температуры;

    г)  использовании катализатора.

10. При восстании.кипи алюминием железа из оксида железа (III) массой 100 г.
выделяется 476 кДж теплоты. Тепловой эффект такой реакции равен:

а) 380, 8 кДж/моль;                 в) 476 кДж/моль;

б)761.6кДЖ./моль;                 г) 328,3 кДж/моль.

11. Какой объем раствора гидроксида натрия с массовой долей 10% потребуется для   приготовления.. раствора щелочи объемом 50мл.

а) Зл;        б) 36,3мл;      в) 45мл;  г)2л


 

  1. Библиографический список


  1. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения/ М.: «Сентябрь», 2004 г.

  2. Грудзинская Е.Ю., Кочнева Е.Г. Проектирование уроков химии. – «Химия: методика преподавания в школе», № 4, 2002 г.

  3. Гузеев В.В. Индивидуальное мастерство учителя. Проектирование уроков. – «Химия в школе», № 6, 2002 г.

  4. Гузеев В.В. Организационные формы обучения и уроков. – «Химия в школе», № 4, 2002 г.

  5. Зайцев О.С. Методика обучения химии. – М.: Владос, 1999 г.

  1. Каплунович И.Я., Аверкин В.Н. Качество обучения: диагностика и оценка. – «Химия в школе», № 8, 2004 г.

  2. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (На примере дисциплин естественнонаучного цикла): Уч. пос. – СПб.: Образование, 1998 г.

  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Учитель, 2005 г.

  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Учитель, 2005 г.

  5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии – 2004 г. — №5-с.3-12.

  6. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

  7. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987 г.

  8. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2003 г.

  9. Рогожин О.В. Развитие интеллектуальных умений школьников. – «Химия: методика преподавания в школе», № 5, 2004 г.

  10. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 г.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Водород. Кислоты. Соли»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: