ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18
План конспект
открытого урока по химии
8 класс
Тема урока: Решение задач на молярный объем и относительную
плотность газов
Троеглазова Елена Владимировна
Учитель химии
КГУ «Средняя школа №18» акимата города Усть-Каменогорска
Тема урока: Решение задач на молярный объем и относительную плотность газов
Цель урока: Продолжить знакомство с понятием молярный объем газа, относительная плотность газов, научить пользоваться этими единицами при решении задач
Задачи урока:
Образовательные: Закрепить знания учащихся о молярном объеме газов и относительной плотности газов через решение задач (уметь рассчитывать объем газа, взятого в количестве вещества х моль, находить количество вещества, взятого в объеме х л, находить относительную плотность вещества по воздуху, кислороду и водороду)
Активизировать ранее сформированные навыки решения задач по данной теме
Развивающие: Развитие навыков, необходимых при решении расчетных задач: умение выводить производные от формул; умение грамотно оформить задачу. Развитие познавательного интереса к предмету и навыков самооценки знаний.
Воспитательные: Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке. Воспитание взаимовыручки и взаимодействия через групповую форму работы. Продолжить формирования вычислительных навыков
Тип урока: урок закрепления ранее полученных знаний
Методы и формы урока: Объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно-поискового изложения; групповая работа по решению задач
Используемые педагогические технологии: групповые, ИКТ, проблемно-поисковый, (дифференцированный)
Оборудование: учебник, раздаточный материал, наглядные материалы, карточки, «золотой» ящик, интерактивная доска, компьютер
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. 1 минута | Приветствие ребят. Проверка готовности к уроку | Называют отсутствующих | Запись в журнале | |||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация ЗУН 8 минут
Цель: проверить степень сформированности у учащихся представления, молярном объеме газов, относительной плотности газов (обозначение, единица измерения, расчетная формула) | Предъявление классу «золотого» ящика, в который спрятано задание (игра) К доске приглашаются два ученика.
Работа 3 ученика Используя данные обозначения и информацию на доске (треугольник), запиши формулы для вычисления: А) массы вещества – Б) объема вещества – В) количества вещества – Г) объема вещества, используя массу – Д) относительной плотности газа — |
Один достает содержимое черного ящика, объясняет значение записей и прикрепляет магнитом на доске. Второй прикрепляет обозначение соответствующих размерностей величин – единицы измерения.
Ученик записывает на интерактивной доске 5 формул | «Золотой» ящик с карточками, магниты, доска
Опорные схемы (по формулам), информация с «золотого» ящика Слайд 1 | |||||||||||||||||||||||||||||
3. Основная часть 10 минут
Цель: уметь решать задачи разного вида, грамотно записывать дано | Тема урока: Решение задач на молярный объем и относительную плотность газов Сегодня мы должны будем применить знания, полученные на прошлых уроках при решении задач, а именно рассмотреть 4 вида расчетных задач:
Работа в группах Класс разделен на 3 группы, каждой группе предложены задачи (дифференцированный подход)
| Записывают число и тему урока
Решают задачи в группе, используя предложенный материал из учебника + использование компьютерного самоучителя решения задач | Слайд 2
Слайд 3
Примеры решения задач в учебнике; компьютерный самоучитель, приложение 1 с разноуровневыми заданиями | |||||||||||||||||||||||||||||
Разминка 2 минуты
Цель: развитие навыков работы с ПС, запоминание различных химических элементов, вычислительных навыков | Игра «Отгадай элемент» Загаданное число удвоить, прибавить 5, умножить на 5 | 2 ученика у доски загадывают элементы, производят необходимые расчеты, затем класс угадывает его (у полученного числа убрать последнюю цифру, отнять 2) |
| |||||||||||||||||||||||||||||
3. Основная часть 10 минут
| … продолжение
Выбор 1 учащегося, который будет объяснять 1 вид задачи |
1 учащийся с группы представляет 1 решенную задачу, объясняя ее всему классу | Приложение 1 | |||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление 5 минут
Цель: в игровой форме проверить усвоение учащимися темы, умение сопоставлять сразу несколько величин, и объединять все воедино | Проблемная ситуация Все читали или смотрели фильм «Дети капитана Гранта». Записка со стертыми записями пришла к нам. Попробуем восстановить (помочь решить детям из будущего, приславшим записку при помощи машины времени). Работа в группах
|
1 группа решает для H2 2 группа решает для O2 3 группа решает для N2
|
Слайд 4
| |||||||||||||||||||||||||||||
5. Подведение итогов (рефлексия) 3 минуты
Цель: взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика | Упражнением «Плюс-минус-интересно» | Учащиеся высказывают свое мнение П: М: И: |
| |||||||||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание 1 минута
| §28 №8 | Записывают домашнее задание | На доске запись |
Рефлексия
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Группа 1 (слабые)
Определите объем при нормальных условиях 0,2 моль SO2
Решение: | |
Найти: V(SO2) — ? |
|
Определите, какое количество вещества составляет объем кислорода, равный 11,2 л при нормальных условиях
Решение: | |
Найти: ν (O2) — ? |
|
Вычислите относительную плотность аммиака по водороду
Решение: | |
Найти: — ? |
|
Относительная плотность аммиака по воздуху равна 0,59, рассчитайте относительную молекулярную массу аммиака
Решение: | |
Найти: Mr (NH3) — ? |
|
Группа 2 (средние)
Определите, какой объем (н.у.) займет углекислый газ массой 22 г
Найдите массу пропана C3H8, занимающего при н.у. объем, равный 2,8 л
Вычислите относительную плотность углекислого газа по воздуху
Определите молекулярный массу газа, если его относительная плотность по водороду 32
Группа 3 (сильные)
В огнетушителе под давлением находится 4,4 кг углекислого газа. Какой объем будет занимать это количество газа при нормальных условиях?
Составьте задачу, используя данные:
Решение: | |
Найти: V(Н2) — ? |
|
Определите относительную плотность по воздуху углекислого газа
Относительная плотность газа по воздуху равна 1,5. Найдите относительную молекулярную массу неизвестного газа
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нурахметов Н.Н. и др. Химия: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. шк. /Н. Н. Нурахметов, К. А. Сарманова, К. М. Жексембина. – 2-е изд., перераб., доп. – Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008.- 224 с., ил.