Урок для 9 класса на тему «Элемент жизни и мысли»

МБОУ Сюмсинская средняя общеобразовательная школа











Урок для 9 класса на тему «Элемент жизни и мысли»



Автор: учитель химии МБОУ Сюмсинской СОШ

Осипова Светлана Михайловна



















Данный урок построен с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) технологии. Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей. Организация на уроке проблемно-поисковой деятельности учащихся усиливает познавательный интерес, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить. В процессе урока используется мультимедиа проектор, где на экране демонстрируются опыты, которые в школьной лаборатории продемонстрировать невозможно. Урок проводится в компьютерном классе, у каждого учащегося компьютер, подключенный к интернету. Для поддержки обучения на данном уроке используются сервисы Web 2.0- это сервис Google документы, сервис веб-доска Stixy, которые являются онлайн- инструментом сотрудничества. А так же сервис LearningApps.org.

Цель урока: сформировать систему знаний учащихся о строении, свойствах и применении фосфора.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Рассмотреть строение атома фосфора согласно его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, аллотропные модификации фосфора.

  2. Изучить физические и химические свойства фосфора, нахождение в природе, его области применения.

  3. Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.

  4. Совершенствовать умения составлять окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.

Развивающие:

Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе решения задач проблемного содержания.

Воспитательные:

Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • фронтальная;

  • работа в группах.

Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:

  • создание проблемной ситуации;

  • словесные (эвристическая беседа),

  • наглядные (видеофрагмент)

  • частично-поисковый;

  • кодирование информации


Оборудование:

Учебник: Габриелян О. С. Химия. 9 класс. Компьютеры, подключенные к интернету, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, раздаточный материал (текст «Аллотропные модификации фосфора»), презентация.

























Ход урока



Встреча с проблемой

1. Актуализация опыта.

Слайд № 1

В начале урока учитель спрашивает у детей, нравится ли им читать или смотреть детективы. Ребята делятся своим опытом.

— Какие вы читали детективы?

2. Создание проблемной ситуации

Слайд № 2

— Я предлагаю вам прослушать отрывок из известного произведения английского писателя Артура Конан-Дойла «Собака Баскервилей».


“…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я”.


— В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее.

Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно другое, часть – противоречит друг другу. Учащиеся осознают неполноту своих знаний, чтобы ответить на данный вопрос.

3. Осознание и формулирование проблемы

По просьбе учителя ученики формулируют цель урока.


Построение знаний

  1. Выбор методов исследования



Учитель предлагает обсудить и записать планирование деятельности, выбрать методы решения проблемы и источники информации.

  1. Сбор информации


Фосфор как элемент

Слайд № 3

Задание: Используя периодическую систему химических элементов, дайте характеристику химического элемента фосфора и строение его атома (индивидуальная самостоятельная работа с ПСХЭ по характеристике элемента).

Работая с ПСХЭ, учащиеся характеризуют фосфор и приходят к выводу: Р- неметалл 5 группы и 3 периода, имеющий 5 валентных электронов на внешнем энергетическом уровне, заряд ядра +15, имеет 3 энергетических уровня. Ему соответствует высший оксид кислотного характера Р2О5 и летучее водородное соединение фосфин РН3. Высшая и низшая степени окисления +5 и -3 соответственно, следовательно, фосфор проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства. Самая устойчивая степень окисления в соединениях +5.

Физические свойства фосфора

Слайд № 4

— Химический элемент фосфор образует две аллотропные модификации: белый фосфор и красный фосфор.

Слайд № 5

-Предлагаю поработать самостоятельно и выполнить задание тренажера «Аллотропные модификации фосфора, используя текст (Приложение № 2).

Слайд № 6

— При сильном нагревании без доступа воздуха красный фосфор превращается в белый фосфор. Учитель демонстрирует опыт, иллюстрирующий переход красного фосфора в белый (видеофрагмент).

Химические свойства фосфора

Химические свойства красного и белого фосфора близки, но белый фосфор более химически активен.

Слайд № 7

Так, оба они, как и положено неметаллам, взаимодействуют с металлами, образуя фосфиды. Например, взаимодействие белого фосфора с кальцием (видеоопыт).

Задание: Запишите уравнение химической реакции, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Слайд № 8

— Фосфор взаимодействует и с неметаллами.

Например: Взаимодействие белого фосфора и кислорода (видеоопыт).

Задание: Запишите уравнение химической реакции, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Слайд № 9

-Фосфор способен вступать в реакции с неметаллами. Взаимодействие фосфора с хлором (видеоопыт)

Задание: Запишите уравнение химической реакции, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Трое учащихся записывают уравнения на доске, остальные проверяют у себя в тетрадях.

— Фосфор способен всупать в реакции и со сложными веществами (хлоратом калия)

6P + 5KClO3 → 5KCl + 3P2O5

Эту химическую реакцию вы воспроизводите всякий раз, когда зажигайте спичку.

Учащиеся делают вывод: на основе строения атома мы выяснили, что простое вещество фосфор, довольно активный неметалл способен проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.

Нахождение фосфора в природе и его применение

Слайд № 10

Учитель предлагает классу разделиться на три группы и в группах составить схемы:

1 группа «Нахождение фосфора в природе»,

2 группа «Применение фосфора»,

3 группа «Круговорот фосфора в природе»

Учащиеся работают в документах Google и, используя, текст 28 параграфа учебника создают схемы.

Каждая группа демонстрирует с помощью проектора на экране свою работу и дает комментарии к своей схеме.


3.Формулирование решения исходной задачи

— Ребята, давайте вернемся к произведению писателя Артура Конан-Дойла «Собака Баскервилей». Сейчас самый подходящий момент обратиться к проблеме, поставленной в начале урока: прав ли был А.Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей? Не допустил ли он химической ошибки в своем произведении? Обсудите в группах.

Ученики находят ошибку и дают объяснение.

Ошибка в тексте

Белый фосфор действительно светится в темноте, что объясня­ется окислением его паров кислородом воздуха. Мелкодисперсный фосфор на воздухе самовоспламеняется. Белый фосфор — сильно­действующий яд (0,1 г — смертельная доза). Из его свойств следует, что если бы и удалось каким-то образом «расписать» не только со­баку снаружи, но и ее пасть, то она быстро погибла бы от отравле­ния, а ее труп превратился в костер.

Рефлексия

Слайд № 11

— А сейчас, каждый оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята работают с онлайн-доской Stixy, прикрепляют стикеры с текстом, выбирая начало фразы:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнял задания…

  5. Я понял, что…

  6. Теперь я могу…

  7. Я почувствовал, что…

  8. Я приобрел…

  9. Я научился…

  10. У меня получилось …

  11. Я смог…

  12. Я попробую…

  13. Меня удивило…

  14. Урок дал мне для жизни…

  15. Мне захотелось





Приложение № 1



Отрывок из произведения английского писателя Артура Конан-Дойла «Собака Баскервилей».


“…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я”.


— В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее.





























Приложение № 2



Аллотропные модификации фосфора



Белый фосфор.

Белый фосфор имеет молекулярную кристаллическую решетку, состоящую из молекул Р4. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется, поэтому его хранят под водой. Температура воспламенения 40 С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре. Белый фосфор очень ядовит (0,1 г. -смертельная доза). Особым свойством его является способность в темноте светиться, вследствие его окисления. Белый фосфор воскообразное вещество, бесцветный с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах.



Красный фосфор.

Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде, На воздухе окисляется медленно и самовоспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте. Красный фосфор имеет атомную кристаллическую решетку.























Технологическая карта урока-исследования

Данные об учителе: Осипова Светлана Михайловна, имеющаяся (первая) категория, МБОУ Сюмсинска СОШ с. Сюмси Сюмсинского района Удмуртской Республики

Предмет: химия

Класс: 9

Учебник (УМК): Габриелян О. С.. Химия. 9 класс.

Тема урока: Элемент жизни и мысли

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: ПСХЭ, компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

У большинства учащихся не сформированы

коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль;

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УД

• составляют химические уравнения

2 уровень — воспроизведение действий по алгоритму

• выделяют аллотропные модификации фосфора

3 уровень — преобразование информации






•называют применение и нахождение фосфора в природе

3 уровень — преобразование информации

Регулятивные УУД

• корректируют способ действия

2 уровень — самостоятельное действие учащихся

• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

1 уровень — совместное с учителем действие

Познавательные УУД

• сбор и выделение существенной информации из

различных информационных источников

•структурируют информацию в виде таблицы и схемы

2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи

Коммуникатив-ные УУД

• готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

Личностные УУД

• осуществляют самооценку степени достижения запланированного результата

1 уровень — выполнение учебного действия совместно с учителем













Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивацион-но-целевой этап

(5 мин)


• обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

• вызвать познавательный интерес к проблеме;

• организовать совместное с учителем формулирование проблемы и постановку цели учебной деятельности

Создание проблем-ной ситуации сомнения,затрудне-ния в выполне-нии действий

Фронтальная





Фронтальная





Фронтальная











Фронтальная

1. Предлагает детям вспомнить прочитанные или просмотренные детективы.

2.Зачитывает отрывок из произведения английского писателя Артура Конан-Дойла «Собака Баскервилей» (слайд № 2).

3. Спрашивает учащихся, нет ли в этом отрывке химических ошибок.









4. Предлагает сформулировать проблему и определить цель учебной деятельности.

1. Воспроизводят в устной форме



2. Слушают учителя.





3. Высказывают предположения о возможных ошибках, допущенных автором произведения.

Обнаруживают расхождения в мнениях и осознают неполноту своих знаний.

4. Формулируют проблему и определяют цель собственной деятельности.

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентиро-вочный этап

(2 мин.)

организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования

Беседа

Фронтальная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы

Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследова-тельский этап

(30 мин)

• организовать и дидактически обеспечить поиск решения проблемы и построения нового знания

Декодиро-вание и кодирова-ние информа-ции, Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобще-ние данных, формули-рование выводов)

Индиви-дуальная



Индивидуальная








Фронтальная








индивидуальная



фронтальная










Фронтальная




Групповая









Фронтальная

1. Организует работу с ПСХЭ (Слайд № 3)


2. Организует работу с текстом, предлагает поработать с тренажером «Аллотропные модификации фрсфора» (Слайды № 4, 5)



3. Показывает видеофрагмент иллюстрирующий переход красного фосфора в белый.

(Слайд № 6)

4. Показывает видеофрагменты иллюстрирующие химические свойства фосфора и просит составить химические уравнения реакций и разобрать как ОВР

(Слайды № 7, 8, 9)

5. Просит написать на доске химические уравнения.






6. Записывает на доске уравнение реакции , происходящей при зажигании спичек.


7.Предлагает составить схемы «Применение фосфора» , «Нахождение фосфора в природе» и «Круговорот фосфора в природе»

(Слайд № 10)


8. Просит показать через проектор и прокомментировать свои схемы каждой группе.


1. Работают с ПСХЭ



2. Читают текст и работают на своих компьютерах с тренажером





3. Смотрят видеофрагмент





4. Смотрят видеофрагменты и составляют уравнения химических реакций и разбирают как ОВР


5. Трое учащихся пишут уравнения на доске, остальные проверяют у себя в тетради


6. Слушают и записывают уравнение реакции в тетради.

7. составляют схемы используя совместный доступ в google документах, используя текст параграфа.



8. Демонстрируют на интерактивной доске свои схемы и комментируют.

Познавательные УУД:

— искать и выделять необходимую информацию;

-структурировать знания;

— установление причинно-следственных связей

— формулировать выводы

Регулятивные УУД:

-корректировать способ действия

Предметные УД:

-составлять химические уравнения реакций;

-разбирать уравнения методом электронного баланса

Коммуникативные УУД:

-устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли






Практический этап

(3 мин)


обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Решение творчес-кой задачи

Группо-вая









1. Предлагает вернуться к отрывку из произведения «Собака Баскервили» и найти химическую ошибку.






1.Находят в отрывке произведения химическую ошибку обсуждают в группах и озвучивают ее



Предметные УД:

— решать конкретные химические задания, на основе знания свойств фосфора

Коммуникативные УУД:

— адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Рефлексивно-оценочный этап

(5 мин)


осмысление процесса и результата деятельности

Беседа

фронтальная



индивидуальная

1. Предлагает оценить факт достижения цели урока


2. Предлагает учащимся дописать одну из выбранной фразы и прикрепить стикер на онлайн-доске Stixy. (Слайд № 11)




3. Инструктирует учащихся, как выполнить домашнее задание. (Слайд 12)

1. Оценивают степень достижения цели

2. Ребята работают с онлайн-доской Stixy, на компьютерах и прикрепляют стикеры с текстом, выбирая начало фразы.

3. Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания.

Регулятивные УУД:

санкционировать факт завершения действий

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в письменном высказывании

Приложение к плану-конспекту урока «Элемент мысли и жизни»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР И ВЕБ-СЕРВИСОВ.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР и веб-сервисов

1

Превращение красного фосфора в белый

ЦОР Информационный

видеофрагмент

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0a22315c-8aad-c506-5565-cb501f201476/index.htm


2

Получение фосфида кальция

ЦОР

Информационный

видеофрагмент

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ae2106a-e2cd-acdc-f40b-628a07e3819d/index.htm

3

Горение белого фосфора под водой

ЦОР

Информационный

видеофрагмент

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0699f11-1c29-e9b9-8350-013b6eae472b/index.htm

4

Взаимодействие хлора с фосфором

ЦОР

Информационный

видеофрагмент

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38b811a3-a97d-cb0b-504e-74c7b871a09e/index.htm

5

Схема «Нахождение фосфора в природе»

Практический

Google-сервис для составления совместных схем.

https://docs.google.com/drawings/d/1LGZbbMKihC5wCszVrq719Y2qmWALAWbRAjn-3-aCTAI/edit



6

Схема «Применение фосфора»

Практический

Google-сервис для составления совместных схем.

https://docs.google.com/drawings/d/1HYtMCNr2ezUDnuYrE0_Iq42ZBjzG3H9uzVIofP0cWW8/edit

7

Схема «Круговорот фосфора в природе»

Практический

Google-сервис для составления совместных схем.

https://docs.google.com/drawings/d/1dKLejvkFiefZOuamw_8AMByO6PyvFmgFgVKhOvO5qUg/edit

8

Алотропные модификации фосфора

LearningApps.org является приложением Web 2.0, практический

Интерактивный тренажёр, разработанный учителем Осиповой С.М.

https://LearningApps.org/view159894


9

Онлайн-доска Stixy

Онлайн-доска Stixy для совместной работы является приложением Web 2.0

Служит для рефлексии

http://www.stixy .com/guest/250381





ЛИТЕРАТУРА


1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА 2006.


2. Габриелян О.С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА. 2009.


3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002.



Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: