МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛУНДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» , учитель химии высшей квалификационной категории Бабичева Валентина Николаевна.
Тема урока «Углерод и его соединения» 9 класс.
Цель: А) образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний: — об аллотропных модификациях углерода; — о химических свойствах и применении углерода; — о строении, свойствах и применении оксидов углерода (II), (IV) и угольной кислоты.
Б) воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям, дисциплинированности.
В) развивающая: — развитие аналитико-синтезирующего мышления(умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы),абстрактного мышления(умение применять знания на практике), познавательных умений (умения выполнять опыты), умений учебного труда( умений работать в должном темпе: читать, писать, конспектировать, заполнять таблицы), развитие умений владеть собой, действовать самостоятельно.
Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием технологии модульного обучения.
Оборудование: прибор для получения газов, заправленный кусочками мрамора, штатив с пробирками, пипетка, химические стаканы, картонный кружок для стакана, пробиркодержатель, спиртовка, спички.
Вещества: 10%-е растворы карбоната натрия и хлорида бария, 10%-раствор соляной кислоты, известковая вода, раствор лакмуса, дистиллированная вода, минералы: гипс, каолин, известняк, кварц.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к учебным занятиям. Организация внимания.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Учитель выразительно читает стихотворение:
У него достоинств много есть «Людям я совсем как брат. Много тысяч лет назад, Освещая интерьер Первобытных их пещер, Я уже пылал в костре. И украсить был я рад Дам и рыцарей наряд, Что блистали при дворе… Если мягким быть решу, То в тетради я пишу, Такова друзья природа Элемента…(углерода)
Угадывая название элемента, учащиеся называют тему урока, учитель дополняет. Определяя, о каких простых веществах шла речь в стихотворении, учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. Учитель говорит о практической значимости нового материала, чем мотивирует учащихся к его усвоению. Учитель раздаёт учащимся модули и листы учёта
Модуль: Углерод и его соединения
Учебный материал с указанием заданий. | Рекомендации по выполнению заданий. | ||||||||||||||||||
УЭ | Интегрирующая цель: В процессе работы над заданиями вы должны: — уметь применять знания для характеристики химического элемента по положению в Периодической системе. — изучить аллотропные модификации углерода; — изучить химические свойства и применение углерода; — изучить строение, свойства, получение и применение оксидов углерода II, IV. — изучить строение, свойства и применение угольной кислоты. | В рабочих тетрадях запишите число и тему урока. Прочитайте интегрирующую цель | |||||||||||||||||
УЭ1 | Подготовка к работе. Учитывая положение углерода в Периодической системе, ответьте на вопросы: 1) Каков химический знак углерода? 2) Каков атомный номер и заряд ядра? 3) Какова атомная масса? 4) Сколько протонов в ядре атома? 5) Сколько нейтронов в ядре атома? 6) Сколько электронов в атоме углерода? Напишите электронную формулу атома. (2 балла.) 7) Сколько валентных электронов? Напишите формулу валентного уровня. (2 балла.) 8) Чему равна низшая валентность? 9) Чему равна высшая валентность? Правильные ответы на вопросы оцениваются по 1 баллу, кроме 6 и 7. | Выполняйте письменно в рабочих тетрадях, используя Периодическую систему. После выполнения взаимопроверка. Результаты занесите в лист учёта. | |||||||||||||||||
УЭ2 | Цель: Изучить аллотропные модификации углерода. Внимательно прочитайте материал учебника и дополнительную информацию и выполните следующие задания. !!! Учтите, что аллотропных модификаций углерода – четыре. Долгое время модификацией углерода считался аморфный углерод. Однако рентгеновским спектральным анализом у него было обнаружено строение графита (микроскопическая структура). Задание 1. Ответьте на следующие вопросы: 1. Какова особенность атомов углерода? (1 балл) 2. Сколько А.О. углерода могут принимать участие в образовании связей? (1 балл) 3. Выпишите четыре аллотропные модификации углерода.(1балл) Задание 2. Заполните таблицу. Важнейшие аллотропные модификации углерода.
За каждую правильно заполненную строчку по 5 баллов. | При выполнении воспользуйтесь материалом учебника « Химия» – 9кл, § 19.10, с. 123-128 до «Оксиды углерода». Работа в статической паре. Сверьтесь с алгоритмом ответов, проверьте себя и оцените. | |||||||||||||||||
УЭ3 | Цель: Изучить химические свойства и применение углерода. Прочитайте материал учебника и выполните задания. Задание 1. Выпишите в тетрадь химические свойства углерода и докажите, что в данных реакциях углерод проявляет восстановительные свойства. Во всех ли перечисленных реакциях углерод является только восстановителем? (по 1 баллу за уравнение с доказательством) Задание 2. Используя рисунок «Основные области применения углерода», выпишите области применения углерода. (2 балла)
| Учебник «Химия» – 9кл, таблица 19.4 стр. 134 сверьтесь с алгоритмом ответов. рис. 19.35 а, стр. 132 Оцените себя. | |||||||||||||||||
УЭ4 | Цель: Изучить строение, свойства и применение оксидов углерода. Задание: Изучив материал учебника, заполните таблицу. Сравнение строения и свойств оксидов углерода II и IV
За правильно заполненную таблицу 12 баллов !!! Итак, СО2 – кислотный оксид! СО не является ни кислотным, ни основным оксидом, он не имеет соответствующих солей, поэтому его называют несолеобразующим оксидом, но он проявляет восстановительные свойства. |
Учебник «Химия» – 9кл, стр. 128-129, таблица 19.4 стр. 134, рис. 19.35 б, стр. 133, 62 работа в статической паре. сверьтесь с ответами на доске и оцените свою работу, результаты занесите в лист учёта. | |||||||||||||||||
УЭ5 | Цель: Изучить строение, свойства и применение угольной кислоты. Изучите материал учебника и выполните задание. Задание: Ответьте письменно на вопросы: а) Почему молекулы угольной кислоты не существуют в свободном виде и в водных растворах? (1 балл) б) Почему угольная кислота, в отличие от серной, диссоциирует ступенчато? Напишите процесс диссоциации. (2 балла) в) Какие два вида солей может образовывать угольная кислота? Напишите уравнения реакций взаимодействия угольной кислоты и гидроксида калия, от чего зависят продукты реакции? (4 балла) г) Напишите качественные реакции на карбонат – ионы. (2балла) Проверьте правильность выполнения. Оцените себя. | Учебник «Химия» -9кл, стр. 130 – 131, рис. 19.35 б, стр. 133. Индивидуально. Сверьтесь с алгоритмом ответов, оцените себя. Результаты занесите в лист учёта. | |||||||||||||||||
УЭ6 | Цель: Закрепить знания по данной теме, выполнив следующие задания. Вариант 1. Задание 1. В ряду веществ исключите «лишнее» вещество и обоснуйте ваше решение: карбин, фуллерен, сажа. Задание 2. Напишите уравнение реакции, в которой углерод выступает восстановителем. Задание 3. Какой оксид углерода CO или CO2 обладает восстановительными свойствами и почему? Задание 4. Сокращённое ионное уравнение 2Н+ + СО32- = СО2↑ + Н2О соответствует взаимодействию: 1) серной кислоты с карбонатом магния; 2) кремниевой кислоты с карбонатом магния; 3) серной кислоты с карбонатом калия; 4) раствором хлорида калия и карбоната натрия. Выберите пару веществ и напишите молекулярные уравнения Вариант 2. Задание 1. В ряду веществ исключите «лишнее» вещество и обоснуйте ваше решение: алмаз, карбид, графит, карбин. Задание 2. . Напишите уравнение реакции, в которой углерод выступает окислителем. Задание 3. Напишите уравнения двух реакций, в которых оксид углерода (IV) проявляет свойства кислотного оксида. Задание 4. Напишите полное и сокращённое уравнения реакции карбоната натрия с хлоридом кальция. Объясните, почему идёт эта реакция. | Выполняйте письменно в тетрадях для контрольных работ, не пользуясь никакой литературой и рабочей тетрадью.
Работу сдайте учителю. | |||||||||||||||||
УЭ7 | Цель: Закрепить знания по данной теме, выполнив практическую работу № 5. «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств». Вспомните правила техники безопасности при работе с кислотами. Выполняйте задания практической работы, соблюдая инструкцию учебника к данной практической работе. При возникновении вопросов обратитесь за помощью к учителю или лаборанту. | Используйте материал учебника с. 228 — 229. Оформляйте письменно в тетрадях для практических работ. Сдайте тетради на проверку учителю
| |||||||||||||||||
УЭ8 | Подведение итогов урока. 1. Прочитайте интегрирующую цель. 2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? 3. Оцените свою работу на уроке. УЭ1 – УЭ5 О – 48 – 50 баллов ٱ□– 45 – 47 баллов Δ – 40 – 44 балла Меньше 40 баллов – неудовлетворительно. 4. Выберите домашнее задание в зависимости от набранных баллов и запишите в дневник. Дифференцированное домашнее задание. О – Упражнение № 32 (10 – 16), учебник Химия – 9 Л.С.Гузей, В.В.Сорокин, Р.П.Суровцева. □ – Упражнение № 32, учебник Химия – 9 Л.С.Гузей, В.В.Сорокин, Р.П.Суровцева. Δ – §19.11 Упражнение № 32. «2» — §19.11 Упражнение № 32 учебник Химия – 9 Л.С.Гузей, В.В.Сорокин, Р.П.Суровцева и записи в тетрадях. |
|
Лист учета Ф.И. ученика, класс.
Задание 1. Число баллов | Задание 2. Число баллов | Итого | |
УЭ1 |
|
|
|
УЭ2 |
|
|
|
УЭ3 |
|
|
|
УЭ4 |
|
|
|
УЭ5 |
|
|
|
III. Этап усвоения новых знаний.
Самостоятельная работа учащихся по выполнению модуля. Учитель консультирует, контролирует их работу. Учащиеся самостоятельно, используя алгоритм готовых ответов, проверяют себя по мере выполнения заданий модуля и учебных элементов, оценивают свою деятельность, заносят результат в лист контроля. После выполнения заданий пятого учебного элемента, изучив с помощью модуля данную тему, закрепляют, выполняя самостоятельную работу своего варианта.
IV. Этап закрепления новых знаний.
Учащиеся переходят к выполнению седьмого учебного элемента – практической работе «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств».
Учитель вместе с лаборантом осуществляют контроль за соблюдением правил техники безопасности при выполнении практической работы.
V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
После выполнения практической работы учащиеся приступают к последнему учебному элементу (подводят итоги урока), оценивают свою работу, подсчитав суммарное число баллов, выставляют отметки в тетради и дневники, выбирают домашнее задание в зависимости от набранных баллов и записывают его в дневники. Учитель, если это необходимо, проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.
VI. Рефлексия. Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии и сдают учителю.
Рефлексия – самоосознание себя в деятельности.
∆ – не очень важны □ – важные ○ – очень важны | |
2. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания? | ∆ — не осознанные □ – осознанные ○ – глубокие |
3. С каким настроением ты изучал этот материал? | ∆ — не интересно вообще □ – не очень интересно ○ – было интересно |
4. Как оцениваешь свою деятельность? | ∆ — удовлетворительно □ – хорошо ○ – отлично |
5. Как оцениваешь деятельность партнёра? | ∆ — удовлетворительно □ – хорошо ○ – отлично |