Автор — Эберц Ольга Ивановна, учитель биологии и химии
Каждый учитель стремится к тому, чтобы преподаваемый предмет был интересен для учащихся, как по содержанию, так и по методам обучения. В этом смысле очень эффективны активные формы обучения: уроки-конференции, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-сказки и т.д. Учащимся очень нравятся такие уроки, они охотно к ним готовятся, здесь проявляется их фантазия, смекалка, умение работать с дополнительной литературой, аргументировать свое мнение, повышается интерес к предмету. Игровые формы и методы позволяют эффективно реализовывать все функции обучения: воспитательную, образовательную и развивающую на основе идеи сотрудничества.
Тип урока: Обобщающий.
Вид урока: Экспериментально – поисковый с элементами игры.
Цель урока: Закрепить знания о свойствах кислот, оснований, солей в свете ТЭД.
Задачи урока:
На примере серной кислоты рассмотреть общие свойства кислот.
На примере гидроксида кальция – определить общие свойства оснований.
Выявить способность применения опорных знаний.
Повторить решение задач на определение массовой доли химического элемента в соединении.
Повышать мотивацию к предмету.
План урока:
Вводное слово учителя.
Цель задания.
Краткий инструктаж по технике безопасности и правилах поведения в лаборатории.
Проведение экспериментальной части.
Проверка результатов работы.
Виды работы учащихся:
Ответы на теоретические вопросы.
Экспериментальные исследования.
Написание уравнений реакций в ионном виде.
Составление формул по анионам и катионам.
Решение задачи.
Оформление работы.
Самостоятельная оценка результативности работы.
Оборудование:
«Карта химического путешествия»
Реактивы: индикаторы, растворы H2SO4, KOH, BaCl2, H2O, FeSO4 и др.
Ход урока:
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в химическое путешествие по странам «Кислоты», «Основания» и «Соли». Цель нашего путешествия – не только ближе познакомиться с «обитателями» этих стран, но и найти «клад».
Прежде чем отправиться в путь, ознакомьтесь с «Правилами безопасности». На каждый стол раздаются правила техники безопасности и обсужда-ются основные моменты.
Сейчас я раздам «группам путешественников» «маршрутные задания», в которых указаны основные «пункты» вашего путешествия и вынужденные остановки.
Поэтапные задания для «1-ой группы путешественников»
1 этап. Задание №1
Заполните пробелы в предложении: 1 моль серной кислоты содержит: ……моль атомов серы
……моль атомов водорода
……моль атомов кислорода
2 этап. Задание №2
Определите степень окисления химических элементов в серной кислоте.
3 этап. Задание №3
Даны 3 сосуда с растворами, где побывал лакмус. Определите где была кислота? Испытайте сами действие индикатора на кислоту.
4 этап. Задание №4
Объясните, почему изменился цвет индикатора? Напишите ступенчатую диссоциацию серной кислоты.
5 этап. Задание №5
Как избавиться от лакмуса? Помогите кислоте с помощью реактивов, которые у вас есть. Напишите уравнение реакции такой «экстренной помощи», назовите тип этой реакции.
6 этап. Задание №6
С помощью имеющихся реактивов проделайте качественную реакцию на анион серной кислоты. Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде в своих «Путевых заметках».
7 этап. Задание №7
Составьте из следующих ионов (SO4)2-, Na+, Ba2+, Fe3+ соответствующие соли.
Вычислите массовую долю серы в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится серы?
Правильный ответ и есть «клад»!
Поэтапные задания для «2-ой группы путешественников»
1 этап. Задание №1
Заполните пробелы в предложении: 1 моль гидроксида кальция содержит: ……моль атомов кальция
……моль атомов кислорода
……моль атомов водорода
2 этап. Задание №2
Определите степень окисления химических элементов в гидроксиде кальция.
3 этап. Задание №3
Как изменился цвет фенолфталеина и лакмуса в растворе гидроксида кальция?
4 этап. Задание №4
Почему изменяется цвет индикаторов в растворах оснований?
5 этап. Задание №5
Запишите ступенчатую диссоциацию гидроксида кальция.
6 этап. Задание №6
Проделайте реакцию нейтрализации с помощью известных реактивов. Напишите уравнения в полном и кратком ионном виде.
7 этап. Задание №7
Составьте формулы солей из следующих ионов: Ca2+, (CO3)2-, (SO4)2- (PO4)3-.
Вычислите массовую долю кальция в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится кальция?
Правильный ответ и есть «клад»!
Итоговый самоконтроль: Оценочная шкала:
1 этап – 4 балла 33-35 баллов – «5»
2 этап – 3 балла 33-28 баллов – «4»
3 этап – 4 балла 28-20 баллов – «3»
4 этап – 4 балла
5 этап – 5 баллов
6 этап – 7 баллов
7 этап – 8 баллов
Итого: 35 баллов
Рефлексия: Как вы думаете, чем характеризуется найденный вами «клад»:
важностью вещества, которое мы сегодня нашли,
или набранными баллами и вашей оценкой,
или знаниями и умениями, которые вы сегодня приобрели?