Урок химии для 9 класса «Химические свойства кислот»

Урок химии для 9 класса «Химические свойства кислот»

Автор — Эберц Ольга Ивановна, учитель биологии и химии

Каждый учитель стремится к тому, чтобы преподаваемый предмет был интересен для учащихся, как по содержанию, так и по методам обучения. В этом смысле очень эффективны активные формы обучения: уроки-конференции, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-сказки и т.д. Учащимся очень нравятся такие уроки, они охотно к ним готовятся, здесь проявляется их фантазия, смекалка, умение работать с дополнительной литературой, аргументировать свое мнение, повышается интерес к предмету. Игровые формы и методы позволяют эффективно реализовывать все функции обучения: воспитательную, образовательную и развивающую на основе идеи сотрудничества.

Тип урока: Обобщающий.

Вид урока: Экспериментально – поисковый с элементами игры.

Цель урока: Закрепить знания о свойствах кислот, оснований, солей в свете ТЭД.

Задачи урока:

  1. На примере серной кислоты рассмотреть общие свойства кислот.

  2. На примере гидроксида кальция – определить общие свойства оснований.

  3. Выявить способность применения опорных знаний.

  4. Повторить решение задач на определение массовой доли химического элемента в соединении.

  5. Повышать мотивацию к предмету.

План урока:

  1. Вводное слово учителя.

  • Цель задания.

  • Краткий инструктаж по технике безопасности и правилах поведения в лаборатории.

  • Проведение экспериментальной части.

  • Проверка результатов работы.

Виды работы учащихся:

  • Ответы на теоретические вопросы.

  • Экспериментальные исследования.

  • Написание уравнений реакций в ионном виде.

  • Составление формул по анионам и катионам.

  • Решение задачи.

  • Оформление работы.

  • Самостоятельная оценка результативности работы.

Оборудование:

  • «Карта химического путешествия»

  • Реактивы: индикаторы, растворы H2SO4, KOH, BaCl2, H2O, FeSO4 и др.

Ход урока:

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в химическое путешествие по странам «Кислоты», «Основания» и «Соли». Цель нашего путешествия – не только ближе познакомиться с «обитателями» этих стран, но и найти «клад».

Прежде чем отправиться в путь, ознакомьтесь с «Правилами безопасности». На каждый стол раздаются правила техники безопасности и обсужда-ются основные моменты.

Сейчас я раздам «группам путешественников» «маршрутные задания», в которых указаны основные «пункты» вашего путешествия и вынужденные остановки.

Поэтапные задания для «1-ой группы путешественников»

1 этап. Задание №1

Заполните пробелы в предложении: 1 моль серной кислоты содержит: ……моль атомов серы

……моль атомов водорода

……моль атомов кислорода

2 этап. Задание №2

Определите степень окисления химических элементов в серной кислоте.

3 этап. Задание №3

Даны 3 сосуда с растворами, где побывал лакмус. Определите где была кислота? Испытайте сами действие индикатора на кислоту.

4 этап. Задание №4

Объясните, почему изменился цвет индикатора? Напишите ступенчатую диссоциацию серной кислоты.

5 этап. Задание №5

Как избавиться от лакмуса? Помогите кислоте с помощью реактивов, которые у вас есть. Напишите уравнение реакции такой «экстренной помощи», назовите тип этой реакции.

6 этап. Задание №6

С помощью имеющихся реактивов проделайте качественную реакцию на анион серной кислоты. Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде в своих «Путевых заметках».

7 этап. Задание №7

  • Составьте из следующих ионов (SO4)2-, Na+, Ba2+, Fe3+ соответствующие соли.

  • Вычислите массовую долю серы в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится серы?

  • Правильный ответ и есть «клад»!

Поэтапные задания для «2-ой группы путешественников»

1 этап. Задание №1

Заполните пробелы в предложении: 1 моль гидроксида кальция содержит: ……моль атомов кальция

……моль атомов кислорода

……моль атомов водорода

2 этап. Задание №2

Определите степень окисления химических элементов в гидроксиде кальция.

3 этап. Задание №3

Как изменился цвет фенолфталеина и лакмуса в растворе гидроксида кальция?

4 этап. Задание №4

Почему изменяется цвет индикаторов в растворах оснований?

5 этап. Задание №5

Запишите ступенчатую диссоциацию гидроксида кальция.

6 этап. Задание №6

Проделайте реакцию нейтрализации с помощью известных реактивов. Напишите уравнения в полном и кратком ионном виде.

7 этап. Задание №7

  • Составьте формулы солей из следующих ионов: Ca2+, (CO3)2-, (SO4)2- (PO4)3-.

  • Вычислите массовую долю кальция в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится кальция?

  • Правильный ответ и есть «клад»!

Итоговый самоконтроль: Оценочная шкала:

1 этап – 4 балла 33-35 баллов – «5»

2 этап – 3 балла 33-28 баллов – «4»

3 этап – 4 балла 28-20 баллов – «3»

4 этап – 4 балла

5 этап – 5 баллов

6 этап – 7 баллов

7 этап – 8 баллов

Итого: 35 баллов

Рефлексия: Как вы думаете, чем характеризуется найденный вами «клад»:

  • важностью вещества, которое мы сегодня нашли,

  • или набранными баллами и вашей оценкой,

  • или знаниями и умениями, которые вы сегодня приобрели?












Свежие документы:  ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: