Тема урока: Признаки химических реакций
Цель урока: Изучить на практике признаки химических реакций.
Задачи урока: 1. Сформировать знания о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.
Продолжить формирование умения наблюдать.
2. Развивать умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.
3. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.
Средства урока: проектор, компьютер, презентация к уроку, диск с фидеофрагментами «Признаки химических реакций» (приложение к стандартному оборудованию кабинета химии), ученическая микролаборатория или набор реактивов (упомянутых в конспекте) для проведения эксперимента.
Тип урока: урок получения новых знаний, урок – практикум.
Урок подготовлен по технологии педагогических мастерских.
Алгоритм проведения урока.
Организационный момент.
Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со слов великого русского учёного М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции».
I. Работа в группах
1 группа.
Опыт №1 – смесь воды и кокосовой стружки разделить с помощью фильтрования. Наблюдения занести в карту путешественника, какое явление лежит в основе опыта?
Опыт №2 – к кусочку мрамора прилить соляную кислоту. Какое явление лежит в основе опыта?
2 группа.
Опыт №1 – к кусочку мела прилить фосфорную кислоту. Какое явление лежит в основе опыта?
Опыт №2 – смесь воды и серы разделить с помощью фильтрования. Какое явление лежит в основе опыта?
3 группа.
Опыт №1 – смесь серы и порошка железа разделить с помощью магнита. Какое явление лежит в основе опыта?
Опыт №2 – к кусочку мрамора прилить соляную кислоту. Какое явление лежит в основе опыта?
Социализация №1. Обсуждение результатов проведённых опытов и формулирование выводов.
II. Индуктор
Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?
При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти изменения называются признаки.
Какова же тема нашего урока? Дети формулируют тему урока).
— Признаки химических реакций. Запишите себе в тетрадь.
Правильно, а цель нашего урока изучить на практике признаки химических реакций.
Но вначале небольшой инструктаж по технике безопасности.
Здесь пропущен один пункт – какой? (Вещества нельзя пробовать на вкус.)
III. Работа в группах
Предлагаю поступить так. Проведите в группах (по 4 человека) эксперименты и обсудите, что вы видите и можно ли увиденное считать признаком химической реакции. Пользоваться можно глазами, руками, памятью, эрудицией, правилами техники безопасности и реактивами. В своих выступлениях вы не должны повторять сведения, представленные другими группами.
1 группа. — В раствор карбоната натрия добавим гидроксид кальция. Что вы наблюдаете?
— В полученный осадок добавить серную кислоту. Что вы наблюдаете?
2 группа. — Провести реакцию взаимодействия хлорида железа и роданида калия. Что вы наблюдаете?
— В полученный осадок добавить серную кислоту. Что вы наблюдаете?
3 группа. — В раствор карбоната натрия добавим гидроксид кальция. Что вы наблюдаете?
— Рассмотрите горение свечи. Чем оно сопровождается?
Социализация №2. Выступление групп с результатами исследований.
IV. Ситуация “разрыва”
Учитель: Молодцы, ребята! Вы на практике узнали о некоторых признаках химических реакций. Но… вся ли информация сейчас прозвучала? Как вы думаете?
Ученики: Наверно, не вся!
Учитель: Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, где человек в своей повседневной жизни может встретиться с химическими реакциями и наблюдать за их признаками, какие химические реакции происходят в природе и какими признаками они сопровождаются.
Чтобы получше об этом узнать и не попасть впросак в той или иной ситуации, мы воспользуемся уже известными знаниями. Для этого распределим обязанности.
Кулинары.
Почему дрожжевое тесто «пыхтит» в кастрюле? А когда его обминают, то появляется писк?
Натуралисты.
Почему летом листья зелёные, а осенью жёлтые и красные?
Условие выполнения задания: можно использовать только один источник информации из предложенных:
Кулинарная книга
Интернет
Учебник биологии
Учебник химии
Книга для чтения по неорганической химии.
Социализация №3. Выступления групп. Учитель по мере необходимости исправляет допущенные ошибки.
V. Обобщение.
ИТАК, МЫ С ВАМИ исследовали признаки химических реакций, доказали опытным путём происхождение многих явлений природы – изменение окраски листьев, растворение и образование осадка.
А вот, что писал знаменитый химик Роберт Бойль о свойствах кислот.
Я пролил соляную кислоту на лепестки фиалки и они окрасились в красный цвет. Подобно лепестку фиалки окраску изменяли и лепестки роз, василька. О чём это говорит? И где это свойство лепестков можно применять?
Просмотр видеофрагментов с последующим ответом на поставленный в последнем фрагменте вопрос.
VI. Рефлексия:
А теперь, как бы вы ответили на следующие вопросы?
Домашнее задание: § 26 упр. 1,2
Я благодарю вас за сотрудничество, все свободны, до свидания.
Список используемых источников:
1. А. Смит, Ф. Кларк, К. Хендерсон Изучаем химию. Смеси и соединения.
Москва «Росмэн» 2003 г.
2. Габриелян О. С. Химия 8 класс «Дрофа» 2006 г
3. Материалы Microsoft Internet Explorer