Класс: 9 Дата:
Тема урока: Коррозия металлов и борьба с ней
Цель урока:
формирование у учащихся представление о коррозии металлов и борьбы с ней
развитие умения логически мыслить, обобщать и получать полученные знания
воспитание внимание при работе с металлическими изделиями
Тип урока: комбинированный
Методы: фронтальный опрос, выполнение упражнений и решение задач
Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева
Ход урока.
I.Организационный момент
приветствие;
психологический настрой – тренинг;
сообщение темы и цели урока
II. Актуализация знаний по изученной теме
фронтальный опрос
работа по карточкам
Карточка № 1
В природе встречаются четыре изотопа железа:
54Fe 56Fe 57Fe 58Fe.
Определите количество протонов и нейтронов в составе ядер атомов этих изотопов железа.
2.Опираясь на особенность физических свойств железа, расскажите в каких
отраслях промышленности используются железо.
3.Рассчитайте массовую долю железа в составе природных минералов железа:
— магните Fe3O4
— гематите Fe2O3
— пирите FeS2
— сидерите FeCO3
Карточка № 2
1.Составьте план разделения смеси из железа, деревянных стружек, речного
песка.
Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида железа (III) с водородом, определите окислитель и восстановитель.
Завершите приведенные ниже схемы реакций с участием железа, расставьте коэффициенты и назовите образовавшиеся вещества:
А) Fe +HCL →
Б) Fe +CL2 →
В) Fe +O2 →
Г) Fe +S →
Д) Fe +CuSO4 →
III. Изучение новой темы
Металлы и сплавы, постоянно соприкасаясь с различными веществами могут взаимодействовать с ними, образуя различные соединения. Свойства металлов при этом меняются, часто идет полное разрушение металлических конструкций.
Явление разрушения металлов под действием факторов окружающей среды называются коррозией.
↓
в результате коррозии металлические изделия становятся не пригодными для использования – это может привести к авариям и катастрофам.
не все металлы подвергаются коррозии.
Металлы, стоячие в ряду напряжений после серебра, так называемые благородные металлы, практически не разрушаются. Поэтому эти металлы и их сплавы используют там, где недопустимы даже незначительная коррозия.
Противоположными свойствами обладают металлы, стоячие в ряду напряжений левее магния. При обычных условиях они легко взаимодействуют со многими веществами окружающей среды, поэтому для изготовления конструкций и аппаратов не применяются. В средней части ряда напряжений находятся умеренно координирующие металлы.
Некоторые из них, например, Mq, Zn, AL, Cr, Ni, устойчивы к коррозии.
↓
на их поверхности → прочная оксидная
плёнка, которая предохраняет металл
от контактов с окружающими веществами.
— ржавчина
Ежегодно в мире вследствие коррозии теряется около ¼ массы получаемого железа (окислителем обычно является кислород):
2Fe +2H2O +O2 → 2Fe+2 (OH)2
восстановитель Fe – 2е → Fe+2 2 2
оксилитель O2 +4е → 2О-2 4 1
в зависимости от среды, в которой находится металл, коррозию разделяют на химическую и электрохимическую.
Химическая коррозия металлов и сплавов возникает под действием среды, не проводящей электрический ток. Она обусловливается взаимодействием металлов с неэлектролитами: различными газами и жидкостями. Это обычный окислительно – восстановительный процесс.
наибольшей ущерб наносит атмосферная газовая коррозия.
Электрохимическая коррозия.
Главное условие – наличие растворов электролитов.
Коррозия усиливается в присутствии менее активных металлов, примесей.
Пример – ржавление металлических конструкций в атмосфере, корпусов кораблей и стальной арматуры гидросооружений в речной и морской воде, оборудования химических предприятий, соприкасающегося с растворами кислот, щелочей, солей, разрушение подземных трубопроводов.
Р.с У. «Направление борьбы с коррозией» схема 9 стр.174
IV.Закрепление новой темы
— Что такое коррозия?
— Какие виды коррозии существуют? В чем сущность каждого вида?
— Какова зависимость коррозии металлов от его активности?
— Приведите примеры коррозии металлов в быту и в повседневной жизни.
— Почему алюминиевые конструкции нельзя соединять медными заклепками?
— Назовите способы защиты металлов от коррозии.
— Что нужно учитывать инженеру – конструктору при проектировании новых машин и аппаратов?
V. Сообщение Д/з §39
VI. Итог урока