Урок химии в 9 классе по теме «Коррозия металлов»

Класс: 9 Дата:

Тема урока: Коррозия металлов и борьба с ней

Цель урока:

  • формирование у учащихся представление о коррозии металлов и борьбы с ней

  • развитие умения логически мыслить, обобщать и получать полученные знания

  • воспитание внимание при работе с металлическими изделиями

Тип урока: комбинированный

Методы: фронтальный опрос, выполнение упражнений и решение задач

Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева


Ход урока.

I.Организационный момент

  • приветствие;

  • психологический настрой – тренинг;

  • сообщение темы и цели урока


II. Актуализация знаний по изученной теме

  • фронтальный опрос

  • работа по карточкам

Карточка № 1

      1. В природе встречаются четыре изотопа железа:

54Fe 56Fe 57Fe 58Fe.

Определите количество протонов и нейтронов в составе ядер атомов этих изотопов железа.

2.Опираясь на особенность физических свойств железа, расскажите в каких

отраслях промышленности используются железо.

3.Рассчитайте массовую долю железа в составе природных минералов железа:

— магните Fe3O4

— гематите Fe2O3

— пирите FeS2

— сидерите FeCO3


Карточка № 2

1.Составьте план разделения смеси из железа, деревянных стружек, речного

песка.

      1. Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида железа (III) с водородом, определите окислитель и восстановитель.

      2. Завершите приведенные ниже схемы реакций с участием железа, расставьте коэффициенты и назовите образовавшиеся вещества:

А) Fe +HCL

Б) Fe +CL2

В) Fe +O2

Г) Fe +S →

Д) Fe +CuSO4



III. Изучение новой темы

Металлы и сплавы, постоянно соприкасаясь с различными веществами могут взаимодействовать с ними, образуя различные соединения. Свойства металлов при этом меняются, часто идет полное разрушение металлических конструкций.

Явление разрушения металлов под действием факторов окружающей среды называются коррозией.

в результате коррозии металлические изделия становятся не пригодными для использования – это может привести к авариям и катастрофам.

  • не все металлы подвергаются коррозии.


Металлы, стоячие в ряду напряжений после серебра, так называемые благородные металлы, практически не разрушаются. Поэтому эти металлы и их сплавы используют там, где недопустимы даже незначительная коррозия.


Противоположными свойствами обладают металлы, стоячие в ряду напряжений левее магния. При обычных условиях они легко взаимодействуют со многими веществами окружающей среды, поэтому для изготовления конструкций и аппаратов не применяются. В средней части ряда напряжений находятся умеренно координирующие металлы.

Некоторые из них, например, Mq, Zn, AL, Cr, Ni, устойчивы к коррозии.

на их поверхности → прочная оксидная

плёнка, которая предохраняет металл

от контактов с окружающими веществами.

— ржавчина


Ежегодно в мире вследствие коррозии теряется около ¼ массы получаемого железа (окислителем обычно является кислород):

2Fe +2H2O +O2 → 2Fe+2 (OH)2

восстановитель Fe – 2е → Fe+2 2 2


оксилитель O2 +4е → 2О-2 4 1


  • в зависимости от среды, в которой находится металл, коррозию разделяют на химическую и электрохимическую.


Химическая коррозия металлов и сплавов возникает под действием среды, не проводящей электрический ток. Она обусловливается взаимодействием металлов с неэлектролитами: различными газами и жидкостями. Это обычный окислительно – восстановительный процесс.


  • наибольшей ущерб наносит атмосферная газовая коррозия.


Электрохимическая коррозия.

Главное условие – наличие растворов электролитов.

Коррозия усиливается в присутствии менее активных металлов, примесей.

Пример – ржавление металлических конструкций в атмосфере, корпусов кораблей и стальной арматуры гидросооружений в речной и морской воде, оборудования химических предприятий, соприкасающегося с растворами кислот, щелочей, солей, разрушение подземных трубопроводов.


Р.с У. «Направление борьбы с коррозией» схема 9 стр.174


IV.Закрепление новой темы

— Что такое коррозия?

— Какие виды коррозии существуют? В чем сущность каждого вида?

— Какова зависимость коррозии металлов от его активности?

— Приведите примеры коррозии металлов в быту и в повседневной жизни.

— Почему алюминиевые конструкции нельзя соединять медными заклепками?

— Назовите способы защиты металлов от коррозии.

— Что нужно учитывать инженеру – конструктору при проектировании новых машин и аппаратов?


V. Сообщение Д/з §39


VI. Итог урока






Свежие документы:  Конспект урока на тему "Характеристика металлов II группы главной подгруппы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: