Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9»
Ульяновской области города Димитровграда
Конспект урока по химии
в 8 классе
« Соли в свете теории электролитической диссоциации»
подготовила
учитель химии
Сердюкова Елена Александровна
г. Димитровград
2014
Цели урока:
1)Обучающие:
Обобщить, систематизировать знания учащихся о солях, их составе, классификации, свойствах и применении.
Углубить знания учащихся о некоторых солях: хлориде натрия, фосфатах, нитратах.
2) Развивающие:
1. Развивать мышление, внимание, память учащихся.
2. Продолжить формировать навыки проведения химических опытов.
3) Воспитательные
1. Воспитывать отношение к образованию как средству саморазвития и самореализации.
Ход урока:
Приветствие.
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Ответ учащихся: соли в свете теории ЭД)
Стук в дверь.
Ученик : Вам срочно письмо. Содержание письма: Уважаемые детективы агентства «Истина где-то рядом», мы, жители города Соленогорска обращаемся к вам с просьбой: вчера из нашего города исчезли все соли. Помогите ,пожалуйста, их найти.
Учитель: Ребята, а мы с вами можем помочь найти соли жителям города и чем?
(Ответы учащихся)
Учитель вместе с учениками выводит цель урока: обобщить и систематизировать знания о солях, т.к. если мы ищем пропавшего человека, нам нужно знать основную информацию о нем: рост, черты лица, телосложение, возраст и т. д., а если мы ищем пропавшие соли, то нам нужно собрать информацию о них: состав, свойства, применение.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем собирать весь материал о солях в листы расследования, которые у вас на столах, потом будем выставлять оценки в оценочный лист. Подпишите оценочный лист (Приложение №1) и лист исследования-расследования (Приложение №2).
Учитель: А что такое соли? (Ответ учащихся: Соли- сложные вещества, при диссоциации которых образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков.)
Учитель: Проведем разминку и узнаем насколько хорошо вы знаете формулы и названия солей, я показываю формулу соли, вы даете ей название. Приложение №3
Далее учащиеся получают лист с критериями оценивания:
Ни одного правильно названного вещества-
0 баллов
1 правильно названное вещество-3 балла
2 правильно названных вещества-4 балла
и более правильных ответов-5 баллов.
Оценки себе выставляют сами учащиеся.
Затем учащиеся выполняют задание № 1 по листу исследования-расследования. 2 человека выполняют это задание у доски, остальные в листах, меняются работой с соседом, выставляют друг другу оценки.
Лист с критериями оценивания и правильными ответами (для задания №1):
Сульфат магния Mg SO4
Нитрат натрия Na NO3
Гидрокарбонат кальция Ca(HCO3 )2
Хлорид меди (II) CuCL2
Бромид железа (III) Fe Br3
Дигидрофосфат калия KH2PO4
Иодид лития Li I
Все выполнено верно-5 баллов
1-2 ошибки-4 балла
3-5 ошибок-3 балла
6 ошибок -2 балла
Учитель:Какие 3 группы солей вы знаете, дайте определения этим группам.
Ответы учащихся: Кислые, средние, основные. Дают определения понятиям.
Задание 2 листа исследования-расследования: определить вещество в нужную группу у доски 3 человека, остальные в листах, затем проверяют у соседа по листу с критериями оценивания и правильными ответами (для задания №2), меняются работой с соседом, выставляют друг другу оценки.
Лист с критериями оценивания и правильными ответами (для задания №2):
Кислые соли: KH2PO4 , Ca(HCO3 )2 , КHCO3,
Средние соли FeBr3 , MgSO4 , Li I,NaNO3, CuCL2,
Основные соли (Ca OH)NO3 , ALOHSO4,
Уравнения ЭД: КН2РО4=К++Н2РО4—; CuCL2=Cu++2CL—; ALOHSO4=ALOH2++ SO42-
Все выполнено верно-5 баллов
1-2 ошибки-4 балла
3-5 ошибок-3 балла
6 ошибок -2 балла
Уравнение диссоциации гидрокарбоната натрия, сульфата магния написать на доске
Учитель:Ребята, может быть мы зря помогаем в поисках солей, может не нужны они нам вовсе?
Учащиеся: Соли человеку очень нужны. Соли применяются в строительстве: известняк, в медицине: горькая английская соль в качестве слабительного, ионы солей входят в состав живых организмов, каждая из которых выполняет определенную функцию, сульфат натрия для производства стекла.
Учитель:А сейчас (Ф.И. учащегося) расскажет нам о самой известной соли-поваренной.
Сообщение.
С большой уверенностью можно сказать, что одно вещество в довольно чистом виде есть в каждом доме. Это поваренная соль или хлорид натрия.
Соляная зависимость самая древняя и самая сильная. Но люди не всегда испытывали такую зависимость от соли.
Древние люди ели очень много мяса, но не солили его.
Острую необходимость в соленом испытывали травоядные. Северные олени преодолевали огромные расстояния, чтобы с жадностью лизать соленые морские камни.
На протяжении столетий соль была важным предметом торговли. Из-за нее велись кровопролитные войны между соседними народами.
Весной 1648 г в Москве произошел соляной бунт. Царь Алексей Михайлович ввел повышенный налог на соль. Волнения из Москвы перекинулись в другие города Руси. Правительство, напуганное размахом волнений, снизило уровень налога на соль. Другие соляные бунты в Китае, странах Азии, Европы кончались не столь благополучно.
В различных странах соль играла роль денежной единицы (Китай, Италия, страны Центральной Африки.) Римским воинам, а затем и крестоносцам, жалованье часто платили солью. Ученые считают, что с этим связано происхождение французского слова «салер»-жалованье. Мелкую разменную монету в Италии до сих пор называют «сольди».
Римляне предпочитали солить зелень. Поэтому латинское слово, обозначающее соль входило в состав salad, что в переводе означает салат.
В Эфиопии бруски каменной соли служили денежной единицей вплоть до 19 века. Со временем человек приобщился к растительной пище. При этом он стал испытывать физиологическую потребность в соли. Да вот беда: там, где есть соль, невозможно жить!
Так выглядит озеро Баскунчак в Астраханской области. Его соляных запасов хватит нашей стране на 400 лет.
О том, как соль входила в культуру человека свидетельствуют многочисленные пословицы, поговорки, сказки. Например, чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли. Соли не жалей — Так есть веселей!
Соль была символом несчастья. Наверное, потому, что слезы соленые. Вспомните примету о рассыпанной соли.
Соль – это жизнь! Ионы Cl необходимы для выработки желудочного сока. Соль необходима плазме крови.
Уменьшение содержания соли в крови приводит к нарушению обмена веществ.
Соль — это смерть! Ионы натрия удерживают в организме жидкости.
Из-за этого повышается артериальное давление. Каждый гипертоник знает, что нужно сделать, когда подскакивает давление.
Люди и впредь не смогут обходиться без соли — она жизненно необходима нашему организму. Но употреблять ее нужно не более 10-15 г в сутки. Так советуют врачи.
Из нее получают соду, хлор, натрий, соляную кислоту.
Лед, в смеси с NaCl плавится при отрицательных температурах. Поэтому зимой солью посыпают дороги.
Учитель:А сейчас поговорим о химических свойствах солей. С какими веществами вступают в химическую реакцию, при каких условиях. Проведем 2 опыта, подтверждающие свойства солей 1) взаимодействие с металлами. Взаимодействие железа с сульфатом меди (II). Пишем уравнения в молекулярном и ионном виде
2) получение сульфата бария, хлорида серебра и гидроксида меди (II) Пишем уравнения в молекулярном и ионном виде.
Учащиеся выполняют 3 и 4 задание в листе исследования-расследования, проверяют по листу с критериями оценивания и правильными ответами (для задания №3 и4) и выставляют друг другу оценки:
Лист с критериями оценивания и правильными ответами (для заданий №3,4):
Задание №3.
Fe+CuSO4=FeSO4+Cu
Fe+Cu2++SO42—=Fe2++SO42—+Cu
Fe+Cu2+ =Fe2++Cu
Опыт выполнен и уравнение написано верно -5 баллов
1-2 ошибки в уравнении и правильно выполненный опыт-4 балла
3-5 ошибок в уравнении или уравнение не написано, но опыт выполнен-3 балла
Опыт не выполнен, более 6 ошибок в уравнении
Задание №4.
Fe+CuSO4=FeSO4+Cu
Fe+Cu2++SO42—=Fe2++SO42—+Cu
Fe+Cu2+ =Fe2++Cu
Опыт выполнен и уравнение написано верно -5 баллов
1-2 ошибки в уравнении и правильно выполненный опыт-4 балла
3-5 ошибок в уравнении или уравнение не написано, но опыт выполнен-3 балла
Опыт не выполнен, более 6 ошибок в уравнении
Если останется время, то ученики выполняют задание №5 по листу исследования-расследования. Проверяют по по листу с критериями оценивания и правильными ответами (для задания №5) друг у друга задание и выставляют оценки
Лист с критериями оценивания и правильными ответами (для задания №5)
1.А
2.Б
3.А
4.А
5.В
6.Б
7.Г
В конце урока ученики выставляют общую оценку за урок своему соседу по парте.
Выводы: Достигли ли мы своей цели, что нового о солях узнали, и все ли мы узнали о солях? ( Ответы учащихся)
Все ваши работы мы сложим в конверт и передадим в город Соленогорск для поиска солей, всем спасибо за урок, Учитель: Запишите ДЗ, параграф 41, написать уравнения, подтверждающие химические свойства сульфата алюминия.
Приложение №1.
Оценочный лист ученика (цы) 8 класса школы № :_________________
Раз минка | 1 задание (устано вить соответст вие) | 2 задание(распредилить соли по группам, написать уравнения ЭД) | 3 задание (Провести опыт взаимодействие металлов с солями) | 4 задание (получить вещество) | 5 задание (тест) | |
Оценка знаний учащегося |
|
|
|
|
|
|
Приложение №2
Лист исследования-расследования (1)
Ф.И. следователя:
Установить соответствие между формулой вещества и его названием
Сульфат магния KH2PO4
Нитрат натрия Fe Br3
Гидрокарбонат кальция Mg SO4
Хлорид меди (II) Li I
Бромид железа (III) Ca(HCO3 )2
Дигидрофосфат калия Na NO3
Иодид лития CuCL2
Распределить написанные ниже вещества в соответствующую колонку
Средние соли | Основные соли | |
|
|
|
KH2PO4 , FeBr3 , MgSO4 ,Li I, Ca(HCO3 )2 ,NaNO3, CuCL2, (Ca OH)NO3 , КHCO3, ALOHSO4, написать уравнения ЭД для дигидрофосфата калия, хлорида меди (II), гироксосульфата алюминия.
3 Какой из металлов будет вступать в реакцию с сульфатом меди(II): натрий ,золото или железо, почему, проведите уравнение соответствующей реакции, запишите уравнения в молекулярном и ионном виде.
4.Получите из выданных реактивов сульфат бария, напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
5. Выбрать правильный ответ
1. Вещества, способные пропускать электрический ток при растворении их в воде называются:
А)электролиты Б) неэлектролиты В)катионы Г)анионы
2. Электролитом является раствор:
А) сахара Б)сульфата натрия В)карбоната кальция Г)ацетона
3. Электрическая лампочка загорится при опускании электродов в водный раствор
А) хлорида натрия Б)гидроксида меди(II) В)сахара Г)сульфата бария
4. Положительно заряженные ионы называются
А)катионы Б)анионы В) ионы Г)протоны
5. Вещество, при диссоциации которого образуются катионы К+, а также анионы SО42–, является
а) кислотой б) щелочью в) средней солью г) кислой солью
6. Диссоциация каких солей помимо образования катиона металла и аниона кислотного остатка дает еще и катион водорода? а) Основных; б) кислых; в) средних ; г) таких солей нет.
7. Реакция Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2 протекает до конца, т. к. выделяется: а) вода;б) осадок;
в) соль; г) газ.
Лист исследования-расследования (2)
Ф.И. следователя:
1.Установить соответствие между формулой вещества и его названием
Сульфат магния KH2PO4
Нитрат натрия Fe Br3
Гидрокарбонат кальция Mg SO4
Хлорид меди (II) Li I
Бромид железа (III) Ca(HCO3 )2
Дигидрофосфат калия Na NO3
Иодид лития CuCL2
2.Распределить написанные ниже вещества в соответствующую колонку
Средние соли | Основные соли | |
|
|
|
KH2PO4 , FeBr3 , MgSO4 ,Li I, Ca(HCO3 )2 ,NaNO3, CuCL2, (Ca OH)NO3 , КHCO3, ALOHSO4, написать уравнения ЭД для дигидрофосфата калия, хлорида меди (II), гироксосульфата алюминия.
3 Какой из металлов будет вступать в реакцию с сульфатом меди(II): натрий ,золото или железо, почему, проведите уравнение соответствующей реакции, запишите уравнения в молекулярном и ионном виде.
4.Получите из выданных реактивов гидроксид меди (II), напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
5. Выбрать правильный ответ
1. Вещества, способные пропускать электрический ток при растворении их в воде называются:
А)электролиты Б) неэлектролиты В)катионы Г)анионы
2. Электролитом является раствор:
А) сахара Б)сульфата натрия В)карбоната кальция Г)ацетона
3. Электрическая лампочка загорится при опускании электродов в водный раствор
А) хлорида натрия Б)гидроксида меди(II) В)сахара Г)сульфата бария
4. Положительно заряженные ионы называются
А)катионы Б)анионы В) ионы Г)протоны
5. Вещество, при диссоциации которого образуются катионы К+, а также анионы SО42–, является
а) кислотой б) щелочью в) средней солью г) кислой солью
6. Диссоциация каких солей помимо образования катиона металла и аниона кислотного остатка дает еще и катион водорода? а) Основных; б) кислых; в) средних ; г) таких солей нет.
7. Реакция Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2 протекает до конца, т. к. выделяется: а) вода;б) осадок;
в) соль; г) газ.
Приложение №3
Фосфид магния | |
LiNO2 | Нитрит лития |
CaOHNO3 | Гидроксонитрат кальция |
K2SiO3 | Силикат калия |
MgSO3 | Сульфит магния |
NaHSO4 | Гидросульфат натрия |
K2CO3 | Карбонат калия |
Ca(NO3)3 | Нитрат кальция |
LiBr | Бромид лития |
KCl | Хлорид калия |
CuSO4 | Сульфат меди (II) |
Fe(NO3) 3 | Нитрат железа (III) |
AlOHCl2 | Гидроксохлорид алюминия |
NaHCO3 | Гидрокарбонат натрия |
Al2(SO4)3 | Сульфат алюминия |
AlCl3 | Хлорид алюминия |
K3PO4 | Фосфат калия |
NaCl | Хлорид натрия |
CaCO3 | Карбонат кальция |
Na3N | Нитрид натрия |
Na2SiO3 | Силикат натрия |
K2S | Сульфид калия |
Список использованной литературы
1.Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2010 г.
2.Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.