Дата_____________ Класс_______________
Тема: Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза).
Цели урока: знать определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученных в развитии металлургии; знать понятие руды и пустой породы, основные стадии получения металла.
Ход работы
1. Организационный момент урока.
2. Изучение нового материала.
Получение металлов
Большинство металлов встречаются в природе в составе соединений, в которых металлы находятся в положительной степени окисления, значит для того, чтобы их получить, в виде простого вещества, необходимо провести процесс восстановления.
Ме+n + ne— → Me
I. Пирометаллургический способ
Это восстановление металлов из их руд при высоких температурах с помощью восстановителей неметаллических — кокс, оксид углерода (II), водород; металлических — алюминий, магний, кальций и другие металлы.
1. Получение меди из оксида с помощью водорода – Водородотермия:
Cu +2O + H2 = Cu + H2O
2. Получение железа из оксида с помощью алюминия – Алюмотермия:
Fe+32O3 +2Al = 2Fe + Al2O3
Для получения железа в промышленности железную руду подвергают магнитному обогащению:
3Fe2 O3 + H2 = 2Fe3 O4 + H2O или 3Fe2O3 + CO = 2Fe3O4 + CO2 , а затем в вертикальной печи проходит процесс восстановления:
Fe3O4 + 4H2 = 3Fe + 4H2O
Fe3O4 + 4CO = 3Fe + 4CO2
II. Гидрометаллургический способ
Способ основан на растворении природного соединения с целью получения раствора соли этого металла и вытеснением данного металла более активным.
Например, руда содержит оксид меди и ее растворяют в серной кислоте:
1 стадия – CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O,
2 стадия – проводят реакцию замещения более активным металлом
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu.
III. Электрометаллургический способ
Это способы получения металлов с помощью электрического тока (электролиза).
Этим методом получают алюминий, щелочные металлы, щелочноземельные металлы.
При этом подвергают электролизу расплавы оксидов, гидроксидов или хлоридов:
2NaCl эл.ток→ 2Na + Cl2
2Al2O3 эл.ток→ 4Al + 3O2
IV. Термическое разложение соединений
Например, получение железа:
Железо взаимодействует с оксидом углерода (II) при повышенном давлении и температуре 100-200, образуя пентакарбонил:
Fe + 5CO = Fe (CO)5
Пентакарбонил железа-жидкость, которую можно легко отделить от примесей перегонкой. При температуре около 250 карбонил разлагается, образуя порошок железа:
Fe (CO)5 = Fe + 5CO↑
Если полученный порошок подвергнуть спеканию в вакууме или в атмосфере водорода, то получится металл, содержащий 99,98– 99,999% железа.
Реакции, лежащие в основе получения металлов
2. Обжиг сульфидов с последующим восстановлением 1 стадия – MxSy+O2=MxOy+SO2 2 стадия — MxOy + C = CO2 + Me или MxOy + CO = CO2 + Me |
3. Алюминотермия (восстановление более активным металлом) MxOy + Al = Al2O3 + Me |
4. Водородотермия MxOy + H2 = H2O + Me |
Таким образом, мы познакомились с природными соединениями металлов и способами выделения из них металла, как простого вещества.
Бронза
Изделия из латуни
Изделия из легированных сталей
Изделия из нихрома (электрические нагревательные приборы)
Изделия из углеродистой стали
Состав и применение некоторых сплавов
3. Закрепление изученного материала.
Задача №1. Свойства кальция и его соединений.
Осуществите превращения по схеме:
Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2
Задача №2 Свойства соединений алюминия.
Осуществите превращения по схеме:
Задача №3. Способы устранения жёсткости воды.
В двух склянках содержится вода. В одной из них вода содержит сульфат кальция, а в другой – гидрокарбонат кальция. Какими ионами обусловлена постоянная, а какими временная жесткость воды? Предложите способы, при помощи которых можно устранить постоянную и временную жесткость воды.
4. Домашнее задание.
П. 38, повторить 45-47, упр.13-15 на стр. 147.