Урок-соревнование по химии в 8-м классе.
Обобщение и закрепление знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»
Казаковцева Светлана Дмитриевна, учитель химии филиала МКОУ Килачёвской СОШ «Якшинская ООШ»
Форма организации урока: урок-соревнование. Класс заранее делиться на 2 группы. Каждая группа получает задание подготовить сообщения на тему «В мире интересного» или «Знаешь ли ты?»
Цели урока:
обобщить знания учащихся по теме «Вода. Водные растворы», «Основные классы неорганических соединений»;
уметь составлять химические формулы, химические уравнения; обобщить знания учащихся об основных классах неорганических соединений: оксидах, основаниях, кислотах, солях, показать значение этих знаний в теории и на практике;
научиться решать задачи на растворы, проводить химические опыты на распознавание веществ, пользоваться химическим оборудованием; работать самостоятельно и в коллективе, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: таблица результатов, карточки с заданиями, реактивы для опытов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжения металлов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент : Познакомить учащихся с целью урока, ходом соревнований, правилами. Сообщить, что, класс разделен на 2 команды (синих и зеленых). Игра состоит из нескольких конкурсов, где будут разные задания. За выполнение заданий команды получают заработанные баллы. По итогам игры определяется команда победитель.
II. Вступление : Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихов. Их написал замечательный русский ученый М.В. Ломоносов, человек поистине энциклопедических зданий. Он сделал немало открытий не только в таких науках как химия, физика, астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы, риторике и др. Ломоносов писал о химии:
В земные недра ты, химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой.
Поистине сокровищами являются те знания, которые получает (накапливает) каждый человек в течение всей своей жизни.Итак, мы начинаем наш урок с разминки.
III. Проведение урока
1. Конкурс «Эстафета» — Каждая команда получает лист чистой бумаги на заднюю парту и задание «Описать физические свойства воды» Необходимо быстро и полно описать физические свойства воды. Каждая пара учащихся записывает свое свойство и передает листок на первую парту.
Зачитываем ответы и выставляем баллы:
1 место – 3 балла;
2 место – 2 балла;
2. Конкурс «Составь уравнение» — От каждой команды приглашаются по 1 ученику. Они получают задание и на доске составляют уравнение реакций.
2 команда | |
Na + H2O | SO3 + H2O |
За правильно составленное уравнение 1 балл.
3. Конкурс «Калейдоскоп» — Команды отвечают по очереди на вопросы. За правильный ответ 1 балл.
1. Какие вещества называются оксидами? Примеры.
2. Какие вещества называются кислотами? Примеры.
3. Какие вещества называются основаниями? Примеры.
4. Что такое основность кислоты?
5. Чему равна основность кислоты?
6. Как классифицируют кислоты по составу кислотного остатка?
7. Какие вещества называют солями? Примеры.
8. Как классифицируют основания?
9. Что такое индикатор?
10. Что образуется при взаимодействии металлов с кислотами?
11. Какие металлы реагируют с кислотами?
12. Что образуются при взаимодействии оснований с кислотами?
13. Оксиды образуются при взаимодействии оснований кислот?
14. Что образуется при взаимодействии оснований и кислот?
15. Как называются реакции взаимодействия оснований и кислот?
4. Конкурс «Крестики-нолики» — Зачеркните одной чертой в любом направление (по горизонтали, вертикали, диагонали) три стоящих подряд названных веществ.
1 команда
| 2 команда
|
За правильный ответ 3 балла.
5. Конкурс «Цепочка превращений» — Из каждой команды участник получает задание.
1 команда — Из предложенных веществ составить генетический ряд фосфора. Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить полученную цепочку превращений.
NaNO3, P2O5, ZnCl2, H2SO4, K3PO4, P, CuO, FeO, H3PO4, CaO.
2 команда — Из предложенных веществ составить генетический ряд натрия. Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить полученную цепочку превращений.
HCl, Na3PO4, HNO3, Al(OH)3, Na, CaO, NaOH, SO2, Mg, Na2O, O2.
За составление ряда 2 балла, за каждое правильное уравнение реакции – 1 балл. В промежутке команды зачитывают сообщения на тему «Это интересно».
6. Конкурс «Химик-экспериментатор»
Участник каждой команды получает загадку про индикатор и с его помощью определяет выданные растворы веществ.
1-я команда
От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
Но я бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.
Определить с помощью данного индикатора воду и раствор НС1.
2-я команда
Индикатор я известный
Индикатор интересный
Я в кислоте краснею,
От щелочи синею.
Определить с помощью данного индикатора растворы NaOH и H2SO4.
За отгаданную загадку – 3 балла, за определение предложенных веществ – 2 балла.
Команда зачитывает сообщение «Знаешь ли ты?»
IV. Подведение итогов урока
Команда синих | Команда зеленых | |
Эстафета |
|
|
Уравнения |
|
|
Вопросы «Калейдоскоп» |
|
|
Крестики-нолики |
|
|
Цепочка |
|
|
Эксперимент |
|
|
Итоги |
|
|
Подводим итоги, объявляем команду победителя. Выставляем отметки.