Внеклассное мероприятие по химии на тему: Час занимательной химии
О сколько нам открытий чудных
готовит просвещенья дух…
А.С.Пушкин
Участники: учащиеся 7-11 классов.
Цель: пробудить у учащихся интерес к дисциплинам химического цикла, развить умения наблюдать и объяснять отдельные явления.
Оформление: заголовок на доске, реактивы и оборудование для эксперимента, мультимедиа, «индикаторы-кулачки»
Учитель: уважаемые семиклассники! Сегодня не случайно мы пригласили вас к нам. Заканчивается учебный год, и в следующем году вы будете учиться в 8-м классе и изучать интересный предмет «химия». Ответьте мне, пожалуйста:
— кто не знает ни одного химического элемента?
— кто не может растворить соль в воде?
— кто не знает, что замерзшая вода называется лёд?
Замечательно! Тогда вы все готовы к изучению «химии».
Сегодня на нашей встрече мы хотим показать вам, что химия – это удивительная наука. У неё богатая история и перспективное будущее. Многие известные учёные-химики, делая открытия умирали, как солдаты в бою в борьбе с сильными и коварными врагами, другие до конца своих дней оставались инвалидами. Сегодняшняя химия — жизненная необходимость, без которой мы не можем обходиться в разных сферах.
А на нашей встрече вы будете не только наблюдателями, постараемся открыть вам некоторые секреты, посмотреть, как вы умеете думать, рассуждать, работать и помогать друг другу.
Химические темы, как перроны
Проносятся, на каждом столько лиц!
На траектории не люди – электроны,
И жизнь почти невидимых частиц!
И как планеты в космосе частицы
Несутся, открывая мир идей.
Не химия ли открывает принцип
Валентных связей и среди людей?
Не знать законов?!
Что ж, сказать по чести,
Безграмотный, увы, убог и сир.
Все движется, мир не стоит на месте,
И ХИМИЯ – окно в огромный мир! (5 мин).
Ну что ж, начинаем. Слово восьмиклассникам.
Ученик 8-го класса проводит с семиклассниками эксперимент (на столах заранее приготовлены наборы с реактивами)
— Предлагаем провести опыт «волшебный раствор». Возьмите две пробирки с прозрачным раствором. Добавьте в них 2 капли другой прозрачной жидкости из склянки, на которой написано фенолфталеин. Что получилось? Можно ли считать это маленьким открытием? А теперь возьмите стаканчик. В нем содержится обыкновенная сода. Добавьте в этот стаканчик немного уксуса из склянки. Что наблюдаете? А знаете для чего эту реакцию применяют в домашних условиях?
Объяснение очень простое для этих опытов: есть вещества, которые помогают обнаружить другие. Они называются индикаторами, перевод с греческого этого слова «указатель». В щелочной среде наш индикатор приобретает малиновый цвет. Такой же цвет индикатора будет и в растворе мыла, потому что мыло должно обязательно иметь щелочную среду. Чтобы убивать бактерии.
Когда сода взаимодействует с уксусом, выделяется углекислый газ. Если дома что-то стряпают, эту смесь добавляют в тесто. Пузырьки углекислого газа разрыхляют тесто, и оно становится пышным (7 мин).
Учитель: а теперь слово ученикам 11-го класса. Вы все в 4-м классе совершали экскурсию по кабинетам естественных наук. В кабинете химии вам показывали занимательные опыты. Кто не видел «чудесных превращений, может ещё раз воспользоваться случаем…
Однако сегодня ребята попробуют ещё и объяснить происходящее.
Учащиеся 11-го класса показывают сценки с опытами.
1 ученик. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?
2 ученик. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3 ученик. Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
4 ученик. Братцы! Мне нужна корова – молока хочу парного.
Входит 5 ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.
5 ученик. Вы ребята пить хотите? В колбе сказочная жидкость. Чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт быстро проведём, всё у нас по плану.
Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5 ученик из колбы наливает каждому то. Что он просил.
5 ученик. Вот вода, вот газировка. Вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
5 ученик. Стоп. Ребята! Погодите! Чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьёзные запреты. Все запомните друзья: здесь ни есть, ни пить нельзя.
Все вместе: мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
5 ученик. Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?
1 ученик. А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой.
2 ученик. У меня в стакане сода.
3 ученик. Вместе с ней метилоранж.
4 ученик. В моём – бария хлорид.
5 ученик. О чём это говорит? Угадай, 9 класс. Мы надеемся на вас! Не составит вам труда понять, что в колбе…..
Все девятиклассники: Кислота!
5 ученик. Знаете, наверное, вы её название?
9 класс. Серная!
6 ученик. Я открою свой секрет, никакой тут тайны нет. Под костром припрятал здесь зажигательную смесь. Мы знакомы с чудесами. Делать их умеем сами.
1 ученик. А сейчас, друзья. Для вас из истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.
Прикасается горящей лучинкой, начинается извержение вулкана.
1 ученик. Вам запомнится, ребята, это извержение. Тип реакции здесь, кстати, какой?
9 класс. Разложение!
4 ученик. Наше время истекло.
5 ученик. Но мы вам показали не всё, что умеем делать.
1 ученик. Мы ещё умеем говорить на химическом языке.
2 ученик. Медные монеты превращать в серебряные.
3 ученик. Получать водород и кислород.
4 ученик. Этому и вы научитесь, когда будете изучать удивительную науку – химию (15 мин).
Предлагается игра (деление учащихся на 3 команды) – проводят ученики 9 класса .
1 задание: назвать как можно больше веществ, которые используются дома и в быту (на выполнение задания даётся 2 минуты)
2 задание: отгадать загадку. 1) что можно приготовить, но нельзя съесть? 2) Как может брошенное яйцо пролететь 3 метра и не разбиться? 3) Что станет с зелёным утёсом, если он упадёт в Красное море?) 2 мин.
3 задание: синквейн (правила). На выполнение синквейна даётся 3 минуты.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение),
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Мастер-класс – изготовление газоотводных трубочек.
Ученик 9 класса: сегодня мы попробуем вместе с вами изготовить газоотводные трубочки для химических опытов. Это очень легко. Вам необходима трубочка, спиртовка и спички, чтобы зажечь спиртовку. Главное, соблюдайте правила безопасности при обращении со спиртовкой: прежде чем её поджечь, поднимите фитиль.
Стекло – пластичный материал. Чтобы получилась изгиб, возьмите за края
трубочки и держите её в середине в верхней части пламени. Не прилагайте особых усилий, вы сами почувствуете как трубочка поддаётся высокой температуре. Изгиб можно сделать на любой угол, предлагаю вам – на 90о
Время выполнения 7 минут.
Учитель: рефлексия настроения. Поднимите, пожалуйста, «индикаторы-кулачки». Какое теперь у вас настроение?
Свой мастер-класс я хочу закончить словами Фредерико Жолио Кюри:»Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он Нобелевской премии»
Химические опыты.
Волшебный раствор
В одну пробирку налито 2-3 мл 10%-го раствора NaOH. В другой несколько капель фенолфталеина. Пробирки закрыты пробками. При сливании растворов получается интенсивное малиновое окрашивание.
Приложения:
_________________________________________________________________
Загадка:
Что можно приготовить, но нельзя съесть?
_________________________________
Загадка:
Как может брошенное яйцо пролететь 3 метра и не разбиться?
_________________________________
Загадка:
Что станет с зелёным утёсом, если он упадёт в Красное море?
11 класс
1 ученик. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?
2 ученик. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3 ученик. Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
4 ученик. Братцы! Мне нужна корова – молока хочу парного.
Входит 5 ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.
5 ученик. Вы ребята пить хотите? В колбе сказочная жидкость. Чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт быстро проведём, всё у нас по плану.
Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5 ученик из колбы наливает каждому то. Что он просил.
5 ученик. Вот вода, вот газировка. Вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
5 ученик. Стоп. Ребята! Погодите! Чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьёзные запреты. Все запомните друзья: здесь ни есть, ни пить нельзя.
Все вместе: мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
5 ученик. Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?
1 ученик. А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой.
2 ученик. У меня в стакане сода.
3 ученик. Вместе с ней метилоранж.
4 ученик. В моём – бария хлорид.
5 ученик. О чём это говорит? Угадай, 9 класс. Мы надеемся на вас! Не составит вам труда понять, что в колбе…..
Все девятиклассники: Кислота!
5 ученик. Знаете, наверное, вы её название?
9 класс. Серная!
6 ученик. В чудесах химических я уже остёр, без огня. Без спичек разведу костёр. Наложу лучинок-дров и костёр уже готов. Возьму в руки ватку, спиртом намочу, на костёр им капну: гори, раз я хочу.
Проделывает все, о чём говорит. Костёр загорается.
6 ученик. Я открою свой секрет, никакой тут тайны нет. Под костром припрятал здесь зажигательную смесь. Мы знакомы с чудесами. Делать их умеем сами.
1 ученик. А сейчас, друзья. Для вас из истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.
Прикасается горящей лучинкой, начинается извержение вулкана.
1 ученик. Вам запомнится, ребята, это извержение. Тип реакции здесь, кстати, какой?
9 класс. Разложение!
4 ученик. Наше время истекло.
5 ученик. Но мы вам показали не всё, что умеем делать.
1 ученик. Мы ещё умеем говорить на химическом языке.
2 ученик. Медные монеты превращать в серебряные.
3 ученик. Получать водород и кислород.
4 ученик. Этому и вы научитесь, когда будете изучать удивительную науку – химию.