Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Участники: учащиеся 10 «а» класса (команда «Катионы», команда «Атом»)
1-ая ведущая:
Мы рады приветствовать Вас в этом зале, на мероприятии под названием «Счастливый случай», посвященном великой науке химии.
Говоря о значении химии, хочется зачитать отрывок из книги М.Васина «Два шага до чуда»: «А сейчас нам пора отправляться в долгое путешествие по стране, которую называют химией….Потому что химия сейчас — одна из самых важных наук. Без ее помощи не могут обойтись ни физики, ни биологи, ни океанологи, ни врачи, ни колхозники, ни строители, ни создатели новых машин. Дорога в космос, между прочим, в значительной мере проложена так же химией.»
2-ая ведущая:
В продолжении сказанного хочется привести слова А.М. Горького: «Химия- это область чудес, в ней скрыта счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области»
1-ая ведущая:
Сегодня очень ясный день,
Собрались все в огромном зале
Счастливый случай к нам пришел,
Ведь мы его так долго ждали.
Все химики собрались здесь,
Алхимиков здесь тоже очень много
Ведь любят химию везде:
И в Казахстане, и в Москве.
А химия нам в свой ответ,
Дает роскошных знаний свет,
Химчистка чистит нам одежду,
Лекарство нам химпром дает.
Любите химию, ребята,
Она ведь вас не подведет.
Счастливый случай только раз,
Дается в жизни — нам сейчас.
2-ая ведущая:
Попрошу всех присутствующих в зале болельщиков в течении игры соблюдать тишину. Также вы сможете поучаствовать в игре, помогая отвечать на вопросы, вызвавшие затруднения у команды, тем самым добавляя баллы команде.
1-ая ведущая:
И так, начинаем. Сегодня к нам пришли две команды. просим команды выйти на сцену. Поприветствуем их! Попрошу капитанов представить свои команды(название, эмблемы, девиз). А теперь команды поприветствуйте друг друга(Приветствие)
Оценивать ответы команд сегодня будут наше уважаемое жюри в составе: Кононцева Алена Валерьевна, Подседова Екатерина Степановна, Грекова Татьяна Алексеевна. Попрошу поприветствовать их!
В 1-ом гейме команды продемонстрируют знания в 3-х областях:
1)общей и неорганической химии
2)химических элементов
3)ученых-химиков
Более близкое знакомство состоится в ходе 1-го гейма.
2-ая ведущая:
Но перед началом игры розыгрыш права первого хода. надо найти ошибку!
В.Дудинцев в романе «Белые одежды»
«- Так ты ж врешь все, врешь. Ты ж не как люди, на тебя самого капать индикатором — фенолфталеином. Покраснеешь ты или посинеешь…И потом. надо ж еще подобрать этот индикатор» (Фенолфталеин не бывает синим)
Напомню условия игры: команды поочередно будут отвечать на задаваемые им вопросы, по 3 вопроса каждой, на размышление дается 20 сек. После чего участники дают свою версию ответа, если она верна, то команда зарабатывает 1 очко, если же ответа нет или же он не верен, то обращаемся за ответом к другой команде, если она отвечает, то зарабатывает очко противника.
1-ая ведущая:
1)К какому классу относится вещество, если его водяной раствор хорошо проводит электрический ток и не изменяет окраску лакмуса? (Соль, образованная сильной кислотой и сильным основанием, и не подвергающаяся гидролизу)
1)В жизни человек сталкивается с веществом сода
а)сода кальцинированная
б)сода каустическая
в)сода питьевая Назовите формулы этих веществ
2)От соединения какого металла зависит а)зеленая окраска растений(Магний)
б)красный цвет крови(Железо)
3)У какого русского ученого в детстве было прозвище «Великий химик»(А.М.Бутлеров)
3)Кому принадлежат слова «Нефть не топливо, топить можно ассигнациями»(Д.И.Менделеев)
Слово по итогам игры предоставляется нашему жюри.
Переходим ко 2-му гейму
2-ая ведущая:
Объясните все химические явления, происходящие во время опыта, признаки, какие вещества получаются.
1)Какое явление демонстрирует данный опыт(обратимая реакция)
2)О каком процессе идет речь в следующем опыте(восстановление меди)
3)Бывает ли дым без огня?
4)О качественной реакции на какой ион демонстрирует следующий опыт
1-ая ведущая:
У нас впереди 3-ий гейм «Ты мне, я тебе»
Трое участников из команды, задают вопросы представителям команды соперника, которых выбирают сами. В этом гейме зрители не участвуют. А игрок, задавший наиболее интересный вопрос, получит поощрительный приз (5-ка по химии)
Результаты 3-х геймов(жюри)
2-ая ведущая:
А сейчас 4-ый музыкальный гейм, в котором участникам каждой команды предлагается прослушать по песни, и дать ответ на вопрос «О каком веществе или элементе поется в данной песне?» (Чебурашка — Алюминий, Земля в элюминаторе — Водород)
Начинает пока проигрывающая команда.
1-ая ведущая:
Переходим к 5-му гейму (блиц-турнир)
Начинает пока выигрывающая команда, Задача: дать как можно больше правильных ответов на поставленные вопросы за 1.5 минуты, если же ответа нет. то игрок говорит «дальше»
1)продукт реакции горения водорода(вода)
2)металл у древних греков под названием «небесный камень»(железо)
3)какое молоко не пьют(известковое)
4)ядовитый металл, содержащийся в лампочке дневного света(ртуть)
5)в какой капусте много йода(в морской)
6)элемент, названный в честь планеты Земля(теллур)
7)кислота, используемая в аккумуляторах(серная)
8)какой химический элемент состоит из двух животных(мышьяк)
9)разрушение металлов под воздействием окружающей среды(коррозия)
10)каким индикатором нельзя определить кислоту(фенолфталеином)
11)спирт, вызывающий привыкание(этиловый)
12)металл в составе поваренной соли(натрий)
13)химический элемент, электронная формула которого 1s1(водород)
14)как хранят кальций(0подслоем масла, керосина
15)наименьшая частица вещества(молекула)
16)л в переводе с латыни означает «утренняя заря»(золото)
17)сколько языков знал Ломоносов(10)
18)галоген,успокаивающий нервную систему(бром)
19)металл обеззараживающий воду(серебро)
20)валентность цинка в соединениях(два)
21)среда нейтральная, если рн=(7)
22)мельчайшая частица химического элемента(атом)
2-ая ведущая:
Доп.вопросы:
1)совокупность атомов с одинаковыми зарядами ядер(изотопы)
2)самый тяжелый газ(радон)
3)вещества, замедляющие скорость химической реакции(ингибитор)
4)какое основание называют нашатырным спиртом(гидроксид аммония)
5)вещество, отдающее электроны в процессе реакции(восстановитель)
6)процесс взаимодействия меду кислотой и основанием, приводящий к
образованию соли(нейтрализации)
1-ая ведущая:
1)самое распространенное вещество на Земле(вода)
2)топливо в самолетах(керосин)
3)химическое название витамина С(аскорбиновая кислота)
4)мгновенная реакция(взрыв)
6)газ бурого цвета, ядовитый, вдыхание которого отрицательно действует на сердце и легкие(оксид азота(4))
7)самый распространенный металл земной коры(алюминий)
8)положительно заряженный ион(катион)
9)реакция при которой выделяется теплота(экзотермическая)
10)растворимые в воде основания(щелочи)
11)название солей угольной кислоты(карбоновые)
12)самый легкий газ(водород)
13)ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах(свинец)
14)разложение под действием воды(гидролиз)
15)бронза — это сплав меди с …(оловом)
16)вещество поддерживающее горение(кислород)
17)формула магнетита( Fe3O4 )
18)вещество ускоряющее реакцию(катализатор)
19)самый тугоплавкий металл(вольфрам)
20)тип кристаллической решетки в алмазе(атомная)
21)8 февраля 1834 года родился великий русский химик, в честь которого проводится международная олимпиада в 2012году(Менделеев)
22)определенный вид атомов(хим.элемент)
Доп.вопросы:
1)заряженная частица вещества(ион)
2)реакции, протекающие под действием электрического тока(электролиз)
3)условная запись химической реакции посредством химических знаков и формул(уравнение)
4)прибор для определения плотности вещества(ариометр)
5)процесс окисления вещества, сопровождающийся выделением теплоты и ярким, свечением(горение)
6)вещество, приобретающее электроны в процессе реакции(окислитель)
Сочинение-эссе на тему: «КАЗАХСТАН И ХИМИЯ» читает Тарасенко Николай.
Законы химии — какое чудо мира
Мы познаем их каждый, каждый день
И в школе, дома, на работе — всюду
Законы химии – мы благодарны ей
С азов учили мы таблицу Менделеева
Химических реакций знаем цель
И, познавая химию, мы очень сильно верим
Она нам пригодится, ты только лишь поверь!
Спиртов, оксидов формулы учили,
И атомную массу не забыли
Как “Отче наш” мы знаем на зубок
“Лей кислоту в воду, а не наоборот”
И вот, казалось бы, закончились занятия
И нам хотелось бы другим бы чем заняться,
Но ничего у нас не получается
И всюду химия нам на пути встречается.
Возьмем, к примеру, наш железный кладезь
Ведь мы живем с карьером нашим рядом
И добывают здесь руды железной тонны
Чтобы потом доставить её в домну!
Но чтобы сталь дошла до нужных ей кондиций
Нам химия опять же сможет пригодиться
И с помощью химических реакций
На фабрике мы создадим окатыш.
И лишь потом в печи для плавки стали
Польются тонны первосортной стали.
И в этом есть заслуга Казахстана
Ведь это здесь руда взяла начало.
И прославляя труд всех первоклассных металлургов
Мы прославляем химию – прекрасную науку!
Николай Тарасенко.
1-ая ведущая:
Поздравляем команду победившую в интеллектуальной игре «Счастливый случай».Но сегодня проигравших нет, каждый что-то узнал, что-то вспомнил.
2-ая ведущая:
Благодарим за внимание всех игроков и всех зрителей за участие в игре.