Внеклассное мероприятие по химии,
биологии и географии
«Семь грецких орехов»
Подготовил: учитель химии Саутбаев Ж.М.
Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 8 — 9 классов. Судит жюри.
Мероприятие включает 7 конкурсов:
1 конкурс – «Корзина вопросов»,
2 конкурс – «Что лишнее?»,
3 конкурс – «Я рисую натюрморт»,
4 конкурс – «Стоп кадр»,
5 конкурс – «Загадки»,
6 конкурс – «Конкурс капитанов»,
7 конкурс – «Эстафета».
Между 3 и 4 конкурсами проводится конкурс болельщиков.
Образовательные задачи:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии, химии, географии;
вовлечение в словарный запас биологических, химических и географических слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
развитие творческих способностей учащихся;
самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Цель данного мероприятия:
расширить интеллектуальный кругозор учащихся;
способствовать формированию умений логического мышления, навыков самостоятельности, умений самореализации.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, 3 воздушных шарика, 9 кеглей, 7 грецких орехов.
«Чтобы добраться до ядра грецкого ореха, нужно расколоть его скорлупу!»
(Восточная мудрость)
Ход мероприятия
Ведущий: «Добрый вечер, дорогие друзья!» Я рад приветствовать вас на этом мероприятии по биологии, химии, географии. Сегодня мы попытаемся добраться до вершин знаний, спрятанных в ядре грецкого ореха, расколов его скорлупу. А чтобы сделать это, вам потребуются знания из наук: биологии, географии, химии. Следить за происходящими событиями будет компетентное жюри. В состав жюри входят (идет представление жюри). Итак, мы начинаем. Ядро грецкого греха надежно защищено окружающей его плотной скорлупой. В нашей корзине 7 грецких орехов — по числу проводимых конкурсов. Задача каждой команды — расколоть как можно больше орехов и набрать максимальное количество баллов.
Конкурс 1. «Корзина вопросов»
Ведущий: Каждой команде предлагается для разминки по 3 вопроса из области химии, биологии, географии. На обдумывание отводится 10 секунд. Если команда не дает ответа, заработать может его команда соперница, давшая правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы 1 команде:
Какое озеро на территории Казахстана самое большое?
Кто из животных бежит со скоростью на коротких дистанциях около100 км в час? (гепард)
Какого цвета оксид меди (II)? (черного)
Вопросы 2 команде:
Какой материк считают самым сухим? (Австралия)
Сколько хромосом в клетках человека? (46)
Какого цвета сульфат меди (II) (медный купорос)? (синий)
Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.
Конкурс 2. «Что лишнее?»
Ведущий: Пока жюри подсчитывает заработанные командой баллы, я предлагаем расколоть 2 грецкий орех. Следующий второй конкурс называется: » Что лишнее?» На карточках написаны ряды слов. В каждом ряду есть одно лишнее слово. На карточке вы указываете класс и подчеркиваете лишнее слово. Карточки сдаете жюри. За каждое правильно выделенное слово вы получите по 2 балла.
1 ряд слов: летучая мышь, голубь, страус, бабочка, белка- летяга
2 ряд слов: пчела, муха, медведка, колорадский жук, саранча
3 ряд слов: сера, цинк, хлор, азот, кислород
После конкурса делается проверка и объясняется, почему эти слова являются лишними.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 3. «Я рисую натюрморт»
Ведущий: Итак, 2 грецких ореха расколоты, на очереди- 3 орех. Скорлупа этого ореха очень прочная, чтобы ее расколоть потребуются усилия каждого участника команды.
Следующий конкурс называется «Я рисую натюрморт«. Он складывается из 2 этапов: Участники команды собирают из разрезанных частей картинки рисунок целиком. Задание считается выполненным, если команда представит. На выполнение работы отводится 5 мин.
Конкурс болельщиков.
Ведущий: А пока есть шанс проявить себя болельщикам. Правильно дав ответы на предложенные вопросы, самый активный болельщик может заработать шелковую ленту » Умника». Жюри выбирает самого активного болельщика. Набранные очки болельщики могут отдать своим командам.
Вопросы для болельщиков:
Это человек — великий русский ученый, впервые разработал способ получения цветных стекол. Вместе со своими учениками создал из них панораму » Полтавская битва». К его заслугам относится и открытие закона сохранения масс веществ. (М.В.Ломоносов)
Какое морское животное предсказывает приближение шторма за 10-15 часов? (медуза)
Всем известно, что молочные продукты полезны для здоровья, так как улучшают работу кишечника. Какой химический процесс лежит в основе получения кефира? (брожение)
Залежи, какого минерала в некоторых районах не позволяют пользоваться компасом? (магнитного железняка — магнетита)
Какая «рыба» помогает вымыть химическую пробирку? (ерш)
Из какого вещества состоит яичная скорлупа? (карбоната кальция)
Из какого поделочного камня была изготовлена шкатулка в сказке русского писателя П.Бажова? (из малахита » Малахитовая шкатулка»)
Император Наполеон на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо- белого металла, а всем прочим — приборы из серебра и золота. Из чего были сделаны приборы почетных гостей? (алюминия)
Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубочек? (уменьшается поверхность тела и тепла отдается меньше)
Два простых вещества состоят из атомов одного и того же химического элемента. Одно ценится во много раз дороже золота, а чтобы избавиться от другого — люди еще и платят деньги. Назовите эти вещества (алмаз и сажа)
Жюри подводят итоги после конкурса болельщиков.
Ведущий: время на работу команд закончилось. Натюрморты отдаем жюри
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 4. «Стоп — кадр»
Ведущий: А пока жюри подводит итоги конкурса, мы переходим к конкурсу » Стоп- кадр». Если команда справится с ним, то ей удастся расколоть 4 орех и еще на один шаг приблизиться к вершине знаний. Для участия в конкурсе приглашаются 2 человека. Перед вами 10 предметов.Вам предстоит за 1 минуту надо запомнить как можно больше предметов. За каждый угаданный предмет участник команды получает 1 балл.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 5. «Загадки»
Ведущий: А мы переходим к 5 конкурсу нашего вечера » Загадки». Вам предлагается по очереди отгадать загадки по биологии, химии и географии. За каждую угаданную загадку команда получает 1 балл, если команда не может ответить, то право заработать этот балл предоставляется следующим командам.
Загадки по биологии
Изба белена, а маковка зелена. (Берёза)
Вьётся верёвка, на конце — головка. (Змея)
Рот есть — не говорю, глаза есть — не мигаю. (Рыба.)
На ветках — плотные комочки в них дремлют клейкие листочки. (Почки.)
Загадки о химических элементах
Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня – и под водой
Оксид мой станет кислотой. (P)
У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (As)
Я – металл серебристый и легкий,
И зовусь “самолетный металл”,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Al)
Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нем. (Au)
Загадки по географии.
Шар не велик, лениться не велит,
Если знаешь предмет,
то покажешь весь свет. (Глобус)
Море есть — плавать нельзя,
Дороги есть — ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя
Луга есть — косить нельзя. (Карта)
По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна.)
Не море, не земля,
Корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги
Конкурс 6. «Конкурс капитанов»
Ведущий: Наступает время одного из основных конкурсов вечера » Конкурса капитанов» Капитанам предстоит расколоть скорлупу предпоследнего 6 ореха.
Ведущий: Вопросы данного задания приносят капитанам от 1 до 5 баллов в зависимости от использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй — в 4 балла и т.д.
5 баллов. Многокамерные раковины фораминифер, которые почти сплошным слоем покрывают море Лаптевых, состоят из соединений этого элемента.
4 балла. В организме человека содержится примерно 1 кг этого элемента.
3 балла. Потребляя молоко, мы примерно на 80 % удовлетворяем потребность в этом элементе.
2 балла. Его можно обнаружить в » сталактитовом» лесу среди » сталагмитовых деревьев»
1 балл. Соединением этого элемента мы пишем на доске.
(кальций)
5 баллов. В организме человека его содержится около 3 г, преимущественно в жидкой соединительной ткани.
4 балла. По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
3 балла. Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его в чистом виде.
2 балла. Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н.э.
1 балл. В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории. (железо)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 7. «Эстафета»
Ведущий: Итак, мы подобрались к 7 завершающему конкурсу «Эстафета». Нам осталось расколоть всего 1 грецкий орех. Чтобы преодолеть это препятствие придется потрудиться всей командой. На стене прикреплены лепестки ромашки, на которых написаны отдельные слова, составляющие конечный результат нашего вечера. Используя надувной шарик и кегли, участники команды по очереди приносят лепестки ромашки и составляют законченное предложение. Победит та команда, которой удастся сделать это за самый короткий промежуток времени.
Ответ: «Победы сами не придут, их — лишь упорные возьмут»
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.
Ведущий: Итоги вечера подведены, победители определены, а, значит я могу сказать вам до свидания. До новых встреч, дорогие друзья.