Формирование экологической культуры у детей.
Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Результативность экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой. Привитие учащимся культуры отношений с нею осуществляется как в процессе усвоения специальных знаний, умений и навыков на уроке, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей. Формирование элементарной экологической культуры особо актуально в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия человека с природой — период младшего школьного возраста (человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с природой, с окружающей средой). Более того, его ум и чувства развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношение с природой, именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения. Наряду с необходимостью научить ребят ориентироваться в общей постановке экологических проблем, обязательна пропаганда литературы, освещающей эти проблемы.
В экологическом образовании учащихся значительная роль принадлежит периодическим изданиям. С помощью газетных и журнальных публикаций учитель имеет возможности книжных выставок, использовать эти материалы при подготовке к массовым мероприятиям, в индивидуальной работе с учащимися.
Значительное внимание освещению экологических проблем уделяют такие периодические издания, как журналы «Свирелька», «Свирель» и «Лазурь». Каждое из них, имея свою социально — возрастную категорию читателей, содержит материалы, учитывающие интересы дошкольников, младших школьников и подростков, степень доступности им того или иного материала. Журналы эти уже знакомы многим школьникам из учебных программ, занятий в кружках, факультативных занятий.
Мы сегодня покажем фрагменты из читательских конференций по журналу «Свирель».
Цель этой работы — сформировать у детей представление о журнале, развить интерес к журналу у всех ребят, экологическое просвещение учащихся, пропаганда экологических знаний.
Педагог:
— Все вы знакомы с детской периодической печатью — с газетами и журналами. Наверняка в библиотеке ваших школ выписывают очень много различных газет и журналов. Они расскажут вам о науке, технике, природе, путешествиях и многом другом. Но сегодня мы поговорим только о тех журналах, которые помогут вам любить, изучать и беречь природу.
Формирование элементарной экологической культуры особо актуально в период эмоционального взаимодействия человека с природой — период младшего школьного возраста (человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с природой, с окружающей средой).
Наряду с необходимостью научить ребят ориентироваться в общей постановке экологических проблем, обязательна пропаганда литературы, освещающей эти проблемы.
Итак, представляем вам экологические журналы нашей библиотеки. А ведущей представления будет сама матушка природа.
(звучит композиция «Пусть нам светит солнце» в исполнение оркестра Поля Мориа. Выходит Матушка Природа)
МАТУШКА ПРИРОДА: Я очень рада нашей встрече, друзья. Ведь вы дружите с природой, не правда ли? Именно поэтому я хочу, чтобы вы познакомились с замечательным журналом: «Свирель», который подскажет, что каждый из вас может сделать для родной природы. (Звучит свирель- отрывок uз композиции оркестра Поля Мориа «Снова дома»)
МАТУШКА ПРИРОДА: Слышите эти чарующие звуки? Кажется, к нам пожаловал первый гость — экологический журнал «Свирель»
«Свирель». Открывайте окна, двери!
Мы играем на свирели
Под открытым настежь небом Кто пойдет за нами следом?
Первый учащийся. Неба чистого лазурь
Не боится грозных бурь. Дети разных чудных стран
Переплыли океан.
«Свирель». Вместе с ними птицы, звери.
Мы играем на свирели
Под открытым настежь небом.
Кто пойдет за нами следом?
Второй учащийся. Не летают в небе птицы,
Из реки нельзя напиться.
Родниковая вода
Стала горькой, как беда.
«Свирель». Этот сон не должен сниться! Открывайте окна, двери.
Мы играем на свирели
Под открытым настежь небом.
Кто пойдет за нами следом,
Голосам земли поверит?
Первый учащийся. Позовем — и лес ответит.
Так войдем в него, как дети
Родниковая вода.
Как душа земли чиста,
И звезда в ночи нам светит
Второй учащийся. Открывайте окна, двери!
Мы играем на свирели
Под открытым настежь небом.
Кто пойдет за нами следом?
МАТУШКА ПРИРОДА: Итак, мы приглашаем вас, ребята, в путешествие по журналу «Свирель». Почти каждый номер журнала рассказывает о каком — либо заповеднике. Но мы далеко ходить не будем и отправимся в Воронежский заповедник, который расположен на стыке Воронежской и Липецкой областей («Свирель», 2007,№1 стр. 4-6)
Воронежский заповедник — это лесной оазис среди окружающих его степей. Дубовые рощи соседствуют с основными горами, зарослями березняков, осинников. Там обитают копытные животные — косули, олени, лоси. Десятки благородных оленей и лосей ежегодно отлавливают и расселяют в другие места нашей страны.
В поисках желудей перепахивают землю в дубняках дикие кабаны. Встречаются в заповеднике выхухоль, лесная куница, белка, барсук, бобер. Строгая охрана этих животных способствовала резкому возрастанию их численности и расселению их в другие места.
МАТУШКА ПРИРОДА: В журналах «Свирель» и «Юный натуралист» есть рубрика «Красная книга», рассказывающая о редких видах растений и животных.
МАТУШКА ПРИРОДА: Ребята, мы с вами живем в современном городе. Мне этот город напоминает ненасытного Робина Бобина Барабека из английского стихотворения в переводе К. Чуковского.
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек
И корову, и быка,
И хромого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу.
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»
Город в XXI веке — вечный должник природы Он берет кислород без отдачи, потому что вокруг мало растений, а земля кругом закована в мертвый асфальт. Город очень много «поедает» — электроэнергию, руду, зерно, мясо и другое. И оставляет большое количество отходов, а они отнимают пространство у природы. В нашем городе много промышленных предприятий, которые загрязняют атмосферу и воду. Газы автомобилей попадают к нам в легкие, ядовитые вещества после сжигания мусора на свалках летают в воздухе и вредят людям. Давайте представим все беды нашего города в виде дракона, а наш гость — Очень зеленый профессор расскажет, что нужно сделать для победы над нами. Прошу вас, уважаемый профессор!
ОЧЕНЬ ЗЕЛЕНЫЙ ПРОФЕССОР: Рад служить вам, Матушка Природа. У дракона несколько голов, их надо срубить одну за другой для того, чтобы наш город стал чистым.
(Карточный дракон расположен на книжной выставке. Во время рассказа профессор пользуется указкой и с ее помощью «срубает» головы дракона одну за другой.)
ОЧЕНЬ ЗЕЛЕНЫЙ ПРОФЕССОР: Первая голова, самая страшная — загрязнение атмосферы и воды промышленными предприятиями Эту голову можно срубить только тогда, когда предприятия научатся работать без отходов («Срубает» голову дракона) Вторая голова — обожаемый человечеством автомобиль. Нужно как можно скорее создать электромобили и солнцемобили, которые совсем не загрязняют атмосферу. А еще очень полезно ходить пешком или ездить на велосипеде («Срубает» вторую голову)
Третья голова дракона, по сути, самое обыкновенное ведро. Мусор отправляется на свалку, там его сжигают, и ядовитые вещества попадают к нам в легкие. Что же делать? Выход есть. Надо построить завод по переработке мусора, где из отходов сделают новую бумагу, переплавят стекло и металлолом, превратят пищевые отходы в удобрения и корм для рыбы. Свалки будут не нужны, а город будет дышать свободнее. («Срубает» последнюю голову)
МАТУШКА ПРИРОДА: Спасибо вам, уважаемый профессор, за такую полезную информацию.
МАТУШКА ПРИРОДА: Чтобы помочь природе, необязательно быть профессором.
Любить ее, изучать и совершать полезные дела могут и юные натуралисты.
А вот и наш юный друг!
(Входит Юный натуралист с журналом в руках)
ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ:
«Юный натуралист»- это старейший экологический журнал.
«Юный натуралист» — это невыдуманные рассказы о мире природы!
«Юный натуралист» — это интересные путешествия в разные страны!
«Юный натуралист» — это экзотические истории из жизни зверей и птиц!
«Юный натуралист» — это журнал любознательных почемучек!
Читайте журнал «Юный натуралист»!
МАТУШКА ПРИРОДА: Спасибо, юный друг. Мне кажется, «Юный натуралист» найдет своих читателей.
Экспериментальная работа.
С целью формирования экологической культуры учащихся центра мною была проведена читательская конференция по детскому экологическому журналу «Свирель».
Цель этого мероприятия: сформировать у детей представление о журнале, развить интерес к журналу у всех ребят, экологическое просвещение учащихся, пропаганда экологических знании.
3. Ведение факультативов: «Экскурсионная и просветительская работа по экологии».
6