Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 46 «Семицветик»
Управления образования г. Апатиты
КОНСПЕКТ
познавательного занятия
«Экологическая тропа»
Подготовила воспитатель
средней зрительной группы
Петрова Любовь Ивановна
Апатиты
2011
Программное содержание:
Обеспечить условия для развития у детей экологического сознания, эмоционально положительного отношения к живой природе.
Способствовать формированию понимания того, что Земля — наш общий дом, а человек — часть природы.
Способствовать развитию у детей ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формировать интерес к птицам, расширять знания о них.
Активизация словаря: экология, знатоки родной природы, корреспонденты, профессор, лесовик, комитет защиты природы.
Воспитывать выразительность речи при чтении стихов, описании картин.
Ход занятия:
— Доброе утро! Надеемся, что сегодняшнее утро и весь день будут действительно добрыми, потому что все передачи на детском телевидении «Семицветик» будут посвящены дому в котором мы живем — Природе. (Показать глобус).
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес —
Полно таинственных чудес…
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса,
Останутся лишь в книжке.
Ранними гостями на нашей передаче будут очень зеленый профессор Елизавета и ее помощник — юный натуралист -Андрей. Вам слово.
Лиза:
— Да, Земля живая, у нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у Земли есть. И эти глаза полны слез. Ведь чего только люди не делали со своей маленькой и хрупкой Землей. Ее взрывали и бомбили, ее посыпали ядами, рубили леса, осушали озера. Долго терпела Земля, она вздыхала и стонала, но люди не слышали ее стонов. И вот Земля вскричала: «Спасите меня! Я гибну!» И люди наконец услышали. Они поняли, что если погибнет Земля, то все живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту природы. И ты, мой друг, можешь вступить в партию «зеленых». Рада служить вам. Очень зеленый профессор Елизавета.
Ведущий:
— А сейчас слово Вашему помощнику — Андрею.
Андрей:
— Земля — наш общий дом. Дом для человека — это дом, в котором мы живем. Для зверя — Лес, поле, горы. Для рыб — моря, реки, озера. Значит, у всего живого есть свой дом, а для всех вместе — это, конечно, наша Планета — Земля. А жить вместе в одном доме непросто. Но мы не будем ссориться. Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят. Вы их пожалейте! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц — не небо! А море без рыб — не море! И земля без зверей — не земля!
Ведущий:
Да, Земля нам подарила немало,
И ждет она в тревоге, чтоб мы ее спасли,
Обнимем нашу Землю, как маму обнимаем.
И защитим как маму от горя и беды.
А сейчас рекламная пауза.
Ребенок:
Если хочешь быть здоров,
Жить совсем без докторов,
Вырасти сам лук зеленый (показывает).
В нем витаминов очень много
И не надо тратить деньги на лекарства в аптеке.
(Звучит музыка «В мире животных»)
Ведущий:
— В эфире передача «В мире животных». Сегодня гости передачи — победители конкурса «Знатоки родной природы». Юные натуралисты все лето наблюдали и изучали растение Иван-Чай. Поделитесь с нами своими знаниями.
Ребенок:
— Добрый день! Меня зовут Яна! Вы любите цветы? Я тоже очень люблю цветы. А нарисовала я Иван-чай. Он растет везде: у нас на даче, вдоль дороги, в лесу. Иван-чай любит солнышко, поэтому тянется вверх. Он такой высокий — ростом с маму. Все лето цветет Иван-чай. Розовые цветочки-огонечки начинают распускаться снизу, потом выше и выше пока не доберутся до самой макушки.
Ребенок:
— В веселых розовых цветочках в солнечный денек порхают бабочки и работают пчелы. Нежный, душистый мед получается из Иван-чая. Когда отцветет Иван-чай, на месте цветов появляются пушинки. Пуха так много, что его можно набрать целый мешок. Раньше так и поступали: набирали и делали подушки.
Ребенок:
— Из сухих корней Иван-чая делали муку и пекли хлеб, а из поджаренных корней варили кофе. Из свежих листьев получался вкусный суп, а из сухих листьев — чай.
Ведущий:
— Пожалуйста, встречайте Дарью победительницу конкурса рисунков «Наш край». Она очень много узнала о «Божьей коровке» и сейчас с удовольствием покажет рисунок и расскажет об этом насекомом.
Ребенок:
— В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, никому не опасен. На ножках у него появляется жидкость похожая на молочко поэтому люди и назвали этого жучка «божья коровка».
Все дети:
Божья коровка
Улети на небо
Принеси нам хлеба
Черного и белого
Только не горелого
Ведущий:
— В эфире передача «Играй гармонь».
Ясные, ясные денечки
Так и хочется плясать
И играть в садочке.
Все, все в хоровод
Музыка зовет. (Хоровод «Ясные денечки»)
Ведущий:
— В эфире передача «Здоровье». Традиционная рубрика «Народные рецепты».
Ребенок:
(оказывает коробку с подорожником)
Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
— Это растение — доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.
Ведущий:
А сейчас рекламная пауза.
Ребенок:
— Вы хотите, чтоб ваши пернатые друзья стали жертвой опасных болезней? -Нет! Тогда покупайте овес! (показывает). Экологически чистый продукт, выращенный детьми зрительной группы. Он содержит все необходимые витамины! Посмотрите, как он выглядит (показывает попугайчика Кешу). В какой он форме! Все это благодаря птичьему корму «Овес».
Ведущий:
— В эфире «Новости». Весной, что ни день — то и новости. В прямом эфире наши корреспонденты из леса с последними новостями.
Ребенок:
Снег растаял! Снег растаял!
Это новость непростая
Это значит — наступает
Настоящая весна!
Это значит — теплый воздух!
Это значит — яркий свет!
Это значит, что в колхозах
Все начнут весенний сев.
Ребенок:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой — улей пчела
Первый мед принесла.
Ребенок:
Зиме конец!
Летит скворец.
И звонко песню напевает
Идет весна,
Красна, ясна
Смотрите, как все тает!
Ребенок:
Две синицы прилетели на сосну,
Две сестрицы засвистели про весну:
Сколько света!
Сколько света!
Стала синей высота!
Скоро лето!
Скоро лето!
Красота! Красота!
Ведущий:
— Сколько вокруг новостей! Успевай только поворачивать голову. Головокружительная весна — шею бы не свернуть!
Сегодня в лес тебя зову
Я с музыкой своей
Там желтоглазую сову
Увидишь средь ветвей
Ежа у мшистого пенька
И дятла на суку
Услышишь ты издалека
Веселое «ку-ку».
Чтобы все услышать
Необязательно все видеть
Глазки все мы закрываем
Дружно в лес за мной шагаем.
(Приходят в лес, звучит музыка «голоса птиц». Дети слушают, но вдруг все смолкает.) Появляется Лесовичок.
Лесовичок:
Наверно вы едва ли
Меня сейчас узнали
Хотя с Лесовичком
Любой из вас знаком.
Припомните ребята
Случалось вам когда-то
В лесу средь бела дня
На помощь звать меня.
(Ответы детей)
— А знаете ли вы правила поведения в лесу?
— Знаем и тебе, Лесовичок, сейчас расскажем.
Ребенок:
— Не ломай ветки деревьев. Дерево живое и ветки вместе с листьями помогают ему дышать. Не случайно там, где много деревьев, легко дышится.
Ребенок:
— Не повреждай кору деревьев. Пойми: им больно. Они перестают расти, и долго мучительно умирают. Только сказать об этом не могут.
Ребенок:
Не рви цветы в лесу.
Если ты сорвешь цветок,
Если он сорвет цветок,
Если все: и он и ты,
На Земле сорвут цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты…
И не будет красоты
Ребенок:
-В лесу ходи по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву
Ребенок:
— Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы. Если увидишь в лесу маленьких птенцов и зверенышей — не бери их с собой. Они не потерялись, они живут здесь и ждут свою маму.
Ребенок:
-Не разводи костер в лесу. От костра может возникнуть пожар.
Ребенок:
— Нельзя включать громкую музыку! Звери убегают, птицы улетают от шума, а потом не могут найти свой дом.
Ребенок:
— Не сбивай грибы. Даже мухоморы. Мухоморы помогают расти соснам елям березам. Ими питаются белки, лоси и сороки. Мимо мухомора не пройдешь: чудо-чудное, диво-дивное, но человеку их есть нельзя
Ребенок:
— Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Лесовичок:
Молодцы ребята!!!
(Звучит тревожная музыка. Влетает «сорока»- ребенок.)
Беда в лесу! Беда в лесу!
Стальная птица злая
Над лесом пролетая
Кусты, деревья, травы
Засыпала отравой.
Пришла беда лихая,
Все на пути сметая.
Оглохли мы чихая,
Ослепли мы рыдая
Ведущий:
-Что может случиться?
Ребенок:
-Звери могут заболеть и умереть!Надо позвонить в комитет защиты природы.Звонит: «У нас неотложное дело! Вопрос жизни и смерти! От яда погибает лесной народ! Дождь нужен!»
(Ведущий предлагает рассказать закличку о дожде).
Дети:
Дождик, дождик пуще!
Станет травка гуще!
Дождик, дождик лей, лей.
На меня и на людей!
Дождик, дождик льется
В руки не дается.
(Ведущий поливает на детей из лейки).
-Дождь! Станьте посреди поляны. Вода и нас обмоет. Вот так радость! Вот так счастье! Ливень смыл траву. Дети очень рады!
(Лесовичок благодарит детей, угощает «лисичкиным хлебом»)
Список используемой литературы:
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! — СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. «Новая школа», 1995.
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?,» — Москва.: ГНОМ и Д», 2003.