11 класс биология.
Практическая работа №7 «Экологическое и географическое видообразование, их сходство и различие».
Цель: Охарактеризовать особенности способов видообразования путём сравнения аллопатрического и симпатрического видообразования.
Тип урока: практическая работа
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация «Способы видообразования».
Ход работы:
1. Организационный момент.
2. Сравнение процессов аллопатрического и симпатрического видообразования.
А). Заполните таблицу:
Аллопатрическое видообразование | Симпатрическое видообразование | |
1. Продолжительность во времени |
|
|
2. Причина |
|
|
3. Краткое описание (+ рисунок) |
|
|
4. Формы |
|
|
5. Схема |
|
|
6. Вид репродуктивной изоляции |
|
|
Б). Проверочная работа по теме «Видообразование».
Выбрать какое видообразование: 1. Аллопатрическое или 2. Симпатрическое:
1.Вызывается разделением ареала вида на несколько изолированных частей.
2. Связано с расхождением групп особей одного вида и обитающих на одном ареале чаще всего по экологическим признакам.
3.Это видообразование происходит без физических барьеров. 4. Возникновение разных подвидов прострела в западной и восточной части России.
5. Возникновение двух видов рыб — Судака
6. Видообразование на основе полиплоидии .
7. Вызывается возникновением географических преград.
8. Возникновение разных видов синиц на территории Евразии.
9.Возникновение разных видов лютика.
10. Возникновение разных видов картофеля имеющих хромосомные наборы из 12, 24, 48, 72 хромосом;
11.Возникновение разных видов медведя: бурого и белого.
12.Возникновение видов из исходного путем кратного увеличения числа хромосом.
13. Возникновение видов в результате хромосомных перестроек, который может привести к репродуктивной изоляции, что приводит к появлению новых видов как у растений, так и у животных.
14. Возникновение экологических рас большого погремка.
15. Возникновение дарвиновских вьюрков.
16.В Севан обитает две расы форели (озимая и яровая),которые образовались путём.
17.Межвидовые гибриды растений ,например , рябино- кизильник , образуются путем
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Сходство и различия способов видообразования. Их основа — движущие силы эволюции. Географическое видообразование связано с расширением ареала вида и возникновением изолированных популяций. Экологическое видообразование связано с заселением особей вида разные экологические условия, что также ведет к биологической изоляции.
Элементы ответа:
Аллопатрическое видообразование | Симпатрическое видообразование | |
1. Продолжительность во времени | Постепенно, медленно | внезапное |
2. Причина | Расширение или расчленение ареала; деятельность человека. | Не связана с пространственной изоляцией, например, мутация. |
3. Краткое описание (+ рисунок) | Исходная популяция ——-формирование географического барьера————формирование репродуктивной изоляции (географической или экологической) —————географическая или экологическая раса ———новый вид | Исходная популяция ——- биологическая специализация, гибридизация, полиплоидизация ——— возникновение репродуктивной изоляции внутри популяции ————- новый вид |
4. Формы | Географическое видообразование. Экологическое видообразование. | Видообразование полиплоидизацией. Гибридогенное видообразование. |
5. Схема | Популяция – географическая или экологическая раса-новый вид. | Диплоидный вид- полиплоид, гибрид- новый вид. |
6. Вид репродуктивной изоляции | Пространственная изоляция. | Биологическая изоляция. |
Ответы к заданию №2
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Список литературы:
А.А. Кириленко Биология: Эволюция органического мира. Подготовка к ЕГЭ: теория и тренировочные задания. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2014. -256с. – (Готовимся к ЕГЭ)