Егошина Елена Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «Ижморская средняя общеобразовательная школа №1»
пгт Ижморский, Кемеровской области
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: «Экосистема луга»
Предмет: Окружающий мир
3 класс
«Школа 2100»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Программа: «Школа 2100»
Учебник: А.А.Вахрушев. Окружающий мир «Обитатели Земли». 3 класс.
Тема урока: Экосистема луга.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель деятельностная: формирование у обучающихся умений реализовать способы действия:
Извлечение знаний из различных источников информации;
Определение степени успешности и оценка своей работы.
Цель содержательная: расширение понятийной базы
«Экосистема» на примере сообщества луга;
Круговорот веществ в природе;
Работа организмов разных «профессий».
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР):
осознание потребности в изучении экосистемы луга;
толерантное отношение к окружающим.
Метапредметные (МПР):
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
Познавательные:
наблюдение за растениями и животными луга;
наблюдение за ролью разрушителей в экосистеме луга;
умение задавать вопросы по теме;
умение работать с текстом;
Коммуникативные:
выполнять правила работы в группе.
Предметные (ПР):
знать обитателей лугов;
определять роль организмов разных профессий в экосистеме луга;
находить пищевые связи между обитателями лугов;
понимать причины перехода одной экосистемы в другую.
Оборудование: персональный компьютер, компьютеры для обучающихся — проектор, экран, интерактивная доска; инструментальные среды: Microsoft Office PowerPoint,
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Дидактический материал: проектные карты для организации работы в группах, конверты с картинками обитателей луга, карточки с заданием, задания в электронном варианте, толковый словарь.
Деятельность ученика | УУД | |
| ||
Предлагает взяться за руки, улыбнуться.. | Слушают. Настраиваются на работу. Организуют рабочее место. | Регулятивные (организация рабочего места) |
| ||
Предлагает выполнить 1 задание в группе. «Прочитайте задание. Найдите лишнее. Назовите «профессию».
Проверка у доски.
| Читают задание. Находят «лишние». Подписывают «профессию».
Сверяют свой ответ | Личностные (умение сотрудничать в группе); Познавательные (сравнение и группировка); Регулятивные (сверяют свои действия и исправляют ошибки) |
Знакомит с «Листом самооценки». Объясняет работу с «Листом». | Ставят знак + в соответствующей колонке | Регулятивные (соотносят свой ответ с эталоном) |
Предлагает назвать «профессии» организмов. — Дать определение понятию «Экосистема».
| Называют (производители, потребители, разрушители) (Экосистема — единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.) |
Регулятивные (сверяют свои действия и исправлять ошибки) |
III. Постановка задач урока (построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средства) | ||
Задаёт вопрос: Какую экосистему вы видите на слайде? — Что произошло с озером? Подумайте, пожалуйста, над таким вопросом: «Почему одна экосистема сменяет другую?»
| Отвечают: озеро.
Если круговорот веществ не полностью замкнут, то условия в экосистеме постепенно меняются. Именно поэтому на месте озера рано или поздно появится болото | Познавательные (предположение, какая информация нужна) Коммуникативные (высказывание своей точки зрения) |
Предлагает назвать тему урока Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Экосистема луга) — Какие цели поставим перед собой?
| Экосистема луга
Нам предстоит выяснить особенности экосистемы луга, познакомиться с растениями, животными, луга | Регулятивные (формулирование темы; задач урока) |
IV. Самостоятельное «открытие» знаний детьми. | ||
Предлагает высказать свои впечатления о посещении луга.
«Приглашает погулять на лугу». Видео
| Высказывают свои впечатления. Смотрят. | Личностные (
Познавательные (извлечение информации) |
Используя различные источники информации, которые находятся на партах, предлагает ответить на вопрос Что такое луг?
| Ищут ответ на вопрос, используя: словари, учебник, ПК, сеть Интернет | Познавательные (отбор источников информации, извлечение информации из текста) Коммуникативные (умение договариваться, сотрудничать) |
Предлагает оценить себя.
| Отмечают в листе самооценки знаком + как справились со 2-м заданием | Регулятивные (определение степени успешности, оценка своей работы) |
| ||
Чтобы выяснить какие растения, животные, микроорганизмы обитают на лугу, предлагает выполнить задание по группам. Задания находятся в конвертах. (Если возникнут затруднения, то обратитесь к тексту учебника на странице 54 – 56) Проверка с использованием интерактивной доски. | Работают по плану.
Размещают нужные картинки на правой стороне доски. | Регулятивные ( Познавательные (сравнение группировка фактов)
Регулятивные (определение степени успешности, оценка своей работы) |
V. Физминутка | ||
Читает стихотворение. | Выполняют движения. | Личностные |
VI. Первичное закрепление. | ||
Предлагает рассмотреть гербарий, который находится на столах, и определить дикорастущий или культурный злак? Открытие «тайн» злаков. Предлагает ответить на вопросы: «Как вы считаете, где могут сохраниться молодые ростки от вымерзания и вытаптывания копытами животных? Как легче выжить злакам: если листья растут верхушками или пучком от основания ? Как появился овраг? А как вы считаете, как остановить рост оврага?» | Рассматривают гербарий. Отвечают, какие злаки преобладают на лугу.
(В дернине)
(Листья растут пучком от основания, а на месте съеденного листа быстро вырастает новый) (размыло дождём) | Познавательные (извлечение информации)
Познавательные (умение делать выводы)
Познавательные (умение делать выводы) Познавательные (извлечение информации, умение делать выводы) |
VII. Применение новых знаний (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону). | ||
Предлагает задания на карточках.
| Подчеркивают зеленым карандашом названия производителей, красным – потребителей, черным – разрушителей. | Познавательные (сравнение группировка фактов)
|
Предлагает проверить задание. Отметить в листах самооценки, как выполнили 4- е задание. | Три человека выполняют задание на интерактивной доске. Оценивают себя. Ставят + | Регулятивные (определение степени успешности, оценка своей работы) |
Предлагает выполнить задание компьютера . «Кто за кем охотится? Кто из потребителей питается растениями? А кто поедает других животных?» Составить «цепь питания». Напоминает выполнить 5-е задание.
| Составляют «цепи питания»
Ставят знак + в нужной графе.
| Регулятивные (умения сверять свои действия с целью и исправлять ошибки)
Регулятивные (определение степени успешности, оценка своей работы)
|
VII. Рефлексия | ||
Предлагает ответить на вопросы: Как вы думаете на лугу плодородная почва? Почему? — А если почва на лугу станет влажной и в ней начнут прорастать семена кустарников и деревьев? Что может произойти с лугом?
| Отвечают на вопросы. | Познавательные (умение делать выводы) Коммуникативные (высказывания своей точки зрения приводя аргументы) |
Вы справились с заданием? Понравилось ли вам работать на уроке? — Узнали ли вы для себя что-нибудь новое? — Чему вы научились? | Ответы на вопросы. | Познавательные (умение делать выводы) Коммуникативные (оформление своих мыслей в устной речи) |
Заполнение «Листа самооценки». Выставление отметки. | ||
Предлагает заполнить листы самооценки, оценить результат работы, выставить отметки. | Заполняют листы самооценки урока. Оценивают результат своей работы. Выставляют отметки. | Регулятивные (определение степени успешности, оценка своей работы)
|
VIII. Домашнее задание. | ||
Предлагает записать д/з. | Записывают д/з |
|
Заканчивает урок стихотворением. | Слушают | Личностные |
|
|
|
При составлении презентации к уроку использованы слайды презентаций, представленных на интернет-ресурсах:
https://festival.1september.ru/articles/574072/pril4.ppt
Видео-фрагмент, вставленный в презентацию, скачан с сайта https://www.youtube.com/watch?v=XqmWZ7ueKAk
Упражнение «Цепь питания луга» составлено самостоятельно, размещено по адресу https://learningapps.org/608856 .