МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
р.п. СТЕПНОЕ СОВЕТСКОГО РАЙОНА
Методическая разработка урока
по теме « Этажи природы»
курса экологии в 5 классе.
(в структуре ФГОС ООО)
Разработка учителя экологии первой
квалификационной категории
МБОУ – СОШ №1 п. Степное
Советского района Саратовской обл.
Половниковой Ольги Владимировны
2014
Степное
Методическое обоснование
Любой человек может стать Ньютоном, если яблоко упадёт ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадёт; уж лучше стать тем, кто тряхнёт яблоню.
Тряхнуть яблоню – значит помочь ребёнку поддержать в нем состояние любопытства, которое столь свойственно ему; значит содействовать его поискам ответов на вопросы, которые он ставит перед собой, чтобы представить себе окружающий мир. Мы не можем постоянно вколачивать готовые ответы, это похоронит его невероятную склонность к исследованиям.
Каким же должен быть современный урок? Как сочетать мастерство и требования времени, традиционное и новое?
Существенным моментом в процессе обучения является планирование, организация и проведение уроков экологии. Знание экологии необходимо для выработки материалистического мировоззрения, взаимосвязей между живыми организмами и окружающей их неживой природой, а также для общего развития.
Федеральный государственный стандарт экологического образования ориентирован, прежде всего, на стандарт биологического образования и также направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями. Стандарт ориентирован не только на «знаниевый», но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволит повысить мотивацию обучения и реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
На уроках экологии происходит формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный на уроках опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Урок должен быть эмоциональным, прививать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и обучающихся завершенными; необходим полный контакт во взаимодействии учителя и обучающихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; обеспечить соблюдение единых требований к уроку.
Одним из резервов повышения эффективности урока на современном этапе является использование активных и интерактивных форм и методов обучения. Эффективность активных методов объясняется тем, что человек усваивает 10 % из того, что слышит, 50 % – из того, что видит, 70 % – из того, что проговаривает, 90 % – из того, что делает сам.
Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью. Самое главное для учеников — современный урок экологии должен быть интересным, не только обучающим, но и воспитывающим. Такой урок поможет выработать у детей наблюдательность, развивать память, речь, станет полезным, здоровьесберегающим, создаст условия для успешного учения и сформированности универсальных учебных действий при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Предлагаю вашему вниманию разработку урока экологии в 5 классе по теме «Этажи природы» в структуре ФГОС ООО.
Урок входит в состав раздела «Группы живых организмов». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования курса «Введение в биологию и экологию» для 5 класса под редакцией Т. С. Суховой, В. И. Строганова, основной общеобразовательной программы, реализуемой МБОУ-СОШ №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области в 2012-2013 учебном году.
Автор: учитель экологии Половникова О.В.
Тема урока: «Этажи природы».
Класс: 5
Место проведения: кабинет химии
Дидактические цели:
Образовательная: разрешение проблемного вопроса через формирование понятия о многообразии живого мира и условиях неживой природы, его обуславливающих.
Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.
Задачи:
Образовательные: учащиеся смогут выделять существенные признаки понятий: многообразие живого мира, условия неживой природы, природные зоны; сумеют определять зависимость организмов от условий неживой природы, объяснять причины неравномерности распределения живых организмов по планете, выдвигать гипотезы и искать пути решения проблемы.
Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации), словесный, работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение исследовательской работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, групповая работа, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний
Оборудование для учителя: интерактивный комплекс, ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, интерактивная карта природных зон Земли с иллюстрациями разнообразия растительного и животного мира Земли, особенностей распространения живых организмов на суше и в Мировом океане, мультимедийная презентация.
Оборудование для учащихся: картонные заготовки (макеты земного шара), клей, маркеры, конверты с описанием зон и фотографиями животных и растений, индивидуальные рабочие листы.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение существенных признаков понятий: «многообразие живого мира», «условия неживой природы», «природные зоны», самостоятельное формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группах.
РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Метапредметные результаты обучения: умение применять географические понятия: «экватор», «полярный круг», «климатический пояс».
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методические рекомендации к уроку «Этажи природы».
Урок предусматривает использование следующих интерактивных технологий:
А) технологию проблемного обучения.
Б) технологию занимательных моментов.
В) технологию мультимедиа. Эта технология использовалась для:
объявления темы;
как сопровождение объяснения учителя;
как информационно-обучающее пособие. Здесь акцент ставился на собственную деятельность ребенка, осознанию и переработке нового материала. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную поддержку и помощь.
Г) технологию критического мышления (рефлексия).
Кабинет делится на 3 рабочие зоны, оснащенные полным комплектом дидактического материала, необходимого для работы учащихся.
При входе в класс, учащиеся выбирают на столе учителя картонные кружки одного из трех цветов (красный, синий, зеленый), руководствуясь собственными предпочтениями.
Делятся на группы и рассаживаются, согласно выбранным кружкам, за отдельные столы.
I. Самоопределение к деятельности.
Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне и поиск формулирования темы урока происходит через решение проблемного вопроса. Для этого задается проблемная ситуация (рассказ сказки В.Бианки «Сова», Приложение 3) и происходит поиск путей решения проблемы и ответа на проблемный вопрос с использованием слайдов презентации.
II. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.
На данном этапе запланирован анализ известной информации и её преобразование, работа с рабочими листами. Работа с термином «экология», формулирование законов природы и запись их в рабочие листы. Выявление причинно-следственных связей между условиями неживой природы и расселением живых организмов на планете через метапредметные связи с географией (работа с терминами «экватор», «полярные пояса»). Формулирование темы урока.
III. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта.
Выполняется групповая исследовательская работа — создание проекта этажа живой природы, соответствующий специфике группы. Для этого необходимо использовать дидактические материалы, лежащие на столах у каждой группы. Из трех конвертов, лежащих на столе, учащимся необходимо выбрать тот конверт и его содержимое, который будет соответствовать проектируемой ими зоне. Выбор осуществляется с помощью текстов, напечатанных на конвертах. Затем, после правильного выбора конверта (при необходимости, ту или иную группу консультирует учитель), необходимо оформить плакат в виде макета земного шара, разместив на нем в соответствующих зонах фотографии растений и животных, находящиеся в выбранном конверте.
Ребята, выбравшие красные кружки, проектируют жаркий этаж, синие – холодный, зеленые – умеренный. После окончания работы над проектом, двое учащихся от группы защищают свой проект. Остальная часть класса задает этой паре вопросы, исправляет ошибки, помогает в защите.
На данном этапе работы закрепляется умение работать со схематическими моделями, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой, а также умение оценивать других.
IV. Физминутка.
Выполнение дыхательных и физических упражнений под музыку, повторяя движения за колобком на слайдах презентации.
V. Первичное закрепление.
Учитель предлагает учащимся на основе проектов, оформленных каждой группой, заполнить таблицу в рабочих листах «Распределения живых организмов по природным этажам в соответствии с условиями неживой природы» с опорой на слайды презентации. Проводят само- и взаимопроверку в рабочих картах с опорой на слайд № 24 презентации. На данном этапе урока осуществляется совместная познавательная деятельность и в группе и в сотрудничестве с учителем.
Затем учитель, подводя итог работы, заменяет понятие «этажи живого мира» на термин «природные зоны» и предлагает сформулировать определение понятия «природные зоны».
На уроке предполагается использование электронного ресурса из Единой коллекции ЦОР — интерактивной карты природные зоны Земли. (Приложение №1. Слайд №24. Необходимо нажать на слово «Природные зоны» и подождать пока загрузиться интерактивное приложение. https://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009f5-1000-4ddd-c28a-2d0047fe0b0f/?from=000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3&interface=themcol).
Просмотр отдельных природных зон и обитающих там животных и растений.
Основная цель работы с интерактивной картой совпадает с основной дидактической целью урока, т.е. происходит формирование понятия о многообразии живого мира и условиях неживой природы, его обуславливающих.
VI. Самостоятельная работа и самопроверка.
На данном этапе учитель направляет деятельность учащихся на выполнение задания в рабочих листах «Проверь себя» (необходимо найти соответствие и соединить линиями понятия и термины, изученные на уроке).
Затем следует самопроверка (или взаимопроверка) с опорой на слайд презентации. И выставление оценок в рабочих листах.
VII. Включение в систему знаний и повторения.
На данном этапе учитель подводит итог урока и вводит экологический аспект в содержание урока через просмотр слайдов №27-34 презентации. Через диалог с учителем ученики высказывают ранее усвоенные знания об охране планеты Земля от человеческого воздействия.
VIII. Рефлексия
На данном этапе происходит самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Учащиеся проводят самооценку своей деятельности на уроке индивидуально, с помощью рабочего листа используя для этого таблицу рефлексии.
Затем один человек из группы проводит групповую рефлексию с помощью слайда
презентации и оценивает работу других команд, используя критерии таблицы рефлексии из рабочего листа.
IX. Домашнее задание.
На данном этапе учитель обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Консультирует и объясняет д/з.
1) Выучить зоны и организмы, населяющие зоны.
2) Нарисовать или написать сказку о том, как человек должен себя вести в природе.
Раздает памятки правильного поведения в природе.
Технологическая карта урока «Этажи природы».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1.Самоопределение к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Поиск формулирования темы урока через решение проблемного вопроса. | Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса – слайд №2 – 10 презентации (Приложение 3)
| Прослушивают и анализируют сказку В. Бианки «Сова».
| Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
| Включаются в урок во взаимодействии с учителем.
| Сотрудничество с учителем
| Пытаются решить проблему. | Сопоставление известного с тем, что еще не известно.
|
2. Актуализация знаний и затруднений в деятельности. Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы. Поиск формулирования темы урока. | -Как называется наука, которая изучает взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой? (Экология) Происходит от двух греческих слов «ОЙКОС» — дом и «ЛОГОС» — наука. — О каком доме идет речь? Кто в нем живет? Каждый дом живет по своим законам как и природа. — Формулирование первого закона природы: «Природа – живая и неживая». — Назовите что относится к Неживой природе? К Живой природе? Чем отличается живая природа от неживой? — Формулирование второго закона природы: «Для зарождения жизни на Земле нужны: тепло, свет, влага». -Где на планете условия среды наиболее благоприятны для живых организмов? Выявление деления земного шара на «этажи» в зависимости от факторов неживой природы с применением географических терминов «экватор», «полярные круги». (жаркий, холодный и умеренный этаж). Чему будет посвящена наша тема урока? Слайды №11 – 16 презентации (Приложение 1)
| Включаются в урок во взаимодействии с учителем. Отвечают на вопросы учителя, заполняют рабочие листы.
| Анализ известной информации и её преобразование. Выделение понятий «экватор», «полярные круги» и их значений. | Включаются в урок во взаимодействии с учителем.
| Сотрудничество с учителем
| Формулируют законы природы, записывают в рабочих листах (Приложение №2). Формулируют тему урока и записывают ее в рабочих листах (Приложение №2). | Сопоставление уже известного материала с тем, что еще не известно.
|
3. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий.
| Учитель предлагает выполнить групповую исследовательскую работу. Создать проект этажа живой природы, соответствующей специфике группы. (наклеить на плакат картинки животных и растений). (Приложение 4) Ребята с красными кружками проектируют жаркий этаж, с синими – холодный, с зелеными – умеренный. Но сначала необходимо решить проблемную ситуацию – выбрать нужные материалы по тексту-описанию на конверте. Каждой группе подготовиться к защите проекта. Слайд №17 презентации (Приложение 1)
| Выполняют исследовательскую работу с опорой на дополнительную информацию, содержащуюся в конвертах. Оформляют плакат. | Определение понятий: «жаркий», «холодный», «умеренный этажи».
Овладение основными понятиями темы «Многообразие живого мира», определение признаков различий понятий и их соотношение.
| Работа и консультации в группе. | Осуществление совместной познавательной деятельности в группе и в сотрудничестве с учителем.
| Проводят защиту своего проекта в паре (от каждой группы). Оценивают работу других групп.
| Умение работать со схематическими моделями, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой
Умение оценивать других. |
4. Физминутка
| Мы совершим небольшую прогулку к нашим домам по разным природным этажам, подвигаемся вместе с нашим проводником и наберемся сил для дальнейшей работы! Слайды №19 – 23 презентации (Приложение 1) | Выполнение дыхательных и физических упражнений под музыку, повторяя движения за колобком на слайде презентации. |
|
|
|
|
|
5. Первичное закрепление Цель: установить правильность усвоения нового материала, выявить неверные представления и их коррекция. Усвоение учащимися нового способа действия при работе с рабочими картами и формирование умений его применять. | Предлагает учащимся на основе проектов, оформленных каждой группой, заполнить таблицу «Распределения живых организмов по природным этажам в соответствии с условиями неживой природы».
Подводит итог работы, заменяет понятие «этажи живого мира» на термин «природные зоны».
Предлагает сформулировать определение понятия «природные зоны».
Работа с интерактивной картой природные зоны Земли ( ресурс из ЕК ЦОР)
| Заполняют таблицу на основе проектов, оформленных каждой группой, с опорой на слайды презентации. Проводят само- и взаимопроверку в рабочих картах с опорой на слайд № 24 презентации (Приложение 1).
Сравнивают и обобщают полученные знания.
| Закрепление понятия «природные зоны»
| Работа и консультация в парах.
| Осуществление совместной познавательной деятельности в группе и в сотрудничестве с учителем.
| Проводят самооценку своим действиям.
| Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.
|
6. Самостоятельная работа и самопроверка. Цель: применение нового знания в измененной ситуации, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Обеспечение их коррекции.
| Направляет деятельность учащихся на выполнение задания в рабочих листах «Проверь себя» (найти соответствие и соединить линиями понятия и термины). (Приложение 2).
| Индивидуальная работа учащихся в рабочих листах по заданиям «Проверь себя» (найти соответствие и соединить линиями понятия и термины). (Приложение 2). Самопроверка с опорой на слайды № 25-26 презентации (Приложение 1).
| Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации.
| Индивидуальная работа в рабочих листах.
| Осуществление совместной познавательной деятельности
| Проводят самооценку своим действиям.
| Умение давать самооценку своим действиям.
|
7. Включение в систему знаний и повторения. Цель: повторение и закрепление изученного, выявление границы применимости нового знания, введение экологического аспекта.
| Подведение итогов урока. Введение экологического аспекта, через просмотр слайдов №27-34 презентации (Приложение 1).
| Отвечают на вопросы учителя. Высказывают ранее усвоенные знания об охране планеты Земля от человеческого воздействия.
| Воспроизведение и корректировка ранее усвоенных знаний, умение формулировать основные понятия.
| Диалог с учителем и обучающимися. | Сотрудничество учителя и обучающихся; освоение разных способов коммуникаций. Умение полно и точно выражать свои мысли.
| Проводят самооценку полученным знаниям и умениям.
| Осознание уровня качества сформированных знаний |
8.Рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Предлагает осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку, используя для этого задание в рабочих листах (выбрать и подчеркнуть ответы, отражающие ваше отношение к уроку, используя таблицу рефлексии). (Приложение 2).
| Проводят самооценку своей деятельности на уроке индивидуально, с помощью рабочего листа.
Один человек из группы проводит групповую рефлексию и оценивает работу других команд. Слайд №35 презентации (Приложение 1) |
| Индивидуальная работа в рабочих листах. Диалог с учителем и обучающимися. | Открытость учащихся к передаче и осмыслению своих действий; освоение разных способов коммуникаций. Умение полно и точно выражать свои мысли.
| Проводят самооценку деятельности на уроке.
| Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.
|
9. Домашнее задание. Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Консультирует и объясняет д/з. 1) Выучить зоны и организмы, населяющие зоны. 2) Нарисовать или написать сказку о том, как человек должен себя вести в природе.
Раздает памятки правильного поведения в природе (Приложение 5). | Слушают пояснения учителя, комментируют и записывают д/з.
Слайд №36 презентации (Приложение 1) |
|
|
|
|
|
Литература к уроку:
Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию, М.: — «Вентана-Граф», 2009 -245с.
Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Методическое пособие. 5 класс. Вентана-Граф. 2008.
Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.- АО «МДС», 1996.
Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.
Литература для учащихся:
Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию, М.: — «Вентана-Граф», 2009 -245с.
Сухова Т. С., Строганов В. И. Рабочая тетрадь №2 «Природа. Введение в биологию и экологию», М.: — «Вентана-Граф», 2009.
Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция ЦОР.
ЦОР “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”.
Приложение 2.
Рабочий лист учащегося ______________________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________________________
Экология
ЗАКОН №1 ПРИРОДА
ЗАКОН №2 _______________________________________________________________________
этаж____________________________
этаж____________________________
этаж___________________________________
Исследовательская работа:
1) найти описание своего «этажа» по тексту на конверте;
2) заполнить информацией свой «этаж», используя материалы внутри конверта.
Условия неживой природы | Растительный мир | Животный мир | |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
«ПРОВЕРЬ СЕБЯ». Найди соответствие и соедини линиями понятия и термины.
Между жаркой и холодной расположен А) Свет
Вечная мерзлота, брусника, тюлень Б) Жаркий пояс
4 времени года, сосна, кабан В) Тепло
Жарко и влажно, лианы, попугаи Г) Умеренный пояс
Природная зона зависит от распределения Д) Холодный пояс
Е) Влажность
Оценка:
Таблица рефлексии. Выберите и подчеркните ответы, отражающие ваше отношение к уроку в правой колонке таблицы, продолжив предложения её левой половины.
активно / пассивно
| |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен
|
Урок для меня показался | интересен / скучен
|
За урок я | не устал / устал
|
Мое настроение | стало лучше / стало хуже
|
Материал урока мне был | понятен / не понятен
|
Приложение 3.
Краткая трактовка сказки В. Бианки «Сова» (создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса)
Жил-был один старик, и была у него корова, с которой они жили в мире и согласии.
Каждый вечер, после тяжелого трудового дня, старик садился и пил чай с молоком.
И вот летит мимо Сова и говорит старику – Здорово, друг!
А старик ей и отвечает – Ты, СОВА, солнца хоронишься, людей сторонишься, – какой я тебе друг?
Рассердилась Сова – ладно же, не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить! Сам лови!
Старик ей в ответ – ишь, чем пугать удумала, мыши то корову не съедят! Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит. Ночь пришла. Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали — по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.
Шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
Не попадает цветень с цветка на цветок, – не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять.
Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится.
Корова без клевера тощает.
Молока у Коровы мало.
Вот и чай белить Старику нечем стало.
ПОЧЕМУ КОРОВА СТАЛА МЕНЬШЕ ДАВАТЬ МОЛОКА? Какой вывод вы можете сделать из этой сказки. Что нужно сделать старику, чтобы все было по прежнему?
Приложение 4.
Дополнительные материалы (для проведения исследовательской работы).
Тексты для задания «Угадай свой этаж»
Холодный этаж
Безлесная природная зона с растительностью изо мхов, лишайников и стелящихся кустарников. Отличается суровыми климатическими условиями (мало солнечного тепла, низкие температуры, короткое холодное лето, малое количество осадков). Лишайник ягель называли «оленьим мхом», потому что он является главным кормом северного оленя. Здесь обитают также песцы, лемминги — мелкие грызуны. Среди скудной растительности встречаются ягодные кустарники: черника, брусника, голубика, а также карликовые деревца: береза, ива. Вечная мерзлота в почве — характерное для этой зоны явление.
Жаркий этаж
Здесь очень жарко и влажно. Обилие тепла и влаги — вот главная причина богатства и разнообразия растений и животных во влажном лесу. Влажный лес — многоярусный, вечнозеленый, чрезвычайно богатый по количеству видов растений. Стволы деревьев обвиты лианами, которые врезаются в кору дерева. На стволах и листьях деревьев паразитируют папоротники, орхидеи, лишайники. Здесь насчитывается до 600 видов различных фикусов, некоторые из них значительно больше нашего дуба. В лесу растут древовидные папоротники. В дебрях леса обитают разнообразные животные. От исполинов слонов, носорогов, бегемотов до едва заметных насекомых. Именно здесь живет больше всего обезьян. Из птиц одних попугаев насчитывается более 150 видов. В богатых водой лесах встречаются различные пресмыкающиеся -крокодилы, черепахи, ящерицы, змеи. Обилие растительной пищи привлекает в тропические леса множество растительноядных животных, за которыми в свою очередь идут хищники: леопарды, ягуары, тигры.
Умеренный этаж
В этой зоне ярко выражены все сезоны года. Средние температуры зимой повсеместно отрицательные. Рост растений зимой прекращается, в течение нескольких месяцев лежит снежный покров. Ель, пихта, сосна преобладают на севере этой зоны. Животный мир разнообразен. Медведь — хозяин этой территории. Можно встретить рыжую рысь, лося, волка, а также куницу, горностая, соболя. К югу климат становится более мягким: здесь произрастают смешанные и широколиственные леса, состоящие из таких пород, как береза, дуб, клен, липа, среди которых встречаются и хвойные. Благородный олень, лось, кабан, заяц; из хищников — волк и лисица — известные нам представители животного мира этой зоны.
Папоротник | Лианы | Белка |
Фикус | Антилопа | Клён |
Попугай | Бегемот | Сосна |
Бурый медведь | Леопард | Дуб |
Лисица | Дятел | Пингвины |
Морж | Песец | Морошка |
Брусника | Карликовая березка | Полярная сова |
Приложение 5. Памятки поведения в природе (для домашнего задания).
Правила правильного поведения в природе
На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.
Заботливо относиться к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.
Для костра собирают только сухостой.
Заботливо относиться к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!
Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять.
Собирать грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Оставлять нижнюю часть ножки в земле.
Не сбивать несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.
Правильно собирать лекарственные растения, оставляя корни в земле.
Не загрязнять озер, речек, не бросать в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушать источников и колодцев.
Не делать надписей на деревьях.
Не рвать цветы в большие букеты.
Не разрушать муравейники, муравьи – санитары леса.
Помните – ВЫ пришли в гости к природе! Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях!