Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 301
Красноармейского района г. Волгограда
Конспект урока экологии
«Кора деревьев»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Шарафудинова Оксана Михайловна
Волгоград, 2011
Цели:
Уточнить и расширить представления детей о коре деревьев:
Закрепить знания о деревьях, их частях; приёмы работы с различными материалами, совершенствовать навыки рисования, лепки;
Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о живой природе;
Развивать творческое воображение, коммуникативное общение (умение внимательно выслушивать вопрос и обсуждать ответ коллективно), любознательность;
Воспитывать желание охранять природу и помогать ей.
Материал: игрушка-мышка, следы (нарисованные или наклеенные), плакат «Дерево», корзинка, письмо, кора различных пород деревьев, берёзовый сок, стаканы одноразовые, салфетки, разнос, полотенце, пробки, лекарство из коры дуба, кассета с записью пения птиц, музыка для релаксации, картон с нарисованными силуэтами деревьев (А-3), перья, ватные палочки, вата, мел, восковые карандаши, гуашь, коричневая бумага, пластилин зелёного и серого цветов, самоклеящаяся бумага, табличка «Фитостоловая», д/и «Собери дерево из частей».
Предварительная работа: экскурсии в парк, рассматривание деревьев, чтение литературы, загадывание загадок о живой природе (Бианки В.В. «Лесные сказки и были», «Лучшие сказки о природе», Дмитриев Ю.Д. «Большая книга леса», Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб», Юшков А.Н. «Загадки природы», Соколов-Микитов И.С. «Русский лес», рассказы Скребицкого Г.А.).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы все, наверное, заметили маленькие следы на полу, стенах. Кто-то побывал у нас в гостях! Я думаю, это прелестный, любящий сюрпризы гость. Давайте посмотрим, где больше всего следов, куда они ведут?
(находят мышку с письмом)
Воспитатель: Давайте почитаем письмо и узнаем, о чём в нём говорится. Это письмо прислал лесник.
«Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший,
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек» (дерево)
(отгадка проверяется с помощью акварели, которая наносится на лист, где свечой нарисовано дерево)
Воспитатель: Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?
Дети: Оно дышит, питается, растёт, размножается.
(рассматривание плаката «Дерево»)
Воспитатель: А как дышит дерево?
Дети: Листьями.
Воспитатель: Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдаёт кислород – чистый воздух, необходимый для жизни людей.
Мы с вами забыли ещё о подарке лесника. Что это?
Дети: Корзина с корой деревьев.
(раскладывают на столе и рассматривают)
Воспитатель: Для чего нужна кора дереву?
Дети: Защищает его.
Воспитатель: А от чего она его защищает?
Дети: От солнца, мороза, ветра, чтобы не вытекал сок.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какая бывает кора и что под ней находиться, «разденем» веточку. Что скрывается под ней?
Дети: Древесина.
Воспитатель: А какая сама кора?
Дети: Тонкая, гибкая, мягкая.
Воспитатель: Да, мы легко отделили её от древесины. Корой покрыто всё дерево: и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица?
Дети: Кора – жёсткая, толстая, а кожица – тонкая, мягкая.
Воспитатель: Кожица – это тоже кора, только молодая. Как можно определить возраст дерева по коре? Чем дерево старше, тем кора толще, твёрже. Давайте посмотрим на кусочки коры и определим: со старых деревьев они или с молодых.
(Рассматривание коры)
Воспитатель: Посмотрим и соберём картинки деревьев (берёза, дуб, сосна, тополь), и определим, с какого дерева есть у нас кора.
(Д/и «Собери дерево из частей»)
Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку знать возраст дерева? Дети: Чтобы спилить старые деревья на строительство домов, изготовление мебели, бумаги.
Воспитатель: А какие деревья надо спиливать в лесу, кроме старых? Дети: Больные.
Воспитатель: Как определить, что дерево болеет?
Дети: Листья вянут, кора трескается, рассыпается.
Воспитатель: А от чего оно может болеть?
Дети: Поселились вредные насекомые, кто-то сломал ветку, порезал кору.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, дерево может плакать. Ранней весной люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят, хотя обязательно нужно надрез замазать глиной или землёй.
А откуда у дерева сок? Давайте посмотрим на свою руку. У нас есть вены, и кровь движется по ним. И у деревьев тоже есть что-то вроде крови. Это сок. Он движется по стволу дерева, как кровь у человека. Сок помогает дереву расти, быть здоровым.
Хотите попробовать берёзовый сок? Его тоже нам лесник прислал. В нём много витаминов. Добро пожаловать в наш фитобар.
(Дети пьют сок)
Воспитатель: Похожи ли люди и деревья? Руки похожи на веточки, туловище – на ствол, ноги – на корни. Представьте, что вы превратились в деревья. Дует ветерок слабый, сильный и т.д.
(Игра-пантомима «Люди и деревья»)
Воспитатель: Я буду говорить, а вы руками и туловищем делать характерные движения. Стоят деревья, протягивают веточки к небу и тихо покачиваются (руки поднимают вверх и медленно покачивают ими из стороны в сторону). Подул слабый ветерок, и листочки зашевелились (двигаются только кисти рук). Прилетела тучка и принесла с собой дождик. Застучали капельки по листочкам, те чуть вздрагивают от ударов капель (быстро и резко поднимают кисти рук, затем опускают).
Но вот дождик кончился, налетел сильный ветер. Деревья качаются все сильнее и сильнее (наклоняются влево, затем вправо).
Ветер срывает с деревьев листья, бросает на землю (дети приседают и достают руками пол).
Воспитатель: Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…
Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут у нас в Поволжье. Если растут – хлопайте в ладоши, нет – молчите.
(Игра «Слово на ладошке»)
Воспитатель: Что же можно делать из коры? В древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры берёзы, и называли такое письмо «берестяная грамота». Из коры липы плели лапти. Пробки делают из коры пробкового дуба. А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения дёсен.
(Включается запись с голосами встревоженных птиц)
Воспитатель: Что мы слышим?
Дети: Птичий переполох.
Воспитатель: Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревьями (показывает схемы нарисованных деревьев).
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с этими деревьями?
Дети: Они погибли.
Воспитатель: По чему это видно?
Дети: Нет коры, не все ветки.
Воспитатель: Чем мы можем им помочь? Давайте «оденем» их. Будем делать кору деревьев, а каких, узнаете из моих загадок.
1. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна)
2. Стоит Алёнка: платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
3. Богатырского сложения,
Раскидист и высок.
Жёлуди на мне растут.
Как меня зовут? (Дуб)
4. То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же это исподтишка
Сыплет будто из мешка? (Тополь)
Воспитатель: Я почему-то не нашла наши кисточки, наверное, кто-то захотел пошутить. Постараемся обойтись без них. Кору деревьев будем делать разными способами.
Берёза – белый мел и уголь;
Дуб – припечатка из коры;
Сосна – мятая бумага;
Тополь – намазывание пластилина.
Ветки дорисовываем перьями и ватными палочками.
(Дети работают в парах, тройках)
Воспитатель: Вот мы и «подлечили» деревья. Посмотрите, как они ожили. К ним прилетели птички (приклеиваются из самоклеящейся бумаги). Послушайте, как они радостно поют (включается запись весело поющих птиц).
Деревья – это украшение нашей земли! Так давайте же беречь их!
Список использованной литературы:
Пикулева Н.В. Слово на ладошке. Занятия, обогащающие внутренний мир ребенка. Издательство: Марины Волковой, 2006
Савельева Е. А. Загадки для детей 4–6 лет. 500 веселых загадок в стихах. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.