Конспект урока экологии «Кора деревьев»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 301

Красноармейского района г. Волгограда











Конспект урока экологии

«Кора деревьев»



Подготовила:

педагог дополнительного образования

Шарафудинова Оксана Михайловна













Волгоград, 2011

Цели:

  • Уточнить и расширить представления детей о коре деревьев:

  • Закрепить знания о деревьях, их частях; приёмы работы с различными материалами, совершенствовать навыки рисования, лепки;

  • Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о живой природе;

  • Развивать творческое воображение, коммуникативное общение (умение внимательно выслушивать вопрос и обсуждать ответ коллективно), любознательность;

  • Воспитывать желание охранять природу и помогать ей.


Материал: игрушка-мышка, следы (нарисованные или наклеенные), плакат «Дерево», корзинка, письмо, кора различных пород деревьев, берёзовый сок, стаканы одноразовые, салфетки, разнос, полотенце, пробки, лекарство из коры дуба, кассета с записью пения птиц, музыка для релаксации, картон с нарисованными силуэтами деревьев (А-3), перья, ватные палочки, вата, мел, восковые карандаши, гуашь, коричневая бумага, пластилин зелёного и серого цветов, самоклеящаяся бумага, табличка «Фитостоловая», д/и «Собери дерево из частей».


Предварительная работа: экскурсии в парк, рассматривание деревьев, чтение литературы, загадывание загадок о живой природе (Бианки В.В. «Лесные сказки и были», «Лучшие сказки о природе», Дмитриев Ю.Д. «Большая книга леса», Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб», Юшков А.Н. «Загадки природы», Соколов-Микитов И.С. «Русский лес», рассказы Скребицкого Г.А.).


Ход занятия:


Воспитатель: Ребята, вы все, наверное, заметили маленькие следы на полу, стенах. Кто-то побывал у нас в гостях! Я думаю, это прелестный, любящий сюрпризы гость. Давайте посмотрим, где больше всего следов, куда они ведут?

(находят мышку с письмом)


Воспитатель: Давайте почитаем письмо и узнаем, о чём в нём говорится. Это письмо прислал лесник.

«Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший,

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек» (дерево)


(отгадка проверяется с помощью акварели, которая наносится на лист, где свечой нарисовано дерево)


Воспитатель: Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?

Дети: Оно дышит, питается, растёт, размножается.

(рассматривание плаката «Дерево»)


Воспитатель: А как дышит дерево?

Дети: Листьями.

Воспитатель: Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдаёт кислород – чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Мы с вами забыли ещё о подарке лесника. Что это?

Дети: Корзина с корой деревьев.


(раскладывают на столе и рассматривают)


Воспитатель: Для чего нужна кора дереву?

Дети: Защищает его.

Воспитатель: А от чего она его защищает?

Дети: От солнца, мороза, ветра, чтобы не вытекал сок.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какая бывает кора и что под ней находиться, «разденем» веточку. Что скрывается под ней?

Дети: Древесина.

Воспитатель: А какая сама кора?

Дети: Тонкая, гибкая, мягкая.

Воспитатель: Да, мы легко отделили её от древесины. Корой покрыто всё дерево: и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица?

Дети: Кора – жёсткая, толстая, а кожица – тонкая, мягкая.

Воспитатель: Кожица – это тоже кора, только молодая. Как можно определить возраст дерева по коре? Чем дерево старше, тем кора толще, твёрже. Давайте посмотрим на кусочки коры и определим: со старых деревьев они или с молодых.

(Рассматривание коры)


Воспитатель: Посмотрим и соберём картинки деревьев (берёза, дуб, сосна, тополь), и определим, с какого дерева есть у нас кора.


(Д/и «Собери дерево из частей»)


Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку знать возраст дерева? Дети: Чтобы спилить старые деревья на строительство домов, изготовление мебели, бумаги.

Воспитатель: А какие деревья надо спиливать в лесу, кроме старых? Дети: Больные.

Воспитатель: Как определить, что дерево болеет?

Дети: Листья вянут, кора трескается, рассыпается.

Воспитатель: А от чего оно может болеть?

Дети: Поселились вредные насекомые, кто-то сломал ветку, порезал кору.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, дерево может плакать. Ранней весной люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят, хотя обязательно нужно надрез замазать глиной или землёй.

А откуда у дерева сок? Давайте посмотрим на свою руку. У нас есть вены, и кровь движется по ним. И у деревьев тоже есть что-то вроде крови. Это сок. Он движется по стволу дерева, как кровь у человека. Сок помогает дереву расти, быть здоровым.

Хотите попробовать берёзовый сок? Его тоже нам лесник прислал. В нём много витаминов. Добро пожаловать в наш фитобар.


(Дети пьют сок)


Воспитатель: Похожи ли люди и деревья? Руки похожи на веточки, туловище – на ствол, ноги – на корни. Представьте, что вы превратились в деревья. Дует ветерок слабый, сильный и т.д.


(Игра-пантомима «Люди и деревья»)

Воспитатель: Я буду говорить, а вы руками и туловищем делать характерные движения. Стоят деревья, протягивают веточки к небу и тихо покачиваются (руки поднимают вверх и медленно по­качивают ими из стороны в сторону). Подул слабый ветерок, и листочки зашевелились (двигаются только кисти рук). Прилетела тучка и принесла с собой дождик. Засту­чали капельки по листочкам, те чуть вздрагивают от уда­ров капель (быстро и резко поднимают кисти рук, за­тем опускают).

Но вот дождик кончился, налетел сильный ветер. Деревья качаются все сильнее и сильнее (наклоняются влево, затем вправо).

Ветер срывает с деревьев листья, бросает на землю (дети приседают и достают руками пол).


Воспитатель: Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке.

Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…

Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут у нас в Поволжье. Если растут – хлопайте в ладоши, нет – молчите.


(Игра «Слово на ладошке»)


Воспитатель: Что же можно делать из коры? В древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры берёзы, и называли такое письмо «берестяная грамота». Из коры липы плели лапти. Пробки делают из коры пробкового дуба. А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения дёсен.


(Включается запись с голосами встревоженных птиц)


Воспитатель: Что мы слышим?

Дети: Птичий переполох.

Воспитатель: Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревьями (показывает схемы нарисованных деревьев).

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с этими деревьями?

Дети: Они погибли.

Воспитатель: По чему это видно?

Дети: Нет коры, не все ветки.

Воспитатель: Чем мы можем им помочь? Давайте «оденем» их. Будем делать кору деревьев, а каких, узнаете из моих загадок.


1. У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке. (Сосна)


2. Стоит Алёнка: платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)


3. Богатырского сложения,

Раскидист и высок.

Жёлуди на мне растут.

Как меня зовут? (Дуб)


4. То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же это исподтишка

Сыплет будто из мешка? (Тополь)


Воспитатель: Я почему-то не нашла наши кисточки, наверное, кто-то захотел пошутить. Постараемся обойтись без них. Кору деревьев будем делать разными способами.

Берёза – белый мел и уголь;

Дуб – припечатка из коры;

Сосна – мятая бумага;

Тополь – намазывание пластилина.

Ветки дорисовываем перьями и ватными палочками.


(Дети работают в парах, тройках)


Воспитатель: Вот мы и «подлечили» деревья. Посмотрите, как они ожили. К ним прилетели птички (приклеиваются из самоклеящейся бумаги). Послушайте, как они радостно поют (включается запись весело поющих птиц).

Деревья – это украшение нашей земли! Так давайте же беречь их!





















Список использованной литературы:

  1. Пикулева Н.В. Слово на ладошке. Занятия, обогащающие внутренний мир ребенка. Издательство: Марины Волковой, 2006

  2. Савельева Е. А. Загадки для детей 4–6 лет. 500 веселых загадок в стихах. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.





Свежие документы:  Урок по теме: "Вода - волшебница"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: