Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12» г. Усинска
Конспект урока экологии на тему
«Поможем Кеше найти друга»
подготовила воспитатель
Мийна Светлана
Разалифовна
Усинск
2012 г.
Цель: уточнить и расширить представления детей о птицах.
Задачи:
Обучающие:
— Расширить знания детей о птицах, об их питании, об особенностях внешнего вида.
— Продолжать учит детей рассказывать о птицах по мнемокарточкам.
— Учить детей распознавать диких и домашних птиц, распознавать голоса птиц.
— Закрепить зелёный цвет, понятия один, много.
— Учить детей проделывать эксперименты, с помощью педагога делать выводы.
Развивающие:
— Развивать речь, мышление.
— Познакомить детей с новой птичкой – попугайчиком.
Воспитательные:
— Воспитывать желание работать вместе, не мешать друг другу.
— Воспитывать интерес к птицам, сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим».
Материал: Игрушка попугай, 2 кормушки, 2 тарелочки, ягоды рябины. Кусочки сала, пшено, семечки, кусочки батона и чёрного хлеба. Картинки с изображением птичек на подставках: ворона, воробей 2 штуки, синичка, сова, дятел, сорока, курица, петух, индюк, утка, гусь. Домик, деревья, две ложки. Пёрышки, тарелочки с водой, фен, следы птиц (одна дорожка – следы большие, другая – маленькие). Кусочек ткани, запись голосов птиц (кукушка и ворона). Живой попугайчик в клетке (или игрушка попугай), мнемокарточки.
Словарная работа: названия птиц, фен, пёрышко.
Ход занятия:
— Ребята, к нам в гости сегодня прилетел попугай Кеша. Посмотрите на него,
1
какого он цвета?
— Зелёный, как что?
— Как травка, как огурчик, как перец, как ёлочка.
— Умницы. Потрогайте Кешу, какой он?
— Мягкий, тёплый, пушистый.
— Ребята, а он что-то грустный, подождите, он мне на ушко говорит, что грустит потому, что у него нет друга попугайчика.
— Давайте поможем ему найти друга!
— Посмотрите, тут чьи — то следы. Как вы думаете, кто их оставил?
— Птички.
— А следы на дорожках одинаковые?
— Нет, на одной большие, а на другой маленькие.
— А что бы узнать, чьи они, я предлагаю девочкам прыгать по дорожке с маленькими следами, как синички. А мальчикам пройти по другой дорожке, как петушки.
— Ой, посмотрите, кто спрятался в конце дорожек?
— Ворона и воробей.
— А какие следы оставила ворона?
— Большие.
— Какие ещё птицы могут оставить большие следы?
— Индюк, павлин, сова, орёл.
— А воробей, оставил какие следы?
— Маленькие.
— Какие птицы могут оставить маленькие следы?
— Синичка. Снегирь. Маленькие попугайчики, птенцы птиц, цыплята.
— Скажите ребята, а среди этих птиц есть попугайчик?
— Нет.
— Идём дальше.
2
Дети подходят к столу, на котором расположены картинки птиц на подставках, деревья и домик.
— Ребята посмотрите сколько птичек? Много.
— Они просят вас им помочь. Надо распределить птичек так: домашних к домику поставить, а диких в лес.
Дети раскладывают птичек, объясняют свой выбор, называют птичку. Говорят дикая она или домашняя.
— Все молодцы, помогли птичкам найти своё место, где они живут. Среди этих птичек есть попугай?
— Нет.
— Продолжим своё путешествие. Подходите, ребята к следующему столу. Посмотрите на нём две пустые кормушки, а возле кормушек сидят птички. Кто сидит возле первой кормушки?
— Воробей.
— А возле второй кормушки?
— Синичка.
— Ребята, а что мы пожжем сделать, чтобы птички не были голодными?
— Подкармливать птичек.
— Замечательно, правильно. Особенно зимой, когда птички не могу сами найти себе корм, мы с вами можем их угостить. Давайте вспомним, что же любит кушать синичка, а что воробей.
— Синичка любит сало, семечки. Воробей любит лакомиться крошками хлеба или батона, ягодами рябины, пшеном.
— Посмотрите, в тарелочках разное угощение. Выберите себе птичку и угостите её.
Дети по очереди говорят, какую они птичку будут угощать и чем и кладут угощение в тарелочки, которые стоят в клетках.
Включается запись голосов птиц.
— Ой, а кто это кричит?
3
— Ворона.
— А это чей голос?
— Это кукушка.
— Правильно. А давайте и мы с вами превратимся в птичек. Полетели на коврик.
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны
Кар – кар! Кар – кар! (Дети прыгают на коврике, размахивают руками, как крыльями).
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали.
Кар – кар! Кар – кар! (Дети ходят по коврику, кричат как вороны).
Только к ночи умолкают,
Спят вороны, отдыхают.
Кар – кар! Кар – кар! (Дети садятся на корточки, ручки под щёчки – засыпают).
— Отдохнули. А теперь подойдите к доске. На ней картинки.
Глядя на них, давайте расскажем о птичках.
— У птичек есть клюв, крылья, две ноги, голова, туловище, тело покрыто перьями, они откладывают яйца и строят гнёзда.
— А зачем птичкам перья?
— Летать.
— Я вам хочу про птичьи пёрышки ещё немножко рассказать. Проходите за столы и присаживайтесь.
На столах пёрышки, тарелочки с водой, салфетки.
— Возьмите по пёрышку, рассмотрите его, потрогайте. Какое оно?
— Мягкое, нежное, пушистое, красивое, лёгкое.
4
Эксперимент №1
Тема: «Летает ли пёрышко?»
Цель: определить, что сухое пёрышко летает.
Материал: птичьи перья.
Ход:
— Ребята, возьмите пёрышко двумя пальчиками. Поднимите наверх и отпустите перо. Что происходит? Пёрышко плавно летит и тихонечко опускается вниз.
Вывод: пёрышко летает, потому что оно лёгкое, нежное, сухое.
Ребята, а если пойдёт дождь, что станет с пёрышками у птички? Давайте проверим.
Эксперимент №2
Тема: «Летает ли мокрое пёрышко?»
Цель: определить, что мокрое пёрышко не летает.
Материал: перья птиц, тарелочки с водой, салфетки.
Ход:
— Возьмите пёрышки и окуните их в воду. Какое стало пёрышко?
— Мокрое, не пушистое.
— Теперь это пёрышко поднимите наверх и отпустите его. Что происходит с ним?
— Оно не летает, сразу падает вниз, стало тяжёлым от воды.
— Кладите пёрышки на салфетки.
Вывод: мокрое перо не летает.
— Ребята, птичка если попала под дождь, старается не летать, потому что её перья промокают и становятся тяжёлыми и не пушистыми. Но когда дождик кончается, птичка высушивает свои перья на ветру и солнышке.
Эксперимент №3 (проделывает педагог).
Тема: «Тёплый ветерок сушит пёрышко».
Цель: выявить, что мокрое пёрышко можно высушить тёплым ветерком.
5
Материал: фен, мокрое перо птицы.
Ход:
— Я возьму фен, включу его. У нас получился тёплый ветерок. Подставьте свои ладошки. Что чувствуете?
— Ветерок дует. Ветерок тёплый.
— А сейчас под струю ветерка я подставлю мокрое пёрышко. Посмотрите, что с ним происходит? Оно высыхает. Стало сухим и пушистым.
Вывод: пёрышко можно высушить тёплым ветерком.
Ребята, а чей это голос? Давайте посмотрим. Педагог ведёт детей к спрятанной клетке с попугаем. Кто это?
— Попугай.
— Мы нашли Кеша для тебя друга. Кеша стал весёлым и благодарит вас за помощь, говорит спасибо и дарит медальки.
Детям одевает педагог медальки.
— А сейчас давайте рассмотрим Кешиного друга.
6
Литература
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 3 – 4 лет. Младшая группа. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. -32 с.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4 — 5 лет. Средняя группа. Ч. 2. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. -32 с.
3. Хочу всё знать про всё на свете. Справочник для детей. Ридерз Дайджест. Германия, 2001. – 398 с.
7