Конспект урока экологии на тему «Свойства воздуха»
Конспект разработала воспитатель МДОУ №135
Корж Любовь Владимировна
Свойства воздуха
Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, таз с водой, лодочка с дыркой и целая лодочка, глобус.
Ход занятия:
Воспитатель: (покрутив глобус).
Что вы видите у меня в руках? (глобус). Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.
Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый).
А как вы думаете, что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым и синим)? Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе — это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.
Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Назовите их, пожалуйста?
Дети: Северный — ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океан.
Воспитатель: Кто живет в океане?
Дети: Рыбы, киты, дельфины (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их).
Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в океане, скажите, а где живут люди?
Дети: Люди живут на земле, т.е. на суше.
Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Вы со мной согласны? (Ответы).
Эксперимент «Дождик в стакане»
Воспитатель: Что это?
Дети: Это стакан.
Воспитатель: В стакане что-то есть?
Дети: Ничего нет. Стакан пустой.
Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть, у вас есть другие предположения?
Дети: В стакане воздух.
Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Воздушный океан. Именно так называется пятый океан, в котором мы с вами живем.
Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.
(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть?)
Дети: Вода вытечет, выльется.
Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?
Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться, т.е. атмосферное давление не позволяет воде вытекать.
Воспитатель: А что такое воздух?
Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг — направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?
Дети: Нет, не видим, он невидимый.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!
Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!
Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»
Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).
Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.
Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?
Дети: Да, нужен.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).
Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы.
Воспитатель: Кому не нужен воздух?
Дети называют объекты неживой природы.
Наблюдение «Воздух легче воды»
Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.
Воспитатель: Что вы видели?
Дети: Предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.
Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?
Дети: Пузыри – это воздух.
Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?
Дети: Камень падал вниз, потому-что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому-что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.
Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.
Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?
Дети: Нет, он принимает форму того предмета, в котором находится.
Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.
Воспитатель: Что находится внутри игрушек?
Дети: (воздух).
Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших игрушках?
(Воспитатель берет холодную пластмассовую бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в миску с горячей водой).
Воспитатель: Что происходит с шаром?
Дети: Он надувается.
(Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом.)
Воспитатель: Что происходит с шаром?
Дети: Шар не надувается.
Делают вывод: четвертый секрет воздуха — При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Игра: Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.) Что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Дети, держась за руки, расширяют круг. Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа).
Упражнения повторяют 4-5 раз.
Опыт с лодочками
Перед вами две пластмассовые лодки с пробоиной (с дыркой), другая целая – без пробоины (без дырки). Сейчас мы с вами проверим, утонет ли лодка, если ее опустить на воду. Сначала возьмем лодку без пробоины (без дырки) и опустим ее на воду.
Воспитатель: Что происходит с лодкой?
Дети: Она держится на воде, не тонет.
Теперь берем лодку с пробоины (с дыркой) и опускаем на воду
Воспитатель: Что происходит с лодкой?
Дети: Лодка заполняется водой и тонет.
Воспитатель: Что же удерживало первую лодку на поверхности воды?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Почему утонула вторая лодка?
Дети: Когда вода вытеснила воздух, лодка утонула.
Делают вывод: Пятый секрет воздуха – вода вытесняет воздух.
Наблюдение «Чем пахнет воздух»
Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).
Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла?
Воспитатель: Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу. А теперь давайте вспомним, с каким океаном мы сегодня познакомились?
Дети: С воздушным.
Воспитатель: Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или не много пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы живем в нем и дышим им.
Воспитатель: Какие секреты воздуха вы сегодня узнали?
Вот про эти секреты воздуха вы можете рассказать своим родителям. А наше занятие окончено.
Список литературы
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
Дыбина О.В.Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез,2006.
Жданова И.К. -Детский географический атлас. Мир и человек. – М.: «Картография» ГУГК,1985.
Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 7. — с. 18.
Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.
Разина О.Л. Играя, изучаем природу // Дошкольное воспитание. — 1995. — №7.-с. 16-18.