Чайко Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Кадетская средняя
общеобразовательная школа №2»
г. Рубцовска Алтайского края
Тема «Экологическое равновесие в природном сообществе».
Цель. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.
Задачи.
1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
2. Развивать познавательную активность и устную речь учащихся.
3. Воспитывать сдержанность, умение выслушать ответы одноклассников.
Оборудование. Кубики разного цвета, толковый словарь С.И.Ожегова, портрет В.Высоцкого, мультимедийное оборудование.
Ход урока.
1 Организационный момент.
Сегодня будем думать, анализировать и рассуждать
Нужны ли все в природе должны мы доказать
Букашка, травка, и любой зверёк
2 Метапредметная тема.
25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 74 года. Его песни поют и помнят. Сегодня мне хочется начать урок со стихотворения В.Высоцкого «Натянутый канат»
« Посмотрите – вот он
без страховки идёт.
Чуть правее наклон –
упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон-
всё равно не спасти…
Но должно быть, ему очень нужно пройти
четыре четверти пути.»
-О ком это стихотворение?
— В чём опасность его профессии?
-Что такое равновесие?
-Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре С.И.Ожегова(Состояние покоя, в котором находится какое то тело под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающих сил) Значит равновесие это устойчивое соотношение между чем-нибудь.
-В окружающем нас мире есть равновесие?
-Как вы думаете, где или в чём нужно соблюдать равновесие?
-Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой)
-Давайте, сегодня на уроке объединим эти два понятия и поговорим о природном и экологическом равновесии.
— Что вы уже знаете об этом?
3 Работа по теме урока
1)Давайте рассмотрим это на примерах. По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми.
-Почему?
-А помогали ли деревья реке? (В лесу много снега, он медленнее тает, дольше сохраняется влага дождей)
-То есть происходил обмен: река питала растения, а растения реку. Вот пришли люди и вырубили деревья.
-Что произойдёт с рекой? (Река обмелеет и может совсем высохнуть)
-Это значит, между ними нарушится экологическое равновесие. Кажется всё просто, но одновременно сложно. Не задумываясь над своими действиями люди могут значительно навредить природе.
-Стараясь увеличить стада оленей на севере нашей страны, люди начали истреблять волков. На них охотились даже с вертолётов. Вскоре их стало значительно меньше. Но и оленей больше не стало, многие стали болеть, трудно стало их прокормить. Почему?
2)Просмотр отрывка мультфильма по мотивам сказки В. Бианки «Как дед великое равновесие нарушил»
-О чём дед пошёл просить совушку?
3)Работа с учебником стр.127-128
-Что объединяет живые существа в природное сообщество?
3)Рассмотреть цепи питания.
Физминутка
-Посмотрите, у меня на столе из кубиков построена башенка. Внизу зелёные кубики – растения, а следующие ряды животные. Что будет, если мы возьмем один кубик внизу башенки, или даже во втором ряду?
Вывод прочитаем на стр.132.
Игра «Найди ошибку в цепи питания»
Мышь —— пшеница —— лиса
дуб —— волк—— кабан
4)Работа в группах. Рисование плакатов «Будем беречь природу». Защита и выставка плакатов
4 Итог урока.
-Как должен человек вести себя в природе?
-Закончить наш урок мне хочется стихотворением Бориса Заходера «Про всех на свете»
Все-все на свете- на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки.
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Литература:
1.В.Высоцкий. Сочинения том1 Издательство «Локид-Пресс» Москва2002г
2.Т.Ю.Целоусова Т.В.Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3класс Издательство «Вако» Москва 2005г.
3.О.А.Исакова Поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой 3 класс Издательство «Учитель»2006г
4. Мультфильм по мотивам сказки В. Бианки «Как дед великое равновесие нарушил» Киностудия Союзмультфильм