Республика Казахстан,Жамбылской область, Байзакского район, село Сарыкемер
Средная школа 40 лет имени Казахстана
Конспект урока по экологии в 5 классе
«Я и мир вокруг меня»
.
Подготовила: учитель экологий Жанназаров Нурлыбек Темирбекович
Сарыкемер,2014
Форма проведения – час общения с элементами тренинга
Цель:
Создать условия для формирования среди учащихся представлений о ценностях, существующих в среде окружающих их людей
Задачи:
1. учить детей выражать свою точку зрения и уметь выслушивать мнения других;
2. учить детей находить главное, делать выводы, анализировать ситуации;
3. способствовать процессу самовоспитания, саморазвития среди учащихся.
6.Оборудование:
проектор, экран, музыкальное оформление на СD.
7. Оформление: доска с цитатами, листы белой бумаги, раздаточный материал (фломастеры, рисунок с кактусом, музыка, листочки с качествами личности по одному на стол – группу, треугольники-колючки 6, цветочки 6).
8. Описание классного часа:
План занятия.
(Ученики сидят группами по 5-6 человек за столом, всего четыре группы, лицом к учителю и друг к другу).
Эпиграф: Тот, кто думает, что может обойтись
без других, сильно ошибается; но тот,
кто думает, что другие не могут обойтись
без него, ошибается ещё больше»
Ф.Ларошфуко.
Организационный момент, приветствие, этическая разминка.
Введение в тему занятия.
Работа в группах, дискуссия, вывод.
Притча, рефлексия.
Итог занятия, выводы.
Ход занятия
«Тот, кто думает, что может обойтись
Без других, сильно ошибается; но тот,
Кто думает, что другие не могут обойтись
Без него, ошибается ещё больше»
Ф.Ларошфуко.
1. Организационный момент. Приветствие. Этическая разминка.
Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу!
Здравствуйте, кто любит учиться!
Здравствуйте, все те, кто любит веселиться!
Здравствуйте все те, кто любит играть на компьютере!
Здравствуйте все те, кто любит танцевать!
Здравствуйте все те, кто пришел к нам в гости!
Здравствуйте все те, кто настроен участвовать в нашем кругу друзей и одноклассников.
Произнесите слово «Здравствуйте» с разной интонацией: быстро, медленно, задумчиво, сердито, недовольно, весело, радостно.
Как вы думаете, зачем я провела эту игру? Изменилось ли ваше состояние?
2. Введение в тему занятия:
Тема нашего разговора сегодня «Я и мир вокруг меня». Почему именно эта тема? Да потому, что мы не Робинзоны и не живём на необитаемом острове. Мы живём среди людей. Что бы вы вложили в понятие «Мир вокруг меня»?
( Друзья, семья и близкие люди, школа и одноклассники, окружающие нас люди).
На доске появляется схема (см. приложение №1)
Люди во все времена пытались выработать универсальные правила взаимоотношения людей.
Заповедь «Возлюби ближнего как самого себя» стара, как мир. А золотое правило этики гласит «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Вы слышали о таких правилах? А другие люди знают об этих правилах?
Почему люди знают, как нужно поступать, а поступают наоборот?
( высказывания детей)
3. Работа в группах.
.Что мешает нашим взаимоотношениям?
( на карточках слова, обозначающие качества характера см приложение №2)
Дети пишут на листочках, прикрепляют на доску и комментируют.
Что получилось? Кактус колючий, а колючки мешают нам жить в согласии с другими людьми. Но кактус цветёт! И мы можем украсить наше растение цветами – положительными качествами.
(учащиеся пишут положительные качества характера на цветочках и украшают кактус).
Что же нам мешает поступать хорошо по отношению к другим людям?
(высказывания детей).
4. Притча.
Маленький мальчик Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Тогда Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить будучи таким маленьким, …… -самого себя.
— О чём эта притча? Какой вывод вы сделали для себя? В чём бы вы хотели изменить себя?
Но, можно много и правильно рассуждать о том, что хорошо, а что плохо, не совершая никаких поступков, а иногда поступая и наоборот. Я предлагаю выработать определённые правила поведения для нашего класса. Как известно, можно всё, кроме того, что нельзя. Для этого я предлагаю к рассмотрению ситуации. Прочитав их, придите к определённому решению, и затем пусть каждая группа предложит одно правило «Нельзя…»
На доске появляется запись:
Нельзя посягать на другого человека.
Нельзя мешать другим.
Нельзя не работать.
Нельзя жить только для себя.
5.Рефлексия
И в заключение хотелось бы сказать, что все мы разные, у каждого свой характер, свои особенности, но мы должны находить взаимопонимание и с одноклассниками и окружающими нас взрослыми людьми. В заключение, скажите друг другу спасибо за совместную работу, пожмите друг другу руки и обязательно улыбнитесь. А поскольку, 2008 -2009 учебный год объявлен годом добрых дел, завершить нашу встречу позвольте песней «Дорогою добра».
Приложение №1
Приложение 2
жадность мудрость лукавство жалость щедрость нежность храбрость терпеливость трудолюбие весёлый нрав Гнев Ярость Враждебность Огорчение Ненависть Агрессия
|
Список использованной литературы
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В.. Экология. Человек-экономика-биота-среда., М., «ЮНИТИ», 2007.
2. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2001.
3. Ильин В.И.. Экология, М., «Перспектива», 2007.
4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.